Раздел 1. Я и мое место на земле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Я и мое место на земле



Урок 1. Что такое этика?

Цель урока: познакомить детей с понятием «этика»; вызвать интерес к обсуждаемым вопросам.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Этика – учение (наука) о том, как должно поступать, что следует считать добром и злом.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Материалы к уроку

A. Барто «Медвежонок-невежа»

B. Осеева «Кто наказал его?»

Содержание урока

Ι. Учитель: Часто в жизни мы задумываемся над тем, пра­вильно ли мы поступили и как можно было бы поступить по-другому; почему наш друг обижается, что я могу сделать для сво­его товарища, чтобы поддержать его. Много самых разных вопро-9


сов возникает перед нами, на которые хочется найти ответ. Помо­гает в этом человеку наука ЭТИКА. Этика – наука о правилах по­ведения, помогающих определить, где добро, где зло, где чест­ность, где ложь. Мы с вами будем говорить о том, почему нужно здороваться при встрече, почему некрасиво ходить в грязной и не­опрятной одежде, чем похожи на нас наши четвероногие друзья, как правильно подарить подарок и о многом другом.

На уроках этики мы будем читать интересные рассказы, сти­хи и сказки. Давайте заглянем в одну из книг и посмотрим, какую тему для разговора нам подскажет автор.

ΙΙ. Учитель: Послушайте историю о медвежонке-невеже и подумайте, приятно было бы с ним познакомиться или нет.

(Учитель читает стихотворение А. Барто «Медвежонок – невежа»)

Вопросы для беседы: Приятно встретиться или познакомить­ся с таким мишкой? Почему? Как чувствовали себя окружающие? Почему медвежонка назвали невежей? Кого так называют? Какие поступки медвежонка говорят о том, что он был невоспитанным? А что значит быть воспитанным? Как вы думаете, у него были дру­зья? Почему у медвежонка не было друзей? Есть ли среди ребят такие «мишки»? О чем нам хотела сказать Агния Барто, рассказы­вая эту историю?

Учитель: Важно не просто научиться читать, но и думать над тем, о чем ты прочитал. Тогда сможешь узнать много нового и найти ответы на многие сложные вопросы, которые задает жизнь. Послушайте, с какими словами обращается к вам, ребята, детская писательница Валентина Осеева.

(Учитель читает обращение В. Осеевой или пересказывает его близко к тексту)

Вопросы для беседы: Что помогло Валентине Осеевой много узнать о жизни и стать писательницей? Как умение думать о про­читанном может помочь в жизни?

Учитель: Давайте послушаем одну их историй, рассказанных писательницей для таких ребят, как вы, и подумаем вместе над во­просом, который она задает себе и нам: «Кто наказал его?»

(Учитель читает рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?» без последней строки)


Вопросы для беседы: Как вы думаете, что ответила соседке мама этого мальчика? (После ответа детей читается последняя строка). Почему мальчик остался один? Что чувствовали люди, с которыми он поссорился? Чему хотела научить нас В. Осеева, рас­сказав эту историю?

Как, по-вашему, нужно поступать, чтобы люди были добры к тебе и приветливы, дружили с тобой?

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Вспомните все, о чем мы говорили, и рас­скажите, чем мы будем заниматься на уроках этики, чему учиться, о чем можем побеседовать?

Урок 2. Кто я? Какой я? (1)*

Цель урока: создать ситуацию знакомства, в которой дети проявили бы доброжелательное и уважительное отношение друг к другу; подвести детей к пониманию значимости таких отношений.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Уважение – почтительное отношение, основанное на при­знании чьих-либо достоинств.

Уважать – считаться с кем-, чем-нибудь, принимать во вни­мание и соблюдать что-нибудь, чьи-нибудь интересы.

Материалы к уроку

М. Яснов «Я иду в школу»

Иллюстрация к 4-стишию

Рабочий лист:

Ребенок пишет свое имя в прямоугольнике. В выносках дети пишут ответы (или делают рисунки) по следующим пунктам: 1) мое любимое животное; 2) мое любимое занятие; 3) моя любимая иг­рушка; 4) мой любимый цвет; 5) мой друг (имя).

Цифры 1 и 2 в круглых скобках означают, что теме отводится 2 урока: 1-й и

2-й.


 

 
ИМЯ
(^~Л
^^>о^
 
.--—""" ""--., >г / **-* ""--^
С^ f~ v^..)
 

Содержание урока

Ι. Учитель: Вы пришли в школу и стали учениками. Теперь каждый день вы узнаете что-то новое, учитесь делать то, чего раньше не умели. В школе вы узнаете, что Земля – шар и что все реки текут в моря и океаны, почему летают птицы и как рассчитать скорость автомобиля, как стать счастливым.

О чем вы думали летом, готовясь к школе? Каким вам пред­ставлялся первый день в школе? А каким он оказался? (Приятным, радостным или грустным?) Кто из вас встретил здесь знакомых ребят? Эта встреча была для вас приятной?

ΙΙ. Учитель: Послушайте, что рассказывает о своем первом дне в школе мальчик, такой же, как вы.

(Учитель читает стихотворение М. Яснова «Я иду в школу»)

Вопросы для беседы: С каким настроением мальчик пришел в школу 1 сентября? Почему он считает себя самым счастливым? Можно сказать, что мальчик волновался и даже немножко чего-то боялся? С какими делами вам придется теперь справляться само­стоятельно? Послушайте шуточное стихотворение. Что вы можете посоветовать мальчику и его маме?

(После чтения стихотворения вывешивается иллюстрация – мама с сыном сидят за одной партой).

Не отпускает Вася маму:

– Сиди со мной! – твердит упрямо.

Придется маме из-за Васи

Учиться снова в первом классе!


– Ребята, а если в классе случится у вас какая-то затрудни­тельная ситуация, то к кому можно обратиться за помощью?

Задание: Детям предлагается несколько ситуаций из школь­ной жизни, и они предлагают свои решения.

СИТУАЦИЯ 1: Что делать, если у тебя закончилась паста в ручке?

СИТУАЦИЯ 2: Что делать, если на перемене упал и сломал­ся карандаш?

СИТУАЦИЯ 3: Как поступить, если ты нечаянно толкнул то­варища, когда он писал в тетради?

Учитель: Ребята, мы с вами решили, что учиться будет легче, если мы будем друг другу помогать и заботиться друг о друге. Сейчас я предлагаю вам познакомиться, но не совсем обычным способом. Вы расскажете друг другу о том, как вас зовут и что вы любите. (Заполняются рабочие листы, после чего дети показывают свой лист и по нему рассказывают о себе).

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. В заключение детям предлагается сфор­мулировать правило о заботливом и доброжелательном отношении друг к другу, начав его со слов: «Чтоб мы в классе жили дружно, нужно...»

Домашнее задание. Нарисовать дом.

Урок 3. Кто я? Какой я? (2)

Цель урока: подвести детей к мысли об индивидуальности и своеобразии каждого, об уважительном отношении к особенностям другого.

Основные понятия и категории (определения для учителя)

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивида от другого.

Своеобразный – отличный от других, не похожий на обыч­ное, оригинальный.

Материалы к уроку

Выставка детских рисунков И. Кульская «Добрые соседи» Игра «Волшебный мяч»


Содержание урока

Ι. Учитель: Сегодня поговорим о том, чем отличаемся мы друг от друга и что особенного в каждом из нас.

Работа с выставкой.

Посмотрите на выставку. Какие у вас получились дома? Что вы можете о них сказать? Почему дома получились разные, чем они отличаются друг от друга? Почему вы все нарисовали разные дома? Ребята, все рисунки не похожи друг на друга, а вы похожи друг на друга? Чем похожи? Чем не похожи?

Учитель: Все люди рождаются разными, с разными способ­ностями. Кто-то хорошо рисует, кто-то хорошо играет в футбол… О каких своих способностях вы знаете? Что умеете делать хорошо? Как вы относитесь к тому, что другие умеют делать то, чего не умеете делать вы или делают это лучше вас? Как нужно к этому относиться?

ΙΙ. Предлагаю вам познакомиться с двумя добрыми соседя­ми: Светой и Андрейкой.

(Учитель читает стихотворение И. Кульской «Добрые сосе­ди»)

Вопросы для беседы: Почему о них говорят, как о добрых соседях? Как ребята помогают друг другу? Почему Андрейка обра­тился к Свете за помощью? Как ребята относятся к тому, что один из них не умеет шить, а другой – работать молотком? Хорошо ре­бятам жить в таком соседстве?

☺ ИГРА. Каждый из вас чем-то отличается от одноклассни­ков. У каждого есть свои особенности, свои интересы, любимые занятия. Поиграем в «Волшебный мяч». Тот, у кого он окажется в руках во время хлопка, рассказывает нам немного о себе.

(Во время игры мяч передается по цепочке из рук в руки и по хлопку учителя передача останавливается).

ΙΙΙ. ИТОГ УРОКА. Как мы с вами будем относиться к тому, что другие люди не такие, как мы? Интересно ли было бы жить в мире, где все люди одинаковые?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.016 с.)