Бланк родительская анкета для оценки травматических переживаний детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бланк родительская анкета для оценки травматических переживаний детей.



 

Уважаемые родители!

Заполнение анкеты начните с указания вида психологической травмы, возможно, перенесенной вашим ребенком. Независимо от того, были ли в жизни вашего ребенка травматические случаи, перейдите к заполнению следующей части анкеты. Она состоит из двух таблиц. Первая включает 5 вопросов, описывающих поведение ребенка непосредственно после травмы. Если в жизни вашего ребенка не было травматических случаев, то вам ее заполнять не надо. Вторая таблица, состоящая из 30 вопросов, описывает поведение ребенка в течение последнего месяца. Даже если Ваш ребенок не переживал травматических случаев, тем не менее, пожалуйста, заполните эту часть анкеты.

На каждое утверждение выберите один из трех вариантов ответов. Если вы считаете, что утверждение не отражает поведение вашего ребенка, то поставьте галочку напротив этого утверждения в колонке «Нет». Если вы сомневаетесь или не можете точно вспомнить, то по­ставьте галочку напротив этого утверждения в колонке «Скорее да». Если вы считаете, что утверждение точно описывает поведение вашего ребенка, то поставьте галочку напротив этого утверждения в колонке «Да».

Спасибо за сотрудничество.

 

Ф. И. О. ребенка__________________________ Возраст______________________________

Пол: М Ж

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_______________________________________

Возможно, что ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло травмировать его психику? Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и возраст вашего ребенка во время каждого из случаев) в списке, приведенном ниже:

 

Автомобильная катастрофа ___________________возраст________________лет

Другая катастрофа (несчастный случай) ___________________возраст_______________лет

Пожар ___________________возраст_________________лет

Стихийное бедствие ___________________возраст________________лет

Серьезное физическое заболевание ___________________возраст________________лет

Длительная или повторные госпитализации ___________________возраст________________лет

Физическое насилие ___________________возраст________________лет

Сексуальное домогательство или насилие ___________________возраст________________лет

Смерть близкого человека ___________________возраст________________лет

Пребывание в зоне военных действий ___________________возраст________________лет

Пребывание в качестве заложника ___________________возраст________________лет

Другое травмирующее событие (уточните) ___________________возраст________________лет

Пожалуйста, опишите это событие (например, где это произошло, кто был с Вашим ребенком во время происшествия, насколько часто это происходило, как долго это продолжалось, насколько тяжелыми были последствия для ребенка, обращались ли Вы за медицинской или психологической помощью по этому поводу и т. д.)______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соответствующие столбцы), насколько характерны данные чувства или подобное поведение для Вашего ребенка. Если ребенок пережил несколько травмирующих случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них. Сразу после травмы:

Утверждение Нет Скорее да Да
1. Ребенок чувствовал ужас (очень сильный страх).      
2. Ребенок чувствовал отвращение.      
3. Ребенок чувствовал себя беспомощным.      
4. Ребенок был возбужденным. Он был гиперактивен, трудно контролируем, импульсивен.      
5. Поведение ребенка стало отличаться от обычного: оно стало менее организованным, менее осмысленным.      

 

В течение последнего месяца:

Утверждение Нет Скорее да Да
  Ребенок рассказывает о неприятных воспоминаниях о событии.          
  Ребенок легко пугается. Например, сильно вздрагивает, когда слышит неожиданный или громкий звук      
  Ребенок расстраивается, когда вспоминает о событии.      
  Ребенок кажется «оцепеневшим» (его эмоции не видны).      
  Ребенок избегает действий, которые напоминают ему о событии.      
  Ребенок кажется злым или раздражительным.      
  Ребенку трудно вспомнить детали случившегося.      
  У ребенка появились проблемы со сном или засыпанием.      
  Кажется, что ребенок старается держаться на расстоянии от других людей.      
  Ребенку трудно оставаться наедине с друзьями, одноклассниками, учителями.      
  Ребенок делает вещи, которые были свойственны ему в младшем возрасте: например, сосет большой палец, просится спать с родителями, появился энурез и т. д.      
  Ребенок говорит, что у него возникают такие же чувства, как если бы событие произошло снова.      
  Ребенок суетлив и не может сидеть спокойно.      
  Ребенок избегает мест, которые напоминают ему о случившемся.      
  Ребенку трудно оставаться наедине с членами семьи.      
  Ребенок стал сильно смущаться, когда в его присутствии обсуждают проблемы пола.      
  Кажется, что ребенок находится на грани нервного срыва.      
  Кажется, что ребенок ошеломлен или одурманен.      
  Бывает, что ребенок ведет себя так, как если бы событие произошло снова.      
  У ребенка проблемы с оценкой времени. Он может спутать время суток, день недели или перепутать время, когда произошло какое-то событие.      
  Ребенок избегает разговоров о случившемся.      
  Ребенку снятся плохие сны.      
  Ребенок жалуется на плохое физическое самочувствие, когда что-то напоминает ему о событии. Например, у него возникает головная или зубная боль, затрудненное дыхание и т. д.      
  Ребенку стало трудно справляться с обычной деятельностью (школьные занятия, работа по дому).      
  Ребенок играет в случившееся (он проигрывает событие, рисует или придумывает).      
  Ребенок кажется заторможенным. Ему требуется больше времени, чем раньше, на обычные действия.      
  Ребенок говорит о том, что окружающий мир выглядит непривычно. Например, вещи стали выглядеть или звучать по-другому.      
  Ребенок избегает людей, которые напоминают ему о событии.      
  У ребенка возникли проблемы с концентрацией внимания.      
  Ребенок говорит, что не хочет думать о случившемся.      

 

Приложение 9

Техники снятия психоэмоционального

Напряжения

Упражнение «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

И, наконец, при сильном нервно психическом напряжении вы можете выполнить 20—30 приседаний либо 15—20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Рассмотрим следующий комплекс саморегуляции — аутогенную тренировку (АТ).

Аутогенная тренировка дает возможность овладения эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самонаблюдению и самоотчету, повышает устойчивость и лабильность

высшей нервной деятельности. Аутогенная тренировка включает в себя две ступени — низшую и высшую. Первая ступень состоит из 6 упражнений, воздействующих на вегетативные функции:

• упражнение «Тяжесть» — максимальное расслабление мышц. Отрабатывается мышечная релаксация посредством образного представления развивающегося ощущения тяжести в правой руке, затем левой руке, далее в правой ноге, затем в левой ноге и туловище;

• упражнение «Тепло» — произвольное расширение кровеносных сосудов в той же последовательности, добиваясь ощущения тепла;

• упражнение «Сердце» — регуляция ритма сердцебиений;

• упражнение «Дыхание» — регуляция и нормализация дыхания;

• упражнение «Тепло в области солнечного сплетения» - вызов ощущения тепла в области брюшной полости;

• упражнение «Прохлада в области лба» — использование чувственных представлений прохлады, ветерка, освежающего голову.

Вторая ступень — это медитативные упражнения, которые воздействуют на психические функции, такие, как внимание, воображение, мышление, воля, эмоции. Приступать к ним можно только после того, как освоены упражнения первой ступени и ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях, достигаются быстро (примерно 30—40 секунд).

Начинают отработку упражнений в положении лежа (на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах, ноги расположены свободно и не касаются друг друга), в дальнейшем целесообразно выполнять их сидя в удобной позе. Отрабатываются они в условиях полного покоя, уединения, без спешки. Тренированный человек способен легко игнорировать всевозможные помехи, выполняя упражнения в любых условиях. Практика показывает,

что упражнения усваиваются быстрее и эффективнее при использовании магнитофонной записи текста с последовательностью действий.

Первые несколько минут каждого упражнения посвящаются поиску удобного расположения. После того как достигнуто состояние максимального покоя, начинается фаза самовнушения, с проговариванием одной фразы, сокращая ее на одно слово при каждом повторении. Например: «А сейчас / Я очень / Хочу / Чтобы / Моя / Правая / Рука / Стала/ Тяжелой...», «Я переключаю внимание на левую руку. Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой...»

Далее следует основная содержательная часть, которая состоит из установок, характер которых соответствует задачам выполняемого упражнения. После основной содержательной части следует завершающая фаза, в процессе которой организм готовится к переходу в бодрствующее состояние, для чего используются следующие формулировки: «Я отлично отдохнул. Я ощущаю себя свежим. Я очень спокоен. Спокойствие дает мне уверенность, силу, здоровье. Я чувствую себя бодрым и энергичным. и т.д.». Если упражнение нацелено на нормализацию сна, формулировки завершающей фазы меняются на противоположенные: «Я растворяюсь в покое. Покой превращается в дремоту. Я начинаю засыпать. И т.п.».

В целях само и взаимопомощи по повышению стрессоустойчивости можно использовать метод Хасая Алиева «Ключ». Этот метод позволяет путем подбора и перебора найти индивидуальный способ достижения оптимального психоэмоционального состояния. В основе метода лежит идеомоторная тренировка. В отличие от аутотренинга, предполагающего последовательное освоение каждого упражнения и перехода к следующему шагу только при полном достижении необходимого эффекта, метод Х. Алиева «Ключ» позволяет быстро достигнуть эффекта расслабления и снятия психомоторного напряжения. Данный метод основан на саморегуляции без внешнего воздействия со стороны специалистов. Для вхождения в оптимальное психоэмоциональное состояние необходимо путем подбора и перебора найти свой собственный «ключ». Обучаясь управлять идеомоторными движениями, человек научается управлять своим состоянием. Каким же образом это достигается?

Инструкция.

Прежде всего, необходимо провести тест на «зажатость» путем перебора трех базовых приемов.

Базовые идеомоторные приемы:

 разведение рук: представьте себе, что вытянутые перед собой руки начинают плавно расходиться в стороны без ваших мышечных усилий, как бы автоматически;

 сведение рук: представьте себе их обратное движение;

 подъем руки, рук: представьте себе, что ваша опущенная рука (руки) всплывает вверх, как, например, у космонавта в невесомости.

Если ни один из приемов не получается, значит, вы зажаты. Сделайте любое физическое упражнение и снова повторите прием на «зажатость». Для снятия нервных зажимов необходимо повторить несколько раз тот идеомоторный прием, который лучше всего получается. Внимание! Когда тело начинает переходить в режим автоколебаний, помогая этому процессу, ищите ритм гармоничного автоколебания «вперед назад» или «по кругу». Этим способом можно тренировать и координацию. Упражнения можно выполнять стоя или сидя.

Во время выполнения приемов следует помнить желаемые результаты, которые вы хотите получить в итоге их действия (например, улучшение самочувствия, бодрость, ясность и т.п.).

Прием «Полет».

Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять их вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.

Прием «Расхождение рук».

Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий

добиться этого движения.

Прием «Схождение рук».

Встаньте, закройте глаза, руки в стороны. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте их свести, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.

Прием «Левитация руки».

Руки опущены. Настройтесь, чтобы рука стала легче и начала подниматься, всплывать. Если этот прием не получается, необходимо искать другое движение или попробовать выполнить его после других движений.

Прием «Автоколебания тела».

Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, мысленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное — искать приятный ритм и темп раскачивания.

Прием «Движение головой».

Стоя или сидя, механически вращайте головой в поиске приятного ритма и приятных точек поворота. Следует обходить болевые и напряженные места. Приятная точка поворота — это точка релаксации. Задача — найти такое движение, которое дается легко, с минимальным усилием, с приятными ощущениями, которые хочется продолжать.

Основная задача — научиться мысленно достигать оптимального психоэмоционального состояния. В случаях стресса, выполняя описанные упражнения, можно быстро и эффективно восстановить свои силы и взять под контроль чувства и эмоции. Более подробно о методе можно прочитать в книге Х. Алиева «Ключ к себе» (М.: Молодая гвардия, 1990). Способы достижения спокойствия, воздействия на телесные реакции, произвольно изменяя физиологические параметры деятельности организма, — это, собственно, и есть саморегуляции, о чем говорилось выше. Рассмотрим следующую базисную технику регуляции психоэмоционального состояния — самомониторинг. Предлагаемый нами вариант самомониторинга состояния внедрен как обязательный элемент психофизиологической подготовки и используется для «самоконтроля саморегуляции» летчиков (В.Л.Марищук), а также специалистов различных экстремальных профессий.

Цель самомониторинга — выявление и произвольное преодоление эмоциональной напряженности.

Инструкция.

Необходимо мысленно перемещать фокус внимания по телу с помощью следующих вопросов:

 Как моя мимика?

 Как мои мышцы? Нет ли скованности?

 Как я дышу?

При выявлении негативных признаков они произвольно устраняются при помощи других техник саморегуляции: регулируется поза, расслабляются мышцы, нормализуется дыхание, создается мимика уверенного спокойствия.

Прежде всего, необходимо освоить базисную технику саморегуляции дыхания.

1. Сядьте и займите удобное положение.

2. Положите одну руку в области пупка, вторую — на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техникой с тем, чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).

3. Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь.

4. Задержите дыхание на 1—2 секунды.

5. Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох

должен быть длиннее вдоха.

6. Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение. Упражнение повторяется 4—5 раз подряд. Избегайте стремления выполнить упражнение в совершенстве с первого раза. Необходимо помнить, что при выполнении данной техники может возникнуть головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход. Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоционального напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя ее выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.

В качестве простой техники работы с эмоциями можно использовать технику парадоксального намерения В. Франкла.

Инструкция.

Внутренний опыт показывает, что переживания возникают у нас непроизвольно, независимо от нашего решения. Попробуйте прямо сейчас вызвать в себе тревогу, старайтесь изо всех сил,

говорите себе: «Ты должен ужасно растревожиться. Волнуйся, тревожься, еще сильнее!..» Думаю, тревоги не возникло. Прямое намерение ощутить какое то чувство как бы парализует на время способность испытывать его. На основании этого было сформулировано одно из правил психотехники переживания — «Если вы хотите избавиться или ослабить какое то нежелательное состояние, попытайтесь сделать прямо противоположное — вызвать или

усилить его ощущение».

 

 

Приложение 10

 

Рекомендации

«КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА»

 

Терроризм всегда выступает как жестокое, немотивированное, иррациональное насилие, применяемое для создания атмосферы страха и тревожности. Люди оценивают значимость террористических группировок не по тому, какие политические задачи они преследуют, какие деяния совершают, но по тем эмоциональным и психологическим последствиям, которые влекут за собой акты террора. На самом деле тотальный страх и боязнь за все и вся, дезорганизация нормальной деятельности государства, отдельных структур — вот основные цели, преследуемые террористами.

Нет резона, наверное, говорить об особенностях обеспечения личной безопасности при заказных убийствах. Профессиональный киллер практически всегда в состоянии найти брешь в системе защиты охраняемого объекта. Поэтому, кроме общих приемов обеспечения личной безопасности, сводимых опять-таки к эпикуровскому «живи незаметно», нам, пожалуй, и добавить нечего. Обеспечение личной безопасности при возможностях совершения заказных убийств — дело специальных служб, задачей которых и является аккуратное, грамотное, нетипичное и не связанное с рутинными и известными всем методами защиты «передумывание» и «переигрывание» возможных нападений на их клиентов. Это до­стигается только высочайшим профессионализмом и тренированностью потенциальной жертвы и ее охранника. Ведь охрана срабатывает тогда и только тогда, когда сбором различной информации о возможностях нападения на объект, прогнозом криминальных ситуаций и поиском путей противодействия, внедрением специальной аппаратуры защиты и противодействия терактам заняты не только телохранители, но и профессиональные менеджеры по безопасности. Да, их услуги стоят дорого, но ведь собственная безопасность гораздо дороже. Напомним, что только за один год от рук наемных убийц погибает более 500 человек. Во время 63 «разборок» за раздел сфер влияния между преступными группировками было убито 98 и ранено 46 лидеров и участников преступных групп.

Ниже приведены основные приемы и принципы обеспечения личной безопасности при таких участившихся, к сожалению, в странах СНГ преступлениях, как террор с применением взрывных устройств. В Москве, например, произошло достаточно взрывов, от которых пострадало очень много человек. При этом не задержан ни один из заказчиков террористических актов.

Для того чтобы уцелеть «на минном поле», применительно к типичным ситуациям советуем вам:

В доме и вокруг него. Территория вокруг дома должна хорошо просматриваться, не иметь густых зарослей, которые могли бы послужить укрытием при закладке взрывного устройства.

Если на улице, где вы живете, плохое освещение, обращайтесь в соответствующие службы местной исполнительной власти с требованием наладить освещение.

Не рекомендуется у входа в подъезд устанавливать различного рода бытовки, сараи, гаражи.

В больших домах каждый вечер желательно организовывать дежурство жильцов, следящих за незнакомцами, входящими в ваш дом и выходящими из него, за припаркованными машинами, не принадлежащими соседям, за подозрительными лицами, бесцельно прогуливающимися у вашего дома, а также за предметами, оставленными без присмотра у дверей в подъезд, у ваших дверей или у дверей соседей. В особенности будьте внимательны, если указан­ные предметы издают какие-либо звуки, если в них видны какие-либо провода. В этом случае необходимо было бы предупредить жильцов близлежащих квартир о возможной опасности и эвакуировать их. О любых подозрительных лицах или предметах необходимо сообщать в милицию.

Не предпринимайте никаких мер с подозрительными предметами до приезда милиции.

Следите за тем, чтобы поблизости от вашего дома находился исправный телефон-автомат.

Входная дверь в подъезд вашего дома всегда должна быть укреплена и оборудована кодовыми замками. То же самое, кстати, относится к черному ходу и иным выходам во двор. Подъезд и лифт следовало бы оборудовать пожарной сигнализацией. Двери в подвал и на чердак укрепить, закрыть и ключи передать одному назначенному из числа соседей лицу.

В автомобиле. Если вы опасаетесь террористического акта, оборудуйте ваш автомобиль противоугонной сигнализацией и постарайтесь не оставлять автомашину без постоянного контроля, с тем чтобы исключить проникновение к нему посторонних.

Всегда ставьте машину в гараж или на охраняемую стоянку. При возможности оборудуйте автостоянку видеонаблюдением.

Подходя к автомобилю, каждый раз проверяйте его внешнее состояние. В случае серьезных опасений приобретите детектор взрывчатых веществ или, на худой конец, специальное зеркало для осмотра днища и каждый раз перед посадкой проверяйте свой автомобиль.

В случае обнаружения торчащих из-под машины проводов, натянутой лески или проволоки отойдите от машины на возможно далекое расстояние, исключив предварительно подход к ней других лиц, и вызовите милицию.

В офисе. В зависимости от объема посетителей на вашем предприятии установите при входе стационарный металлодетектор и детектор взрывчатых веществ (либо приобретите для охраны ручные металлодетекторы и детекторы взрывчатых веществ). Указанные приборы в со­стоянии обнаружить у любого посетителя, как наличие оружия, так и наличие взрывчатки.

Установка системы видеонаблюдения и видеозаписи позволит вам выявить посетителя, «случайно» забывшего в конторе портфель или сверток. С такими предметами следует обращаться очень осторожно: их нельзя трогать, переносить с места на место, заливать водой, накрывать и т. п.

При анализе корреспонденции в первую очередь обследуйте детектором взрывчатых веществ толстые пакеты, бандероли, в особенности, если они содержат пометки «лично в руки», «вскрыть такому-то». Опасайтесь конвертов и пакетов, сумок, коробок конфет со специфическим запахом, похожим на запах гуталина. Такую корреспонденцию и передачи нельзя вскрывать ни в коем случае - как правило, взрывное устройство срабатывает на вскрытие. При обнаружении подозрительных объектов информируйте об этом правоохранительные органы, обесточьте помещение, выключите газ, спокойно и без паники эвакуируйте персонал, а также необходимые документы и ценности.

 

 

Приложение 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.059 с.)