Что означают слова «религия», «бог», «господь» и как они появились. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что означают слова «религия», «бог», «господь» и как они появились.



I. О РЕЛИГИИ И РАЗНЫХ ВЕРАХ

Что означают слова «религия», «бог», «господь» и как они появились?

Ответ. Вряд ли возможно назвать другое понятие, относительно содержания которого существовало бы столь много различных, путаных и противоречивых суждений, как понятие «религия». Буржуазные ученые, исследующие этот вопрос, нередко находятся под влиянием богословов. Этим и объясняются многочисленные попытки запутать суть дела, дать превратное определение тому, что называют религией.

Слово «религия» имеет латинское происхождение и буквально означает «связь» («religare»). Богословы и некоторые буржуазные ученые на этом основании придают понятию «религия», в смысле «связь между людьми», самое широкое значение.

Передовая, марксистская наука категорически отвергает такое формальное толкование религии, не учитывающее истории возникновения религиозных представлений. Ф. Энгельсу принадлежит глубокое, подлинно научное определение понятия «религия». Вот оно, это определение: «… всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Иными словами, основу религии составляет представление о существовании наряду с действительным миром мира особого, фантастического.

Считая религию превратным, фантастическим мировоззрением, К. Маркс обращал внимание еще на то, что религия является духовной усладой людей, живущих в мире печалей и несчастий. Поэтому он называл религию опиумом народа.

В. И. Ленин полностью разделял толкование религии, высказанное К. Марксом и Ф. Энгельсом, и подчеркивал антинаучный характер религиозного мировоззрения.

В. И. Ленин называл религию духовной сивухой, в которой раб топит свое недовольство жизнью и свое бессилие ее изменить.

Познакомившись с этими положениями Маркса, Энгельса и Ленина, мы можем сделать следующий вывод: религия есть противоположное и враждебное науке превратное мировоззрение, в основе которого лежит вера в реальное существование сверхъестественного мира.

Что касается понятия «бог», то его содержание в высшей степени неопределенно. Это вынуждены признать и сами церковники, которые говорят, что понятие «бог» непостижимо человеческим разумом.

Происхождение понятия «бог» относится к глубокой древности, ко временам дикарского состояния человеческого рода. Любопытно, что в древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея» понятия «бог» и «демон» нередко употребляются в одинаковом значении. Известно также, что на санскритском языке слово «демон» означает одновременно «светлое существо» и «бог». На основании подобных фактов исследователями делается правильный вывод, что первоначально люди верили в демонов (злых духов).

Лишь много веков спустя возникают фантастические представления о добрых духах и, таким образом, наряду с понятием «демон» («злой дух») постепенно возникает понятие «деос», или «бог», — «добрый дух».

Обращает на себя внимание тот факт, что в русском языке слово «бог» является корнем таких слов, как «богатство», «богатый», «богатей». Еще более очевидна связь религиозных и земных представлений при рассмотрении слова «господь»: его родство и даже полное совпадение не только по звучанию, но и по смыслу с термином «господин» не вызывает сомнений. Напомним также, что в христианском культе общеприняты такие обороты речи: «раб божий», «раба божия»; при «таинствах» исповедания, причащения, погребения и крещения священник произносит такие фразы: «Упокой, господи, душу раба твоего», или: «Крещается раб божий», или: «Причащается раб божий» и т. п. Сам же бог, или господь, изображается на иконах и в настенных храмовых росписях восседающим на троне и именуется царем небесным.

Такие факты свидетельствуют, что в современных религиозных представлениях о боге и в культовых действах сохранились следы тех общественных отношений между людьми, которые существовали в эпоху возникновения этих религий. Это было время, когда в обществе господствовало рабство, а царь, его родственники и приближенные были предметом религиозного поклонения.

Религиозное представление о боге, как оно выражено в так называемых «священных» книгах иудеев, христиан и мусульман, характеризуется следующими признаками: бог всеблаг, всеведущ, всемогущ и вездесущ. При анализе перечисленных признаков оказывается, однако, что каждый из них противоречит религиозному вероучению.

Представление о всеблагости бога противоречит утверждению о том, что бог угрожает грешникам «страшным судом», «вечными муками в аду» и полным их истреблением.

Представление о всеведении бога противоречит «священному» писанию, где можно найти немало примеров того, что бог не предвидит, к каким последствиям приведут его действия. Например, бог сначала создает мир и лишь потом видит, «что это хорошо» (Бытие, гл. I, ст. 31 и др.). Более того, в главе шестой книги Бытия прямо говорится: «И раскаялся господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем» (Бытие, гл. VI, ст. 6). Выходит, что, создавая человека и наделяя его свободной волей, бог не предвидел, к каким печальным последствиям это приведет.

Представление о всемогуществе бога противоречит церковному учению о дьяволе и слугах его, которые были созданы богом, но отпали от него, творят зло, а бог бессилен в борьбе с ними.

Наконец, представление о вездесущности бога противоречит догмату о существовании «царства тьмы», где якобы господствует «царь тьмы» и его слуги — черти.

Все эти противоречия в представлениях о боге уже давно озадачивают не только верующих, но и самих богословов. Так, например, один из основоположников христианского богословия — Тертуллиан (II-IIIвв. н. э.) считал, что попытки составить представление о боге с позиций разума есть «похоть любознательности». Тертуллиан утверждал, что бога можно постигнуть только верой, и высказал при этом знаменитую формулу: «Верую, потому что нелепо».

Рекомендуемая литература

«Настольная книга атеиста». М., 1971, стр. 59—63.

Сухов А. Д. Философские проблемы происхождения религии. М., 1967.

Угринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.


II. О МОРАЛИ И РЕЛИГИОЗНОМ УТЕШЕНИИ

III. О «СВЯЩЕННЫХ» КНИГАХ

IV. О РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКАХ И ОБРЯДАХ

V. О ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Чем объяснить то, что человек может совершать те или иные действия по своему желанию, испытывать угрызения совести, любить и т. д., если не признавать какого-то от бога данного духовного начала — души?

Ответ. Разговор о «душе»: есть ли она у человека, дана ли она ему богом или нет — будет бесплодным, если не выяснить, что же понимают под словом «душа».

В «священном писании» христиан — Библии говорится, что бог, создав человека «из праха земного», «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, гл. II, ст. 7).

Такое представление о душе как начале всего живого в человеке появилось задолго до возникновения христианства, задолго до написания Библии. У многих древних народов представления о душе связывались непосредственно с дыханием человека. Наблюдая смерть своих ближних, люди замечали, что с прекращением дыхания человек терял все те свойства живого существа, которыми он обладал. Отсюда делался вывод, что вместе с дыханием человека покидает тело и душа. Это древнее верование и нашло свое отражение в библейской легенде о творении человека.

Научными исследованиями было доказано, что человеческий организм — это результат развития высокоорганизованных животных, а его физиологические функции ничем не отличаются от функций высших животных.

Жизнь человека, как и жизнь других живых существ, — это сложный процесс обмена веществ. Любой организм потребляет воздух, воду, солнечный свет, тепло, питательные вещества и выделяет то, что в нем отработано и не нужно. Как только постоянный процесс усвоения и выделения прекращается, наступает смерть. Человеческий организм точно так же обладает жизненностью лишь до тех пор, пока происходит обмен веществ. В этом процессе участвуют сердце, легкие, пищеварительный аппарат, сложная нервная система и все другие органы и ткани. Достаточно выйти из строя одной из этих систем, как прекращается необходимый для поддержания жизни обмен веществ и наступает смерть человека. Значит, смерть — это не отделение души от тела, как утверждает религия, а прекращение определенных функций организма.

Современные богословы не отрицают уже всех этих положений науки. Но они до сих пор настаивают на том, что человек наделен божественной душой, понимая под ней какую-то надматериальную, неуловимую сущность, отличающую человека от животных и лежащую в основе различных явлений человеческой психики.

Однако и такое понимание души противоречит действительным, научным данным.

Изучение психики высших животных и человека показало, что его духовные способности являются результатом длившегося сотни тысяч лет процесса превращения обезьяны в человека.

Все виды рассудочной деятельности в простейшей форме свойственны и высшим животным. У собак, обезьян уже имеются примитивные проявления того, что богословы называют душой. У них есть и память, и чувства, и даже сновидения. Но у человека психические способности достигли очень высокого развития. Коллективный труд, социальные условия жизни были главными причинами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий и возникли качества, отличающие поведение человека от поведения животных. Психические функции человека, его душа — это результат биологического и общественного развития, результат приспособления организма к определенным условиям жизни.

Психические явления связаны с материальными процессами, протекающими в нервной системе, и в частности в мозгу. Самостоятельно, в отрыве от этих материальных процессов они существовать не могут.

В результате воздействия окружающих человека предметов и явлений на соответствующие органы чувств возникают представления, образы, понятия. Но различные образы возникают в сознании человека не только благодаря прямому воздействию предметов на органы чувств, а и под действием слова. Это и отличает человеческую психику от животной. Например, слово «Христос» вызывает в сознании верующего образ, созданный фантазией религиозных проповедников и изображаемый на иконах. Человек может вообразить смерть с косой, несуществующих зверей, бесов и т. п. Все эти явления рассматриваются богословами как нечто таинственное, сверхъестественное.

Однако Иван Петрович Павлов, всю жизнь посвятивший изучению психических явлений, опроверг подобные взгляды. Он доказал, что человеческая речь, и в частности слово, возникшее в результате общественного развития человека, является для него специфическим раздражителем, таким, как, например, для дрессированной собаки является звонок или другой сигнал, возвещающий о наступлении времени кормления, вслед за которым начинают работать органы пищеварения, даже если животное не получило пищи.

Таким образом, для объяснения, как и почему у нас возникают те или иные образы, в том числе и фантастические, вовсе не нужно прибегать к помощи каких-то сверхъестественных начал, как это делают богословы.

Защитники религии не в состоянии противопоставить что-либо научным доводам и поэтому говорят, что в существование души надо просто верить. Порой же они и сами говорят: «В наше время всем известно, что смерть наступает в результате прекращения работы важных органов человеческого тела, а совсем не потому, что душа покидает тело… Выражения священного писания, как бы отождествляющие душу с жизнью или кровью человека, указывают лишь на ту связь, которая логически существует между этими понятиями, так как при обильной потере крови человек лишается жизни, как если бы душа оставила тело».

Но если они это признают, то что остается от религиозных представлений о душе? В чем же в настоящее время богословы видят проявления божественной души человека?

Они продолжают утверждать о неких врожденных началах, которые якобы вечны, в противоположность бренному телу. Но такими врожденными началами они называют теперь «свободную волю», «совесть — как высшее духовное начало, сохранившее связь с богом», «дар любви к людям, к своей отчизне», само влечение к богу, которое якобы не может быть понято иначе, как «выражение сверхприродного начала, как неотъемлемо присущий человеку образ божий». То есть речь идет уже не о специфически психических явлениях, а о какой-то совокупности моральных качеств человека. Но и это не спасает богословов.

Начнем с утверждения о «свободной воле» человека, происхождение которой якобы необъяснимо без божественного промысла.

Что такое воля? Это способность человека действовать в соответствии с поставленными целями. А может ли человек осуществлять свои цели, не зная законов природы и общества, не понимая своего места в обществе, в коллективе, в семье и т. д., не сопоставляя свои интересы с интересами других людей? Иначе говоря, это проявление души объяснимо лишь с материалистических позиций.

Также несостоятельны заявления о. врожденности чувств любви, совести, патриотизма и т. п. Эти проявления души человека в конечном счете определяются общественными отношениями, а не идут откуда-то изнутри его души. Примеры детей, воспитанных животными, убедительно показывают, что даже при той высокой телесной организации, какая свойственна человеку, его психику, особенности его души определяет окружение, в котором он живет. Дети, воспитанные животными, не имеют ни любви к людям, ни патриотизма, ни совести, они не разговаривают, не понимают человеческой речи. А это значит, что духовные способности человека развиваются в процессе воспитания, в процессе коллективной жизни человека, а не в результате божественного акта. Современная наука настолько глубоко познала психику человека, что дает возможность педагогам и врачам управлять формированием умственных способностей детей, вызывать у человека по желанию те или иные чувства, сновидения, видения и т. п. А это значит, что душа познаваема.

Таким образом, неопровержимые научные факты говорят о том, что, как бы ни ухитрялись защитники религии отыскивать различные аргументы для доказательства каких-то сверхъестественных, якобы данных самим богом начал в человеке, все их попытки тщетны.

Рекомендуемая литература

Бирюков Д. А. Миф о душе. М., 1958.

Есть ли у человека судьба?

Ответ. Трудно найти слово, в которое вкладывалось бы столько различных значений, как вслово «судьба». В повседневной жизни мы обычно широко употребляем его для обозначения будущего, которое обязательно наступит при определенных обстоятельствах. Мы говорим: «Судьба будущего урожая зависит от нас», «Судьбы мира в руках народов» и т. п. Во всех этих случаях понятие «судьба» равнозначно условиям, обстоятельствам, причинам, благодаря которым события происходят именно так, а не иначе. Люди сами, своими руками делают такую судьбу. Они добиваются высоких урожаев, требуют мира и борются с поджигателями войны, строят коммунистическое общество.

Нередко слово «судьба» употребляется для выражения чего-то неожиданного, случайного, непредвиденного. Бывает, мы задаем вопросы: «Какими судьбами ты здесь?», «Какая судьба занесла тебя сегодня?» Еще чаще оно произносится, когда говорят о сложившихся жизненных обстоятельствах, удачах или неудачах, радости или горе. Именно в этом значении употребляет его М. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Подобное употребление слова оправданно, и в нем нет ничего плохого. Но часто в слово «судьба» вкладывается иное, религиозное содержание. Под «судьбой» понимается участь, доля человека, заранее установленная богом. «Судьба человека от господа», «Что предопределено, то исполнится», — говорится в Библии.

Религия учит, что у каждого человека имеется своя собственная судьба, отличная и не зависимая от судеб других людей, что от своей судьбы никто не может уйти и не в силах ее изменить.

Существует ли такая судьба? Разумный взгляд на жизнь опровергает подобные представления. В мире нет ничего сверхъестественного. Природа развивается по своим собственным законам, и, пока эти законы не познаны людьми, они представляются загадочными. Но как только человек их изучил, он использует эти закономерности в своих интересах, покоряет и переделывает природу.

Положение и условия жизни человека зависят от того, в каком обществе он живет. Если общественный строй рабовладельческий, крепостнический или капиталистический, то в нем обязательно будут богатые и бедные, угнетенные и угнетатели, счастливые и несчастные. При социализме былое неравенство людей уничтожается. И в этом нет никакой таинственной судьбы. Сам народ творит историю, создает условия для счастливой и радостной жизни.

Если бы люди надеялись на судьбу, они бы не пытались изменить условий своего существования. Но даже верующие говорят: «Бог-то бог, но и сам не будь плох».

Особенно распространена вера в судьбу, когда затрагивается личная жизнь людей. Если, допустим, у одних родителей сын погиб на фронте, а у других цел и невредим, если из одного ребенка вырос талантливый писатель, музыкант или инженер, а из другого — хулиган и пьяница, если такая-то девушка удачно вышла замуж, а эта нет, нередко говорят: «Так уж было суждено». Какая же тут судьба? Ведь каждый из этих случаев имеет свою причину. Заботливо воспитывая ребенка, родители могут быть уверены, что их сын не вырастет хулиганом. При более серьезном отношении к замужеству или женитьбе меньше будет неудач в семейной жизни.

Еще более нелепой оказывается вера в судьбу, когда это касается вопросов жизни или смерти человека. Религия внушает верующим, что богом будто бы определено, сколько каждому прожить на свете, в какое время и от чего умереть. Спрашивается, если это так, нужна ли тогда наука, медицина, следует ли открывать больницы, дома отдыха, санатории, строить лаборатории и заводы для изготовления лекарств? Зачем понапрасну растрачивать большие средства для сохранения здоровья и продления жизни людей, если все уже предопределено?!

Наука и практика опровергают веру в судьбу. Еще не так давно было немало неизлечимых болезней. Оспа, чума, холера, туберкулез обрывали жизнь сотням тысяч людей. От чумы вымирали целые города и районы. Тогда это считалось судьбой. Но наука нашла причину этих заболеваний, установила способы их лечения и предупреждения.

В нынешнее время многие верующие больше надеются на врача, нежели на несуществующего бога, и священнослужители тоже охотнее доверяют свое здоровье медицине, чем молитвам. Но встречаются еще люди, которые, поверив религиозным сказкам о неотвратимости судьбы, обрекают себя на волю случая, на покорность перед обстоятельствами. Они придерживаются правила «Чему быть, того не миновать». И часто некоторые из них становятся жертвой шантажа и обмана со стороны проходимцев. Вместо того чтобы самим активно ковать свое будущее, они пытаются узнать судьбу у гадалок на картах, на кофейной, гуще, по линиям ладоней и т. д. Религия же, отрекаясь на словах от подобных суеверий, на деле поддерживает и укрепляет их.

Спрашивается, с какой целью все религии мира убеждают верующих в существовании личной судьбы? Дело в том, что вера в судьбу неотделима от веры в бога. Возникла она в далекой древности, когда человек был бессилен перед непонятной и грозной природой, испытывал страх и ужас перед нею. И если человек поймет, что никакой судьбы, никаких чудес нет, он поймет и то, что нет никакого бога. И миллионы советских людей, активно строящих свое светлое будущее — коммунизм, отбросили, как ненужный хлам, древние вымыслы о божественной судьбе. Прав был великий русский писатель Ф. М. Достоевский, который устами своего героя Ивана Карамазова сказал, «что чуть лишь человек отвергнет чудо, то тотчас. отвергнет и бога, ибо человек не столько ищет бога, сколько чудес».

Вера в судьбу — вредный пережиток прошлого, мешающий еще некоторым нашим людям быть творцами своего собственного счастливого будущего.

Рекомендуемая литература

Небелое Арк. Есть ли у человека судьба? М., 1959.

Рязанцев Н. Существует ли судьба? М., 1959.


В чем смысл жизни?

Ответ. Этот вопрос в течение многих веков являлся причиной острых разногласий между наукой и религией. Спор шел о том, для чего живет человек на земле, как прожить свою жизнь правильно, счастливо, что нужно сделать каждому, чтобы не раскаиваться в своем прошлом.

Все религии учат, что человек создан богом и живет для бога, что верующий обязан подчинять все помыслы и поступки всевышнему и неустанно молиться ради получения райской жизни в небесной обители. Земная жизнь рассматривается как «суета сует», жизнь «во тьме и грехе». Духом пренебрежения ко всему земному пропитаны религиозные книги и поучения проповедников: радость борьбы и труда, познания и культуры, счастье коллективного творчества и семейной жизни — все это объявляется презренным и ненужным.

«Что пользы человеку от всех трудов его», «кто умножает познания, умножает скорбь», «… дружба с миром есть вражда против бога», — говорится в Библии (Екклесиаст, гл. I, ст. 3, 18; Иаков, гл. IV, ст. 4).

Одним словом, для того чтобы получить несуществующее загробное счастье, верующий должен полностью смириться со всем тем, что мешает ему нормально жить на земле, душит и угнетает. Ему не полагается роптать. Терпи, учит религия, ибо все от бога.

Такая проповедь смирения и покорности полностью соответствует интересам эксплуататорских классов — помещиков и капиталистов, ничего не имеющих против равенства и счастья на небе тех, кого они здесь, на земле, грабят и закабаляют. Религиозное утешение всегда помогало и помогает сохранять незаконно присвоенные несметные богатства в руках немногих и увековечивать нищету и бесправие большинства трудящихся в капиталистических странах. Да и само духовенство за обещание верующим вечного райского блаженства требует взамен вполне земные блага. Нужно платить за здравие и упокой, за крещение и погребение, за миропомазание и соборование… Земными благами верующие расплачиваются за небесное благополучие.

Священнослужители постоянно напоминают, чтобы никто никогда не забывал о смерти. «Занимаясь земными делами, — поучают баптистские проповедники, — всегда помни, что это временное, пустое…» Только там, на небесах, начинается настоящая жизнь. Чтобы избегнуть вечных мук в аду и обеспечить своей бессмертной душе место в раю, нужно всегда помнить о боге, чтить его, поклоняться ему, исправно выполнять религиозные предписания, заслужить праведной жизнью искупление грехов.

Таков смысл жизни по религиозным представлениям каждого верующего — христианина, мусульманина, иудея, буддиста… Против такого понимания цели жизни человека давно уже выступают передовые люди всех стран мира. Они хорошо понимали, что человек живет только один раз. Нет никакой бессмертной души, а загробный мир — это старая-престарая наивная сказка.

Поэтому нас всегда должно интересовать, как устроить свою жизнь так, чтобы она прошла не впустую, а была посвящена прекрасной цели. Замечательный советский писатель Николай Островский по этому поводу хорошо сказал: «Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире борьбе за освобождение человечества».

Достижение всеобщего человеческого счастья — этому стоит посвятить свою жизнь! Как его достигнуть? Своими руками. Люди сами могут создать настоящее, земное счастье.

Великие вожди рабочего класса К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин учили, что только революционная борьба может избавить трудящегося человека от рабства, угнетения, нищеты. В одиночку человек этого сделать не сможет. Он живет не один, а среди других людей, в обществе, в государстве. От того, каков общественный строй, зависят условия жизни человека. Если это буржуазное общество, то государство будет заботиться об интересах небольшой кучки капиталистов, если же это общество социалистическое, то оно стремится к созданию благополучия для всех людей.

Поэтому при социализме благосостояние всего общества зависит от того, что каждый человек сделает хорошего и полезного для увеличения общественного богатства, из которого складывается обеспеченность всех граждан и каждого в отдельности. Единственным источником общественного богатства является труд. Без него немыслима человеческая жизнь. При социализме труд является источником могущества и богатства государства, а следовательно, и его граждан, он стал делом чести, славы, доблести и геройства.

Обществом, в котором будет достигнуто удовлетворение всех без исключения материальных и духовных запросов людей, будет коммунизм. Красота и величие этого общественного строя, естественно, придают человеку силы бороться и преодолевать любые трудности. Недаром миллионы советских людей отдали свою жизнь в годы Великой Отечественной войны за торжество великого дела свободы. Их жизнь не прошла бесследно. Она была отдана за счастье людей, во имя человека.

Сейчас советские люди отдают все свои таланты и способности великому делу строительства коммунистического общества. Именно поэтому в любом уголке нашей необъятной Родины постоянно открываются все новые и новые родники народного творчества, инициативы, энергии.

За счастливое будущее людей борются лучшие представители рабочего класса в капиталистических, колониальных и зависимых странах. Их не страшат тюрьмы и преследования, ибо смысл этой самоотверженной борьбы — в служении народу.

Спрашивается: не все ли равно, как религия смотрит на смысл жизни человека, на его обязанности на земле? Нет, не все равно! Религия мешает людям правильно осмыслить и понять самое дорогое и единственное — свою реальную жизнь. Выдумками о потустороннем мире она отвлекает людей от активного вторжения в жизнь, от борьбы за ее переустройство, от участия в ней. Тем самым она приносит непоправимый вред человеку, обесценивая его великое призвание хозяина жизни.

Рекомендуемая литература

Панцхава И. Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967.

Тугаринов В. И. О смысле жизни. Л., 1961.

Филимонов Э. Г. Баптизм и гуманизм. М., 1968.


VI. О ПРИРОДЕ И ЕЕ ЗАКОНАХ

В наше время еще бытует вера в существование нечистой силы. Известны случаи, когда она заводит человека в чащу леса и заставляет долго блуждать в поисках дороги и т. п. Почему атеисты отрицают существование нечистой силы?

Ответ. Чтобы ответить на поставленные вопросы, надо сначала разобраться в том, что такое нечистая сила, существует ли она действительно? А если ее нет, то на чем основаны представления о ней и вера в нее и каково вообще содержание понятия «нечистая сила»?

Существует целая отрасль современного религиоведения, которая специально изучает историю и современное состояние представлений о нечистой силе — демонология.

Под нечистой силой обычно понимаются созданные человеческим воображением образы фантастических существ, которые являются чем-то вроде богов низшего порядка и олицетворяют силы мрака и зла, тогда как боги, являющиеся объектами официального поклонения, представляют собой силы добра, света и разума.

При исследовании народных представлений о нечистой силе у разных племен, наций и рас выяснилось, что вера в нечистую силу предшествовала вере в добрых и светлых богов, что все без исключения первобытные религии носили пандемонический характер. Этим, между прочим, еще раз подтверждается, что в формировании первичных религиозных представлений и верований очень важная, даже решающая роль принадлежит чувству страха и отчаяния, под гнетом которых постоянно находились наши далекие предки.

При дальнейшем развитии религиозных представлений и верований, с возникновением культа разумных и добрых богов произошло размежевание между верой в добрых богов и верой в злых богов. Так появились в религиозной литературе, две на первый взгляд противоположные области: теология и демонология.

Церковная литература различает веру в бога и веру в нечистую силу. Вера в бога, говорят богословы, — это настоящая вера и настоящая религия, а вера в нечистую силу есть не более как «народное суеверие», «языческое заблуждение». В действительности же в так называемых народных суевериях также нет ни грана истины, как и в официальных и «мировых» религиях. Религиозные верования, как первобытные, так и современные, имеют одну общую ошибочную основу — поклонение сверхъестественному.

Исследуя демонологию разных народов земного шара, мы обнаруживаем в ней определенную закономерность и удивительное единообразие представлений о нечистой силе, хотя соответствующие фантастические образы и обладают чертами местного колорита. По этим представлениям, нечистая сила всегда обитает в темных ущельях гор, в глубоких местах рек, озер и морей, в подземных пещерах и в кратерах вулканов, в непролазной чаще лесов и джунглей — одним словом, всюду, где человеку угрожает опасность, где человека охватывает чувство страха. Короче, места обитания нечистой силы, по народным представлениям, — это в основном так называемые гиблые места.

Уже в первобытные времена вырабатывается наряду с другими магическими средствами «самозащиты» от нечистой силы вербальная (словесная) магия, так называемые заклинания. С возникновением представлений о добрых божествах заклинания постепенно превращаются в молитвы. В молитвах при внимательном их изучении сразу же обнаруживаются древнейшие пласты дикарских заклинаний. В качестве примера назовем известную молитву православного канона «Да воскреснет бог…». Эта молитва представляет собой комбинацию магического заклинания и молитвы. В ней, например, говорится: «… яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица, любящего бога…» Это является типичным магическим заклинанием.

Из сказанного ясно, что в современных религиозных культах официального характера содержится и продолжает бытовать их первобытная дикарская основа, связанная с поклонением нечистой силе.

Центральной фигурой славянской демонологии, например, является бес или черт, что в общем соответствует таким демонологическим персонажам других народов, как Вельзевул, Сатана, Дьявол, Асмодей, Мефистофель, Азазел. Бес — это якобы злой дух, который считается «врагом рода человеческого» и может принимать разное обличье, звериное или человеческое, а также превращаться в различные предметы, чтобы любыми способами причинить вред человеку. Представление о бесе очень древнего происхождения и глубоко укоренилось в сознании народов, что нашло свое отражение в нашей обыденной речи. Мы говорим: «человек впал в бешенство», «собака взбесилась», «машина мчалась с бешеной скоростью». В научной литературе мы встречаем термин «микроб бешенства». В приведенных оборотах речи корнем слов является понятие «бес».

А. С. Пушкин в стихотворении «Бесы» хорошо описал те чувства тревоги, отчаяния и одиночества, которые угнетают путника, сбившегося с дороги в метельную ночь, и порождают в его сознании мрачные мистические образы всяческой чертовщины. Нечто подобное переживают склонные к мистике люди, заблудившись в густом лесу, оказавшись в непроходимом болоте и в других гиблых местах. Суеверному человеку кажется, что завела его в непролазную чащу или топь нечистая сила. Таким образом, представления о злых сверхъестественных силах, как правило, возникают в таких случаях, когда человек подавлен тревогой, отчаянием, страхом. Немаловажное значение здесь имеет также самовнушение.

Другим распространенным фантастическим персонажем славянской демонологии является волкулак (искаженное «вурдалак») — оборотень. Волкулаку приписываются ужасные свойства и способности: он якобы «наводит» голод, высасывает кровь из людей и животных, наводит «порчу» на детей и т. п. Вера в оборотничество и в возможную связь человека с животными также очень древнего происхождения и, по-видимому, является одним из пережитков так называемого тотемизма — того дикарского мировоззрения, откуда взяли свое начало мистика и религия.

Никакой нечистой силы в действительности не существует, ее сверхъестественные образы созданы религиозной фантазией народов. Передаваясь же от поколения к поколению, они постепенно приобрели черты устойчивости, внешней убедительности. Именно в силу этого обстоятельства устранение религиозных представлений, в том числе демонологических, из сознания народов — дело длительного времени, требующее настойчивой антирелигиозной работы.

Рекомендуемая литература

Зыбковец В. Ф. О черной и белой магии. М., 1965.


Атеисты пишут в своих книгах, что колдунов и ведьм нет. Но ведь есть люди, которые утверждают, что им приходилось сталкиваться с колдунами и ведьмами в жизни. Как следует относиться к подобным утверждениям?

Ответ. Колдунами и ведьмами называются люди, которым приписывается обладание особыми, сверхъестественными способностями поддерживать связь с так называемой нечистой силой и с ее помощью творить всякие чародейства: привораживать любимого человека, насылать порчу на врагов, разгадывать сновидения, узнавать о судьбе пропавшего без вести и т. п.

Кто такие колдуны? Может быть, это действительно особого рода люди, наделенные какими-то высшими способностями духовидения и могущества? Нет, конечно. Как правило, колдуны — это ловкие и бывалые люди, пользующиеся легковерием невежественных и наивных людей. Но было бы, однако, неправильным объяснять влияние колдунов только их наглостью и мошенничеством. Известны случаи, когда люди, которым приписываются чародейские свойства, обладают искусством гипноза. Эти люди могут оказывать гипнотическое влияние на окружающих, в особенности на натуры истерические и слабонервные, склонные к восприятию гипнотического внушения. Таким путем нередко создается широкая известность колдунов и чародеев. Но, повторяем, чаще всего колдуны и чародеи — это нечестные люди.

Несмотря на то что вера в магическую силу колдунов и чародеев безусловно является пережитком дикарской древности, она еще до сих пор значительно распространена. В капиталистических странах профессия колдунов и ведьм существует вполне легально. Вот несколько фактов, характеризующих пропаганду мракобесия в капиталистических странах. В конце 1961 г. в Риме состоялся национальный конгресс астрологов (звездочетов), которых в Италии насчитывается свыше 10 тысяч. В 1962 г. в Вюрцбурге (Западная Германия) состоялась всемирная конференция по оккультизму (так называется шарлатанская наука о чародействе), куда съехались 1400 магов, чародеев, спиритов, факиров, астрологов, хиромантов и т. п. В США насчитывается свыше 5 тысяч профессиональных астрологов, чьими услугами пользуются около 10 миллионов суеверных американцев. Они ежегодно выплачивают своим гадателям и гадалкам около 100 миллионов долларов. Во Франции насчитывается 34 тысячи профессиональных гадалок и гадателей, причем из них около 25 тысяч проживают в Париже. В 1959 г. в Англии организовано «общество в защиту колдовства». Недавно жительница Лондона, некая Моника Уилсон, объявила себя «королевой ведьм». По ее словам, этот титул был завещан ей незадолго до смерти доктором Гарднером, который якобы являлся руководителем «всех бесовских сил Англии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.067 с.)