Пм 04 проведение лабораторных микробиологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пм 04 проведение лабораторных микробиологических исследований



Рабочая тетрадь

Для практических занятий

ПМ 04 ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для студентов 3 курса

Фамилия--------------------------------------------------------------------------

Имя--------------------------------------------------------------------------------

Отчество--------------------------------------------------------------------------

Специальность------------------------------------------------------------------

Курс-------------------------------------------------------------------------------

Группа----------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

Серпухов

2015-2016 учебный год


Содержание: стр

Содержание-------------------------------------------------------------------------------- 2

Занятие 1 «Микробиологическая лаборатория, ее устройство.

Морфология микроорганизмов»---------------------------------------------------- 3-10

Занятие2 «Экология микроорганизмов»----------------------------------------- 11-15

Занятие 3 «Профилактика инфекционных болезней и эпидемий»------- 16-20

Занятие 4«Учение об инфекционном и эпидемическом процессах»----- 21-30

Занятие 5 «Антигены и антитела. Формы иммунного реагирования»-- 32-38

Занятие 6 «Аллергия. Иммунопрофилактика и иммунотерапия»-------- 39-48

Занятие 7 «Физиология бактерий. Методы диагностики бактерий»---- 49-59

Занятие 8 «Возбудители грибковых заболеваний»--------------------------- 60-63

Занятие 9 «Вирусологические методы исследования»----------------------- 106-114

Занятие 10 «Сбор, хранение материала для микробиологических

исследований--------------------------------------------------------------------------- 115-119

Список литературы…………………………………………….-------------- 120


Занятие 1

Тема: «Микробиологическая лаборатория, ее устройство. Морфология микроорганизмов»

Цель: ознакомить студентов с принципами микробиологической лабораторной диагностики инфекционных заболеваний; изучить микроскопический метод исследования.

Время – 180 минут

Задачи занятия:3

1) Представлять принципы работы микробиологической лаборатории;

2) Знать: - технику безопасности при работе;

- формы микроорганизмов;

- методы окраски микроорганизмов;

3) Уметь: - приготовить микроскопический препарат;

- окрашивать простым и сложным способом по методу Грама;

- микроскопировать и определять морфологию микроорганизмов.

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучает наука микробиология, каковы ее задачи?

2. Какой вклад в науку внесли А.Левенгук, Э.Дженнер, Л.Пастер, Д.Листер, Р.Кох, И.И.Мечников, П.Эрлих, Д.И.Ивановский, А.Флеминг, З.В.Ермольева?

3. Как классифицируются микроорганизмы? Как даются названия микроорганизмам?

4. Что такое клон, штамм, культура микроорганизмов?

5. В каких единицах измеряются микроорганизмы?

6. Какие существуют формы бактерий?

7. Назовите виды морфологии кокков.

8. Что образуют палочковидные формы бактерий? Приведите примеры.

9. Назовите формы извитых микроорганизмов, приведите примеры. 10.Расскажите о строении бактериальной клетки.

11.Чем отличаются L-формы от остальных микроорганизмов? 12.Что такое микоплазмы, где они обитают?

13.Расскажите об особенностях строения спирохет.

14.Чем отличаются риккетсии от других микроорганизмов?

 

Правила поведения и техника безопасности при работе в бактериологической лаборатории:

Ø Входить в лабораторию только в медицинской форме и сменной обуви;

Ø Запрещается выпускать из-под спецодежды рукава, воротнички, волосы;

Ø Нельзя класть на столы пакеты, сумки и пр.

Ø Нельзя в лаборатории принимать пищу, жевать жевательную резинку;

Ø Необходимо внимательно слушать и наблюдать демонстрацию опыта преподавателем;

Ø Соблюдать осторожность при работе с культурой бактерией;


Ø Прежде чем зажечь спиртовку, необходимо приподнять фитиль и выпустить накопившиеся пары спирта;

Ø Тушить огонь спиртовки допустимо только колпачком от спиртовки;

Ø Необходимо аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

Ø После работы следует убирать рабочее место и дезинфицировать поверхность стола;

Ø После работы необходимо мыть руки с мылом, а при необходимости - дезинфицировать.

Самостоятельная работа:

1. Приготовление мазков;

2. Высушивание;

3. Фиксация;

4. Окраска мазков;

5. Микроскопия мазков;

6. Исследование результатов.

Методические указания к работе Работа 1. Приготовление микропрепаратов

а) Приготовление мазка из зубного налета

· На обезжиренное предметное стекло пипеткой нанесите небольшую каплю физиологического раствора;

· Снимите стерильным ватным тампоном налет с зубов;

· Перенесите содержимое тампона в каплю физ.раствора и размешайте; сделайте тонкий мазок в виде небольшого круга;

· Высушите мазок на воздухе. Для ускорения высушивания, предметное стекло с мазком, обращенным кверху, подержите в струе теплого воздуха, высоко над пламенем спиртовки, не внося препарат в пламя.

б) Приготовление мазка из колоний культуры E. Coli

· На предметное стекло нанесите пипеткой каплю физ.раствора;

· Зажгите спиртовку, соблюдая правила техники безопасности;

· Простерилизуйте петлю, внося ее в пламень горелки в вертикальном положении. После того как петля накалится, проведите конец петледержателя через пламя. Необходимо помнить, что наивысшая температура развивается в верхней части пламени;

· В правую руку возьмите петлю, а левой откройте чашку Петри с выращенной культурой бактерий,

· Снимите часть колонии микробов и закройте чашку Петри;

· Перенесите микроорганизмы в каплю физ.раствора и размешайте, равномерно распределяя по стеклу (в виде небольшого круга);

· Простерилизуйте петлю над пламенем и поставьте в штатив;

· Высушите мазок на воздухе.

Выполнение работы

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

………………


Работа 2 Фиксация мазков

· Возьмите предметное стекло за края, мазок обращайте кверху;

· Медленно проведите 3-4 раза через наиболее горячую часть пламени. Не следует перегревать мазок, т.к. при этом происходят изменения структуры клеток, их внешнего вида;

· Фиксация убивает микробы и делает безопасной работу с ними, обеспечивая прилипание клеток к стеклу, улучшает окрашивание;

· С обратной стороны стекла карандашом запишите номер препарата.

Работа 3 Окрашивание мазков

а) Простой способ окрашивания

· Фиксированный мазок из полости рта поместите на параллельные стеклянные палочки, лежащие над лотком;

· Нанесите раствор красителя – метиленового синего, и выдержите в нем в течение 1-3 минут;

· По окончании окраски препарат промойте водой до тех пор, пока стекающая вода не станет бесцветной;

· Просушите препарат фильтровальной бумагой, осторожно промокая. При такой окраске дифференцируется ядро и протоплазма.

б) Окрашивание сложным методом по Граму

· На фиксированный мазок из культуры бактерий положите сухую полоску фильтровальной бумаги, пропитанную раствором генцианвиолета. Нанесите на бумагу 2-3 капли воды. Окрашивайте 2 минуты;

· Снимите бумагу пинцетом и промойте препарат водой;

· Обработайте раствором Люголя в течениие1 минуты. Слейте раствор в лоток;

· Нанесите на мазок несколько капель спирта для обесцвечивания. Выдержать в течение 30 секунд;

· Быстро промойте препарат водой;

· Нанесите 1-2 капли раствора фуксина на 2 минуты;

· Промойте мазок до тех пор, пока стекающая вода не станет бесцветной;

· Просушите аккуратно препарат фильтровальной бумагой.

При таком методе окрашивания одни бактерии, имеющие тонкую оболочку, обесцвечиваются спиртом и докрашиваются фуксином в красный цвет - это грамотрицательные микроорганизмы. Другие, имеющие толстую оболочку, хорошо окрашиваются генцианвиолетом и не обесцвечиваются спиртом, оставаясь фиолетовыми – они грамположительные.

К грамотрицательным бактериям относятся: менингококки, гонококки, кишечная палочка, дизентерийные и брюшнотифозные бактерии, холерный вибрион и др. К грамположительным относятся: стафилококки, стрептококки, пневмококки, бактерии сибирской язвы, столбняка, газовой гангрены, ботулизма.

Выполнение работы

………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

………………………………


Работа 4

Микроскопическое исследование препаратов

 

Окрашенный препарат микроскопируют с иммерсионным объективом (ОН х 90) и окуляром (ОК х 15), получая увеличение в 1350 раз (или ОН х 9 и ОК х 7 – увеличение в 650 раз)

· Подготовить микроскоп к работе: отрегулировать освещение, поднять конденсор до упора, открыть диафрагму, установить плоское зеркало;

· На окрашенный мазок нанести небольшую каплю иммерсионного масла, поместите мазок на предметный столик и осторожно опустите объектив ОН х 90 до соприкосновения с маслом. Наблюдая в окуляр с помощью макровинта, проведите грубую фокусировку. Окончательную фокусировку произведите, используя микровинт, вращение которого допускается в пределах одного оборота. Правой рукой осторожно вращайте микровинт, левой – передвигайте препарат;

· Рассмотрите микроорганизмы, определите их форму и отношение бактерий к окраске по Граму;

· Зарисуйте препарат цветными карандашами, условно обозначив после зрения в виде круга;

· Сделайте заключение по проведенному исследованию.

Выполнение работы

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

 

 

Работа 5

По окончании работы проведите уборку рабочего места:

· Приведите в порядок микроскоп. Приподнимите тубус, снимите препарат, вытрите масло с объектива чистой салфеткой, опустите конденсор, переведите револьвер в нейтральное положение и опустите тубус до упора. Накройте микроскоп колпачком;

· Вылейте воду из лотка для промывания препаратов;

· Наведите общий порядок на столе;

· Сделайте заключительную дезинфекцию рабочего стола (протрите стол дезинфицирующим раствором);

· Вымойте руки с мылом, при необходимости продезинфицируйте.


Основные термины по теме:

1.Бактериология, вирусология, микология

2.Протозоология, гельминтология, иммунология, арахноэнтомология 3.Этиология

4.Диагностика

5.Патогенные микроорганизмы 6.Профилактика 7.Стафилококки (форма) 8.Стрептококки (форма) 9.Вибрион (форма, пример) 10.Спириллы (форма) 11.Спирохеты (форма, примеры)

12.Клеточная стенка (строение, функция) 13.Цитоплазматическая мембрана 14.Нуклеоид (что это и его функции) 15.Капсула (что это, когда образуется) 16.Споры у бактерий (функции) 17.Споры у грибов (функции) 18.Микрометр

19.Нанометр

 

 

Студент Преподаватель


Приложение к занятию №1




ГРИБЫ



Занятие 2

Тема: «Экология микроорганизмов»

.

Цель: закрепить понятия о действии внешней среды на микроорганизмы; изучить бактериологические методы исследований чистоты окружающей среды.

Время – 90 минут.

Задачи: знать: - механизм действия физических и химических факторов внешней среды на микроорганизмы;

- препараты для антисептики и асептики;

- области практического применения дезинфекции, стерилизации, антисептики и асептики;

Вопросы для обсуждения:

1.Распространение микробов в природе: а) микробиоценоз почвы;

б) микробиоценоз воды;

в) микробиоценоз воздуха.

2. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы: а) назвать физические факторы и их действие;

б) что такое стерилизация?

г) охарактеризовать виды тепловой стерилизации; д) что такое дезинфекция, еѐ виды?

е) назвать дезинфицирующие вещества;

ѐ) что такое асептика, антисептика, дезинсекция, дератизация? ж) назвать антисептические вещества.

 

Контроль исходного уровня знаний – устный.

Заключительный контроль знаний -тестирование.

 

Самостоятельная работа:

«Изучение асептических и антисептических препаратов, их применение»

 

· Прочитайте названия препаратов и определите, к какой группе они относятся: к антисептикам или асептикам;

· Запишите их в соответствующей схеме;

· Изучите и опишите их консистенцию, цвет, прозрачность, запах;

· Запишите их применение;

· Ознакомьтесь и запомните приготовление растворов хлорамина и их использование в микробиологической практике.


Выполнение работы

 


 

№ п/п

1.


Антисептические препараты

Название Характеристика Применение


 

 

2.

 

 

Асептические препараты

№ Название Характеристика Применение

/п

1.

 

 

2.

 

Памятка

1. Обработка рук – о,5 % р-р хлорамина

2. Обработка рабочих мест – 1% р-р хлорамина

3. Обработка помещений – 3% р-р хлорамина

4. Замачивание использованной посуды микробиологической лаборатории – 10% р- лорамина

5. Обработка отработанного микробиологического материала – сухая хлорная есть

Приготовление растворов

Виды растворов Сухое вещество Вода
1 % р-р хлорамина 10 гр 1 л
3% р-р хлорамина 30 гр
5 % р-р хлорамина 50 гр
10% р-р хлорамина 100 гр 1 л

Сухая хлорная известь должна содержать 25 – 30% активного хлора


Основные термины и понятия по теме:

1. Микрофлора почвы (примеры)

2. Микрофлора воды (примеры)

3. Микрофлора воздуха (примеры)

4. Физические факторы внешней среды (перечислить)

5. Стерилизация

6. Виды стерилизации (перечислить)

7. Температура и экспозиция при стерилизации паром под давлением

8. Предметы, стерилизуемые паром под давлением

9. Кипячение – температура и экспозиция, что стерилизуют таким образом

10. Предметы, стерилизуемые сухим жаром

11. Температура и экспозиция при стерилизации сухим жаром

12. Стерилизация текучим паром

13. Пастеризация

14. Дезинфекция

15. Дезинфицирующие вещества (примеры)

16. Антисептика

17. Антисептические вещества (примеры)

18. Бактерицидные антисептики

19. Бактериостатические антисептики

20. Асептика

21. Дератизация

22. Дезинсекция

23. Дезинфекция очаговая, ее виды

 

 

Литература: 1.1. стр. 103 – 112, 118 – 130, 151 – 161.

1.2. стр. 40 – 51, 52 – 58

 

Студент ………………………Преподаватель…………………….


Приложение к занятию №2

ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МИКРОБОВ В ПРИРОДЕ


  .
ПОЧВА

В 1 группе на глубине10-20см.

1-10млрд. бактерий: актиномицеты, нитрифицирующие, целлюлозоразлогающ ие серобактерии, пигментные бактерии, грибы, простейшие.

 

ПАТОГЕННЫЕ

микроорганизмы попадают в почву с выделениями человека и животных:

- бактерии

ботулизма, столбняка, газовой гангрены, сибирской язвы;

- сальмонеллы, дизентирийные палочки, холерный вибрион, дифтерийные, бактерии, туберкулезные бактерии.

 

ВОЗДУХ

ВОДА   Наиболее загрязнена
у
населенных мест сточными водами.   ЗДЕСЬ ОБИТАЮТ: Вибрионы спириллы, светящиеся бактерии, серо и железобактерии.   МОГУТ ПОПАСТЬ: возбудители холеры, брюшного тифа, дизентерии, туляремии, лептоспироза.   Санитарный показатель чистоты воды: кишечная палочка.
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА   - микрофлора полости рта:грибы, бактерии, спирохеты, вирусы, простейшие (непатогенные стафилококки, стрептококки, пневмококки, менингококки, дифтероиды, спирохеты - боррелии, трепонемы, лептоспиры);
- микрофлора кишечного
желудочного
тракта:
в
желудке – сарцины, спороносные палочки; в тонком кишечнике их нет, толстом кишечнике – молочнокислые бактерии, кишечные палочки, энтерококки, клостридии; - микрофлора влагалища:кокки – до полового созревания и baсt. Doderleini после полового созревания; - микрофлора глаза:белые стафилококки палочка ксероза; - микрофлора кожи:непатогенные стафилококки, стрептококки, дифтероиды, палочки, дрожжеподобные грибы рода Candida.
Состав микрофлоры зависит от степени загрязнения воздуха, температуры осадков, характера местности, влажности.

 

ДОЛГО СОХРАНЯЮТСЯ:

споры грибов, бактерии, сарцины, пигментообразую щие бактерии.

 

ОТ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ:

патогенные стафилоккоки, стрептоккоки, бактерии дифтерии, кори, гриппа, туберкулеза.


Занятие 3

Тема: «Учение об инфекционном и эпидемическом процессах»

Время – 90 минут

Цель: закрепить знания, полученные на лекции по основам инфектологии и эпидемиологии.

Задачи: знать:

- основы инфекционного процесса;

- механизмы передачи инфекций, схему эпидемического процесса, очаг инфекционного заболевания;

- факторы, способствующие развитию внутрибольничной инфекции;

- методы, направленные на разрыв эпидемической цепи;

Уметь:

- провести инструктаж о действиях членов семьи при обнаружении больного в домашних условиях.

 

Изолирующий сестринский уход

При заболеваниях верхних дыхательных путей:

Измерение температуры, АД, подсчет пульса, контроль дыхания; при ухудшении самочувствия сообщить врачу;

ü Контроль текущей дезинфекции, влажной уборки и проветривании помещения не менее 4 раз в сутки. Пациент при проветривании не должен переохлаждаться;

ü Заполнение направлений в бактериологическую лабораторию, подготовка материала для доставки в лабораторию и обеспечение его доставки;

ü Обеспечение правильного и регулярного приема лекарств по назначению врача;

ü Выполнение парентеральных вмешательств по назначению врача;

ü Взятие мазка из носа, носоглотки, крови для лабораторной диагностики.

При кишечных инфекциях:

- Обеспечить пастельный режим;

ü Постоянный контроль за самочувствием пациента, температурой и характером стула;

ü Обеспечение приема лекарств и диеты по назначению врача;

ü Обеспечение пациента и лиц, ухаживающих за ним, правилам соблюдения личной гигиены (мытье рук до стула и после туалета);

ü Выделить больному отдельную посуду.

 

В целях инфекционной безопасности у постели пациента должна проводиться текущая дезинфекция. Медсестра контролирует обеззараживание испражнений, судна, горшка, посуды, остатков пищи, предметов обстановки и белья; дезинфицирует предметы ухода (термометр, шпатель, пузырь со льдом и др.).

Для обеспечения личной безопасности медсестра должна мыть руки после каждой манипуляции с пациентом, используя гигиенический уровень обработки рук.


Методы, направленные на разрыв эпидемической цепи

Начинают с мероприятий, направленных на изоляцию источника инфекции в домашних условиях или условиях стационара, лечение пациента. Затем необходимо прервать пути распространения инфекции. Это зависит от эпидемиологии заболевания и степени устойчивости возбудителей во внешней среде. Решающую роль играют общесанитарные мероприятия: санитарный контроль водоснабжения и пищевых предприятий, очистка населенных мест от нечистот, борьба с выплодом мух и комаров, сквозное проветривание помещений, применение бактерицидных ламп, влажная уборка помещений, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, стерилизация предметов ухода.

 

· Вопросы для обсуждения:

1. Инфекционный процесс:

a) паразитизм и его категории;

b) факторы инфекционного процесса;

c) стадии инфекционного процесса.

2. Свойства патогенных микроорганизмов.

3. Факторы патогенности, ферменты агрессии и инвазии.

4. Особенности инфекционной болезни.

5. Формы инфекционного процесса.

6. Эпидемиологический процесс; элементы эпидемиологического процесса.

7. Источники инфекции.

8. Механизмы передачи инфекции, его фазы, факторы и пути.

9. Восприимчивое население.

10. Интенсивность эпидемиологического процесса, спорадические случаи заболевания, эпидемия, пандемия.

 

· Контроль исходного уровня знаний

· Самостоятельная работа:

Задание 1

1. Изучить изолирующий сестринский уход и методы, направленные на разрыв эпидемиологической цепи.

2. Составить план ухода и методы, направленные на разрыв эпидемиологической цепи при заболевании, указанном преподавателем.

 

Выполнение работы

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………


…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………

 

Задание 2

Составить и записать инструктаж членов семьи при обнаружении больного в домашних условиях с определенным заболеванием (указывает преподаватель).

 

Выполнение работы

 

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………

 

· Итоговый контроль знаний

Основные термины по теме

1. Инфекционный процесс

2. Паразитизм облигатный, факультативный, случайный

3. Патогенность

4. Вирулентность, единицы ее измерения (Dcl, Dlm, ID)

5. Адгезия

6. Колонизация микроорганизмов в тканях

7. Инвазивность

8. Агрессивность микроорганизмов

9. Гиалуронидаза

10. Фибринолизин

11. Кологеназа

12. Лецитиназа

13. Коагулаза 14.Дезоксирибонуклеаза

15. Протеаза

16. Антифагины

17. Токсины 18.Экзотоксин, анатоксин

19. Эндотоксин

20. Условно - патогенные микроорганизмы

21. Особенности инфекционной болезни

- специфичность

- контагиозность (заразность)

- цикличность периодов

- формирование иммунитета

22. Периоды инфекционной болезни

- инкубационный

- продромальный

- период выраженных клинических признаков

- период угасания болезни, реконвалесценция

23. Бактерионосительство.


24.
Инвазивность
Токсины экзотоксины эндотоксины
Ферменты агрессии коагулаза гемолизин агрессины лейкоцидин гиалуронидаза
Экзогенная инфекция

25. Аутоинфекция

26. Очаговая инфекция

27. Генерализованая инфекция

28. Сепсис 29.Септикопиемия

30. Токсинемия

31. Эпидемиологический процесс

32. Источник инфекции

33. Механизм пути и факторы передачи

34. Восприимчивое население

35. Зоонозная инфекция

36. Антропонозная инфекция

37. Спорадическая заболеваемость

38. Эпидемия 39 Пандемия

 

 

Литература: 1.1 стр. 161 – 179 2 стр. 61 – 70

 

 

Студент Преподаватель

 

 

Приложение к занятию № 6

СВОЙСТВА ПАТОГЕННЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ.

Вирулентность
Колонизация
Патогенность
Специфичность
Адгезия
Органотропность

Подавление фагоцитоза фибринолизин антифагины


 

Свойства экзо - и эндотоксинов

Экзотоксины Эндотоксины
Белковой природы Липополисахаридопротеиновый комплекс
Диффундируют из клетки в окружающую среду Связаны с телом микробной клетки
Высокотоксичны Малотоксичны
Избирательно действуют на органы и ткани (специфичны) Вызывают общие явления интоксикации
Термолабильны Термостабильны
Под действием формалина переходят в анатоксин Под действием формалина частично обезвреживаются
Образуются в основном грамположительными бактериями Образуются в основном грамотрицательными бактериями

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Инкубационный период
Период выздоровления (реконвалесценция)

Период развития основных клинических признаков
Продромальный период


Занятие 4

Тема: «Постановка серологических реакций и учет результатов»

Время – 180 минут

Цель: уточнить и закрепить понятия неспецифической и специфической защиты организма от чужеродных тел и веществ;

закрепить знания о механизме возникновения антител и увидеть практическое взаимодействие антител с антигеном.

Задачи: знать:

- факторы неспецифической защиты организма,

- факторы специфической защиты организма

- антигены, их свойства и виды,

- антитела, виды иммуноглобулинов.

- виды иммунологических реакций;

уметь:

- провести реакцию агглютинации на стекле;

- провести реакцию преципитации в пробирке;

- прочитать результаты реакций и проанализировать их.

 

· Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «иммунология», краткая история развития иммунологии;

2. Неспецифические факторы иммунитета;

3. Ретикуло-эндотелиальная система и виды фагоцитов;

4. Механизм фагоцитоза. Его регуляция. Что усиливает и ослабляет фагоцитоз?

5. Гуморальные факторы неспецифического иммунитета;

6. Понятие «специфический иммунитет». Чем обусловлен специфический иммунитет?

7. Виды и формы специфического иммунитета;

8. Антигены – какова их химическая структура и способы введения в организм;

9. Свойства антигенов. От чего зависит антигенность;

10. Антигены микробных клеток;

11. Антигены животных микроорганизмов;

12. Антитела. Виды антител (антибактериальные, антитоксические, антивирусные, противогрибковые, аутантитела, антиклеточные, естественные);

13. Виды антибактериальных антител, их взаимодействие с антигенами (агглютинины, преципитины, лизины, опсонины, бактерицидные);

14. Химическая природа антител. Виды иммуноглобулинов и их значение.

15. Взаимодействие между антигеном и антителом; использование серологических реакций.

16.Виды серологических реакций, применение иммунных реакций в медицине:

a) реакция агглютинации; б) реакция преципитации; в) реакция нейтрализации; г) реакция лизиса;

д) реакция связывания компонента.


· Контроль исходного уровня знаний

· Самостоятельная работа

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЗИНСТЕНТНОСТИ

Задание 1. Составьте графологическую структуру

 

Задание 2. Составьте графологическую структуру

АНТИГЕНЫ

 

Задание 3. Составьте графологическую структуру

АНТИТЕЛА


Практическая работа:

1) Постановка реакции агглютинации на стекле и анализ результата;

2) Постановка реакции преципитации в пробирке и анализ результата;

 

Работа 1

Методика постановки реакции агглютинации на стекле

· На предметное стекло нанесите три капли физ.раствора пипеткой №1;

· Пипеткой №2 в первую и вторую каплю добавьте каплю иммунной сыворотки

· Во вторую и третью каплю стерильной петлѐй возле зажжѐнной спиртовки добавьте по капле культуры бактерий, перемешивая капли.

· Остаток микроорганизмов сожгите над спиртовкой;

· Определите результат реакции, отметьте ее положительный или отрицательный результат. О чѐм он свидетельствует?

· Сделайте вывод и зарисуйте результат реакции. Схема расположения капель на стекле:

    Ф+С Ф+С+К Ф+К

 

Условные обозначения:

Ф- физраствор;

С – иммунная сыворотка;

К – культура микроорганизмов.

 

Выполнение работы.

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………..


Работа 2

Методика постановки реакции преципитации

· Смыв кровяного пятна используйте в качестве антигена и осторожно наслаивайте его пастеровской пипеткой на преципитирующую сыворотку. Для контроля смыв кровяного пятна наслаивайте на нормальную сыворотку и физиологический раствор.

Реакция считается положительной, если на границе двух жидкостей образуется мутное кольцо преципитирующего белка.

· Определите результаты реакции. Проанализируйте их и сделайте вывод.

· Зарисуйте реакцию кольцепреципинации.

 

Выполнение работы

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………

 

 

Итоговый контроль знаний

Литература:

I. 1. стр. 198 – 213

2. стр. 77 – 81, 101 – 106

II.6. стр. 192 – 204 Студент…………………..Преподаватель…………………………………


Иммунитет
неспецифический специфический
клеточный: - кожа - слизистые оболочки - нормальная микрофлора - фагоцитоз: завершенный, незавершенный - воспаление гуморальный: - комплемент - С-реактивный белок - лейкины - плакины - b лизины - интерфероны: a,b,y врожденный: - абсолютный - относительный приобретенный
естественный искусственный
- пассивный - активный (постинфекци- онный): длительный короткий стерильный нестерильный - пассивный - активный

 

Приложение к занятию

Схема строения иммуноглобулинов



Схематическое изображение развития иммунного ответа в организме Схема антигенной структуры бактериальной клетки.

1. О – антиген;

2. Vi – антиген;

3. H – антиген (жгутиковый);


К – антиген (капсульный).



Реакции иммунитета


Реакция агглютинации на стекле Реакция агглютинации в пробирке: а) наличие агглютинации

а) мало выраженная агглютинация; б) отсутствие агглютинации б) выраженная агглютинация.

 

 


 

Время – 90 мин.

Цель: закрепить и углубить знания об иммунобиологических препаратах и их применении;

-закрепить знания об аллергиях и других видах иммунной патологии.

Задачи: знать: - принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии,

- сведения о приемах введения вакцин, анатоксинов, сывороток и иммуноглобулинов; о планировании вакцинации;

представлять:

- общую характеристику иммунодефицитов;

- аллергические реакции гуморального и клеточного типа;

уметь:

- представить пациенту информацию о сути иммунопрофилактики и получить информированное согласие на прививку;

-провести выбраковку непригодных иммунобиологических препаратов;

-решать ситуационные задачи;

-сделать отчетность и документирование проделанной работы;

 

 

Микролекция «Патология иммунной системы.

Иммунодефициты»

Иммунный статус – это состояние иммунной системы организма, определяемое комплексом лабораторных показателей, необходимых при трансплантации органов и тканей, для диагностики аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных состояний, тяжелых аллергий, инфекционных, онкологических и многих соматических болезней.

Для определения иммунного статуса проводят:

· общее клиническое обследование пациента,

· исследование состояния гуморальных неспецифических факторов иммунитета,

· изучение клеточного иммунитета,

· исследование показателей гуморального специфического иммунитета

· дополнительные тесты.

Общее клиническое обследование включает:

ü жалобы пациента,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.332 с.)