Общая характеристика приемов воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика приемов воспитательной работы



В основе слушания лежит исполнение музыкальных произведе­ний. Исполнение, как вокальное, так и инструментальное, должно точно передавать художественный образ произведения, быть про­стым и эмоционально-выразительным. С одного раза дети не могут хорошо ознакомиться с произведением и вслушаться в него. По­этому новую вещь нужно исполнись повторно. Следует также возвращаться к прослушанным произведениям на последующих за­нятиях. Задача педагога - направлять музыкальное восприятие ре­бенка. В ее решении важную роль играет слово педагога. Словом раскрывается содержание произведения. Оно помогает детям глуб­же его прочувствовать и понять. Педагог пользуется различными формами словесного руководства: сообщает название произведе­ния, проводит краткую беседу перед и после слушания музыки или в нескольких словах знакомит детей с содержанием исполняемого. Например, перед исполнением сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова педагог говорит, что весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнез­да, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пени­ем. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. По не всякое произведение вызывает конк­ретный образ в восприятии ребенка. Иногда музыка может вызы­вать и создавать только определенное настроение. Следовательно, не всякое произведение требует особого пояснения. Если оно не­сложное, доступно пониманию детей (например, Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, Вальс Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского), пе­дагог может ограничиться перед слупшшем только его названием. После исполнения такого произведения педагог беседует с детьми, спрашивает о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.

Слушанию музыки может предшествовать и поэтическое слово, и короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произ-


J •

ведения. Например, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин», а затем исполняет «Птичку» Э. Грига. Образный рассказ, состав­ленный педагогом, предлагается перед исполнением музыки к сю­жетной игре, этюду. Однако не следует слишком часто пользоваться рассказом перед исполнением музыки, чтобы дети не воспринима­ли его как единственно возможное толкование музыкального про­изведения, не искали конкретное образное содержание в каждом произведении.

Если в музыкальном произведении есть какие-либо яркие осо­бенности, то педагог в беседе с детьми обращает на них специаль­ное внимание и тут же проигрывает соответствующие части или фразы. Например, после исполнения песни М. Красева «Весе­лая дудочка» педагог обращает внимание на вступление, в котором изображается игра на дудочке, а после исполнения «Песни и пляс­ки птиц» Н.А. Римского-Корсакова указывает ца изобразительные моменты: подражание кукованию кукушки, высокий регистр, то тихое, то громкое звучание - поют то маленькие, то большие пти­цы. То есть педагог в беседе с детьми указывает на те средства му­зыкальной выразительности, которыми пользуется композитор, со­здавая музыкальный образ произведения.

Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соот­ветствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе: радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д.

Формы словесного руководства зависят также от конкретных воспитательных задач данного занятия и от возрастных особен­ностей детей.

В беседах, пояснениях педагог использует наблюдения детей за окружающей жизнью, природой, опыт знакомства с различными рассказами и сказками. Учитывая особенности того или иного воз­раста, педагог во время бесед может показать соответствующие кар­тинки, игрушки, в младших возрастных группах - ставить вопросы и как бы от имени ребенка самому отвечать на них: «Ты, Коля, ко­нечно, знаешь, что характер этой пляски бодрый»; «Маша очень внимательно на меня смотрит, она хочет сказать, что музыка звуча­ла сначала громко, а потом тихо» и т. д. В старших группах, пользу­ясь рекомендациями Д.Б. Кабалевского, проводить беседы по воп­росам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Что музыка изображает?» и т. д.

Постановка перед детьми познавательных задач формирует их оценочные суждения.


СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Даже на самом раннем этапе развития дети различают характер музыки в целом, т. е. ее эмоциональное содержание. Родители, вос­питан ли наблюдали случая, когда дети двух, двух с половиной лет сердились, если играли печальную музыку, и радовались, слушая веселую.

Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную со знакомыми, близкими им образа­ми. Внимание их неустойчиво и зависит от новизны и привлека­тельности объектов восприятия. Внимательно они могут прослу­шать только небольшие по объему музыкальные произведения.

У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и внимания несколько увеличивается. Они приобретают известный навык слушания музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать пес­ню по мелодии, спетой без слов, по мелодии, исполненной на ин­струменте, по вступлению. Если дети первое врамя пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения инстру­ментальной музыки, он напоминает им о том, что эту музыку надо только слушать.

Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваря­ющим детское пение и музыкально-ритмические движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младших группах в процессе слушания музыки педагог стре­мится:

♦ накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

♦ развивать умение различать звуки по высоте, динамике, темб­ру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведение, запо­минать его;

♦ развивать умение чувствовать характер музыки, различать про­стейшие формы, рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:

♦ формировать умение слушать музыку заинтересованно, внима­тельно, до конца, откликаясь на ее характер и настроение;

«развивать память путем узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

«воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;

♦ средствами музыки содействовать возникновению чувства люб­ви к окружающему.

На занятиях в процессе слушания музыки дети получают еще очень ограниченные сведения, направленные на разъяснение про­изведений, которые они слушают. Тем более важно требовать от детей точных, конкретных ответов.

Систематические упражнения в слушании музыки вырабатыва­ют у детей устойчивость слухового внимания. Именно это помога­ет ребёнку эмоциональнее, сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил поведения в процессе слушания музыки и ее простейшего анализа постепенно становится потребностью и в дальнейшем приводит к воспитанию культурного слушателя.

В целом в музыке для детей младшего и среднего дошкольно­го возраста должна преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть самой разнооб­разной, но должна относиться к близким и понятным детям явле­ниям жизни.

В практике детских садов необходимо стремиться к известной стабильности (постоянству) репертуара, к ограниченному количе­ству произведений. То, что некоторые песни, инструментальные пьесы будут сначала слушаться детьми, потом, в другой возрастной группе, исполняться, а затем войдут в быт, приведет к прочному усвоению детьми музыкального репертуара.

Слушание музыки проходит по трем этапам:

1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведе­нием.

2. Повторное слушание, разбор произведения, привлечения вни­мания детей к основным средствам музыкальной выразительности.

3. Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выра­зительности.

На каждом из этих этапов применяются определенные методи­ческие приемы обучения.

На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произ­ведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требова­ние. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в сознании ребенка.

На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушивать­ся, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. В сферу новых музыкальных впечатлений детей вводит педагог. Его слово, посвященное музыке, должно быгь кратким, образным, направленным на ее основное содержа­ние. Важно тщательно продумать вступительное слово перед пер­вым слушанием музыки, а также все последующие пояснения, ко­торые будут сопутствовать исполнению.

В младших группах в ходе пояснений педагог может использо­вать художественную игрушку, помогающую восприятию музы­кального образа.

Судить об активном музыкальном восприятии следует по вы­сказываниям детей, а также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые свидетельствуют о за- интересовашюсти детей или об отсутствии таковой.

На втором этапе - повторном слушании - перед педагогом стоит задача активизации Тгроцесса восприятия музыки. Педагог поясняет композицию музыкального произведения, обращает вни­мание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно ис­пользовать игрушки и игровые приемы обучения, показать картин­ку, тематически связанную с содержанием произведения. Так, например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, пе­дагог предлагает детям «поклевать», как курочка, т. е. постучать пальцем правой руки о левую ладонь.

Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже неоднократно слышанной, путем привлечения внимания к от­дельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребе­нок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавших­ся представлениях о музыке.

В результате частого повторения произведений дети запомина­ют, выделяют наиболее понравившиеся. У них проявляется изби­рательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их люби­мые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими чувства.

Желательно, чтобы знакомые детям музыкальные произведения исполнялись на разных инструментах - аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкальное восприятие и слух детей, развивает их память, воображение.

Рассмотрим конкретные примеры.

Последовательность работы над развитием восприятия музыки в процессе слушания
Этапы слушания музыки Приемы работы
Песня «Баю-баю», 1. Первоначальное знакомст­во с песней чузыка М. Красева, слова М. Черной Активизация внимания детей образным сло­вом о кукле и выразительным исполнением му­зыки. Вопрос. Какая музыка по характеру? Повторное исполнение
2. Повторное слушание, при­влечение внимания детей к средствам выразительности Исполнение песни. Объяснение: песня спокой­ная, ласковая, в ней есть вступление. Показ куклы, которая действует в соответствии с тек­стом, находясь в руках у воспитателя.
3. Узнавание произведения. Уточнение отдельных средств вырази те льности. Исполнение вступления. Вопрос. Как песня на­зывается? Исполнение песни. Вопросы. Какой у песни ха­рактер? 0 чем она рассказывает?
Фортепианная пьеса 1. Первоначальное знакомст­во с инструментальной пье­сой «Лошадка», музыка Н. Потоловского Активизация внимания детей художественным словом: Я лошадку запрягу, Колокольчик подвяжу, И полями и лесами Я к своей поеду маме. Гоп-гоп, вверх, вниз, Берегись! Сторонись! Исполнение пьесы. Вопрос. «Что можно ска­зать о настроении этой пьесы?». Повторное исполнение.
2. Повторное слушание, при­влечение внимания к средст­вам музыкальной выразитель­ности Исполнение произведения, уточнение его тем­па, характера. Вопрос. Как лошадка скачет? Педегог уточняет ответы. Рассказывает, что в начале пьесы музыка тихая, затем «лошадка приближается к нам», и музыка звучит громче, а в конце музыка затихает, потому что «лошад­ка ускакала».
3. Узнавание произведения. Сравнение леем и «Баю-баю» и пьесы «Лошадка» Вопрос. Угадайте, что я сыграю сейчас: колы­бельную или музыку про лошадку? Исполне­ние одного из произведений. Вопрос. А теперь про кого я сыграю? Исполнение второго про­изведения.

Этапы слушания музыки Приемы работы
«Песенка займи» 1. Первоначальное знакомст­во с песней сов», музыка и слова М. Красева Активизация внимания детей загадкой или ху­дожественным словом. Например: Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках Или: По дорожкам, по снегам По лесным лужайкам Прискакал на праздник к нам Длинноухий зайка. Исполнение произведения. Беседа по его со­держанию. Вторичное исполнение.
2. Повторное слушание пес­ни, ве разбор Исполнение песни. Объяснение, что в ней есть вступление, отыгрыш, заключение, что вступле­ние и отыгрыш подготавливают к вению. Отдельное их исполнение. Вопрос. Как звучит музыка? Сравнение легкого звучания с прыжка­ми зайчиков. Объяснение, что припев поется мед­леннее, ласковее, чем запев. Повторное испол-
3. Узнавание песни Узнавание песни после исполнения ее целиком. Узнавание песни после сыгранного запева, при­пева, вступления. Уточнение характера песни по мелодии.

 

В старших группах продолжается и углубляется работа по слу­шанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия; и как методи­ческий прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие дцтей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети за­мечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопо­ставляют знакомые произведения по их образному содержанию, ха­рактеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний, и чувств. Значитель­ные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Вни­мание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать до­вольно сложные произведения.

Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, опреде­лениями. Глубже и богаче становятся их эстетические пережива­ния - дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произ­ведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи.

В старших группах в процессе слушания музыки педагог стре­мится:

♦ приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмо­ции выражать после слушания;

♦ воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

♦ прививать интерес к слушанию народной музыки, классичес­кой и современной в исполнении солистов, хора, инструмен­тальных ансамблей разных составов, оркестра;

♦ приучать запоминать произведения по вступлению и заклю­чению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

♦ развивать умение различать характер музыки, средства музы­кальной выразительности, высказывать суждения о них; разли­чать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, мар­шевый жанры;

♦ развивать умение сравнивать произведения но сходству и контрасту;

♦ вызывать желание неоднократно слушать любимые произ­ведения.

Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, на­строений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности.

Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. Инструментальная становится более разнообразной по образ­ному содержанию, сочетанию средств музыкальной вырази­тельности.

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему ле­жит выразительное исполнение произведений педагогом, или слу­шание музыки при помощи технических средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов при­кладного искусства. Словесные приемы становятся более развер­нутыми, способствующими углубленному восприятию музыкаль­ных произведений.

Широко используется жизненный опыт детей, новые произве­дения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музы­кальных произведений требования к детям постепенно повышают­ся. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы, в ко­торых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведе­ния о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопостав­лений музыкальных произведений, с постепенным введением но­вых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений об услы­шанном. Иногда перед слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ. Например: «У одно­го мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать быстро, быстро. Мчится конь - только копыта стучат», - и испол­нить пьесу Р. Шумана «Смелый наездник», конечно, назвав ее. Активному участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах выра­зительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересовывать детей, побуждать к оценоч­ным суждениям и их аргументации.

Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Если говорить о музы­ке тусклым, будничным языком, то проводимая работа не достиг­нет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо заинте­ресовать детей поэтическим словом - фрагментом стихотворения или текста песни.

Например, перед тем, как дать послушать песню «Рыбка» (му­зыка М. Красева, слова М. Клоковой), педагог говорит:

«Дети, про нашу рыбку, которая живет в аквариуме, я знаю песню. Она гак и намывается "Рыбка". Нагшсал ее композитор Михаил Красев.

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыба, рыбка озорница, Мы хотим тебя поймать!»

Исполняет песню.

К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педа­гог поясняет ее название. Говорит о том, что клоуны - это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми, какую новую музыку они слышали и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело, задорно прыгают и кувыркаются клоуны! А кто такие кло­уны?» Педагог обращает внимание детей на характер музыки, а дети высказывают свои впечатления об услышанном и называют пьесу. Конечно, все пояснения, уточнения, дополнения должны быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки.


Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно проигрывать наиболее характерные отрывки из него, но ни в ко­ем случае не на первом занятии. Это делается тогда, когда произ­ведение уже знакомо детям. Так, в пьесе «Рыбка» М. Красева яр­ко изобразительным является заключение. Проиграв его, педагог спрашивает: «Дети, как вы думаете, что здесь рыбка делает?» Дети отвечают, что рыбка плавает.

Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирает­ся на имеющийся у детей запас, жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над теми или иными явления­ми. Так, перед тем, как дать послушать ту же пьесу «Рыбка», жела­тельно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы.

Наблюдение - весьма важный прием воспитательной работы, используемый педагогом при слушании музыки.

Процесс знакомства детей старших групп с музыкальными про­изведениями также включает три этапа. На примере русской на­родной песни * Земел юшка- чернозем * в обработке А. Лядова рас­смотрим методику слушания музыки в ходе четырех музыкальных занятий.

1- е занятие

Педагог. Дети, вы заметили, как тепло стало на дворе? Солнце греет сильнее. Наступила весна, а за ней придет лето. Я вам спою русскую народ­ную песню «Земелюшка-чернозем». Послушайте. (Исполняет песню.)

С приходом весны распустила березка листочки, зазеленела под бе­резкой травонька, расцвели на ней цветики. Пришли дети на лужок, ста­ли водить хоровод, петь песни, рвать цветы и плести венки. (Исполняет песню еще раз.)

2- е занятие

Педагог. Дети, послушайте песню «Земелюшка-чернозем». (Ис­полняет.) Пришли дети на лужок, стали петь, ласково все называть: берез­ка, земелюшка, травонька, цветики. И музыка звучит нежно. Послушайте! (Играет лишь инструментальное сопровождение песни.) Дети, кто-из вас хочет рассказать, о чем поется в песне?» (Выслушивает ответы детей, задавт вопросы.)

1-е ванятие

Педагог. Сейчас я узнаю, кто из вас умеет хорошо слушать музыку. (Играет мелодию песни.) Как называется эта музыка? (Выслушивает от­веты детей и уточняет.) Это песня. Она называется «Земелюшка-черно­зем». Послушайте, я ее вам спою, и скажите, как звучит песня, какой у нее характер? (Поет, выслушивает и уточняет ответы-детей.)

4-е занятие

Педагог играет две последние фразы песни.

Педагог. Дети, что я играла? (Выслушивает ответы, уточняет их и исполняет песню целиком.)

Как уже указывалось, дети старших возрастных групп способны более детально различать средства музыкальной выразительности, но это не означает, что полный разбор произведения можно прове­сти на одном занятии. Поскольку в своих оценочных суждениях дошкольники опираются на характеристику музыкального звуча­ния, связывают элементы музыкальной выразительности с содер­жанием образа, задачу охарактеризовать произведение следует ста­вить перед детьми на протяжении нескольких занятий.

Приводим пример последовательного слушания и анализа деть­ми пьесы «Детская полька» М. Глинки.

1- е занятие

Педагог. Сегодня будем слушать бодрую, веселую пьесу, которая называется «Полька. Кто знает, что такое полька? (Выслушивает ответы детей, уточняет.) Это танец. Написал Польку композитор М. Глинка. (Ис­полняет произведение.) Как весело и красиво можно танцевать, слушая такую музыку! (Исполняет польку еще раз.)

2- е занятие

Педагог. Я исполню Польку композитора М. Глинки. А вы послу­шайте и скажите: музыка медленная или быстрая? (Исполняет, выслушива­ет ответы детей, уточняет.) Это музыка веселая, быстрая, так и хочется танцевать. Везде ли музыка одинакова? Послушайте. (Играет произведе­ние еще роз, выслушивает ответы детей, уточняет их.) Начало первой части играется тихо, затем музыка звучит громче, вторая часть исполняется громко, а третья часть опять тише.

3- е занятие

Педагог. Кто сумеет отгадать музыкальную загадку? Послушайте, что зто за музыка? (Исполняет Польку и выслушивает ответы детей.) Дети, расскажите о Польке: каков ее характер, сколько в ней частей? (Выслуши­вает ответы детей, уточняет их.)

4- е занятие

Педагог. Сегодня я дам вам послушать два музыкальных произведе­ния, но не назову их. А вы отгадайте, как они называются. (Исполняет Ко­лыбельную Н. Римского-Корсакова из репертуара старшей группы и Польку М. Глинки. Дети отгадывают.) Какое произведение вы хотели бы послушать еще раз? Колыбельную или Польку? (Исполняет произведение, которое предпочитает большинство детей.)

Так дети постепенно приучаются анализировать музыкальные произведения, чувствовать их разнохарактерность, выделять сред­ства музыкальной выразительности.

Рассмотрим также методику слушания пьесы «Камаринская» П. Чайковского.

Анализ произведения

Это бодрая, бьгстрая пляска, написанная в форме небольших вариа­ций на тему русской народной песни «Камаринская». Счет 2/4, тональ­ность ре мажор. В произведении ощущается имитация звучания народных инструментов - балалайки и гармони. В начале и конце пьесы легкое стак­като в верхнем регистре на пиано передает игру на балалайке, в середине же пьесы звучат тяжелые однообразные аккорды на форте, характерные для гармони.

Указание к исполнению

Дпя того, чтобы дети лучше почувствовали характер русской пляски, необходимо ярко показать постепенное динамическое нарастание к сере­дине пьесы.

Воспитательные задачи

1. Познакомить детей с произведениями в характере бодрой, веселой, быстрой русской пляски.

2. Привлечь внимание детей к динамическому нарастанию в «Кама­ринской».

3. Отметить подражание игре на народных инструментах (балалайке, гармони).

4. Развивать слуховое внимание детей, способность узнавать пьесу.

Этапы работы и методические приемы

Содержание звнятия Ход занятия
1-е занятие Сообщение названия произ­ведения. Вступительная беседа, гред- варякнцая слушание. Перво­начальное слушание. Пояснение характера музы­ки. Повторное сяушанне. Педагог. Дети, вы помните, я вам играла дее пьесы Чайковского? Как они называют­ся? (Выслушивает ответы детей, уточняет их.) Это — «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Сейчас я вам сыграю еще одну пьесу компо­зитора Чайковского. Это пляска. Называется она «Камаринская». (Исполняет произве­дение.) Какая веселая, задорная пляска, как хорошо плясать под эту музыку! Послушай­те ее еще раз (Исполняет.) Как же называ­ется пляска? Кто ее написал? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

Ход занятия

Содержание занятия


 

 


2-е занятие

Повторное слушание. По­яснение динамического на­растания и убыстрения темпа.

3-е занятие

Узнавание льесы, испол­нение фрагментов, в ко­торых имитируется звуча­ние народных инструмен­тов.

4-е занятие

Узнавание льесы, конкре­тизация сведений о народ­ных инструментах.

Педагог. Дети, послушайте русскую пляс­ку «Камаринская». Слушайте внимательно, а потом скажите, ясе ли время я одинаково игра­ла. (Исполняет произведение, выслушивает ответы детей, уточняет.) Вначале я играла мед- пенно и тихо, а потом громче и быстрее. Рус­скую пляску всегда так пляшут: сначала мед­ленно, плавно, а потом веселее, вприсядку да с притопом! Сейчас я вам сыграю еще раз. {Исполняет произведение.)

Исполняется несколько тактов пьесы. Педагог. Что я играю? (Выслушивает отве­ты детей, уточняет.) Это бодрая, веселая рус­ская пляска. Кто помнит, как она назьвается? Кто ее написал? (Выслушивает ответы детей.) Ком­позитор Чайкояский очень любил слушать рус­ские народные песни и игру на народных инструментах — балалайке, гармони. В пьесе «Камаринская» он изобразил народные инстру­менты. Отдыхали люди после работы, вышел один музькаит и стал игрвтъ на дудочке. Другой стал ему помогать ие балалайке. Весело играли, народ пустился а пляс. А потом заиграл гармо­нист и стало еще веселей. Послушайте, как игра­ет дудочка и как балалайка — высоко, отрывис­то. (Играет 24 такта.) А сейчас какой инстру­мент играет? (Исполняет 37—49 такты, выслу­шивает и уточняет ответы детей.) После гар­мони опять заиграли дудочка и балалайка.

Педагог. Дети, послушайте музыку. От­ветьте, как называется это произведение, кто его написал? (Исполняет произведение, выс­лушивает и уточняет ответы детей.) Дети, кто из вас расскажет, на каких народных инстру­ментах играют музыканты и как они играют? (Выслушивает и уточняет ответы детей.) Кто начал играть первый и кто ему помогал?


 

 


Из приведенной методической разработки видно, что педагог не пред­лагает сразу полный разбор произведения, а последовательно подводнт де­тей к усвоению музыкального материала. На каждом следующем занятии дети усваивают новые сведения и уточняют полученные ранее.


Глава j ПЕНИЕ

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕНИЯ

Пение занимает ведущее место в системе музы кал ьно-эстетичес- кого воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспиты­вает. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает че­ловеку глаза на красоту родной земли. Песия сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательнЬй форме углубля­ет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает боль­шей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песия сближает людей, служит средством позна­ния, независимо от воли человека заставляет его любить или не­навидеть.

Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по фор­мированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Н.Д. Орлова, Т.В. Вол- чанская, С.И. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика прак­тической работы с детьми разных возрастов, показано влияние пев­ческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус - оце­ночное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, уве­личивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлени­ях природы.

 

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на откры-

- Зимина Л.И.


2-е занятие

Повторное слушание. По­яснение динамическото на­растания и убыстрения

3-е занятие

Узнавание пьесы, испол­нение фрагментов, в ко­торых имитируется звуча­ние народных инструмен­тов.

4-е занятие

Узнавание пьесы, конкре­тизация сведений о народ­ных инструментах.

Педагог. Дети, послушайте русскую пляс­ку «Камаринская». Слушайте внимательно, а потом скажите, все ли время я одинаково игра­ла. (Исполняет произведение, выслушивает ответы детей, уточняет.) Вначале я играла мед­ленно и тихо, а потом громче и быстрее. Рус­скую пляску всегда так пляшут: сначала мед- пенно, плавно, а потом веселее, вприсядку да с притопом! Сейчас я вам сыграю еще раз. (Исполняет произведение.)

Исполняется несколько тактов пьесы. П е д а т о г. Что я играю? (Выслушивает отве­ты детей, уточняет.) Это бодрая, веселая рус­ская пляска. Кто помнит, как она называется? Кто ее написал? (Выслушивает ответы детей.) Ком­позитор Чайковский очень пюбил слушать рус­ские народные песни и игру на народных инструментах - балалайке, гармони. В пьесе «Камаринская» он изобразил народные инстру­менты. Отдыхали люди после работы, вышеп один музыкант и стал играть на дудочке. Другой стал ему помогать на балалайке. Весело играли, народ пустился в пляс. А потом заиграл гармо­нист и стапо еще веселей. Послушайте, как игра­ет дудочка и как балалайка - высоко, отрывис­то. (Играет 24 такта.) А сейчас какой инстру­мент играет? (Исполняет 37—49 такты, выслу­шивает и уточняет ответы детей.) Поспе гар­мони опять заиграли дудочка и балалайка.

П е д а т о г. Дети, послушайте музыку. От­ветьте, как называется это произведение, кто его написал? (Исполняет произведение, выс­лушивает и уточняет ответы детей.) Дети, кто из вас расскажет, на каких народных инстру­ментах играют музыканты и как они играют? (Выслушивает и уточняет ответы детей.) Кто начал играть первый и кто ему помогал?


 

 


Из приведенной методической разработки видно, что педагог не пред­лагает сразу полный разбор произведения, а последовательно подводит де­тей к усвоению музыкального материала. На каждом следующем занятии дети усваивают новые сведения и уточняют полученные ранее.

Глава J ПЕНИЕ

ЮЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕНИЯ

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетичес­кою воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспиты- иает. В. Сухомлинскнй утверждал, что пение как бы открывает че­ловеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубля­ет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает боль­шей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, (1 своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством позна­ния, независимо от воли человека заставляет его любить или не­навидеть.

Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по фор­мированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, П.А. Ветлугипа, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Н.Д. Орлова, Т.В. Вол- чацекая, С,И. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика прак­тической работы с детьми разных возрастов, показано влияние пев­ческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус - оце­ночное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, уве­личивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлени­ях природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.091 с.)