Разве можно отрицать у человека существование души. Чем тогда он отличается от бездушных тварей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разве можно отрицать у человека существование души. Чем тогда он отличается от бездушных тварей.



Ответ. Вопрос о сущности душевной деятельности долгое время был камнем преткновения для науки. Непонимание людьми таких явлений, как сон и сновидения, память, воображение, эмоции, отвлеченное мышление, издавна было причиной религиозных суеверий. Самое близкое, самое непосредственное для человека — его собственное «я», его личность в ее отношении к внешнему миру — было совершенно необъяснимым и таинственным.

Сложные законы психической деятельности смогли открыть и исследовать лишь значительно позже, когда накопились огромные знания в области физиологии живого организма, а развитие науки и техники дало в руки ученых множество приборов, с помощью которых стало возможным измерить и исследовать процессы, протекающие в коре головного мозга и других отделах нервной системы. Нужно было также, чтобы теоретическая мысль освободилась от давящего авторитета религии и дерзнула подойти к изучению психики с чисто научных позиций.

Заметим, что основатели науки о психической деятельности — И. М. Сеченов и И. П. Павлов — приравнивали термины «душа», «душевная деятельность» к понятиям «психика», «психическая деятельность». Основные законы последней были ими обстоятельно исследованы и объяснены с точки зрения материалистической науки:

Основное, главное положение, открытое павловской психологией, заключается в том, что психическая деятельность есть результат работы головного мозга, отражающего внешний мир, и является средством приспособления живого организма к среде, средством его ориентации в окружающем мире с целью удовлетворения своих потребностей. Это и есть то, что обще человеку и животному.

Следовательно, если понимать под душой, душевной деятельностью целесообразное поведение живого организма, основанное на верном отражении им окружающей среды с помощью органов чувств, то с этой точки зрения наука не только не отрицает наличие души у человека, но и считает, что животные обладают душой так же, как и человек.

Если уж говорить об отличии человека от животных, то оно заключается не в том, что у человека есть душа, а у животных ее нет. Главное их отличие в том, что животное пассивно приспосабливается к природе, а человек способен к активной ее переделке, что человек изготовляет орудия труда и обладает сознанием, отвлеченным мышлением, а животное к этому неспособно. В процессе трудовой деятельности человек проникает в такие свойства вещей, которые недоступны животному. Он способен поэтому раскрыть не зависящие от него, объективные свойства вещей и законы их развития, в то время как отражение мира животным неразрывно связано с его биологическими потребностями, не выходит за рамки чувственного восприятия.

Спор с религиозным мировоззрением происходит не по вопросу, есть душа у животных или ее нет. Проблема заключается в том, чтобы правильно понимать те свойства человеческой души, которые наука объясняет с точки зрения естественных процессов психической деятельности, а богословы объявляют сверхъестественными, данными человеку от бога, недоступными для понимания с точки зрения «ограниченного», «слабого» разума смертных людей. Разум и чувства, волю, совесть и другие проявления жизни личности считали функциями души, как божественного начала, вложенного в грешное и смертное человеческое тело. Эту религиозную точку зрения отстаивали и развивали философы-идеалисты, считавшие душу независимой от тела субстанцией.

Этот взгляд на природу психической жизни возник очень давно, на заре человеческого общества. В те времена люди не понимали, чем вызваны их ощущения и мысли, желания и следующие за ними поступки, не умели объяснить такие явления, как сон и сновидение, гипноз, внушение и т. п. Явление смерти, поражавшее воображение древних, натолкнуло их на мысль, что в человеке имеется особое начало, дающее ему жизнь, волю, движения и мысли, которое в момент смерти покидает его. Этим и объяснялось, что мертвый неподвижен, холоден, не реагирует на внешние воздействия и т. д. Сновидения, во время которых спящий как бы присутствует в другом месте и, не покидая ложа, совершает многочисленные, подчас удивительные и сложные действия, казалось бы, подтверждали эту догадку.

Так сформировалось представление о душе, которая, соединяясь с телом, дает ему жизнь и, покидая его, приводит к смерти. Конечно, при этом душа должна быть невидимой и бессмертной: ведь люди никогда ее не видели и не знали, куда она девается после смерти.

На этой почве сложилась и религиозная вера в то, что человеческие чувства, воля, желания, совесть, понятия добра и зла, короче говоря, все то, что составляет определенную и неповторимую личность, существует изначально, закладывается богом еще до рождения. Это так называемая теория «врожденных» чувств и психических качеств, на которую, собственно, и опирается богословие в защите своей точки зрения на происхождение и сущность души и душевной деятельности.

Правы ли защитники этой теории? Действительно ли человек рождается на свет с готовой душой, волей, представлениями и желаниями?

Конечно, нет. Практика жизни, многочисленные наблюдения за развитием ребенка, формированием его психики и поведения показывают, что никакой психической жизни, никакого сознания, никакой воли и чувств у ребенка при рождении нет. Он появляется на свет с чисто биологическими потребностями в пище, сне и т. п. Когда эти потребности удовлетворяются, ребенок спокоен, когда нет — плачет, кричит, проявляет нетерпение и т. д., т. е. проделывает все то, что проделывает в подобном положении любой детеныш и у животных.

В этих условиях ребенок еще не существует как личность, осознающая себя и противопоставляющая себя окружающему миру. Вспомните, когда вы впервые осознали себя? Ваша память, как правило, не сообщит вам никаких впечатлений, полученных ранее одного-двух лет, да и то это будут не связные эпизоды, а отдельные яркие впечатления, связанные с какими-то предметами или явлениями, окружавшими вас в раннем детстве, — игрушкой, кроваткой, кошкой и т. п. А между тем в течение этих первых двух лет жизни вы действовали, проявляли себя, смеялись или плакали, ласкались к родителям… А душа ваша, ваша личность еще не сформировалась, не сложилась. Она еще — в «младенческом» состоянии.

Лишь по мере накопления опыта, по мере знакомства с предметами внешнего мира происходит упорядочение того огромного количества впечатлений, которые воспринимают органы чувств ребенка. Зрительные впечатления сопоставляются с осязательными, мышечные усилия — с пространственным положением организма, ребенок начинает разбираться в окружающем мире, тянется к одному, отталкивает другое, соразмеряет свои усилия с расстояниями до предметов, начинает правильно определять положение своего тела и т. п. Все это приводит к тому, что в тот момент, когда он научается говорить, имеется необходимый запас опыта, позволяющий ему отделить себя от окружающей среды, осознать свое «я».

Решающий шаг в становлении личности совершается при овладении речью. Слово, как говорил И. П. Павлов, представляет вторую, специфически человеческую сигнальную систему. Слово и является тем средством, тем рычагом, который формирует человеческую душу, средством передачи ребенку всего исторического опыта человечества. Оно позволяет рассматривать предметы отвлеченно, в их наиболее общих, существенных качествах и свойствах. Последнее особенно важно, ибо позволяет сопоставлять реальные предметы и их обобщенные словесные образы, давать оценку действительности и свое отношение к ней. Вторая сигнальная система, формируя духовные потребности ребенка, развивает память и воображение, позволяет представить действие с предметом в его отсутствие, мысленно. Она, таким образом, позволяет организовать целенаправленные действия, является необходимым условием его осознанности, формирует волю и характер.

Итак, не бог, а человеческое общество посредством второй сигнальной системы, речи, формирует личность. Именно в условиях коллективной жизни, под влиянием социальных факторов, происходит дальнейшее развитие сознания и самосознания человека, совершенствование его чувств, желаний, воли и характера. Общество определяет развитие моральных качеств личности, ее становление как полноценного члена человеческого коллектива. Общество же в ряде случаев и уродует, калечит личность, воспитывает в ней отрицательные качества. Так бывает в условиях, когда на человека влияют отрицательные стороны действительности — например, те или иные черты капиталистических эксплуататорских отношений.

Религия, заявляющая, что душу человек получает от господа бога, на деле очень неплохо умеет влиять на формирование личности, калечить ее. Этот опыт она накопила на протяжении тысячелетней истории. Проанализируйте всю систему религиозного воздействия на человека, систему религиозного воспитания, организацию жизни монастырей и орденов, и вы увидите, как церковь, не надеясь на врожденное религиозное чувство, воспитывает земными средствами и методами фанатизм, слепую веру, калечит душу и тело верующего человека.

Так практика религии опровергает ее теорию.

Рекомендуемая литература

Бирюков Д. А. Мифо душе. М., 1958.

Мансуров Н. С. Наука и религия о психической деятельности. М., 1969.


Чем объяснить то, что человек может совершать те или иные действия по своему желанию, испытывать угрызения совести, любить и т. д., если не признавать какого-то от бога данного духовного начала — души?

Ответ. Разговор о «душе»: есть ли она у человека, дана ли она ему богом или нет — будет бесплодным, если не выяснить, что же понимают под словом «душа».

В «священном писании» христиан — Библии говорится, что бог, создав человека «из праха земного», «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, гл. II, ст. 7).

Такое представление о душе как начале всего живого в человеке появилось задолго до возникновения христианства, задолго до написания Библии. У многих древних народов представления о душе связывались непосредственно с дыханием человека. Наблюдая смерть своих ближних, люди замечали, что с прекращением дыхания человек терял все те свойства живого существа, которыми он обладал. Отсюда делался вывод, что вместе с дыханием человека покидает тело и душа. Это древнее верование и нашло свое отражение в библейской легенде о творении человека.

Научными исследованиями было доказано, что человеческий организм — это результат развития высокоорганизованных животных, а его физиологические функции ничем не отличаются от функций высших животных.

Жизнь человека, как и жизнь других живых существ, — это сложный процесс обмена веществ. Любой организм потребляет воздух, воду, солнечный свет, тепло, питательные вещества и выделяет то, что в нем отработано и не нужно. Как только постоянный процесс усвоения и выделения прекращается, наступает смерть. Человеческий организм точно так же обладает жизненностью лишь до тех пор, пока происходит обмен веществ. В этом процессе участвуют сердце, легкие, пищеварительный аппарат, сложная нервная система и все другие органы и ткани. Достаточно выйти из строя одной из этих систем, как прекращается необходимый для поддержания жизни обмен веществ и наступает смерть человека. Значит, смерть — это не отделение души от тела, как утверждает религия, а прекращение определенных функций организма.

Современные богословы не отрицают уже всех этих положений науки. Но они до сих пор настаивают на том, что человек наделен божественной душой, понимая под ней какую-то надматериальную, неуловимую сущность, отличающую человека от животных и лежащую в основе различных явлений человеческой психики.

Однако и такое понимание души противоречит действительным, научным данным.

Изучение психики высших животных и человека показало, что его духовные способности являются результатом длившегося сотни тысяч лет процесса превращения обезьяны в человека.

Все виды рассудочной деятельности в простейшей форме свойственны и высшим животным. У собак, обезьян уже имеются примитивные проявления того, что богословы называют душой. У них есть и память, и чувства, и даже сновидения. Но у человека психические способности достигли очень высокого развития. Коллективный труд, социальные условия жизни были главными причинами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий и возникли качества, отличающие поведение человека от поведения животных. Психические функции человека, его душа — это результат биологического и общественного развития, результат приспособления организма к определенным условиям жизни.

Психические явления связаны с материальными процессами, протекающими в нервной системе, и в частности в мозгу. Самостоятельно, в отрыве от этих материальных процессов они существовать не могут.

В результате воздействия окружающих человека предметов и явлений на соответствующие органы чувств возникают представления, образы, понятия. Но различные образы возникают в сознании человека не только благодаря прямому воздействию предметов на органы чувств, а и под действием слова. Это и отличает человеческую психику от животной. Например, слово «Христос» вызывает в сознании верующего образ, созданный фантазией религиозных проповедников и изображаемый на иконах. Человек может вообразить смерть с косой, несуществующих зверей, бесов и т. п. Все эти явления рассматриваются богословами как нечто таинственное, сверхъестественное.

Однако Иван Петрович Павлов, всю жизнь посвятивший изучению психических явлений, опроверг подобные взгляды. Он доказал, что человеческая речь, и в частности слово, возникшее в результате общественного развития человека, является для него специфическим раздражителем, таким, как, например, для дрессированной собаки является звонок или другой сигнал, возвещающий о наступлении времени кормления, вслед за которым начинают работать органы пищеварения, даже если животное не получило пищи.

Таким образом, для объяснения, как и почему у нас возникают те или иные образы, в том числе и фантастические, вовсе не нужно прибегать к помощи каких-то сверхъестественных начал, как это делают богословы.

Защитники религии не в состоянии противопоставить что-либо научным доводам и поэтому говорят, что в существование души надо просто верить. Порой же они и сами говорят: «В наше время всем известно, что смерть наступает в результате прекращения работы важных органов человеческого тела, а совсем не потому, что душа покидает тело… Выражения священного писания, как бы отождествляющие душу с жизнью или кровью человека, указывают лишь на ту связь, которая логически существует между этими понятиями, так как при обильной потере крови человек лишается жизни, как если бы душа оставила тело».

Но если они это признают, то что остается от религиозных представлений о душе? В чем же в настоящее время богословы видят проявления божественной души человека?

Они продолжают утверждать о неких врожденных началах, которые якобы вечны, в противоположность бренному телу. Но такими врожденными началами они называют теперь «свободную волю», «совесть — как высшее духовное начало, сохранившее связь с богом», «дар любви к людям, к своей отчизне», само влечение к богу, которое якобы не может быть понято иначе, как «выражение сверхприродного начала, как неотъемлемо присущий человеку образ божий». То есть речь идет уже не о специфически психических явлениях, а о какой-то совокупности моральных качеств человека. Но и это не спасает богословов.

Начнем с утверждения о «свободной воле» человека, происхождение которой якобы необъяснимо без божественного промысла.

Что такое воля? Это способность человека действовать в соответствии с поставленными целями. А может ли человек осуществлять свои цели, не зная законов природы и общества, не понимая своего места в обществе, в коллективе, в семье и т. д., не сопоставляя свои интересы с интересами других людей? Иначе говоря, это проявление души объяснимо лишь с материалистических позиций.

Также несостоятельны заявления о. врожденности чувств любви, совести, патриотизма и т. п. Эти проявления души человека в конечном счете определяются общественными отношениями, а не идут откуда-то изнутри его души. Примеры детей, воспитанных животными, убедительно показывают, что даже при той высокой телесной организации, какая свойственна человеку, его психику, особенности его души определяет окружение, в котором он живет. Дети, воспитанные животными, не имеют ни любви к людям, ни патриотизма, ни совести, они не разговаривают, не понимают человеческой речи. А это значит, что духовные способности человека развиваются в процессе воспитания, в процессе коллективной жизни человека, а не в результате божественного акта. Современная наука настолько глубоко познала психику человека, что дает возможность педагогам и врачам управлять формированием умственных способностей детей, вызывать у человека по желанию те или иные чувства, сновидения, видения и т. п. А это значит, что душа познаваема.

Таким образом, неопровержимые научные факты говорят о том, что, как бы ни ухитрялись защитники религии отыскивать различные аргументы для доказательства каких-то сверхъестественных, якобы данных самим богом начал в человеке, все их попытки тщетны.

Рекомендуемая литература

Бирюков Д. А. Миф о душе. М., 1958.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.018 с.)