Программа ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста



Данная программа разработана для детских домов, где воспитываются дети с сенсорными нарушениями (зрительная патология в сочетании с различными психическими отклонениями).

Ранняя социализация детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, в процессе школьного обучения.

Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов детского дома. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения зрения, интеллектуальных возможностей.

Следует подчеркнуть, что реализация названных задач представляет собой целостный процесс и органично связана с другими направлениями коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Ранняя социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки.

Обучение и социальное развитие ребенка-сироты дошкольного возраста включают в себя:

- формирование основ социальной ориентировки, что предполагает, прежде всего, расширение социально-нравственных представлений воспитанников об обществе и ближайшем социальном окружении;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование адекватного отношения ребенка к самому себе, сверстникам и взрослым;

- обучение культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания, т. е. создание основы для проявления самостоятельности в дальней шей жизни;

- ознакомление с трудом взрослых, осознание необходимости трудовой деятельности для материального обеспечения потребностей человека

Отражением того, чем ребенок овладел в результате обучения, своеобразным преобразователем полученных знаний, ставших основой для дальнейшего совершенствования, является деятельность ребенка. Поэтому в коррекционно-педагогическом процессе широко используются разнообразные виды детской деятельности: игра, труд, самостоятельная художественная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми в различных условиях.

Для составления перспективной программы преодоления трудностей социализации воспитанников группы в целом и каждого ребенка в отдельности обязательно проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя исследование уровня социально-бытовой ориентировки, развития коммуникативных навыков, овладения сюжетно-ролевой игрой. Содержание диагностических критериев характеризует специфические особенности развития детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации, и позволяет педагогам своевременно обратить внимание на ту или иную проблему в развитии.

Исследование уровня социально-бытовой адаптации включает в себя 4 раздела:

- осознание собственного «я» (называние своего имени, умение говорить от первого лица, осознание половой принадлежности, узнавание своего отражения на фотографии, знание схемы тела, сформированность чувства собственности, оценка своих поступков);

- взаимоотношения со сверстниками (использование имен в общении со сверстниками, характер контактов с ними в игре и быту, эмпатия);

- взаимоотношения с взрослыми (обращение к взрослому, проявление инициативы при контактах с взрослым, эмоциональность в общений);

- ознакомление с трудом взрослых.

Исследование коммуникативных навыков у детей-сирот дошкольного
возраста направлено на выявление развития вербальных и невербальных
средств общения.

Исследование развития сюжетно-ролевой игры у детей-сирот предусматривает:

- овладение игровыми действиями;

- степень инициативности;

- использование атрибутов в игре;

- характер взаимодействия в процессе игры;

- интерес к игрушке (с учетом продолжительности игровых действий).

В результате анализа программ обучения и воспитания, оценки качества знаний детей об окружающем мире, выделен круг предметных представлений, формирование которых должно быть обязательным для детей с нарушением зрения и ЗПР, воспитывающихся в детском доме. Этот перечень, выделенный в разделы в зависимости от дидактической темы и возра­ста детей, может стать своеобразным ориентиром для воспитателей и тифлопедагогов при планировании работы по ранней социальной адаптации, устранив дублирование учебного материала.

Одним из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы является формирование коммуникативных навыков и представлений ребенка о самом себе. Обследование детей показало, что большинство из них в возрасте 3-4 лет не знают своей фамилии, говорят о себе в 3-м лице, не узнают в зеркале свое отражение, собственное изображение на фотографии. Полученные данные обусловили необходимость пересмотра содержания и форм педагогической работы по данному разделу. Например, могут быть использованы этюды на моделирование настроения, эмблем и символов с изображением проявлений эмоций, «проигрывание» совместно с детьми диалогов, позволяющих раскрыть каждому ребенку многообразие интонаций в речи, отражающих характер человеческих отношений. Накопление этих знаний происходит на занятиях тифлопедагога, который включает работу по разделу «Учим детей общению» в индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю. Закрепление усвоенных навыков и умений осуществляется во всех доступных видах деятельности.

Воспитанникам детского дома необходимо часто выезжать за его пределы, участвовать в концертах, соревнованиях, посещать театры, концертные залы, музеи. Это помогает детям более внимательно относиться к поведению свер­стников и своему собственному поведению, адекватно оценивать свои умения, соблюдать общепринятые правила.

Огромное внимание необходимо уделять организации самостоятельной деятель­ности детей в детском доме: создание условий для возникновения и развертывания сюжета разнообразных игр, трудовой деятельности, учитывающие зрительные и интеллектуальные возможности детей, их потребности и интересы. Во всех группах должны быть отдельные зоны (пространства), в которых каждый ребенок может найти себе интересное занятие.

Педагоги проводят специальную работу, направленную на обогащение сюжета творческих игр. Так, в младшей группе, из-за недостатка у детей социального опыта и затруднений в подражательных действиях, вызванных нарушением зрения, взрослый как бы «ведет» игру, показывая и проделывая вместе с каждым из детей, разнообразные игровые действия, предусмотренные темой (сюжетом) игры. Например, при работе над темой «Семья», воспитатели учат детей купать куклу, вытирать ее, заворачивать и т. д. При этом особое внимание обращается на речевое сопровождение действий, необходимость ласкового, заботливого отношения к кукле. После этого дошкольники охотнее включаются в игру, обращаются к кукле, как к одушевленному существу. Для расширения сюжета игр детей активно знакомят профессиями сотрудников, работающих в детском доме и условиями их деятельности. Так, сначала предусматривается знакомство с определенными помещениями детского дома (младшая группа - помещение группы, офтальмологический кабинет, медицинский кабинет, физкультурный зал). Дети учатся узнавать эти помещения, называть их, «тем более подробно знакомятся с профессиями взрослых. К концу обучения в детском доме, дети хорошо знают названия и месторасположение всех помещений, могут рассказать о профессиях взрослых, заботящихся о них, активно применяют полученные знания в самостоятельных творческих играх.

Театрализованные игры используются не только как средство для развития воображения детей, пробуждения их фантазии, но и как путь закрепления, тренировки приобретенных коммуникативных функций. Дети под руководством взрослых готовят и показывают мини-спектакли на сказочные сюжеты для гостей детского дома, детей других групп.

Учитывая особенности детей, тексты для спектаклей подбираются несложные, доступные, обязательно используются элементы ритмопластики и музыкального сопровождения.

Успешность социализации во многом зависит от степени сформированности у детей культурно-гигиенических и трудовых умений и навыков. Поэтому, на основе длительных наблюдений, имеющихся программных требований и с учетом возможностей большинства воспитанников детского дома, разработан примерный перечень умений и навыков детей, формируемых у них на каждом году обучения.

При планировании и реализации задач трудового воспитания активно используются подгрупповые и индивидуальные формы работы. Это, прежде всего, связано с нарушением мелкой моторики и координации движений у большинства детей. Поэтому задания и поручения выполняются детьми с помощью взрослого, а автоматизация полученных навыков требует большего количества повторений, чем в норме.

Эффективность работы и ее перспективы определяются не только по результатам диагностики, но и по адаптации детей-выпускников к условиям школьных детских домов. Учителя единодушно отмечают высокий уровень подготовки детей к школе, дисциплинированность, умение работать на уроке, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Большинство выпускников, попадая в школьные детские дома, достаточно быстро адаптируются в новых условиях и успешно преодолевают трудности непривычной школьной жизни.

Таким образом, создание психолого-педагогической диагностики сформированности знаний, умений и навыков по ранней социальной адаптации, поиск и внедрение в практику работы новых форм обучения и воспитание сопровождения детей, налаживании тесного взаимодействия со школьными детскими домами - являются основой для формирования личности ребенка-сироты, успешно адаптирующейся в изменяющихся социальных условиях современной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.015 с.)