Информационное радиосообщение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное радиосообщение



 

Информационное радиосообщение подобно заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе других к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Оно, как и заметка в газете, должно отвечать на главные вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Возможны и дополнительные вопросы: Как? Каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значимость информации понижается, если она отстает по времени от события.

«Маяк» явно опоздал с сообщением («Минувшим днем...»).

Сообщения, не отвечающие на вопрос «Когда?» дезориентируют слушателя. Причем, указание времени не требует порой особых усилий редакции. В приведенном ниже примере (слева) не указано время игры, не назван и вид спорта, по которому проходит чемпионат.

 

Сравним начало сообщений:

 

«Минувшим днем Президент России беседовал по телефону с Президентом Казахстана» («Маяк»). «По сведениям ИТАР-ТАСС, сегодня Президент России обсуждает по телефону положение в Чечне с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым» («Радио России»).
«Российские юниоры начали с поражения молодежный чемпионат мира в Канаде. В первом матче они со счетом 3:4 уступили команде Соединенных Штатов Америки» («Радио России»). «Вчера вечером российские юниоры начали с поражения молодежный чемпионат мира по хоккею в Канаде».

 

Пример правильного сообщения приведен справа, при этом отметим, что вторую фразу следовало бы закончить более кратко (... «команде США»).

Для редакции информации очень важно определить значительность фактов, отбираемых для выпусков новостей, выбрать то или другое событие из их огромного количества. В первую очередь это должны быть новости, представляющие всеобщий интерес: общественно-политическая и социальная жизнь страны, самые значительные события, происходящие за рубежом. Слушателя всегда привлекут сообщения о событиях, отражающих те стороны жизни людей, которые определяют их собственное бытие: проблемы здравоохранения, образования, воспитания детей, цены на товары и услуги, состояние преступности.

Источники информации могут быть разнообразными: органы государственной власти, пресс-служба администрации, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), другие радиостанции.

Самые важные характеристики радиосообщения: оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность, конкретность! Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения. Событийность, новизна, оперативность требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни общества, большой мобильности. А актуальность – умения оценить значимость события, его место в общественно-политической картине дня. Достоверность, конкретность не возможны без высокого профессионализма радиожурналиста, умения работать с источником информации, дорожить точностью, надежностью, объективностью сведений.

Иногда редакции прибегают к выдаче в эфир непроверенных сведений. Но бывают случаи, когда этого делать нельзя – слишком нежелателен может быть эффект такой информации.

 

Приведенное ниже радиосообщение не должно было появиться в эфире именно по этой причине (выделен в тексте фрагмент, вызывающий негативную реакцию у слушателей):

 

«Секретарь Совета Безопасности России Олег Лобов сообщил, что второй этап по установлению конституционного порядка в Чечне предусматривает очищение Грозного от незаконных вооруженных формирований. По его словам, сегодня из Чечни поступила информация о том, что власти Грозного приказали командирам незаконных формирований расстреливать тех, кто сложит оружие. Однако секретарь Совета Безопасности признал, что не уверен в достоверности этого сообщения». («Радио России»)

В эфире часто встречаются радиосообщения разных видов: хроникальное, озвученное, дополненное небольшим комментарием, информационное радиовыступление. Все они расширяют содержательную и звуковую картину выпуска новостей.

Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10–15 секунд. Это своего рода расширенный «лид». Развернутое радиосообщение обогащается описанием важных подробностей, деталей. Оно содержит некоторые пояснения, примеры. Обычно это текстовые сообщения, звучащие 30–40 секунд. Озвученное радиосообщение включает в себя небольшую документальную запись, сделанную на месте события, или голос очевидца. Такое информационное радиосообщение напоминает краткий репортаж. Это делает информацию более объемной и интересной. Но к такому приему подачи новостей редакторы прибегают редко. В том случае, когда новости необычны, требуют пояснения, комментировать их должен специалист, авторитетный человек. Такие оценочные тексты следует выносить за рамки самого радиосообщения. Недопустима в тексте радиосообщения и оценка события в тех случаях, когда журналист не знает всех обстоятельств, влияющих на нее.

С информационным радиосообщением могут выступать не только журналисты, но и очевидцы, специалисты, эксперты. В нем документальные факты составляют основную базу рассказа, а аргументация дополняет их, внося пояснения-популяризацию, растолкование происшедшего события, но не давая ему основательный анализ, глубокую оценку. Такие сообщения могут звучать и по тексту, и без текста.

Структура радиосообщения зависит от задачи, насколько оперативным должно быть сообщение важной новости. Поэтому особое значение приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь внимание аудитории. Причем, в одном случае на первое место может входить значительность события, в другом – интересность, в третьем – его необычность.

Восприятие на слух требует закрепления самого важного материала. Главная мысль, факт, особенно имена, географические названия, могут повторяться, варьироваться в начале и в конце сообщения.

Радиосообщение – небольшой текст. Но эта малая форма журналистики требует основательной подготовки, умения, опыта. Здесь выразительные средства радиожурналистики используются минимально, поэтому особое значение приобретают язык, стиль, интонация звучащего голоса.

Язык информационного сообщения должен быть доступным, ясным, простым и точным. Стиль – лаконичным, предельно кратким, ориентированным на разговорный вариант литературного языка и нейтральную лексику. Особенно не приемлем для радио административно-бюрократический стиль.

В приведенном ниже сообщении обратите внимание на нагромождение терминов, длинноты. Несмотря на то что оно состоит практически из одной фразы, читать его диктору и воспринимать слушателю необычайно трудно.

 

«Пресс-служба главы администрации области сообщает: на своем заседании областная энергетическая комиссия решила до уточнения цен на топливо, принятия соответствующих нормативных актов Правительства Российской Федерации по государственному регулированию тарифов на энергию в 1995 г. и согласно прогнозу динамики цен в сфере материального производства на 1995 г., подготовленного министерством экономики Российской Федерации, установить с 1 января 1995 г. для потребителей области следующие тарифы на электрическую и тепловую энергию: для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью – 750 киловатт и выше, прочих предприятий и организаций, а также производственных сельскохозяйственных предприятий – при оплате за электрическую и тепловую энергию применяется коэффициент – одна целая, 12 сотых. Для городского населения устанавливается тариф 50 рублей за один киловатт-час; для сельского населения – 35 рублей за один киловатт-час» (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

 

Для того чтобы правильно организовать это информационное сообщение, требуется устранить все повторы (1995 г., электроэнергия, тарифы, предприятия...), разбить предложения на более короткие, убрать причастные обороты и вообще сжать текст:

 

«Вчера (или указать время когда. – В.С.) на своем заседании областная энергетическая комиссия приняла решение оповышении тарифов на электроэнергию. С 1 января 1995 г. все предприятия мощностью свыше 750 киловатт будут платить на 12% больше, чем платили ранее. Горожанам один киловатт-час будет обходиться в 50 рублей, жителям села – в 35. Об этом сообщила пресс-служба главы администрации области».

В требованиях к языку и стилю информации можно сослаться на опыт и рекомендации радиостанции «Би-Би-Си», завоевавшей огромное число слушателей во всем мире. Вот некоторые из ее рекомендаций:

w » в основе языковых требований лежит необходимость соответствовать хорошим манерам и безупречному вкусу;

w  идеальное предложение должно содержать в себе одну законченную мысль, не превышающую одну строку;

w  предложение длиннее двух строк всегда воспринимается труднее и сложно для запоминания;

w  лучше всего чередовать короткие и длинные фразы. Это поможет избежать монотонности, витиеватости и потери смысла;

w  при составлении фразы избегайте причастных и деепричастных оборотов»;

w  нежелательны такие слова, как «так называемый», «пресловутый».

 

Цифры нередко составляют важную часть радиосообщения. Но и они требуют специальной обработки. По возможности их нужно избегать, сокращать до минимума, особенно крупные цифровые данные. Цифры можно округлять. Трудно воспринимать на слух данные в процентах, так как они относительны. Особенно, если текст перегружен ими.

Приведем пример, а затем покажем улучшенный вариант:

 

«С апреля по октябрь удерживались в Шолоховском районе стабильные, вполне доступные цены на молочные продукты. Зато с октября по 10 декабря они повышались трижды. Стоимость сливочного масла возросла на 4 тысячи рублей, сметана подорожала почти вдвое. Если еще в 1991 г. средняя рентабельность молочного производства в Шолоховском районе была плюс 37%, то уже в минувшем она составила минус 40. А за 11 месяцев этого – минус 95%. Показатели, мягко говоря, не оптимистические. Нам сообщили, что за 11 месяцев на переработку молока поступило на 32% меньше прошлогоднего» (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

 

«За 11 месяцев этого года производство молока уменьшилось в два раза. На переработку молока стало поступать почти на треть меньше прошлогоднего».

Цифры, стоящие в том или ином падеже, лучше писать прописью. Это облегчит работу того человека, который читает текст у микрофона. Цифры не только неудобны для слушателя, но и таят возможность ошибки. А ошибки эти могут дезинформировать аудиторию.

Проанализируем прозвучавшую в эфире информацию.

 

«Запасы сахара на московских складах стабильны – через них ежемесячно проходит более четырех тонн этого продукта. В пресс-центре московской мэрии со ссылкой на данные президента акционерного общества Моссахар опровергли появление в некоторых средствах массовой информации сообщения о том, что с поставками сахара сложилась критическая ситуация. В первом квартале наступающего года в торговлю Москвы будет передано около 28 тысяч тонн сахара» («Радио России»).

 

Этим сообщением радиостанция хотела развеять слухи о том, что в Москве нет сахара. Но вместо того, чтобы сказать: «...его проходит ежемесячно 4 тысячи тонн», – прозвучало: «четыре тонны», что усилило распространение слухов и паники в кондитерских магазинах. Хорошо еще, что в последней фразе была дана настоящая цифра: «28 тысяч тонн».

Можно сказать точно, что ведущий программу новостей предварительно не читал текст, иначе бы он обратил внимание на нелепость первой цифры. Чтение информации перед ее выдачей в эфир – обязательное условие работы ведущего. Не менее важны и требования к тексту радиовыступления.

Так, в тексте радиосообщения следует избегать кавычек, передающих иронию, сарказм, второй смысл. Малоизвестные географические названия должны привязываться к общеизвестным. Например, к сообщению о небольшом городке, поселении, название которого ничего не говорит слушателям, необходимо добавить: «Близ Москвы» или «Около Новосибирска» и т.д.

Следует обращать внимание и на сокращения. Во-первых, некоторые из них трудно произносить, во-вторых, а это важнее, не все они могут быть понятны слушателям. Вот, например:

 

В эфире: Надо:
  «На территории НКР...» («Радио России»).   «На территории Нагорно-Карабахской Республики...».
  В эфире:   Надо:
  «Вчера в Москве не работало большинство АЗС...» («Маяк»).   «Вчера в Москве не работало большинство автозаправочных станций»
  В эфире:      
«НЧС принял решение...» («Радио России»).    

 

В этом примере даже из контекста трудно понять, что значит это сокращение, и можно только догадываться, что речь идет о Национальном Чеченском совете.

 

В эфире: Надо:
  «Увеличение цен на ГСМ и энергоносители ведет...» (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).   «Увеличение цен на горюче-смазочные материалы и энергоносители ведет...»

 

При редактировании текста следует избегать техницизмов, специальных терминов, известных ограниченному кругу людей, в противном случае их требуется пояснить.

Текст перед выдачей его в эфир нужно обязательно читать вслух. Проследите, нет ли где трудных для произнесения стыковок слов, на которых можно споткнуться. Обратите внимание, нет ли неблагозвучий. Они могут состоять из частей двух слов. Так, во фразе: «... встрече с экс-президентом...» без паузы звучит – «...сэкс». Двусмысленно составленная фраза может вести к логической ошибке.

 

В эфире: Надо:
  «Соединенные Штаты считают, что резкие разногласия с Россией по вопросу европейской безопасности и боснийского кризиса не являются причиной для серьезного раскола.   «США считают...»
  По словам представителя Госдепартамента США считают свои отношения с Россией в целом хорошими» («Радио «Свобода»).   «По словам представителя Госдепартамента, США считают...».

 

К какому слову, например, в примере слева: «Госдепартамента» или «считают» – относится сокращение США? По логике, естественно: «США считают...». Но диктор не сделал паузу между словами «Госдепартамента» и «США» и получилось: «представителя Госдепартамента США». А кто же «считают»? Фраза звучит нелепо. А если учесть, что это сообщение говорит о важных моментах в отношениях двух великих государств, то ошибка вдвойне серьезна. Это радиосообщение следовало отредактировать.

Таковы строгости языка информации. Однако информационные сообщения бывают на самые разные темы. И язык информации не следует понимать как официально-канцелярский, приподнято-торжественный, ритуально-вещательный. Лексика разговорной речи приближает слушателя к информации, особенно той, в которой он лично заинтересован.

«Наконец-то, наши государственные власти услышали рыдания обманутых вкладчиков и растрогались. На днях Президент подписал несколько документов относительно рынка ценных бумаг. Более того, в Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам Госдумы уже вырисовывается законопроект по этим проблемам. Предполагается уничтожить тропинку, по которой дружно прошагали «МММ», «Тибет» и иже с ними» («Маяк»).

Здесь оценка ситуации дана в разговорной лексике («услышали рыдания», «растрогались», «дружно прошагали», «иже с ними»). Тема, волнующая многих людей, – обман вкладчиков предприимчивыми шарлатанами – становится понятнее и ближе.

Индивидуализация текста радиоинформации проявляется и в умении выразить свои эмоции, творчески подать материал. М. Зарва, исследовавшая особенности языка радиопередач, пишет: «Все поиски радиожурналистами запоминающегося начала информационной заметки, эмоционального ключа, яркой, нешаблонной формы выражения есть процесс прежде всего поиска своего видения мира, своего умения наблюдать, замечать существенное, его оценивать, сообщать»[20][3].

Но рамки радиосообщения очень тесны для самовыражения радиожурналиста. Здесь на помощь ему приходят другие информационные жанры: радиоинтервью, радиорепортаж, радиоотчет, корреспонденция. Основываясь на документальных фактах, они значительно расширяют возможности журналистов в отражении событий и в выражении своего авторского «я».

 

Контрольные вопросы к разделу главы

 

1. 1. Что такое хроникальное и развернутое радиосообщения? Чем они отличаются?

2. 2. Перечислите основные требования к языку информационного радиосообщения.

3. 3. Назовите источники информации, которыми пользуются радиожурналисты редакции новостей.

4. 4. Чем определяются характер подбора, монтаж и подача новостей в разных радиоканалах?

5. 5. Напишите небольшой реферат об особенностях работы информационных служб различных радиостанций («Радио России», «Маяк», «Эхо Москвы, «Русское Радио», местного радио).

6. 6. Запишите один из утренних, дневных и вечерних выпусков новостей. Проследите за тем, как меняются новости в течение дня, как идет отражение одного и того же важного события в эфире.

В начало

 

РАДИООБЗОР ПЕЧАТИ

 

Обзор печати – один из самых старых жанров радиожурналистики. Радио и печать взаимодействуют между собой в разных формах с самого начала вещания. Прежде всего радио и печать роднит то, что это параллельные коммуникации, выполняющие общие социальные функции. Радио использовало и использует обзоры газет для расширения своего информационного диапазона, обогащения своих информационных источников. Газета помещает программы радиопередач, привлекая к ним внимание читателей.

Функция обзора печати – познакомить слушателей с главными сообщениями, опубликованными на страницах крупнейших, популярных изданий, привлечь внимание к их содержанию. Предмет – события, попавшие в печать и представляющие значительный общественный интерес. Методы – отбор информации под определенным углом зрения, монтаж переработанных сведений в радиовыпуске, краткое цитирование, аннотирование наиболее важных мыслей, выделение из массива прессы главных аспектов.

Обзоры печати в радиовещании в советское время были подчинены усилению пропагандистского начала. Обзор партийных газет, особенно «Правды», демонстрировал установки парткомам, направлял их конкретную работу. Газеты, радио и телевидение не были конкурентами в освещении главнейших событий, их оценке, подаче, ориентации на аудиторию. Источниками информации были в основном органы партийной и советской власти. Поэтому обзоры строились по одному шаблону, в вариантах допускались лишь незначительные колебания.

Местное радио передавало обзоры партийных, советских, молодежных изданий региона. И это тоже были своего рода установки на решение различных конкретных проблем всех сфер республики, края, области. Практиковались обзоры центральной прессы. С отменой цензуры, с появлением огромного количества газет и журналов, рассчитанных на всевозможные интересы и обращенных к различным группам читателей, с изменением подходов к освещению событий самим вещанием изменились и формы взаимодействия газет и радио. Появились проекты совместных выступлений в эфире популярных газет: «АИФ – радиоверсия», радиоигра, которуюпроводит газета «Алфавит», выступления в эфире редакторов и журналистов крупнейших и влиятельнейших изданий.

Изменилось и содержание обзоров печати. Теперь задача журналиста состоит в умении выделить самое существенное, значительное, интересное и умело скомпоновать информацию. Таким образом, радиообзор печати дополняет собственные информационные, информационно-аналитические передачи.

Цели обзора могут быть различными: расширить спектр информации, представленный всевозможными источниками, привлечь внимание к позиции той или иной газеты, дать панораму мнений в нескольких обзорах. Поэтому обзор печати, его содержание, тематика, построение зависят от концепции вещания радиостанции, ее политических предпочтений (это влияет на выбор газет для обзора), от типа газет, от представлений радиоредакции об ожиданиях и интересах аудитории.

Обзоры печати можно типологически подразделить на следующие виды: общий, тематический, рекламный. В общем обзоре дается картина наиболее актуальных событий, произошедших в стране и за рубежом и попавших на страницы периодических изданий. Обычно в таких обзорах излагается краткая характеристика важнейших материалов.

Газеты в отличие от радиопрограмм дают более углубленный и развернутый анализ текущих событий, крупных проблем. Спектр газет, обращенных к разным группам слушателей, очень широк, поэтому они значительнее, полнее, шире, разнообразнее освещают то, что происходит в стране и мире.

В тематическом обзоре рассматриваются экономические, политические, финансовые вопросы. Его готовят по страницам специальных изданий: экономических, спортивных, а также посвященных вопросам культуры. К этому виду можно отнести и обзоры специальных журналов. Но они идут в эфире гораздо реже, особенно если это ежемесячные издания. Некоторые радиостанции, в первую очередь коммерческие, дают обзоры иностранной прессы.

Рекламные обзоры готовят сами редакции газет, выделяя наиболее острые темы публикаций, привлекающие, по их представлению, внимание читателей (и слушателей). Нередко в таких обзорах используется в качестве композиционного элемента интрига: дается описание публикации или ее завлекательное начало, а затем оно прерывается и тем самым возбуждается интерес к анонсируемому материалу.

По своему функциональному назначению обзоры бывают информационными и информационно-аналитическими (содержащими элементы оценок как самих материалов,так и проблем, рассматриваемых на их страницах). Но чаще всего анализ переходит в текст обзора из газетных публикаций.

По представлениям зарубежных радиожурналистов, в частности немецких, обзор печати вообще не должен включать оценки радиоредакций, и чтобы избежать их, он должен строиться в основном на цитировании.

Для информационного обзора характерны краткость, пересказ тематики и проблематики публикаций, их перечисление. Радиообзор таким образом, как бы отправляет слушателя к той или иной газете. Если в задачи журналиста входит более полное знакомство слушателей с самыми значительными публикациями, он прибегает и к цитированию. Причем, цитата может обрываться на самом интересном месте. Этот прием используется в радиоверсии газеты «Аргументы и факты». Редакция предлагает фрагменты магнитофонных записей со своими героями и доводит звучание до «точки кипения» интереса слушателей.

Какова роль журналиста в подготовке обзора печати? Если редакция радио готовит обзоры сама, то поручает их квалифицированным авторам, постоянно следящим за событиями и за тем, как их отражает газета. В таком случае важно отслеживать и ход отражения радиоканалом новостей, проблем в собственных информационных выпусках. Работа над обзором поручается тому, кто не только хорошо знает «политику» своей газеты, но и умеет ненавязчиво использовать и провести ее с учетом интересов слушателей.

Нередко обозреватели прессы высказывают в эфире свою точку зрения, оценку в виде коротких реплик, элементов комментария материалов, попавших в поле их зрения. Это может быть и позиция радиоредакции, и мнение самого журналиста. Но такие различия должны носить не принципиальный, а частный характер. Здесь важно расположить материалы в определенной последовательности, расставить акценты, не искажая сущность публикации. Тематический обзор может строиться на перечислении интересных публикаций с их аннотацией. Их группировка подчиняется сюжету текста ведущего, который связывает все компоненты обзора краткими репликами, оценками, ассоциациями.

Рубрики, под которыми идут обзоры, многое говорят об их характере: «Пресса по диагонали», «Газетный киоск», «Изба-читальня», «Радиопочтальон», «По страницам...», «Читая свежую прессу», «Новости со страниц газет».

Подготовка общего обзора требует от журналиста хорошей ориентации в политической жизни и умения выбрать самые главные публикации. Работа над тематическими обзорами также требует отслеживания процессов, происходящих в разных сферах социальной жизни.

Одно из важных качеств журналиста, специализирующегося на обзорах прессы, – умение емко, интересно изложить содержание большого материала, точно ввести цитату в свой текст. Все это связано с одним из кардинальных качеств журналистики вообще – отбором фактов, т.е. их осмыслением.

Рекламные обзоры предполагают более активную роль журналиста. Здесь его функции разнообразнее и подчинены главному: пропаганде своего издания через актуальный материал отдельного номера.

Каждая радиоредакция строит свою политику по отношению к информации, опубликованной на страницах периодических изданий, в зависимости от ряда факторов: политических и экономических в первую очередь. Одни газеты она поддерживает (родственные по политическому духу), другие замалчивает, третьи – критикует, разумеется, средствами обзора.

Казалось бы, жанр обзора печати довольно узок по своим формальным возможностям. Но в современном эфире существует немало разновидностей, отличающихся наполнением содержания. Это яркий пример того, как жанр, сохраняя свои функционально-предметные особенности, с успехом наполняет их разнообразным содержанием, модифицируя их по подходам к материалу и по использованию творческих методов обзора.

Радиостанция «Радио России» утром дает спаринг-обзор «Пресса по диагонали». Он звучит в 6.15 и в 6.35. Затем повторяется в 8.15 и 8.35. Отношения между блоками зависят не столько от содержания газет, сколько от отношения к ним журналиста, готовящего обзор. В свободе выбора текстов проявляется широкое маневрирование темами, проблемами.

Первый блок подразумевает знакомство слушателей с самыми важными событиями, второй – дает их более полное, развернутое содержание. Но так как в поле зрения находятся самые популярные, ведущие центральные издания, перед журналистом – огромное поле для отбора. И никакая «диагональ» не даст более или менее полного представления о всех, даже самых существенных публикациях.

Рассмотрим один из примеров.

 

Музыка.

 

Корреспондент. Кадровые перестановки в Правительстве – одна из основных тем публикаций сегодняшних центральных газет. Об этом, в частности, пишут «Известия», газета «Сегодня», «Московский комсомолец».

«Время Владимира Путина» – в «Труде» под таким заголовком помещено интервью известного российского историка Роя Медведева.

В «Российской газете» открывается банк вопросов по пенсионной реформе. В номере помещена статья, в которой газета пытается ответить на вопросы: как защитить пенсию и что надо делать, чтобы пенсионные взносы граждан могли обеспечить достойную старость.

О пенсионной реформе также статья в сегодняшних «Известиях».

«Комсомолка» продолжает серию специальных выпусков. Сегодня она рассказывает о том, как и кому надо подавать налоговую декларацию за прошлый год и все о налоговых льготах.

«Заграница поможет рождаемости в России» – заголовок из газеты «Время новостей», сообщающей, что к решению российских демографических проблем подключилась ООН.

Судебно-правовая реформа вновь оказалась среди наиболее обсуждаемых тем: в чем ее суть и как она будет проводиться – об этом корреспондент газеты «Труд» беседует с председателем по законодательству Госдумы Павлом Крашенинниковым.

«Москва – да не та» – особый статус столицы доживает последние дни. Материал под таким заголовком поместила на своих страницах газета «Время новостей». Этой же темой заинтересовался и «Коммерсантъ».

«Охота на младенцев» – так называется статья в «Комсомольской правде». В ней – подробности вчерашнего похищения в Москве полуторамесячного ребенка, в котором подозревается жена Мавроди.

 

Музыка.

 

Такой обзор «по диагонали» не столько дает представление, как и о чем пишут газеты, сколько демонстрирует главные темы дня. Эти сообщения напоминают «лиды». Работа журналиста заключается в умении сжать тему до одной-двух фраз. Некоторые газеты группируются вокруг наиболее важных проблем.

Из этого обзора мы видим – радио интересует не информация, а обсуждение проблем. Обзор фокусирует важнейшие из них в один информационный «пучок», давая слушателям и читателям проблемную картину центральных периодических изданий.

Через полчаса обзор выглядит уже иначе. Рассмотрим некоторые элементы обзора, которые даны теперь в развернутом виде.

 

Корреспондент. На первом месте сегодня кадровые перестановки в Правительстве, пенсионная реформа, российско-американские связи и отношения России и международного валютного фонда.

Теперь – подробнее.

«Бандитов теперь будет грызть «Медведь» – статьей под таким заголовком «Московский комсомолец» комментирует вчерашнюю перестановку в Правительстве. По мнению газеты, таких масштабных кадровых потрясений во времена правления Путина еще не было, и всего скорее они вряд ли станут последними. Вчера одним ударом был почищен силовой блок, теперь очередь – за экономическим.

Вообще вчерашним чисткам посвящены статьи практически во всех газетах. Так, по словам газеты «Сегодня», совершив кадровую революцию, Президент решил несколько задач: он назначил своих людей на посты в силовом блоке, придал ему более гражданский характер и создал условия для дальнейших преобразований в этих институтах.

А, по мнению «Известий», Путин, наконец, начал собирать своих единомышленников в единый кулак и рассаживать их на ключевые посты. Впервые можно говорить о том, что власть по-настоящему консолидируется.

По вопросу пенсионной реформы «Российская газета» пишет, что распределительная пенсия остается, но ее значение будет постепенно уменьшаться, и в перспективе она должна превратиться в гарантированный государственный пенсионный минимум. После старта новой системы в январе 2002 года в выигрыше окажутся те, кто кропотливо будут откладывать на собственную старость. И наоборот, проиграют те, кому зарплата выплачивается в неофициальных конвертах. Такой заработок не увеличит будущей пенсии.

«Комсомолка» продолжает серию специальных выпусков. Сегодня она рассказывает о том, как и кому нужно подавать налоговую декларацию за прошлый год и все о налоговых льготах. Отчитываться о доходах не обязаны граждане, которые зарабатывают только по основному месту работы либо крутящиеся как белка в колесе. То есть имели несколько источников дохода, но получили не более 50 тысяч рублей. Между тем, – пишет газета, – теперь нам всем придется собирать справки о своих доходах и расходах, поскольку вступившая в силу с января этого года вторая часть Налогового кодекса дает немало льгот, а некоторые виды доходов и вовсе освобождаются от налогов.

«Все на земле управляется числом», – как пишет сегодняшний «Труд», и это установил древнегреческий математик и философ Пифагор. Газета на своих страницах рассказывает о его числовой системе, которая является основой науки нумирологии. В газете исследуется одна из загадок мира – имя человека. Суть этой системы заключается в следующем: числа используются как кодовая система для передачи духовных истин. За каждым числом прячется тайна и только числом можно расшифровать мудрость всего сущего мира. Подробности в статье «Миром правят числа» в сегодняшнем «Труде».

 

Каждая тема этого обзора, попавшая в поле внимания журналиста, представляет собой во втором выпуске развернутое радиосообщение. В таком случае автор должен выделить главное, сказать о нем лаконично, емко и заинтересовать своим сообщением слушателей и возможных читателей. Журналист выбирает темы, важные для многих, тех, кто интересуется политикой (перестановки в Правительстве и отношение к этому событию политологов), социальными вопросами (пенсии, налоги), наукой (сообщение о значении числа в нашей жизни).

Таким образом, выпуск состоит их трех блоков. Причем в каждом сообщении содержится информация, представляющая самостоятельный интерес (ею слушатель может и ограничиться). Структура обзора выстраивается в первом случае в виде краткого изложения тем, во втором – композиция сложнее: зачин, повторение основных сообщений, а затем подача их в развитии.

В регионах сейчас выходят сотни разнообразных газет. Финансовые возможности издания определяют тип обзора, предлагаемого на радио, но в любом из них будут явственно проступать рекламные мотивы. Обратимся к еженедельному обзору Ростовской областной газеты «Молот», чтобы увидеть эти функциональные проявления.

Корреспондент. Здравствуйте! Я познакомлю вас с теми тематическими страницами «Молота», которых нет в других изданиях. Одна из них называется: «Как тебе служится?!» И посвящается нелегкому ратному труду наших военнослужащих. Вот что, к примеру, вы знаете о снайперской гордости? О наших снайперах вообще? Известно ли вам, что снайпер высшей квалификации стоит целого батальона? Материал этот на полосе под названием «Уходящая в ночь» посвящен женщине-снайперу по имени Наташа. Ну, фамилия по понятной причине названа быть не может.

«Первые в стране» – так можно сказать о полке связи, о летном полке, который действительно впервые появился в вооруженных войсках Северо-Кавказского округа. И охраняет он не только небо.

В материале, посвященном празднику внутренних войск, который мы будем отмечать, как и день театра, 27 марта, рассказывается о том, как наши вертолетчики принимают участие в борьбе с террористами и не только на территории Чечни.

А что такое карнавал в Кельне? Про карнавал в Венеции знают все, а чем веселье степенных бюргеров отличается от буйства горячих итальянцев, вы узнаете на полосе, которая называется «Ах, карнавал, карнавал».

Ну, про полосу под названием «Поделюсь секретом исцеления» и рассказывать не надо. Все знают, что она регулярно появляется в «молотовской» толстушке по пятницам и пользуется огромной популярностью.

Несмотря на непогоду, многие уже успели побывать на своих шести сотках, поэтому к их услугам в номере – «Подворье», приложение для тех, кто работает на земле.

Придут к читателям в этом номере также астрологический прогноз и программы всех телеканалов.

 

Отметим, какие средства использует автор для привлечения внимания слушателей и читателей. Говорит о том, о чем, якобы, не пишут другие газеты. Строит свои сообщения на элементах интриги, подогревая предполагаемый интерес, выбирая темы, которые могут быть любопытными для читателя.

Как уже говорилось, позиция журналиста существенно влияет на оценки и предпочтения при подготовке обзора. Некоторые обзоры «Радио России» носят явный сенсационный «уклон». Большая часть одного из таких выпусков была посвящена сообщениям о суде над директором торгового предприятия «Нике», об уничтожении афганскими талибами статуи Будды, о Клеопатре...

Рассмотрим, как подается сенсация на двух примерах. Один из них рассказывает о результатах исследований египтологов.

 

Грустная сенсация в газете «Сегодня». Оказывается, легендарная Клеопатра не была красавицей. Сотрудники Британского музея исследовали прижизненные скульптуры египетской царицы и выяснили, что Клеопатра к концу своей 38-летней жизни была довольно полной, коренастой женщиной с плохими зубами. Роста она была небольшого – один метр 52



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.114 с.)