Рекомендательный блок экспертной системы Лонгитюд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендательный блок экспертной системы Лонгитюд



В функции рекомендательного блока экспертной системы входит подготовка индивидуальной «Программы развития» по результатам обследования с помощью Шкалы развития (метод 012) или Экспертной оценки уровня развития(метод 010).

 

2.1.Теоретические основания, принципы построения и содержание
индивидуальной «Программы развития» ребенка

В основу построения «Программы развития» (далее «Программы») для детей соответствующего уровня развития положены требования, предъявляемые к умениям и навыкам детей каждого возрастного периода, изложенные в Программах, утверждённых Министерством образования Российской федерации:

· Истоки: Базисная «Программа развития» ребёнка - дошкольника/ Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. - М., 2001

· Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой - М.: Просвещение, 1987;

· Детство: «Программа развития» и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович - СПб.: Детство-Пресс, 2000

«Программа» представляет собой план занятий с ребёнком на ближайшие 3 - 6 месяцев и включает в себя разделы, направленные на развитие социально-адаптивных функций ребёнка, физических качеств и укрепление здоровья, речевое развитие, развитие восприятия и познавательных способностей, различных видов деятельности, навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Подбирая игры и упражнения в «Программу», мы использовали известный нам положительный опыт в данной области. Помимо традиционных, мы включили в «Программу» лучшие, с нашей точки зрения, авторские рекомендации. Разнообразие рекомендаций важно, так как к разным детям необходим разный подход, а также разным может быть стиль взаимодействия взрослого и ребёнка. Возможность выбора родителями или воспитателями наиболее эффективных заданий и рекомендаций обеспечивает индивидуальный подход к ребёнку.

По результатам обследования для каждого ребёнка составляется индивидуальная «Программа». В неё включаются рекомендации и игры из компьютерного банка данных по каждому параметру, выделяемому в этом возрастном диапазоне (в соответствии с уровнем развития ребёнка). Также учитываются ответы на отдельные вопросы и данные анамнеза. При этом, если полученных ответов недостаточно для определения ориентировочного возраста по некоторому параметру, но в то же время по этому параметру нет отставания (по имеющимся данным), то при подготовке соответствующего раздела «Программы» используется календарный возраст.

Рекомендации и игры рассчитаны как на закрепление имеющихся умений и навыков, так и на развития новых с учётом ближайшей зоны развития ребёнка. Подготовленная таким образом «Программа» учитывает индивидуальный темп развития. С её помощью можно осуществлять как индивидуальный подход к детям в дошкольных учреждениях, так и использовать её для организации домашних занятий с ребёнком.

 

2.2. Структура и содержание основных разделов
«Программы развития»

Основной принцип «Программы» заключается в ступенчатом введении материала. На следующую, более сложную ступеньку ребёнок может перейти, лишь в достаточной степени овладев более лёгким материалом. Ребёнок не научится самостоятельно сидеть прежде, чем станет держать голову; не научится сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточно сенсорного опыта.

Темпы овладения умениями и навыками зависят от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Задача взрослых - помогать ему там, где особенно трудно, подбирать игры в соответствии с той ступенькой, на которой находится ребёнок, а не тащить его насильно вверх или задерживать, когда он уже может продвигаться дальше.

Каждый раздел «Программы» включает в себя:

· общие рекомендации, отражающие цели и задачи раздела, особенности развития ребёнка на данном этапе; возможные приёмы организации общения с ним;

· конкретные задания и игры, которые полезны для закрепления у ребёнка как уже сформированных умений, так и для формирования новых, необходимых для достижения поставленных задач.

 

Ниже при описании отдельных разделов «Программы» указаны основные литературные источники, которые использовались, прежде всего, для теоретической разработки структуры «Программы». С использованием этих источников также разработаны многие содержательные блоки «Программы» – рекомендации, игры, упражнения. Значительная часть блоков разработана авторами экспертной системы в сотрудничестве со специалистами разного профиля, представляющими образовательные и медицинские организации. В подготовке отдельных блоков «Программы» для метода «Шкала развития» участвовали:

 

Быковская Екатерина Юрьевна Кравец Ольга Юрьевна Люлина Александра Константиновна Орлова Анастасия Николаевна Петрусенко Ираида Владимировна Пикалева Елена Юрьевна Садилова Татьяна Александровна Серебрякова Наринэ Витальевна Уткина Любовь Анатольевна Юнтунен Ольга Ястребова Лариса Борисовна

 

Процесс разработки открыт для участия других специалистов и в следующем издании этот список может быть значительно расширен.

Развитие социально-адаптивных функций

Социальное развитие

Семья является средой развития ребёнка, и нормальные отношения в этой среде способствуют успешному развитию детей. Одним из факторов нормального развития ребёнка является формирование безопасной привязанности. В случае если безопасная привязанность отсутствует, существует риск возникновения у ребёнка нарушений эмоциональных состояний, проблем во взаимодействии с окружающими, речевых и интеллектуальных расстройств.

В «Программу» включены рекомендации по организации взаимодействия взрослого и ребёнка, игры на подражание, развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми.

Кроме того, в «Программе» раскрываются особенности социального поведения ребёнка и даются рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе воспитания в каждом возрастном периоде.

В «Программе» также уделяется внимание воспитанию элементарных навыков культуры поведения, соответствующих социальным нормам и правилам: разговаривать спокойно, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Воспитание навыка здороваться, прощаться, благодарить. Приучение к бережному обращению с игрушками.

Эмоциональное развитие

Ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то ребёнок вырастет добрым, эмоционально отзывчивым к другим людям. В то же время, важно помочь ребёнку научиться реагировать на не всегда положительные эмоциональные проявления окружающих, сделать его более защищённым, а значит и более здоровым.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка поможет ему лучше понять себя и других. Человека, который умеет выражать свои чувства, лучше понимают окружающие, в конечном итоге это помогает в общении. А умение общаться – важное качество, необходимое в работе и личной жизни.

В «Программу» включены игры на различение, понимание, выражение эмоций.

Литература:

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, ДиК, 1999.

Физическое развитие

Данный раздел «Программы» включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных физических умений и навыков, элементы лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии, рекомендации по стимуляции необходимых моторных навыков в домашних условиях, по правильному режиму питания, сна и бодрствования.

Крупная моторика и укрепление здоровья

Работа по данному разделу подразумевает:

· формирование и развитие жизненно-необходимых навыков:

· совершенствование двигательных функций организма ребенка;

· укрепление мышечной системы;

· тренировку реакций равновесия;

· профилактику заболеваний;

· охрану и укрепление здоровья;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.006 с.)