Игра «узнай, какой инструмент звучит» (для детей 4-6 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра «узнай, какой инструмент звучит» (для детей 4-6 лет)



Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактический материал. Угольник, бубен, металлофон.

Игровые пособия. Карточки с изображением угольника, бубна, метал­лофона по количеству играющих детей.

I вид. Дети сндят за столами парами. Перед каждой парой — старшим и младшим ребенком — лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены небольшой ширмой. Звучит угольжвс — нуж­но поднять карточку с его изображением, бубен - с изображением бубна, металлофон — с изображением металлофона. Педагог отмечает детей, оши­бавшихся реже других, и по их желанию исполняет произведение для слушания.

II ВИД. Дети строятся в 3 колонны. Под звучание угольника бегают по комнате ребята первой колонны, под звучание бубна — второй, под звуча­ние металлофона — третьей. Порядок звучания инструментов педагог варь­ирует. В конце игры проводится соревнование: кто скорее построится в колонну. Старшие дети помогают младшим прибежать в нужном направле­нии и построиться.

III вид. Дети строятся в 3 круга. Каждый круг образуют дети одного возраста. Ребята первого круга двигаются легким бегом под звучание уголь­ника и замирают на месте под звучание других инструментов, ребята второго круга двигаются под звучание бубна, третьего — под звучание ме­таллофона. Порядок звучания инструментов варьируется. В конце игры от­мечается круг-победнтель, и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.

Игра «Море и ручеек»(лля летен малокомплектного коллектива)

Программной содержание. Учить детей различать долгие и короткие звуки.

Музыкально-дидактический материал. Бубен.

I вид. Дети сндят на стульях, расположенных двумя полукругами (однн за другим). Впереди — младшие дети. Когда звучат долгие звуки, младшие плавно поднимают и опускают руки вверх-вниз. Когда звучат короткие звуки, старшие дети помахивают кистями рук. Долгие и короткие звуки чередуют­ся многократно в произвольном порядке. В конце игры отмечаются и поощ­ряются выполнением их желаний самые внимательные дети. Естественно, что в «наградных» действиях участвуют все дети, а не только победители.

II вид. Дети делятся на две команды: «Море» и «Ручеек». Состав ко­манд смешанный по возрасту. Когда звучат долгие звуки, дети комацдь' «Море» передвигаются по помещению, выполняя плавные движения руками вперед-назад. Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек» пере­двигаются легким бегом. Долгие и короткие звуки чередуются несколько раз в произвольном порядке. В конце игры дети команды «Ручеек» убегают (при этом старшие помогают младшим). Дети команды «Море» стараются их поймать.

Ill вид. Дети стоят в дэух кругах или образуют круг и колонну. В круге «Море» — младшие, в круге «Ручеек» — старшие. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» поднимают и опускают сцепленные руки (по морю ходят волны). Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек», взявшись за руки, бегут (течет ручеек). Короткие и долгие звуки чередуются много­кратно. В конце игры педагог оценивает быстроту и точность реакции де­тей. По желанию победителей со всеми детьми проводится инсценирова­ние песни.

Музыкально-дидактическое упражнение

«Внимательные зверушки»

Программное содержание. Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия Плоскостные изображение зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы.

Музыкально-дидактический материал. Бубен, маракас, погремушка- румба.

Описание упражнения. Дети сидят за столами, поставленными ряда­ми или полукругом. Перед каждым ребенком иебор плоскостных фигурок зверей. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, а по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен — пойдут гулять медведи, маракас — пойдут гулять лисички, а если зазвучит погремушка-румба, то зайчики». Пе­дагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбиреют из своего набора то медведя, то пнсу, то зайца и имитируют при помощи фигурок их движения.

Музыкально-дидактическое упражнение «Бабочки*

Программное содержание. Учить детей различать и передавать в дви­жениях темп музыкального звучания.

Игровые пособия. Ободки-эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих.

Музыкально-дидактический материал. Металлофон.


Описание упражнения. Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко летать по полянке и кружиться на месте, помахивая крылыш­ками. Говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то мед­ленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно летать, а на медленную - кружиться (показывает, как это нужно делать). Несколько раз упражнение выполняется с последовательной сменой темпа звучания. Затем педагог говорит; что он будет бабочкам все время загадывать музыкальные загадки: то несколько раз быстро играть, то несколько раз медленно, то одни раз быстро, а много раз медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это можно сделать, если внимательно слушать музы­ку. Упражнение проводится еще несколько раз с произвольной сменой темпа звучания.

Игровое упражнение «Барабан и погремушка»

Программное содержате. Учить дегей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия. Барабаны и погремушки по количеству участвующих детей.

Музыкально-дидактический материал. Фортепиано: пьесы «Барабан», «Погремушка» музыка Ф. Гершовой.

Описание упражнения. Дети сидят полукругом. В руках у млад­ших — погремушки, у старших — барабань!. Педагог исполняет на фортепи­ано пьесу «Барабан» и предлагает старшим дошкольникам ритмично, «как музыка рассказывает», поиграть на барабане. Детям младшего возраста после прослушивания пьесы «Погремушка» предлагается сопровождать по­вторное исполнение пьесы звоном погремушки. Затем педагог предлагает отгадать музыкальные загадки: «Чья музыка будет звучать — тот инструмент и заиграет».


Раздел И. ФОРМЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава J J МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ ПРОВЕДЕНИЮ

Основной формой музыкальнрго воспитания и обучения ребен­ка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, ш-ре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий разви­тию музыкальности ребенка,, формированию его личности и освое­нию действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систе­матизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкаль­ный кругозор, формируются творческие способности. Музыкаль­ные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомер­ное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных осо­бенностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отве­чающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуще­ствление этого процесса в единстве с воспитанием. Они выполня­ются в соответствии с требованиями раздела программы «Музы­кальное воспитание».

Содержанием музыкальных занятий являются: пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкаль- ио-ритмические движения в виде упражнений, игр, плясок. Ис­пользование этих видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дош­кольников.

В содержании репертуарного музыкального материала отра­жаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержа­ния, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем са­мым нравственно-этические качества личности, закладывая перво­начальные основы культуры.

В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слугазГ'ля и анализа, упражнение-композиция. Повторный матери­ал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также заня­тия, полностью построенные на повторном материале, где целесо­образно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие за­дания. Известно, что чем чаще повторяется процесс восприятия того или иного музыкального материала, тем легче и качественнее идет усвоение навыков музыкальной деятельности. Однако меха­ническое повторение разученного недопустимо. Оно не только не помогает обучению, но и наоборот ухудшает качество исполне­ния, закрепляет ошибки, если они имели место. В процессе обуче­ния, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны по­этапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.

Центральной фигурой сложного педагогического процесса, осу­ществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель - его активный помощник. Так как каждый вид музы­кальной деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств психологического и педагогического воздействия на детей, ви­доизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного заня­тия. В целом, придерживаясь программы; музыкальный руководи­тель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения.

ВИЛЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.


Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на патовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших, группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попе- вок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный

1вЗ

материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно- познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Замятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смей деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без марширо- вок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия па развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль- но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре но инструментах сначала проводится воспита-. телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изуче­нию материала по разделам музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру: В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.017 с.)