Опорно-двигательный аппарат. Заболевания опорно-двигательного аппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опорно-двигательный аппарат. Заболевания опорно-двигательного аппарата.



Формирование правильной осанки

Известно, что для хорошего физического развития и крепкого здоровья необходимо формирование правильной осанки. Правиль­ная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиоло­гическое значение: она обеспечивает правильное положение внут­ренних органов и нормальную деятельность всего организма, осо­бенно сердца и легких.

Осанка привычное положение тела в покое и движении. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от фор­мы позвоночного столба, равномерности развития и тонуса муску­латуры торса. При характеристике осанки необходимо учи­тывать возраст ребенка, так как в процессе развития и в связи с расширением возможностей опорно-двигательной системы, управ­ляемой ЦНС, происходят возрастные изменения осанки.

Осанка под­разделяется на правильную и неправильную.

Правильной считается такая осанка, которая наиболее благо­приятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Правильная осанка характеризуется умеренны­ми естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопаткам, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормаль­ными сводами стоп. Люди с правильной осанкой отличаются строй­ностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот под­тянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии,

У детей дошкольного возраста правильную осанку характери­зуют следующие признаки: голова немного наклонена вперед. плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плав­но переходит в линию живота, который выступает на 1 — 2 см. угол наклона таза невелик. При правильной осанке глубина шей­ного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей дошкольного возраста в пределах 3—4 см.

Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею.

Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед. Чтобы уменьшить напряже­ние шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном по­ложении туловища, ребенок должен стремиться опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, следова­тельно, и поступление кислорода в ткани и органы уменьшается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, появлению сутулости и близорукости.

Прямая посадка более устойчива и менее утомительна, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спин­ки, на которую можно опереться.

Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц. Для этого важно уве­личить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сиденье, глубина которого должна быть не менее 2/3 дли­ны бедра сидящего, а ширина превышать ширину таза на 10 см; опираться ногами о пол, спиной — о спинку стула, предплечья­ми — на крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голе­ни сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной выемки, прибавляя 5 — 10 мм на высоту каблука). Это важно для того, чтобы при посадке можно было опираться ногами о пол, держа бедра по отношению к голеням под прямым углом. Если сиденье излишне высокое, положение тела сидяшего не будет ус­тойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол. При слиш­ком низком сиденье ребенку придется либо отводить ноги в сторо­ну, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в подколенной ямке, будут зажаты. Высота стола над сиденьем (дифференция) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол.

Во время занятий надо опираться спиной о спинку стула. Для этого необходимо соблюдать дистанцию спинки, т.е. расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должно на 3 — 5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола, или дистанция сиденья, становится отрицатель­ной, т.е. край стула на 2 — 3 см заходит под край стола. Если отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выпол­нении какой-либо работы за столом невозможно.

Воспитатели во время занятий должны следить за посадкой каждого ребенка. Требовать от детей правильной посадки за сто­лом можно лишь при условии соответствия мебели росту и про­порциям тела ребенка. Некоторые части тела ребенка при его нор­мальном развитии находятся в определенном соотношении с дли­ной всего тела, поэтому рост принимается за основную величи­ну, из которой исходят при определении размеров мебели.

Нарушение осанки

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или не­равномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки. Неправильная осан­ка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного трак­та, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен ве­ществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Нарушение осанки и деформации позвоночника выражаются в отклонениях от нормальных форм тела и правильного взаимоот­ношения отдельных его частей: головы, туловища, таза и конеч­ностей анфас и в профиль.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естествен­ных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осан­ка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз — боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной систе­мы, в первую очередь мышц спины, при этом голова и шея на­клонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпере­ди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все перечисленные симпто­мы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позво­ночника в грудной области заметно увеличивается. Чрезмерное ис­кривление грудного отдела позвоночника сзади вызывает компенса­торное развитие поясничного лордоза и уплощение грудной клетки.

Для лордотической осанки характерна сильно выра­женная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно час­то, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых тре­угольников талии (просветы, образующиеся между внутренней по­верхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

Различают 3 степени нарушения осанки. При нарушении I сте­пени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мы­шечной системы.

При II степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть ис­правлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнас­тикой под руководством квалифицированных медицинских работ­ников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Нарушение осанки III степени характеризуется стойкими из­менениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восста­навливаются.

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, ту­беркулезом, имеющих плохое зрение или слух.

Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуще­ствлять профилактические мероприятия, способствующие правиль­ному развитию организма ребенка. Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки. Детей в возрасте до 6 мес, особенно страда­ющих рахитом, нельзя сажать, до 9—10 мес надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Лучше пользоваться специальными приспособлениями.

Дети дошкольного возраста не должны стоять и сидеть продол­жительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели долго на корточках, пе­сочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, -которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропор­циям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время заня­тий и приема пищи, игры, работы на участке. Не следует разрешать им долго стоять с опорой на одну ногу. В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.007 с.)