Карта-схема общей оценки психологического климата (по А.И. Лутошкину). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта-схема общей оценки психологического климата (по А.И. Лутошкину).



Назначение: общая оценка каждым членом классного коллектива некоторых основных проявлений социально-психического климата (СПК).

Материал: бланки с инструкцией и картой - схемой.

Инструкция: Уважаемый ученик! Перед Вами карта-схема, предназначенная для оценки психологического климата классного коллектива. Мы обращаемся к вам с просьбой заполнить эту карту и тем самым содействовать проводимому исследованию. В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой –качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Сначала прочитайте предложенные слева, затем – справа и в середине отметьте знаком (х) ту оценку, которая наиболее соответствует, с вашей точки зрения, истине. При этом надо отметить знаком (х) ту оценку, которая наиболее соответствует, с вашей точки зрения, истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

3 – свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется достаточно часто, чтобы его заметить;

0 – ни это, ни противоположное свойство (указанное справа), не проявляются достаточно заметно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

3 – свойство проявляется всегда;

Не пропускайте ни одного, даже если вы почувствуете затруднения. Информация, которую мы получим, будет обрабатываться в обобщенном виде, то есть сведения, полученные от каждого члена классного коллектива, суммируется показателях. Благодарим за сотрудничество!

 

Карта- схема общей оценки СПК.

 

Преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроений + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия
В отношениях между группировками внутри существует взаимное расположение и понимание. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах.
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Успехи или неудачи отдельных членов коллектива оставляют равнодушными других, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство.
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми пожеланиями. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Критические замечания носят характер явных и открытых выпадов.  
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение коллектива, когда один за всех и все за одного. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимное обвинение.
Достижение или неудача всего коллектива переживаются всеми как их собственные + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Достижение или неудачи всего коллектива не находят откликов у его членов
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их.
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. + + + - - - 3 2 1 0 1 2 3 К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

Обработка результатов. Цифры 3-2-1-0-1-2-3 перекодируются слева направо в следующем порядке 7-6-5-4-3-2-1, после чего подсчитывается средний балл (по семи балльной шкале), отражающий степень благоприятности СПК коллектива. Для этого складываются все оценки по каждому из 13 вопросов и сумма делится на число этих вопросов, т.е. на 13. Полученное число является коэффициентом субъективной оценки СПК данным членом классного коллектива.

Затем вычисляется коэффициент субъективных оценок СПК, то есть складываются средние оценки всех опрошенных и полученная сумма делится на количество опрошенных учеников. Полученный таким образом средний коэффициент субъективных оценок варьируется от 1,0 до 7,0: чем выше коэффициент, тем более благоприятен СПК.

Интерпретация результатов. В отдельных исследованиях содержится понятие типа СПК и выделяется благоприятный, противоречивый, средне благоприятный и неблагоприятный СПК. Полученный коэффициент субъективных оценок СПК необходимо отнести к одному из 4-х секторов 7-бальной шкалы:

I – благоприятный, здоровый СПК (от 5,5 до 7,0);

II –неустойчивый, но достаточно благоприятный СПК (от 5 до 5,4 баллов);

III – средне благоприятный СПК (от 2,5 до 3,9 балла);

IV - неблагоприятный СПК (от 1,0 до 2,4 баллов).

 

Методика № 11.

Оперативная диагностика социально-психологической атмосферы:

Шкала-опросник Ф. Фидлера.

 

Назначение: оперативная оценка социально-психологической атмосферы, характерной для коллектива в тот или иной период времени.

Материал: бланки с инструкцией и парами качеств.

Инструкция: Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любом коллективе, в том числе и в классе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак х, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

 

Итак, для атмосферы в вашем классе характерны:

Дружелюбие - - - - - - - -Враждебность

Согласие -- - - - - - - - -Несогласие

Удовлетворенность - - - - - - - - - Неудовлетворенность

Увлеченность - - - - - - - - Равнодушие

Продуктивность - - - - - - -Непродуктивность

Теплота - - - - - - - -Холодность

Сотрудничество - - - - - - -Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка - - - - - - - Недоброжелательность

Занимательность - - - - - - - -Скука

Успешность - - - - - - - - Неуспешность.

 

Ключ для обработки результатов: ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак х: чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл и тем благоприятнее ситуация в классном коллективе. Итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 10 (самая благоприятная социально-психологическая атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная атмосфера) баллов.

 

Показатели:

Оценка социально-психологической атмосферы руководителем классного коллектива.

Оценка атмосферы каждым членом коллектива в отдельности.

Средняя оценка социально-психологической атмосферы всем коллективом (средняя арифметическая).

Значительный практический интерес представляет и выяснение того, как члены коллектива воспринимают атмосферу по отношению к себе лично. Сопоставляя эти два показателя (оценка социально-психологической атмосферы во всем коллективе и оценка атмосферы по отношению к себе лично), можно выделить три типа учеников:

те, кто более благоприятно оценивает атмосферу в коллективе, чем отношение к себе;

те, кто существенно не различает оценку атмосферы вообще и отношение к себе лично;

те, кто более благоприятно оценивает отношение к себе, нежели общую социально-психологическую ситуацию в коллективе.

С воспитательной точки зрения наибольшего внимания классного руководителя должны заслуживать ученики первого типа. Существенные расхождения в оценках у них могут быть показателем затрудненности в адаптации (приспособлении, «сживаемости» с другими учениками), известной мнительности, неуверенности в себе. Для третьей категории учеников характерны: критическое отношение к происходящему в коллективе, значительная неудовлетворенность положением дел и повышенная самооценка. В отдельных случаях такие показатели бывают и у учеников, намеренно завышающих в благоприятную сторону отношение к себе.

Интерпретация результатов и выводы. Отрицательная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе свидетельствует о неудовлетворенности ученика (или учеников) положением дел в классе. В этом случае классному руководителю рекомендуется сопоставить свои собственные оценки с оценками лидеров коллектива, с общегрупповыми показателями или с ответами новых членов коллектива.

Многократная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе позволяет руководителю получать достаточно объективные данные о развитии межличностных отношений и использовать эти данные в работе. Анализ индивидуальных ответов и общегрупповых «реальных» и «предполагаемых» показателей, сопоставление их с оценками самого руководителя нередко позволяет внести существенные коррективы в работу с классом, избежать серьезных конфликтов и недоразумений, связанных с «неточностями» в субъективном восприятии мнений других. Результаты опросов также помогают классному руководителю быть чувствительнее ко всему происходящему в классе, улучшают его психологическую наблюдательность.

 

Методика № 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 5183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.01 с.)