Феномены патологического сна у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномены патологического сна у детей



Часто у родителей и персонала ДОУ вызывают беспокойство наблюдаемые у детей во время сна следующий явления: странные повторяющиеся движения во сне, сноговорение, сон с открыты­ми глазами, хождение ребенка во сне (так называемый лунатизм). и даже болевые ощущения. В настоящее время эти явления рас­сматриваются как проявления патологического сна. Вместе с тем до сих пор нет единого мнения по поводу причин и методов лече­ния отдельных видов проявлений патологий сна (А. М.Вейн. А.С. Гольбин)

Стереотипные движения наблюдаются при засыпании, про­буждении и во время сна. Различают «качание во сне», «биение во сне», «складывание», движение типа «челнок».

Качание во сне представляет собой маятникообразные движе­ния головой, совершаемые ребенком строго ритмично. Такие ка­чания возникают при засыпании или пробуждении. Дети с такой патологией хорошо справляются с творческими заданиями, но отстают там, где требуются строгое подчинение нормам поведе­ния, аккуратность и логика. Они опережают сверстников по гума­нитарным наукам, но отстают по другим.

Биение во сне. Ребенок лежит на животе и бьется лбом или ще­кой о подушку, приподнимаясь при этом на вытянутых руках. Движения следуют короткими сериями по 5—15 раз и повторя­ются несколько раз в течение ночи. Интересы у них односторон­ние и часто «недетские». Общение со сверстниками протекает нор­мально. Появление феномена может быть связанно с небольшими органическими поражениями головного мозга.

Движения типа «челнок»: при засыпании, а также во время сна ребенок переворачивается на живот, встает на четвереньки и рас­качивается в переднезаднем направлении. Феномен формируется после предшествующих других стереотипных движений, как пра­вило, в возрасте от 1,5 года до 3 лет. После попытки остановить

ребенка эти движения возобновляются с большей интенсивно­стью. Данный феномен возникает чаще у детей, перенесших отит или пневмонию; предполагают также наследственную предраспо­ложенность.

Складывание: ритмичное поднимание и опускание верхней ча­сти туловища из положения лежа на спине в положение сидя. Дви­жение начинается медленно, а потом доходит до резких ударов головы о колени. Наблюдается чаще у мальчиков. Днем поведение таких детей характеризуется расторможенностью, аллергически­ми и астматическими проявлениями.

Пароксизмальные явления происходят по типу «взрыва», одно­кратно и кратковременно. Пароксизмальные феномены начина­ются во сне и могут продолжаться в период бодрствования. К их числу относятся: вздрагивание во сне; скри­пение зубами (бруксизм); приступы ночной астмы; боли во сне (никталгии); приступообразные рвоты; ночные страхи (их следует отличать от кошмарных сновидений); болезненная эрекция (приапизм); носовые кровотечения; энурез (см. ранее).

Эти феномены трудно поддаются лечению, в большинстве случаев исчезают с наступлением периода полового созрева­ния.

Вздрагивание наблюдается очень часто в подростковом возрасте. К патологии их относят в том случае, если они отмечаются в млад­шем дошкольном возрасте. После вздрагивания наступает пробуж­дение с последующим быстрым углублением сна. В большинстве случаев вздрагивание имеет компенсаторный смысл, но если этот феномен сопровождается другими формами патологического сна, особенно ночными судорогами, то это можно считать элементом эпилепсии.

Скрипение зубами (бруксизм) во сне наблюдается у 5 — 15 % де­тей разного возраста, но чаще у 10— 13-летних. Возникает от ин­тенсивного напряжения жевательных мышц.

Бывали случаи, когда при бруксизме была нарушена структура зуба. Глистная инвазия не всегда является основной причиной бруксизма. Во время приступа наблюдается значительное измене­ние ритма сердца, давления, дыхания. Нередко бруксизм может сопровождаться тяжелыми патологическими феноменами (судо­роги, сомнамбулизм).

Бруксизм, как и стереотипные движения, не связан с пораже­нием мозга или с невротическими расстройствами. Физиологи­ческая сущность бруксизма заключается в том, что этот феномен является механизмом, способствующим полному пробуждению из глубокого сна. Несмотря на общепринятое мнение о безобидности бруксизма, этот симптом при достаточной выраженности может быть неблагоприятным признаком в прогностическом плане. Та­кие дети нуждаются в обследовании и лечении.

Астматические приступы во сне относятся к дыхательным пароксизмам. Наблюдается 2 пика этого феномена: в 2 года и 6 —7 лет. У детей младшего возраста во время приступа возможны потеря | сознания и судороги. Чем меньше ребенок, тем чаще приступ сопровождается повышением температуры тела, учащенными сердцебиением и дыханием. У приступов имеются также предвестни­ки: головная боль, отеки, крапивница. Ребенок, имеющий такую патологию, как правило, тяжело засыпает, для него характерна поза с запрокинутой головой. У детей отмечается сонливость днем, вялость утром, проявление других феноменов.

Приступообразные рвоты во сне часто могут сопровождать другие пароксизмальные явления и могут появиться в возрасте 2 — 8 лет. Рвоты в таких случаях свидетельствуют об окончании пароксиз­ма, за которым следует успокоение или пробуждение. Рвотные массы жидкие, обильные, без запаха и пищи, со сгустками сли­зи. Приступы могут сопровождаться головокружением и голов­ной болью. Они требуют серьезного огношения и глубокого об­следования.

Ночные страхи следует отличать от кошмарных сновидений. В кошмарных сновидениях ребенок ощущает себя личностью, на которую нападают, угрожают. Просыпается ребенок легко и сновидения запоминаются ему надолго. «Ночные страхи — это внезапное психомоторное возбуждение с аффектом страха, во время которого ребенок мечется, дрожит, кричит, в контакт не вступает. После пробуждения он чаще всего не помнит о слу­чившемся».

Следующие два пароксизма встречаются довольно редко. Это болезненная эрекция у мальчиков во сне, не имеющая никакого отношения к половому влечению, и носовое кровотечение во сне, встречающееся чаще всего у девочек 3 — 6 лет и 12—14 лет.

Странные позы во сне могут носить постоянный характер и от­носятся к одной из разновидностей нарушений основного суточ­ного биоритма: сон-бодрствование. Речь идет о статических фено­менах сна, к которым относятся странные позы во сне и сон с открытыми глазами. Избранная поза является наиболее продолжи­тельной и при ее изменении ребенок все равно возвращается к ней. Часто изменение приводит к пробуждению и появлению пароксиз­мов (мочеиспускание, астма). Статические позы могут сопровож­дать психосоматические расстройства или предшествовать их воз­никновению.

Вот описание нескольких поз:

1) поза со значительным увеличением тонуса отдельных мышц с тоническим напряжением вытянутой руки или с напряженным удерживанием обеих рук во сне;

2) мертвая поза', полное расслабление мышц в положении на спине. Наблюдается в возрасте от 6 мес до 3 лет. Часто предше­ствую энурезу и сопровождает его;

3) поза вниз головой: имеет продолжительный характер. Наблю­дается при сотрясениях или ушибах головы. Может встречаться При качании во сне;

Сон с открытыми глазами в норме встречается у новорожден­ного и в раннем детстве. Первые 3 часа веки не плотно закрыты и видна белая полоска белка. Глаза повернуты вверх и внутрь. В сере­дине ночи и под утро феномен не отмечается. Часто феномен мо­жет быть сопутствующим признаком энуреза или прогрессивной мышечной дистрофии. В остальных случаях прогноз благоприятен. Одна из последних групп феноменов патологического сна у де­тей сложные виды психологической деятельности. К ним отно­сятся хождение во сне (сомнамбулизм), сноговорение и кошмар­ные сновидения.

Сомнамбулизм — особая форма поведения, которую часто на­зывают лунатизмом. Эта проблема особенно актуальна в детском возрасте. Считается, что у 15% всех детей отмечался один или несколько эпизодов сомнамбулизма, а у 1 — 6% детей подобные эпизоды встречаются почти каждую ночь. Чаще сомнамбулизм воз­никает в возрасте 5—12 лет с некоторым преобладанием у маль­чиков.

У каждого ребенка, как правило, индивидуальный набор дви­жений. Длительность приступа не превышает 15 мин, но может продолжаться и до 40 мин. Приступ заканчивается пробуждением (каждый 3-й случай) или возвращением ребенка в постель и про­должением сна. Бывают случаи, когда дети засыпают совершенно в другом месте. Разбудить во время феномена очень тяжело, но если это удается, то у ребенка наблюдается эффект растерянно­сти. Отмечают также, что явление сомнамбулизма не связано со

сновидениями.

Существует мнение, что в их возникновении играют роль пси­хоэмоциональные особенности личности.

При эпизодических случаях сомнамбулизма нет необходимо­сти проводить лечение у детей и подростков.

Кошмарные сновидения хорошо помнятся детьми и тяжело пе­реживаются. Это явление следует отличать от ночных страхов. Чаше всего кошмарные сновидения наблюдаются в возрасте 3 — 7 лет с повторным учащением в 10— 12 лет. Образы часто возникают пос­ле прочтения страшных сказок. Они могут вызвать значительные психосоматические расстройства.

Первое, что должны сделать воспитатели и родители, — обяза­тельно проконсультироваться с врачом. Родители должны обратить особое внимание на эти явления, так как, если своевремен­но не выявить симптомы патологии сна и не скорректировать их, легкие формы расстройства могут усилиться и распространиться и на период бодрствования. Это может повлиять на гармоничное развитие ребенка.

Неврозы излечимы, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся те­чение невроза — часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка; несвоевременного лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика неврозов детей состоит прежде всего в устранении всех факторов, способствующих их формированию.

В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обста­новку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствую­щих повышению сопротивляемости инфекциям.

Немаловажное значение в профилактике неврозов имеет пре­дупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением.

Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спо­койным тоном, без раздражения, не применять телесных наказа­ний, ибо они причиняют не только физическую, но и душевную боль, так как унижают, оскорбляют ребенка.

Эпилепсия

Эпилепсияхроническое, прогрессирующее заболевание головно­го мозга, проявляющееся в повторных судорожных или бессудорож­ных припадках с нарушением (в том числе потерей) или без наруше­ния сознания. Для возникновения эпилептической болезни необ­ходимо наличие двух факторов: экзогенного (внешнего) и эндо­генного (внутреннего). Предполагают, что внешние факторы иг­рают большую роль в развитии заболевания. К ним относят: раз­личные органические поражения головного мозга, нарушение внутриутробного развития, родовую асфиксию, родовую травму головного мозга, инфекции, черепно-мозговую травму, менин­гит, энцефалит, алкоголизм. В отличие от других заболеваний головного мозга для возникновения эпилепсии необходимо так­же наличие наследственной предрасположенности человека к за­болеванию.

Эпилепсия проявляется в форме отдельных припадков, а так­же и в своеобразных, более или менее стойких психических нару­шениях, наблюдающихся между припадками.

Возникает эпилепсия преимущественно в детском и юноше­ском возрасте. Это может быть объяснено повышенной судорож­ной готовностью еще незрелого мозга, поэтому даже незначи­тельные раздражители могут вызвать у ребенка судорожный при­падок.

Судорожный припадок характеризуется сменой тонических (медленных) и клонических (быстрых, частых) сокращений групп мыши. Психиатрия выделяет множество различных припадков, но не всегда они являются признаками эпилепсии. Судорожные при­падки могут возникать при многих заболеваниях, так или иначе затрагивающих головной мозг. Особенно это проявляется у детей вследствие повышенной реактивности их незрелых мозговых струк­тур. Очаг судорожного припадка может возникнуть при каком-либо заболевании, но по мере выздоровления больного он исче­зает. При эпилепсии очаг более стойкий, и эта стойкость прово­цирует повторение припадков (эпилептический синдром). Особен­ностью судорожных припадков при эпилепсии является также их кратковременность: длительность одного припадка, как правило, не превышает 2 мин.

Характерным для больных эпилепсией детей является то, что непосредственно припадку предшествует так называемая аура (сим­птом-сигнал), когда у ребенка изменяется как психическое, так и соматическое состояние.

За несколько дней до приступа родители обращают внимание на повышенную раздражительность, плаксивость, угрюмость, вялость, сонливость больного ребенка. За несколько часов до при­падка дети могут ощущать тошноту, неутолимый аппетит, чув­ство стеснения в груди, боли в животе; иногда отмечаются сер­дечно-сосудистые расстройства.

На начальных этапах эпилепсия может выражаться в наличии ауры, без непосредственных судорожных припадков.

Предвестником заболевания являются иногда психические из­менения, а сами приступы могут появиться лишь через несколько лет. У детей дошкольного возраста, больных эпилепсией, можно заметить черты характера, отличающие их от здоровых детей. Они плохо себя чувствуют в коллективе сверстников вследствие эго­центризма, обидчивости и агрессивности. Хмурое настроение, не­довольство иногда сменяются капризностью, раздражительностью. Мышление у таких детей замедлено, они трудно переключаются на новые задания.

Некоторые дети чрезмерно беспокойны. В то же время они на­стойчивы и в деятельности иногда аккуратны до педантичности. Поведение таких детей обычно биполярное: они грубы, агрессив­ны по отношению к слабым сверстникам, но назойливо ласковы со взрослыми, которых боятся.

 

При оказании первой помощи во время судорожного состояния не следует суетиться, впадать в панику. Попросите няню вывести всех детей из комнаты, В связи с тем, что во время судорожного припадка больные теряют над собой контроль, это может привести к дополнительным травмам: ушибам и более серьезным послед­ствиям. Во время оказания помощи, до прихода медицинского ра­ботника, необходимо подложить под голову ребенка что-нибудь мягкое, расстегнуть сдавливающие элементы одежды в области щей, грудной клетки, вытащить язык изо рта больного, чтобы освобо­дить дыхательные пути. Не следует сдавливать конечности, стараясь прекратить судороги. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не ударился, не ушиб голову. Следует уложить ребенка в кровать и не будить его до самостоятельного пробуждения.

Больных лечат, как правило, годами. От того, как рано была выявлена болезнь, насколько регулярно больной принимает на­значенные лекарства, как четко выполняет предписанный режим, зависит течение заболевания. При правильном лечении эпилеп­сия либо проходит, либо проявляется в очень редких приступах. Воспитатель, как и родитель, должен знать, что больному ребен­ку противопоказано ударяться головой, следовательно, из его жизни нужно исключить подвижные игры, в которых возможны ушибы головы. Больным эпилепсией следует меньше употреблять жидкости, необходимо исключить из пищи все острое и возбуж­дающее, не находиться на жаре и в духоте.

 

Лекция № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.017 с.)