Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и состав сферы культуры на муниципальном уровне. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Понятие "сфера культуры" является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: "культура и искусство" и "средства массовой информации". В данном учебном пособии будет использоваться широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называть культурными благами. Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы: Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности местного самоуправления могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры (музеи, галереи, библиотеки и т.д.). Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.). Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Роль органа управления культурой на уровне местного самоуправления должна заключаться в создании системы взаимодействия органов власти и управления различных уровней, а также условий саморазвития и партнерства с общественными организациями и структурами социального сектора в осуществлении культурной политики.
Полномочия органов местного самоуправления в области культуры определены в Федеральном Законе №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», среди вопросов местного значения различных типов муниципальных образований определены и те, что касаются управления сферой культуры. Управление в местном самоуправлении в сфере культуры и досуга представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, которые позволяют значительно повысить культурный уровень муниципального образования. 2. Стратегическое планирование муниципального экономического развития. Концепция городского маркетинга и стратегическое планирование муниципального экономического раз- вития Идея стратегического планирования формировалась в 1980-е годы под воздействием концепции городского маркетинга в США. В основе этой концепции лежит использование в практике муниципального управления методов корпоративного стратегического маркетингового планирования. Город рассматривается как экономический субъект, который должен при- влечь на свою территорию бизнес, эффективно отрекламировав себя, представив свои ресурсы — материальные, трудовые, финансовые, интел- лектуальные. Постулат этой концепции таков: будущее неопределенно и подвижно, поэтому город должен формироваться как единая система, спо- собная адаптироваться к внешним воздействиям и находить для этого адек ватные пути. Основой выживаемости города является поддержка отрас- лей, которые соответствуют его конкурентным преимуществам. И нако- нец, данная концепция подразумевает активное использование возможно- стей общественного участия в управлении, развитие общественно-частно- го партнерства, достижение консенсуса между всеми членами городского сообщества. Стратегический план развития города, конечно, отличается от плана корпоративного, прежде всего своей общественной сущностью и другими целевыми критериями. А объединяет их следующее: долгосрочность, ори- ентация на поиск полюсов роста, мобилизация всех возможных ресурсов для их поддержки.
Классический, в западном смысле слова, стратегический план составля- ется на длительную перспективу (как правило, больше 20, иногда до 50 лет). После тщательного анализа своей экономики, демографической структу- ры, ресурсов город формулирует цели на более или менее далекую пер- спективу, под них определяются полюса роста, а также приоритетные про- граммы и проекты для активизации этих полюсов. Как правило, в ходе раз- работки стратегического плана поступают десятки и сотни предложений, но из них отбираются пять-десять конкретных приоритетных программ, которые и будут получать первоочередное бюджетное финансирование в условиях ограниченных финансовых ресурсов. На выходе стратегический план, как правило, является сравнительно небольшим по объему, но емким по содержанию документом. Обратим внимание на некоторые другие особенности городских страте- гических планов. Во-первых, это в основном декларативные документы — в западных странах ни в одном таком плане, как правило, не определяются жесткие сроки, конкретные мероприятия и объемы финансирования, от- ветственные лица и т.д. Это своего рода общественный договор, на основе которого потом разворачивается конкретное планирование. Во-вторых, это гибкие документы, с высокой степенью адаптированности к условиям среды, в них с самого начала заложена возможность обратной связи и кор- рекции поставленных целей. В Европе классическими примерами использования стратегического подхода к планированию стали Мюнхен и Барселона, интересен опыт Пра- ги, Кракова, Будапешта и целого ряда других больших и малых городов. Расширяется опыт стратегического планирования и в российских городах. Структура и этапы разработки стратегического плана муниципального экономического развития Стратегическое планирование в каждом городе осуществляется по свое- му специфическому сценарию, обусловленному конкретной социально- экономической ситуацией, имеющимися ресурсами, вовлеченными в про- цесс планирования силами и целым рядом других факторов. Поэтому о ме- тодических основах этого процесса можно говорить только в общих чер- тах, выделяя три основных этапа: разработка концепции стратегического плана, составление стратегического плана, а также реализация плана и мо- ниторинг его выполнения. Принципиальная схема работы над стратегическим планом, сложившая- ся в Институте экономики города по результатам работы в ряде россий- ских городов, представлена в таблице 12.1. При этом продолжительность этапов носит рекомендательный характер и может корректироваться в за- висимости от ситуации в конкретных городах. Рассмотрим каждый этап подробнее.
Этап 1. Разработка концепции стратегического плана. На этом этапе прежде все- го необходимо понять, что собой представляет данный город, и определить направления его развития. Собирается и обрабатывается информация о го- роде, изучаются ресурсы и условия городского развития, проводится СВОТ-анализ с участием разработчиков плана и других экспертов и, собст- венно, формируется сама концепция. В ходе формирования концепции ана- лизируются возможные сценарии развития города, из которых впоследст- вии будет выбран наиболее реальный, составляется перечень основных на- правлений развития, целей и соответствующих им целевых программ.
Этап 2. Составление стратегического плана. На этом этапе генеральные направ- ления, определенные в концепции, развертываются в целевые программы. Целевые программы содержат описания преобразований и проектов, кото- рые потом будут более конкретно описаны в текущих планах на предмет "привязки" к ним конкретных ресурсов, исполнителей, сроков. Этап 3. Реализация и мониторинг стратегического плана. План может реализо- вываться в течение достаточно длительного периода. Целевые программы, разработанные на предыдущем этапе, конкретизируются в ходе годового планирования, прежде всего финансового. Важнейшие условие успеха реа- лизации стратегического плана — мониторинг изменений внешней среды и реализации самого плана с периодическим получением срезов социально- экономической ситуации в городе, а также оценка эффекта от реализации плюс ежегодная конкретизация плана. Организация работы по стратегическому планированию муниципального образования Организовать деятельность по разработке и реализации стратегическо- го плана муниципального образования можно по-разному, и зависит это от конкретной ситуации в городе. Можно выделить как минимум четыре ва- рианта. Первый — чисто административный. Он предусматривает формирова- ние структуры (создание новой или трансформация существующей), как правило, в штате городской администрации, которая будет отвечать за со- здание плана и его реализацию. Эта структура будет координировать учас- тие в стратегическом планировании всего остального местного сообщест- ва. Именно такой подход был реализован, в частности, при разработке стратегического плана развития Питсбурга (см. с. 276). Второй вариант предусматривает создание временной рабочей группы для работы над стратегическим планом. Она может быть несколько дис- танцирована от администрации, но администрация представлена в ней экспертами и финансирует, по крайней мере частично, работу группы. Со- бирается данная группа чаще всего только на время создания плана, а даль- нейшим мониторингом могут заниматься сотрудники местной админист- рации. Такой вариант более распространен в небольших городах, так как отличается большей мобильностью и меньшей ресурсоемкостью по срав- нению с вариантом создания специализированных структур для разработ- ки стратегического плана.
Согласно третьему варианту, тоже достаточно распространенному, сто- ронняя организация (университет, бизнес-ассоциация, консалтинговая фирма и т.п.) заключает договор с местной администрацией на создание и сопровождение реализации стратегического плана. Наконец, четвертый вариант предполагает создание специализирован- ной организации для работы по стратегическому плану, например — Агент- ства экономического развития. Этот вариант может быть самым эффек- тивным с точки зрения организации работы, но в то же время он один из наиболее ресурсоемких. Создаваемая организация должна быть некоммер- ческой и объединять всех представителей города, прежде всего власть, бизнес, общественность. По сути, это независимый мозговой центр для мо- ниторинга социально-экономического положения города и разработки ре- комендаций по планированию его развития и непосредственно по эконо- мическим преобразованиям. В России в настоящее время вопросами стратегического планирования чаще всего занимаются административные структуры, в большей или меньшей степени привлекая к этой работе сторонние организации или от дельных экспертов. Отчасти это можно объяснить объективными россий- скими причинами — отсутствием сети соответствующих специализирован- ных консультантов, сложностью оплаты их услуг за счет бюджета и т.д. Од- нако, с другой стороны, для городов, особенно небольших, концентрация "стратегов" местного развития непосредственно в управляющих органах местной власти является вполне объективным явлением. Подтверждением тому могут считаться данные по США, приведенные в одном из опросов ICMA. Билет №14
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.012 с.) |