Являются ли войны божьим наказанием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Являются ли войны божьим наказанием.



Ответ. Только одно наше поколение явилось свидетелем многих войн, в том числе двух мировых, оборвавших миллионы жизней. Подсчитано, что за последние пять тысячелетий было около четырнадцати с половиной тысяч войн, многие из которых были опустошительными.

Людей уже давно интересовал вопрос: в чем кроется причина вооруженных столкновений? Как их предотвратить? Исчезнет ли угроза взаимного истребления народов, или она будет существовать вечно? Наука и религия дают разные ответы на эти вопросы.

Все без исключения существующие религии считают войну, как и мир, актом божественной воли. Бог, мол, посылает людям страдания за грехи. Море пролитой крови — это божье наказание и искупительная жертва. Об этом совершенно откровенно говорится в Библии: «Истребляются мирные селения от ярости гнева господнего», «Благодать вам и мир от бога» и т. п. Божьим велением считает войны и мусульманская «священная» книга — Коран. Таково религиозное объяснение причин происхождения войн.

Религия не только оправдывала войны, но и очень часто освящала их. Вооруженные столкновения на почве вражды и ненависти к инаковерующим, разбойничьи крестовые походы как в прошлом, так и в настоящем, преступления фашистских людоедов — все это благословлялось крестом и евангелием. Фашистские захватчики носили на портупее эмблему «С нами бог».

На протяжении многих столетий религиозные представления о божественном происхождении войн, их неизбежности настойчиво внушались церковью народным массам. Люди молились, просили бога избавить их от набегов враждебных полчищ или даровать победу. Немало молитв и заклинаний сочинено по этому поводу. Но люди не могли не заметить безрезультатности своих упований на всевышнего.

«Если войны — божье наказание, — вопрошали труженики, — то почему в них гибнут ни в чем не виновные младенцы?» До появления марксистской науки никто не смог раскрыть истинных причин возникновения войн и условий их предотвращения.

Только основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли истинные причины войн. Войны не вечны. Они возникают тогда, когда в обществе появляются враждебные классы, богатые и бедные, угнетатели и угнетенные, и до тех пор, пока они существуют, не может быть снята угроза возникновения вооруженных конфликтов. Войны вели и ведут господствующие классы для грабежа и порабощения других народов, для захвата чужих земель. Рабовладельцы захватывали соседние страны, чтобы разграбить их и превратить покоренное население в рабов. Феодалы стремились увеличить свои земельные владения и число зависимых крепостных крестьян. Капиталисты ведут войны для захвата чужих территорий, рынков сбыта, источников сырья, для ограбления и порабощения народных масс.

Самым чудовищным порождением последнего эксплуататорского строя — капиталистического — являются мировые войны. В 1914 году разразилась первая мировая война. Почему она возникла? Может быть, ее послал бог за людские грехи? Нет, эта война, как и все другие, была делом рук человеческих. Ее развязали империалисты разных стран. Германские и австро-венгерские милитаристы хотели отнять у Англии и Франции колонии, у России — Украину; империалисты Англии, Франции и России стремились устранить с мирового рынка такого опасного конкурента, как Германия, отнять у нее колонии, захватить территорию Австро-Венгрии и т. д. Вторую мировую войну развязали германские, итальянские и японские империалисты при поддержке империалистов США, Англии и Франции, стремившихся направить фашистскую агрессию против нашей страны. Мировые войны принесли неисчислимые бедствия трудящимся. За время войны 1914-1918 годов было убито и искалечено 35 миллионов человек, а за время второй мировой войны — более 60 миллионов.

Есть, однако, и другие войны — войны, которые ведут угнетенные и порабощенные трудящиеся. Это справедливая борьба простых тружеников за освобождение от угнетения. Так, рабы выступали против рабовладельцев (вспомните грандиозное восстание рабов в Древнем Риме под руководством Спартака), в России крепостные крестьяне во главе со Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым боролись против феодалов. Рабочие всех стран боролись и борются с капиталистическим игом. Эта борьба впервые увенчалась успехом в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране, а ныне уже треть человечества свободна от капиталистического рабства.

Таким образом, мы видим, что корни военных конфликтов кроются не в сверхъестественных, божественных действиях, а в земных условиях жизни людей. Исчезнут условия, порождающие войны, — и уйдут в прошлое эти тяжелые бедствия. Социалистическому, строю, при котором отсутствуют враждебные классы, угнетатели и угнетенные, войны не нужны. Цель каждой из социалистических стран в отдельности и всего социалистического содружества в целом состоит в том, чтобы обеспечить прочный мир для всех народов. И уже сейчас, до полной победы социализма и коммунизма на всей земле, наступило время, когда возможно предотвращение войн, угроза которых исходит от империалистов. Они не могут уже безнаказанно развязывать войны. На их пути стала могучая земная, реальная сила — мощный социалистический лагерь, поддерживаемый миролюбивыми силами во всех странах.

Верующие могут сказать, что религия сейчас не освящает империалистические войны и что многие религиозные организации и видные деятели борются за мир. Да, в благородной борьбе за мир участвуют все люди, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности, политических и религиозных убеждений. Но ведь есть религиозные организации и деятели, которые выступают против борьбы за мир, оправдывают подготовку к войне. Так, против борьбы за мир выступают наиболее реакционные католические и евангелические епископы за рубежом, верховоды антисоветской секты иеговистов и др.

Никогда в истории религия не была и не могла быть средством предотвращения войн и сохранения мира. Религиозные призывы к миру далеки от того, чтобы разоблачить настоящих виновников войн, чтобы раскрыть истинные причины их возникновения. Но даже если церковь и называет виновников возникновения войн, она не может предложить реальных путей борьбы с ними. Скажем, православная церковь выступает ныне за мир во всем мире, против угрозы новой мировой войны, но она не может противопоставить угрозе войны ничего, кроме призыва молиться за дарование мира, ибо, по ее мнению, только от воли бога зависят в человеческом обществе и мир и война. Такие проповеди не помогают, однако, людям разобраться в том, что нужно сделать для предотвращения войн, понять, является ли данная война справедливой или несправедливой, освободительной или захватнической. Мы против захватнических войн, но мы вместе с трудящимися всей земли поддерживаем борьбу народов колониальных и зависимых стран за свое освобождение.

Вечный мир на земле возможен. Дело мира находится в руках самих людей, которые сумеют обеспечить мир, если объединят свои усилия и будут активно и настойчиво бороться за мир, за дружбу народов на нашей планете.

Выступая на Всемирном конгрессе миролюбивых сил, товарищ Л. И. Брежнев подчеркнул, что «ни мир, ни разрядка не утверждаются на мировой арене сами собой, как некое благое даяние свыше. Они могут быть достигнуты лишь в результате упорной, неустанной борьбы всех миролюбивых сил…».

Рекомендуемая литература

Сидоров Д. И. Война и религия. М., 1961.


Есть ли у человека судьба?

Ответ. Трудно найти слово, в которое вкладывалось бы столько различных значений, как вслово «судьба». В повседневной жизни мы обычно широко употребляем его для обозначения будущего, которое обязательно наступит при определенных обстоятельствах. Мы говорим: «Судьба будущего урожая зависит от нас», «Судьбы мира в руках народов» и т. п. Во всех этих случаях понятие «судьба» равнозначно условиям, обстоятельствам, причинам, благодаря которым события происходят именно так, а не иначе. Люди сами, своими руками делают такую судьбу. Они добиваются высоких урожаев, требуют мира и борются с поджигателями войны, строят коммунистическое общество.

Нередко слово «судьба» употребляется для выражения чего-то неожиданного, случайного, непредвиденного. Бывает, мы задаем вопросы: «Какими судьбами ты здесь?», «Какая судьба занесла тебя сегодня?» Еще чаще оно произносится, когда говорят о сложившихся жизненных обстоятельствах, удачах или неудачах, радости или горе. Именно в этом значении употребляет его М. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Подобное употребление слова оправданно, и в нем нет ничего плохого. Но часто в слово «судьба» вкладывается иное, религиозное содержание. Под «судьбой» понимается участь, доля человека, заранее установленная богом. «Судьба человека от господа», «Что предопределено, то исполнится», — говорится в Библии.

Религия учит, что у каждого человека имеется своя собственная судьба, отличная и не зависимая от судеб других людей, что от своей судьбы никто не может уйти и не в силах ее изменить.

Существует ли такая судьба? Разумный взгляд на жизнь опровергает подобные представления. В мире нет ничего сверхъестественного. Природа развивается по своим собственным законам, и, пока эти законы не познаны людьми, они представляются загадочными. Но как только человек их изучил, он использует эти закономерности в своих интересах, покоряет и переделывает природу.

Положение и условия жизни человека зависят от того, в каком обществе он живет. Если общественный строй рабовладельческий, крепостнический или капиталистический, то в нем обязательно будут богатые и бедные, угнетенные и угнетатели, счастливые и несчастные. При социализме былое неравенство людей уничтожается. И в этом нет никакой таинственной судьбы. Сам народ творит историю, создает условия для счастливой и радостной жизни.

Если бы люди надеялись на судьбу, они бы не пытались изменить условий своего существования. Но даже верующие говорят: «Бог-то бог, но и сам не будь плох».

Особенно распространена вера в судьбу, когда затрагивается личная жизнь людей. Если, допустим, у одних родителей сын погиб на фронте, а у других цел и невредим, если из одного ребенка вырос талантливый писатель, музыкант или инженер, а из другого — хулиган и пьяница, если такая-то девушка удачно вышла замуж, а эта нет, нередко говорят: «Так уж было суждено». Какая же тут судьба? Ведь каждый из этих случаев имеет свою причину. Заботливо воспитывая ребенка, родители могут быть уверены, что их сын не вырастет хулиганом. При более серьезном отношении к замужеству или женитьбе меньше будет неудач в семейной жизни.

Еще более нелепой оказывается вера в судьбу, когда это касается вопросов жизни или смерти человека. Религия внушает верующим, что богом будто бы определено, сколько каждому прожить на свете, в какое время и от чего умереть. Спрашивается, если это так, нужна ли тогда наука, медицина, следует ли открывать больницы, дома отдыха, санатории, строить лаборатории и заводы для изготовления лекарств? Зачем понапрасну растрачивать большие средства для сохранения здоровья и продления жизни людей, если все уже предопределено?!

Наука и практика опровергают веру в судьбу. Еще не так давно было немало неизлечимых болезней. Оспа, чума, холера, туберкулез обрывали жизнь сотням тысяч людей. От чумы вымирали целые города и районы. Тогда это считалось судьбой. Но наука нашла причину этих заболеваний, установила способы их лечения и предупреждения.

В нынешнее время многие верующие больше надеются на врача, нежели на несуществующего бога, и священнослужители тоже охотнее доверяют свое здоровье медицине, чем молитвам. Но встречаются еще люди, которые, поверив религиозным сказкам о неотвратимости судьбы, обрекают себя на волю случая, на покорность перед обстоятельствами. Они придерживаются правила «Чему быть, того не миновать». И часто некоторые из них становятся жертвой шантажа и обмана со стороны проходимцев. Вместо того чтобы самим активно ковать свое будущее, они пытаются узнать судьбу у гадалок на картах, на кофейной, гуще, по линиям ладоней и т. д. Религия же, отрекаясь на словах от подобных суеверий, на деле поддерживает и укрепляет их.

Спрашивается, с какой целью все религии мира убеждают верующих в существовании личной судьбы? Дело в том, что вера в судьбу неотделима от веры в бога. Возникла она в далекой древности, когда человек был бессилен перед непонятной и грозной природой, испытывал страх и ужас перед нею. И если человек поймет, что никакой судьбы, никаких чудес нет, он поймет и то, что нет никакого бога. И миллионы советских людей, активно строящих свое светлое будущее — коммунизм, отбросили, как ненужный хлам, древние вымыслы о божественной судьбе. Прав был великий русский писатель Ф. М. Достоевский, который устами своего героя Ивана Карамазова сказал, «что чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас. отвергнет и бога, ибо человек не столько ищет бога, сколько чудес».

Вера в судьбу — вредный пережиток прошлого, мешающий еще некоторым нашим людям быть творцами своего собственного счастливого будущего.

Рекомендуемая литература

Небелое Арк. Есть ли у человека судьба? М., 1959.

Рязанцев Н. Существует ли судьба? М., 1959.


В чем смысл жизни?

Ответ. Этот вопрос в течение многих веков являлся причиной острых разногласий между наукой и религией. Спор шел о том, для чего живет человек на земле, как прожить свою жизнь правильно, счастливо, что нужно сделать каждому, чтобы не раскаиваться в своем прошлом.

Все религии учат, что человек создан богом и живет для бога, что верующий обязан подчинять все помыслы и поступки всевышнему и неустанно молиться ради получения райской жизни в небесной обители. Земная жизнь рассматривается как «суета сует», жизнь «во тьме и грехе». Духом пренебрежения ко всему земному пропитаны религиозные книги и поучения проповедников: радость борьбы и труда, познания и культуры, счастье коллективного творчества и семейной жизни — все это объявляется презренным и ненужным.

«Что пользы человеку от всех трудов его», «кто умножает познания, умножает скорбь», «… дружба с миром есть вражда против бога», — говорится в Библии (Екклесиаст, гл. I, ст. 3, 18; Иаков, гл. IV, ст. 4).

Одним словом, для того чтобы получить несуществующее загробное счастье, верующий должен полностью смириться со всем тем, что мешает ему нормально жить на земле, душит и угнетает. Ему не полагается роптать. Терпи, учит религия, ибо все от бога.

Такая проповедь смирения и покорности полностью соответствует интересам эксплуататорских классов — помещиков и капиталистов, ничего не имеющих против равенства и счастья на небе тех, кого они здесь, на земле, грабят и закабаляют. Религиозное утешение всегда помогало и помогает сохранять незаконно присвоенные несметные богатства в руках немногих и увековечивать нищету и бесправие большинства трудящихся в капиталистических странах. Да и само духовенство за обещание верующим вечного райского блаженства требует взамен вполне земные блага. Нужно платить за здравие и упокой, за крещение и погребение, за миропомазание и соборование… Земными благами верующие расплачиваются за небесное благополучие.

Священнослужители постоянно напоминают, чтобы никто никогда не забывал о смерти. «Занимаясь земными делами, — поучают баптистские проповедники, — всегда помни, что это временное, пустое…» Только там, на небесах, начинается настоящая жизнь. Чтобы избегнуть вечных мук в аду и обеспечить своей бессмертной душе место в раю, нужно всегда помнить о боге, чтить его, поклоняться ему, исправно выполнять религиозные предписания, заслужить праведной жизнью искупление грехов.

Таков смысл жизни по религиозным представлениям каждого верующего — христианина, мусульманина, иудея, буддиста… Против такого понимания цели жизни человека давно уже выступают передовые люди всех стран мира. Они хорошо понимали, что человек живет только один раз. Нет никакой бессмертной души, а загробный мир — это старая-престарая наивная сказка.

Поэтому нас всегда должно интересовать, как устроить свою жизнь так, чтобы она прошла не впустую, а была посвящена прекрасной цели. Замечательный советский писатель Николай Островский по этому поводу хорошо сказал: «Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире борьбе за освобождение человечества».

Достижение всеобщего человеческого счастья — этому стоит посвятить свою жизнь! Как его достигнуть? Своими руками. Люди сами могут создать настоящее, земное счастье.

Великие вожди рабочего класса К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин учили, что только революционная борьба может избавить трудящегося человека от рабства, угнетения, нищеты. В одиночку человек этого сделать не сможет. Он живет не один, а среди других людей, в обществе, в государстве. От того, каков общественный строй, зависят условия жизни человека. Если это буржуазное общество, то государство будет заботиться об интересах небольшой кучки капиталистов, если же это общество социалистическое, то оно стремится к созданию благополучия для всех людей.

Поэтому при социализме благосостояние всего общества зависит от того, что каждый человек сделает хорошего и полезного для увеличения общественного богатства, из которого складывается обеспеченность всех граждан и каждого в отдельности. Единственным источником общественного богатства является труд. Без него немыслима человеческая жизнь. При социализме труд является источником могущества и богатства государства, а следовательно, и его граждан, он стал делом чести, славы, доблести и геройства.

Обществом, в котором будет достигнуто удовлетворение всех без исключения материальных и духовных запросов людей, будет коммунизм. Красота и величие этого общественного строя, естественно, придают человеку силы бороться и преодолевать любые трудности. Недаром миллионы советских людей отдали свою жизнь в годы Великой Отечественной войны за торжество великого дела свободы. Их жизнь не прошла бесследно. Она была отдана за счастье людей, во имя человека.

Сейчас советские люди отдают все свои таланты и способности великому делу строительства коммунистического общества. Именно поэтому в любом уголке нашей необъятной Родины постоянно открываются все новые и новые родники народного творчества, инициативы, энергии.

За счастливое будущее людей борются лучшие представители рабочего класса в капиталистических, колониальных и зависимых странах. Их не страшат тюрьмы и преследования, ибо смысл этой самоотверженной борьбы — в служении народу.

Спрашивается: не все ли равно, как религия смотрит на смысл жизни человека, на его обязанности на земле? Нет, не все равно! Религия мешает людям правильно осмыслить и понять самое дорогое и единственное — свою реальную жизнь. Выдумками о потустороннем мире она отвлекает людей от активного вторжения в жизнь, от борьбы за ее переустройство, от участия в ней. Тем самым она приносит непоправимый вред человеку, обесценивая его великое призвание хозяина жизни.

Рекомендуемая литература

Панцхава И. Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967.

Тугаринов В. И. О смысле жизни. Л., 1961.

Филимонов Э. Г. Баптизм и гуманизм. М., 1968.


VI. О ПРИРОДЕ И ЕЕ ЗАКОНАХ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.022 с.)