VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания



1.Рекомендации к проведению анализа предметно-эстетической среды образовательного учреждения

Казалось бы проведение подобного анализа – это всегда субъективная оценка, дело вкуса. Кому-то может нравиться один вариант организации школьного пространства, кому-то – другой. А о вкусах, как известно, не спорят. Но в данном случае речь и не должна идти об эстетической оценке. Речь идет об оценке педагогической. То есть, не о соответствии тех или иных компонентов школьной среды эстетическим пристрастиям экспертов, а об их педагогической целесообразности.

В этой связи экспертам, проводящим анализ предметно-эстетической среды школы, мы рекомендуем обратиться к мнению таких специалистов, как Т.И.Кислинская и Ю.С.Мануйлов. Наши рекомендации составлены на основе именно их профессионального педагогического взгляда на предметно-эстетическую среду школы.

Итак, в школе важно все. Ведь воспитательным потенциалом обладают и учебный материал, и манера учителя одеваться, и внешний вид школьного здания. Но, к сожалению, о потенциале предметно-эстетической среды школы обычно вспоминают только при проведении утренника или выпускного вечера. А ведь обстановка двора, вестибюля, класса – это то, с чем ребенок имеет дело ежедневно. Эстетические ценности, будоражащие воображение, поражающие изяществом и чистотой форм, художественным совершенством, «шлифуют» чувства и «чеканят» вкус, делая детей более разборчивыми в выборе и преобразовании условий своей жизни. Не менее важно и то, что предметно-эстетическая среда способствует формированию у ребенка отношения к школе как к «своей».

В этой связи важно, по нашему мнению, наличие у каждой школы модели обустройства жизненного пространства учащихся. Причем она не обязательно должна быть отражена в чертежах или эскизах. Достаточно, чтобы у педагогического коллектива было вполне четкое видение внешнего облика школы и представление о том, как каждый элемент среды будет работать на воспитание. Существенно также другое. Финансовое положение наших школ таково, что улучшение их облика может в лучшем случае проходить поэтапно. И наличие модели может помочь созданию художественно-эстетического единства школьной среды если не сегодня, то в будущем. Варианты организации предметно-эстетической среды школы могут быть самыми разными. Эта вариативность обусловлена в первую очередь многообразием типов школ.

Начнем со школьного двора. Хорошо, если вокруг школы много зелени. Тогда дети имеют возможность посидеть под деревьями, побегать по траве, как только у них возникнет такая потребность. Общение с природой много значит для физического и духовного развития ребенка. Хорошо, если на территории школы расположены несколько спортивных и игровых площадок разного размера и оснащения. Круг игр на свежем воздухе будет в этом случае практически безграничен, и каждый ребенок сможет найти здесь занятие по душе. Если в школьном дворе есть тихая беседка, дети смогут, устав от игр и беготни, отдохнуть, помечтать, поговорить.

Желательно, чтобы школьная вывеска была заметна издалека и не просто была носителем информации о номере учебного заведения, а приглашала в школу. Лучше оформить ее в приятных глазу мажорных тонах. Здесь может быть использован и некий символ школы.

Школьное здание должно быть просторным. Но в действительности оно не всегда таково, в то время как детям необходимо свободное пространство, особенно во время перемен и после занятий. В этом случае может помочь разделение помещений на зоны. Важно, чтобы в перемену у детей было место, где можно сколько угодно кричать, бегать, прыгать, танцевать, играть в подвижные игры, то есть чтобы в школе была зона активности. Нужна также и зона отдыха. Это может быть, например, зимний сад, уголок или комната сказок. Ребенок испытывает в школе достаточную эмоциональную нагрузку, поэтому он рад иногда уединиться, чтобы или что-то обдумать, или просто расслабиться. Словом, основной ориентир здесь – учет физиологических, индивидуально-психических и ситуативных потребностей ребенка. Это обеспечивает оптимальное использование перемены как для полноценного отдыха детей, так и для осуществления целей воспитания.

При наличии достаточного количества помещений в школе ребенок должен хорошо в ней ориентироваться. Особенно это относится к ученикам младших классов. Вероятно оправдан такой прием: кроме обычного указателя номера класса прикрепить к его двери довольно большую выразительную картинку – например, изображение животного или сказочного героя. Для старшеклассников это может быть символ класса. Такие же картинки со стрелками можно разместить на лестницах и в коридорах.

Дети чувствительны как к объему, так и к геометрии пространства. При помощи простых приемов его переориентации можно вызвать у детей неожиданные ощущения и повышать интерес к происходящему в школе. Здесь мы касаемся тривиальной перестановки зрительских рядов в зале или рядов парт в классе, расположения кресел или парт кольцом, полукругом, по периметру вдоль стен, квадратом, елочкой и т.д. Смена кинетических ощущений служит хорошим средством разрушения стереотипа и негативных установок на мероприятия и занятия.

Особый климат школы, влияющий на ее образ жизни, создает цвет. Цвет обладает определенным физиологическим воздействием. Так, сочетание зеленого с красным может вызвать нервное напряжение, беспокойство. Контрастные цвета в помещениях длительного пользования, яркие пятна в комнатах временного пользования позволяют снять эмоциональное напряжение, зрительную усталость. Иногда цвет может вызвать нежелательные ассоциации (например, белый цвет – с больницей). Гамма серебристых, голубых, черно-бархатных тонов в сочетании с оттенками лимонно-желтого и изумрудно-зеленого может завораживать, вносить таинственность. Периодически повторяющиеся черный и белый цвета способны придать образу строгость, сдержанность, создать атмосферу документальности. Цветовая палитра радуги способна породить атмосферу искрящегося веселья и бодрости.

Немаловажная роль в организации пространства школы принадлежит освещению. Удачное освещение в классе – нейтральный, направленный на светлые стены и потолок поток света. И потолок, и стены отражают и рассеивают свет, что препятствует утомлению.

Существенно и оформление учительской комнаты, кабинетов директора, его заместителей. Хорошо, если это функциональное рабочее место, где учтены все нюансы профессии и личные вкусовые пристрастия, ведь интерьер кабинета – это своеобразный портрет его хозяина. Важно, чтобы пространство этих помещений не давило на посетителей, что достигается прежде всего выбором и размещением мебели (так, круглый стол, в отличие от квадратного или прямоугольного – создает атмосферу неофициальности и непринужденности).

Нужно, чтобы оформление школы «работало», а не просто украшало, чтобы оно было подчинено воспитательным целям. Здесь важно учитывать возраст детей. С этой точки зрения хорошо, если есть возможность разделить школу на территории для малышей, учащихся среднего звена и старшеклассников. Каждая такая территория будет обладать практически безграничными возможностями по созданию единого педагогически целесообразного образа в интерьере. Так, учитывая глубокое воздействие на младших школьников волшебной сказки можно «их» этаж превратить в сказочный лес.

Среда учебного заведения организована удачно, если она позволяет сосуществовать миру взрослых и миру детей. Так, обустраивая пространство вестибюля, о ребенке обычно вспоминают лишь при определении высоты вешалки. Но ведь для детей вестибюль – не только место, где одеваются и раздеваются, здесь и играют, ожидают, радуются встречам.

Не менее важно сохранение индивидуальности школы, ее «лица». С этой целью можно, например, объединить школьные холлы и коридоры единой темой оформления, общей цветовой гаммой, стилизованными предметами декора. Могут оказаться уместны тематические, в том числе национальные, мотивы в оформлении интерьера.

Таковы в общих чертах некоторые пути реализации воспитательных возможностей предметно-эстетической среды школы.

Рекомендации к проведению анализа деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления школы

Детские объединения

Жизнедеятельность современной школы характеризуется значительным разнообразием детских объединений, функционирующих на ее основе. И эксперту, изучающему эффективность процесса воспитания в школе, с самого начала очень важно определить, с каким типом детского объединения он имеет дело.

Тип детского объединения, по мнению А.Г.Кирпичника, это обобщенный образ детского объединения, выделенный из совокупности других объединений на основании какого-либо существенного признака или свойства. Одним из продуктивных оснований для выделения типов детских объединений могут быть особенности участия взрослых в их деятельности. На этом основании А.Г.Кирпичник выделяет объединения классно-урочные, факультативно-кружковые, клубные, общественно-организационные.

Классно-урочный тип объединения управляется учителем, который одновременно является и технологом учебно-познавательной, обязательной деятельности. Учитель ставит задачу, требует исполнения, оценивает выполненную индивидуально и коллективно работу. Подростки могут участвовать в управлении учебно-познавательной деятельностью в той мере, в которой позволит учитель.

Факультативно-кружковой тип объединения отличается от вышеназванного тем, что дети имеют право выбора факультатива, кружка, секции и, соответственно, возглавляющего их взрослого. Однако, как и в предыдущем случае, они не могут ставить задачи, требовать исполнения, оценивать выполненную индивидуально или коллективно работу.

Клубный тип объединения предоставляет подросткам большую вариативность выбора. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой, как правило, влечет за собой невозможность продолжения участия в объединении. Взрослый «приохочивает» подростков к деятельности. В клубе возможно действительное самоуправление или соуправление. При этом организаторская активность остается на стороне взрослого.

Общественно-организационный тип объединения отличает самоорганизация и самодеятельность детей. Способ обеспечения функционирования – самоуправление. Содержательный источник самодеятельности и реализации детской активности – социальная реальность. Такому объединению противопоказана «повелительная» позиция взрослого.

Далее мы остановимся на анализе деятельности только трех типов объединений - факультативно-кружковых, клубных и общественно-организационных, - потому что именно они составляют вместе внеурочную сферу жизнедеятельности школы.

Факультативы, кружки, секции решают, в первую очередь, учебные задачи. Воспитательный потенциал объединений факультативно-кружкового типа складывается, на наш взгляд, из следующих составляющих:

1) из того, насколько добровольно школьники принимают участие в деятельности факультатива, кружка, секции;

2) из соответствия действий руководителя факультатива, кружка или секции тем воспитательным задачам, которые он перед собой ставит;

3) качества отношений, возникающих между участниками объединения в процессе совместной жизнедеятельности;

4) из того, насколько самореализуется ребенок в деятельности данного объединения.

Указанные положения относятся и к характеристике воспитательного потенциала объединения клубного типа. Но для воспитания в клубе также важно, насколько качественно реализуются в его жизнедеятельности процессы самоуправления и соуправления. В этом вопросе мы предлагаем эксперту опираться на следующие принципиальные основания.

Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие «пирамиды» руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.

2. Детское самоуправление – возможный режим протекания любой совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику со-бытийных, сотруднических отношений в детской среде. Участники деятельности в режиме самоуправления совместно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, рефлексируют результат.

Соуправление детей и взрослых и собственно детское самоуправление - близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнерами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только право помочь детям (причем помощь должна быть запрошена школьниками), у детей же есть право как запросить помощь взрослых, так и обойтись без нее. Вмешательство взрослых в самоуправляемую деятельность детей возможно только в том случае, если эта деятельность начинает угрожать безопасности детей (их жизни, психофизическому и духовному здоровью).

В ситуациях самоуправления детей педагог не может регламентировать межличностные, межвозрастные, внутрии межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной субъектной позиции – профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправления, они могут высказать свои критические замечания в открытом честном диалоге. Дети вправе учесть замечания взрослых или не согласиться с ними. Любые формы давления на детей недопустимы.

6. Создание органов детского самоуправления не является самоцелью, это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. Необходимо, чтобы между этими органами были практические связи и отношения, чтобы они решали реальные проблемы учащихся и являлись формой реализации учащимися своей субъектной позиции.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения (организации),с одной стороны, содержит в себе те же составляющие, что и потенциал клубного объединения, а с другой, обусловлен социальными функциями объединения.

Исследователь детского движения в нашей стране Т.В.Трухачева выделяет следующие явные функции детских общественных объединений:

осуществление норм, связанных с реализацией гражданских прав и свобод, зафиксированных в Конвенции о правах ребенка и включающих право на имя и гражданство (статья 7), право на сохранение индивидуальности (ст. 8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15), защиту личной жизни (ст. 1б), право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а);

действия, направленные на достижение цели, зафиксированной в Уставе (или ином документе) или достигнутой в процессе устной договоренности, и способствующие социализации личности ребенка, обретению им жизненного опыта в условиях добровольного соблюдения установленных демократическим путем норм, правил и процедур;

формирование у ребенка новых (либо закрепления или корректировки уже существующих) представлений о жизни в условиях добровольно принятых на себя (самообязывающих) норм и правил.

Одновременно с этим детские общественные объединения выполняют скрытые функции, способствующие:

закреплению в поведении подростка демократических ценностей и норм, провозглашенных в объединении, и превращению их в привычку;

формированию в детской среде лидеров, которые впоследствии могут войти в общественную элиту;

привлечению внимания детей и взрослых (государственных служащих, общественных деятелей, представителей средств массовой информации), не участвующих в деятельности объединения, к его деятельности (программе, проекту) и участию (членству) в нем.

Все вышеперечисленное может служить эксперту основанием для выработки экспертной оценки деятельности детского общественного объединения (организации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.02 с.)