Комплексный подход к оценке проблемы неуспешности обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный подход к оценке проблемы неуспешности обучения.



У детей младшего школьного возраста, как правило, не встречается больше 3 смысловых групп, в старшем возрасте – 4 группы.

Триединая цель урока
(в дидактике прошлого) = Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Целеполагание, целеосуществление, целеустремленность

l Триединая цель урока (ТЦУ) – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта:

познавательный, воспитательный и развивающий Познавательный аспект ТЦУ = Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-то других - значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат; Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, прочность;Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.«Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достичь на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого» (В.Ф. Паламарчук).

Развивающий аспект ТЦУ = а) Развитие сенсорной сферы

Развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи;б) Развитие двигательной сферы Овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движения, развитие мышц;в) Эмоциональная сфера Проявление восхищения, удивления, негодования, сочувствия, сопереживания и т. д. г) Развитие речи

Обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания), усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность), овладение художественными образами, выразительными свойствами языка, свободное владение терминологией предмета.

Развитие мышления Учить анализировать Учить сравнивать; Учить выделять главное; Учить строить аналогии; Учить обобщать и синтезировать; Учить доказывать и опровергать; Учить определять и объяснять понятия; Учить ставить и развивать проблемы.

Воспитывающий аспект ТЦУ = Воспитание Мировоззренческих взглядов и мировоззрения;Умений сотрудничать в коллективе, проявляя гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплинированность, ответственность, честность;Умений общаться, демонстрируя культуру внутренних нравственных отношений;Культуры учебного труда;

Способности и готовности к самосовершенствованию, умений формулировать и отстаивать собственную точку зрения;Ответственного отношения к учебному труду, собранности, усердия;Активной гражданской позиции, патриотизма, законопослушания;Интереса и потребности изучения предмета, самообразования.

12) Традиционный урок и объяснительно-иллюстративный метод обучения. Российская педагогическая энциклопедия: «Урок как единица учебного процесса, организуемого учителем, характеризуется рядом непременных черт (требований), не зависящих ни от особенностей учителя, ни от своеобразия состава учащихся, обеспеченности школы оборудованием и т.д.», к числу которых относятся: Единство обучающей и воспитывающей функции;Стимулирование познавательной активности учащихся; Обеспечение развития познавательной самостоятельности;Урок представляет собой органическое целое с единой дидактической целью, которой подчинены, все без исключения его элементы;Каждая часть урока и урок в целом должны быть построены с учетом закономерностей усвоения

Философская основа: гуманизм, антропософия, педоцентризм, прагматизм

Источники психического развития человека: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические

Концепции процесса усвоения общественного знания отдельным человеком: интериоризаторские, бихевиористские, ассоциативно-рефлекторные, суггестивные, нейролингвистическое программирование

Ориентация на личностные структуры:

в информационных технологиях осуществляется формирование школьных знаний, умений и навыков (ЗУН);

операционные своей главной задачей обеспечиваютформирование способов умственных действий (СУД);

технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ);

эвристические — на развитие творческих способностей;

прикладные – формирование действенно-практической сферы личности (ДПС)

По характеру содержания и структуры: обучающие, воспитательные, общеобразовательные, профессиональные, гуманистические, технократические, моно- и поли-технологии, проникающие

По организационным формам: Классно-урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, коллективных способов обучения, дифференцированного обучения

По подходу к ребенку: авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания личностно-ориентированные, гуманно-личностные

Технологии бывают массовыми, компенсирующими, виктимологическими продвинутого образования для работы с трудными или одаренными детьми

по типу управления познавательной деятельностью: традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге), дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»), программированное (компьютерное, программное, система «консультант»)

Взаимодействие учителя с учеником может быть: разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным); направленным (индивидуальным)

 

15) Личностно-ориентированная педагогика и личностно-ориентированные технологии обучения: разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения и технологии сотрудничества;

Технологии личностно-ориентированного обучения разноуровневое обучение;коллективное взаимообучение; сотрудничество.

Технология разноуровневого обучения различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала;

Выделены категории:

малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени

Школа с уровневой дифференциацией Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов;Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников

Упражнение «Сложные ассоциации»

Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов в шифре, обозначенные буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Запись ответов ведется испытуемым на листе бумаги следующим образом: пишется номер пары слов из набора и через черточку ответ — буквой

Компьютерные игры

20) Инновационные методы обучения студентов: технологии дистанционного обучения и электронное интерактивное обучение в вузе.

Различают несколько моделей обучения:пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

интерактивная - взаимодействие.

Принципы интерактивного обучения: индивидуализация; гибкость; элективность; контекстный подход; развитие сотрудничества; использование методов активного обучения.

Усвоение материала. При лекционной подаче материала –

не более 20-30% информации, При самостоятельной работе с литературой — до 50%, При проговаривании — до 70%, При личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%.

Дистанционная технология обучения. Дистанционное обучение - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств,

которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Дистанционное образование - система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей деятельности.

Информационно-образовательная среда дистанционного обучения –системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентирующаяся на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Преимущества дистанционного обучения. Гибкость Модульность Параллельность Экономичность Охват Технологичность Социальное равноправие Интернациональность Новая роль преподавателя

Недостатки дистанционного обучения. Отсутствие живого контакта между преподавателем и студентом;Отсутствие живого общения между студентами;Высокая трудозатратность на первом этапе создания учебных курсов для дистанционного обучения;Студенты должны иметь обязательный доступ к техническим средствам обучения (как минимум – компьютер, модем, электронная почта и доступ в интернет);Может создавать значительную нагрузку на сеть; Невозможность 100% контроля над знаниями студентов.

Электронное интерактивное обучение. образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (Интернет и корпоративные сети). Средства и методы электронного интерактивного обучения. интерактивные ресурсы и материалы, электронные библиотеки и ЭБС, обучающие материалы и курсы, обсуждения в реальном режиме времени, чаты, видеочаты, электронная почта, видеоконференции, видеоконсультации и программные приложения совместного использования (разделяемые рабочие пространства). Инструменты электронного интерактивного обучения. Веб-конференции Онлайн-семинар Вебинар.

Преимущества электронных интерактивных форм обучения. Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы; Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности; Актуальность и оперативность получаемой информации; обучающиеся оказываются вовлеченными в решение глобальных, а не региональных проблем – расширяется их кругозор; Гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети; Использование таких форм, как календарь, электронные тесты (промежуточные и итоговые), позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса; и т.д. Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем. Они делают образование более индивидуальным.

 

21) Метод изучения ситуаций (case study). Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Метод конкретных ситуации предполагает:подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики бизнеса; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами; совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения". Принципы формирования конкретной ситуации. Во-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. Во-вторых, учебная ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. В-третьих, работа с ними должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции в бизнес-процессах. Таким образом, идеальная конкретная ситуация - это:занимательная история конкретного бизнеса или имевшегося случая из истории данного бизнеса; головоломка, требующая решения; обилие информации, анализ которой не тривиален и требует поиска дополнительной информации; актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем; более или менее типичная ситуация, совпадающая в главном — "теории" вопроса. Комплект материалов для работы с учебной конкретной ситуацией включает:собственно сама ситуация (текст с вопросами для обсуждения); приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копия финансовых документов, публикации, фото и др.); заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие события); записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору ситуации. Письменное представление любой ситуации должно включать: титульный лист с кратким, запоминающимся названием ситуации (в примечании указываются автор и год написания); введение, где упоминается герой (герои) ситуации, рассказывается об истории фирмы, указывается время начала действия; основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема; заключение, где ситуация может "зависать" на том этапе своего развития, который требует соответствующего решения проблемы. Источники конкретных ситуаций. Первый вариант - за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации. Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. Третий, наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации.

Проблемное обучение. система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Этапы проблемного обучения: информационные, не требующие творческой активности личности, тренировочные, включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения. Формы проблемного обучения: проблемное изложение - преподаватель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение - преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами; творческое обучение - студенты и формулируют проблему и находят ее решение. Этапы познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация - проблема – поиск способов рещения – решение проблемы. Общие функции проблемного обучения: усвоение студентами системы знаний и способов умственной практической деятельности;развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов;формирование диалектико-материалистического мышления студентов (как основы). Специальные функции проблемного обучения: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности). Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов: Первый: студенты не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Второй: столкновение студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий: имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Четвертый: имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.

22) Метод проектов. Цель метода - развитие самообразовательной активности у студентов. Проект определяется как организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности студентов под руководством преподавателя является новое знание. Причины использования метода проектов: необходимость не передавать студентам знания, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений; актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему; умение пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: Этапы проектирования учебной деятельности на основе метода проектов определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");выдвижение гипотезы их решения; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Область применения метода проектов сбор данных в разных странах, регионах, городах сопоставление наблюдений за природными и социальными явлениями;сравнительное изучение событий, фактов для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решений;совместная познавательная деятельность. Требования, предъявляемые преподавателю при реализации метода проектов:Готовность к самостоятельной разработке методов управления поисковой и исследовательской работой студентов. Владение методом «мозговой атаки», проведения «круглого стола», статистическими методами. Активное сотрудничество преподавателей, ведущих различные предметы.

Программированное обучение. Цель - повышение эффективности управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. Обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями.

Роль преподавателя - отслеживание психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны алгоритмы программированного обучения:прямолинейный, разветвленный, смешанный и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.

Принципы программированного обучения малых шагов — учебный материал делится на малые части (шаги), чтобы обучаемым было легче им овладеть, немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос студент может проверить правильность ответа и только при полном совпадении его ответа с правильным он может переходить к следующему шагу. индивидуализации темпа учения — студент работает в оптимальном для себя темпе, постепенного роста трудности — значительное на первых шагах число наводящих указаний постепенно уменьшается, тем самым повышая степень трудности заданий, дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами, единообразного хода инструментального учения — принцип программ с линейной структурой.

Исследовательский метод обучения. организация поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Функции исследовательского метода обучения: организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Сущность исследовательского метода обучения - преподаватель формулирует студентам проблему, а они самостоятельно ищут её решение. В данном случае предполагается применить исследовательский метод не на отдельном занятии, а в целом по дисциплине (возможно факультативе).

Основные составляющие метода: выявление проблем – выработка и постановка гипотез – наблюдения, опыты, эксперименты – суждения и умозаключения, сделанные на их основе.

Организация комплексного применения исследовательского метода обучения. Выбор межпредметной темы:Должна позволять студентам пройти этапы научного исследования,быть достаточно объёмной. Подбор группы студентов, активно участвующих в изучении межпредметной темы: Группа посещает занятия в обязательном порядке,(другие студенты приглашаются пожеланию) Непосредственное руководство исследованием студента ведёт преподаватель – «посредник» он «находится» между студентом и процессом добывания новых знаний.

23) Модульные учебные программы и принципы их построения. Принципы модульного обучения и их связи с общедидактическими принципами

Принципы модульного обучения. принцип модульности; выделения из содержания обособленных элементов;динамичности;действенности и оперативности знаний и их системы;гибкости; осознанной перспективы;разносторонности методического консультирования;паритетности (по П.A. Юцявичене)

структура мп

 

Комплексный подход к оценке проблемы неуспешности обучения.

Подробная классификация причин неуспеваемости (П.П. Борисов, 1980) Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс; Социально-бытовые причины; неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие режима дня, безнадзорность; Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, нарушение функций ЦНС; Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Теория неуспеваемости в настоящее время. М.М. Безруких: проблема неуспеваемости требует комплексного подхода специалистов и является и педагогической, и медицинской, и психологической и социальной.Для выявления причин требуется комплексное обследование.Специалисты считают, что в разные возрастные периоды ведущие причины неуспеваемости могут отличаться: начало обучения в школе, период половой зрелости – преобладают психофизиологические причины, в остальные периоды – социальные причины.

Диагностика причин школьной неуспеваемости. Этапы работы по определению причин, вызывающих трудности в обучении:Сбор предварительных данных об ученике, их анализ;Диагностика с использованием методик;Сопоставление результатов первого и второго этапов;Выбор необходимого педагогического воздействия;Правильное построение работы с учеником.

Комплексное обследование ученика. Медицинское (соматоневрологическое) обследование;Психологическая диагностика;Педагогическое исследование (в том числе дефектологическое);Логопедическое обследование.

Универсальные психодиагностические методики:Тест интеллекта Д. Векслера; Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла; Тест Равена умственной работоспособности; Школьный тест умственного развития (ШТУР); Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга; Цветовой тест Люшера, тест на определение уровня школьной тревожности Филлипса, социометрический тест Дж. Морено, ряд проективных тестов.

5) Педагогические системы обучения младших школьников =

Развивающее обучение по В.В. Давыдову;по Л.В. Занкову;

Традиционная начальная школа:«Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива»Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробированы на практике. Результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт.

Особенности развивающего обучения по Л.В. Занкову Л.В. Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратна традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения — дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Особенности развивающего обучения по
Д.Б. Эльконину-В.В. Давыдову

Ученик должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез.

Система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова делается упор не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел.

В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п.

Знания правил, основанные на понимании их причин, лучше запоминаются.

Общеучебные навыки и умения - ПроизвольностьОрганизованностьВниманиеНаблюдательность

Особое внимание надо уделять развитию логической памяти и произвольного внимания. Если они складываются стихийно, то приводят к значительным искажениям и нарушениям обучения. (При переходе из начальной школы в среднюю проводятся тесты для диагностики развития общеучебных умений, на проверку логичности умозаключений и особенностей внимания, см. тест «Группировка» - способность к смысловой обработке запоминаемого материала)

Проблема адаптации к обучению в средней школе = Адаптация к школе в этом возрасте – сложная, не имеющая однозначного ответа теоретическая и практическая проблема;

Педагоги и родители одновременно «овзросляют» пятиклассников (д.б. самостоятельными и организованными) и подчеркивают их «детскость».

Следствие – двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается школьниками, они научаются манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.

Направления работы с педагогами во время адаптационного периода
(начало учебного года в 5-ом классе) = 1. Обсуждение индивидуальных особенностей школьников (повышенная медлительность или
импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям);Замечание: педагоги имеют достаточно общие оценочные характеристики, не учитывающие индивидуальность школьника; 2. Педагогические консилиумы по каждому 5-му классу. Готовятся совместно учителями средней и начальной школы и психологами средней и начальной школы. Основная задача – согласование требований разных педагогов к учащимся, преемственность требований начальной и средней школы.

Разное эмоциональное отношение к уроку учеников 5-х и 7-х классов Для учеников 5-го класса важно: Как учитель рассказывает материал, насколько часто шутит, в какой форме хвалит или ругает учеников;

Для учеников 7-го класса важно:Отношение учителя к ответам учеников, возможность проявить инициативу и самостоятельность, дискутировать на уроке.

Формирование умения учитьсяв средней школе = Умения и навыки, сложившиеся в начальной школе часто не соответствуют материалу и требованиям средней школы;

Целесообразно проводить специальные занятия: Как слушать учителя;Как выполнять домашние задания;За что ставится отметка;Как проверять свою работу;Как можно учиться на собственных ошибках;Как подготовиться к контрольной;Почему иногда не хочется учиться и что с этим делать;Как лучше узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь;Как лучше запоминать;Что такое лень;Как выполнять письменные домашние задания;Как научиться лучше думать и др.

6) Методика «Группировка» - Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп, по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды). Перед каждым воспроизведением дается инструкция.

Правила проведения методики:

Слова читаются с паузой в 1 с между произнесением элементов ряда.

По окончании чтения всего ряда начинается его воспроизведение. Воспроизведение свободное, так как испытуемый должен уловить, что слова можно объединять в группы.

Все воспроизведенные ребенком слова записываются в порядке их называния. Затем предлагается послушать еще раз весь ряд слов.

Читается вновь исходный ряд слов. Затем испытуемый его воспроизводит в свободном порядке. Слова, воспроизведенные им, записываются. Затем идет третье чтение ряда и третье воспроизведение.

Последовательность предъявляемых слов:СолнцеТопольЧашкаЗаяцЛунаШапкаМедведьСоснаЛожкаЮбкаЛипа БлюдцеЗвездаЛисаПлатьеНебоЕлкаБелкаКружкаКофтаИнструкция для первого воспроизведения: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!» Инструкция для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты первый раз говорил, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!» Инструкции для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты говорил первый и второй раз, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Обработка и анализ результатов = Воспроизведенные слова фиксируются в порядке их называния ребенком; определяется объединение слов в группы, относящиеся к категориям: «животные», «деревья», «одежда», «посуда», «небосвод».

Нормальное течение мнемической деятельности со способностью к смысловой обработке материала выглядит так: при первом воспроизведении предъявленных слов объем кратковременной памяти равен 1-4 слов для детей 6-7 лет (в среднем 3 слова). Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается.

При втором воспроизведении общий объем воспроизведенных слов увеличивается на 2-4 слова; появляются 1-2 частично сформированные группы, состоящие обычно из 2 слов.

При третьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова, может возникнуть одна или две группы из всех 4 слов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.07 с.)