Тема 10: «Социальная политика государства» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10: «Социальная политика государства»



План семинарского занятия

1. Социальные отношения как объект социальной политики государства.

2. Социальные приоритеты в экономике.

3. Показатели развития социальной сферы.

4. Выравнивание социального развития по регионам.

5. Государственные программы: здравоохранение, образование, доступное жилье.

 

Вопросы для самоконтроля и проверки

1. Объясните двойственную природу развитого рынка: он не допускает равенства и в то же время ему чуждо чрезмерное неравенство?

2. Возможно ли полное социальное неравенство?

3. Может ли государство отказаться от проведения социальной политики?

4. Перечислите основные показатели развития социальной сферы.

5. Каковы социальные приоритеты государственной политики?

6. Перечислите инструменты социальной политики.

7. Каковы основные направления социальной политики?

8. Какова тенденция в области социальной дифференциации в России? Как вы можете объяснить существующее положение?

9. Почему относительно высока социальная дифференциация в США?

10. Почему в странах Западной Европы социальная дифференциация слабее, чем в России?

11. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в России. Каковы истоки демографических проблем?

12. Какова роль социальных государственных программ в России? Какова Ваша точка зрения по поводу их эффективности?

Рекомендуемая литература:

1. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: / кол. авторов под ред. В.М. Соколинского. - М., 2010 – 248 с.

2. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Под ред. И.Н. Масляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 440 с.

3. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.

4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Издательство «Омега–Л», 2012. – 335 с.

5. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Артамонова В.С., Иванова С.А. и др. СПб: Питер, 2009.

6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб: Питер, 2009.

7. www.opec.ru – экспертный канал "Открытая экономика".

8. Газета «Ведомости»: официальный сайт - http://www.vedomosti.ru/

9. Газета «Коммерсант»: официальный сайт - http://www.kommersant.ru/

10. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ;

11. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития;

12. www.cbr.ru – Центральный банк РФ;

13. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики;

14. www.finansmag.ru – журнал "Финанс.";

15. www.expert.ru - журнал "Эксперт";

16. www.profile.ru - журнал "Профиль";

17. www.kommersant.ru/k-money - журнал "Деньги".

Тема 11. «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»

План семинарского занятия

1. Мирохозяйственные связи, международное разделение труда.

2. Интеграционные процессы, тенденции глобализации экономики.

3. Формы экономического сотрудничества.

4. Внешняя торговля и инструментарий государственного регулирования. Валютная политика государства.

5. Валютная система и валютные курсы.

6. Взаимодействие с международными финансовыми организациями.

 

Вопросы для самоконтроля и проверки

1. Дайте определение понятию внешнеэкономическая деятельность государства. Как ВЭД отражается на экономике страны?

2. Какие инструменты государственного регулирования ВЭД есть у государства?

3. Какую роль играет международное разделение труда в воспроизводственных процессах стран мира?

4. Какие факторы определяют степень участия конкретной страны в международном разделении труда?

5. Дайте определение понятию экономическая интеграция. Дайте характеристику основных этапов межгосударственной экономической интеграции.

6. Какие интеграционные объединения вы знаете? Дайте им характеристику.

7. Что такое валютная политика государства, и каковы ее цели?

8. Охарактеризуйте различные формы валютной политики государства.

Рекомендуемая литература:

1. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: / кол. авторов под ред. В.М. Соколинского. М., 2010 – 248 с.

2. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Под ред. И.Н. Масляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 440 с.

3. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.

4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Издательство «Омега–Л», 2012. – 335 с.

5. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Артамонова В.С., Иванова С.А. и др. СПб: Питер, 2009.

6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб: Питер, 2009.

7. www.opec.ru – экспертный канал "Открытая экономика".

8. Газета «Ведомости»: официальный сайт - http://www.vedomosti.ru/

9. Газета «Коммерсант»: официальный сайт - http://www.kommersant.ru/

10. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ;

11. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития;

12. www.cbr.ru – Центральный банк РФ;

13. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики;

14. www.finansmag.ru – журнал "Финанс.";

15. www.expert.ru - журнал "Эксперт";

16. www.profile.ru - журнал "Профиль";

17. www.kommersant.ru/k-money - журнал "Деньги".

Тема 12. «Региональная политика государства»

План семинарского занятия

1. Цели и задачи региональной политики государства.

2. Система экономических методов регионального государственного управления.

3. Программный подход к решению региональных проблем.

4. Задачи государственного регулирования комплексного развития регионов в условиях российской экономики.

 

Вопросы для самоконтроля и проверки

1. Какова роль региональной политики в системе рыночных отношений?

2. Перечислите объекты регулирования экономики региона. Какие при этом выделяются направления региональной политики?

3. Охарактеризуйте основные методы и инструменты региональной политики. Каковы могут быть последствия передачи контроля над монетарной и торговой политикой регионам?

4. Охарактеризуйте программный подход к решению региональных проблем.

5. В чем заключается важность политики выравнивания?

Рекомендуемая литература:

1. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: / кол. авторов под ред. В.М. Соколинского. - М., 2010 – 248 с.

2. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / Под ред. И.Н. Масляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 440 с.

3. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - 4-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.

4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Издательство «Омега–Л», 2012. – 335 с.

5. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Артамонова В.С., Иванова С.А. и др. - СПб: Питер, 2009.

6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб: Питер, 2009.

7. www.opec.ru – экспертный канал "Открытая экономика".

8. Газета «Ведомости»: официальный сайт - http://www.vedomosti.ru/

9. Газета «Коммерсант»: официальный сайт - http://www.kommersant.ru/

10. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ;

11. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития;

12. www.cbr.ru – Центральный банк РФ;

13. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики;

14. www.finansmag.ru – журнал "Финанс.";

15. www.expert.ru - журнал "Эксперт";

16. www.profile.ru - журнал "Профиль";

17. www.kommersant.ru/k-money - журнал "Деньги".

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

 

Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии
Л Активная учебная лекция с использованием мультимедийного оборудования на темы: Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики Объекты и субъекты государственного регулирования экономики - 2 Методы и инструментарий государственного регулирования экономики - 2 Институциональные основы государственного регулирования рыночной экономики - 2 Научно-техническая политика государства - 1 Структурная политика государства - 1 Государственная инвестиционная политика - 1 Финансовая политика государства - 2 Кредитно-денежная политика государства - 2 Социальная политика государства - 1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - 2 Региональная политика государства - 1
СПЗ Кейс метод: Специально подготовленные на основе известных периодических изданий аналитические кейсы - 2
СПЗ Метод дискуссии: Научно-техническая политика государства - 1 Структурная политика государства - 1 Государственная инвестиционная политика - 1 Финансовая политика государства - 1 Кредитно-денежная политика государства - 1 Социальная политика государства - 1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - 1

 

Учебный процесс складывается из различных видов и форм учебной работы, включая самостоятельную работу студентов.

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

- рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

- методические указания и пособия;

- контрольные задания для закрепления теоретического материала;

- электронные версии федеральных законов, учебников и методических указаний для выполнения практических работ.

В процессе преподавания лекционный материал преподносится в интерактивной форме, в том числе с использованием средств мультимедийной техники. Обсуждение проблем, выносимых на семинарские занятия, происходит не столько в традиционной форме контроля текущих знаний, сколько ориентировано на творческое осмысление студентами наиболее сложных вопросов в ходе обобщения ими современной практики государственного регулирования экономики. Обсуждение строится в форме дискуссии, с учетом выполнения самостоятельной работы. Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий профессорско-преподавательским составом кафедры, изучением базовых учебников, учебных пособий студентам рекомендуется проведение самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Государственное регулирование экономики» является неотъемлемым элементом учебного процесса. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Самостоятельная работа студентов включает: изучение монографий, законов Российской Федерации; оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование. Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем. Внеаудиторное время студенты, используют для подготовки к семинарским занятиям: изучают рекомендованную и дополнительную литературу, решают задачи, изучают проблемные вопросы, определенные для эссе и проводят самотестирование.

Все эти задания представлены в виде контрольного задания, которое готовится индивидуально к каждому семинарскому занятию каждым студентом.

Учитывая дискуссионность многих вопросов изучаемой дисциплины, студенты, владеющие дисциплиной «Государственное регулирование экономики», регулярно должны знакомиться с новой монографической литературой, с периодическими изданиями, где обсуждаются актуальные вопросы. Часть источников, по рекомендации преподавателя, должна быть законспектирована и проработана, часть отрецензирована, часть должна быть вынесена для обсуждения на семинарских занятиях.

На семинарских занятиях все студенты должны принимать активное участие в обсуждении дискуссионных вопросов и уметь раскрывать их практическую значимость. При выступлении, студентам необходимо аргументировано излагать свою позицию по обсуждаемым проблемам, подкреплять ее конкретными юридическими, статистическими и другими материалами, уметь обобщать, аргументировать и систематизировать точки зрения экономистов.

На семинарских занятиях преподаватель проверяет выполнение самостоятельных заданий и качество усвоения знаний.

Промежуточный контроль осуществляется в ходе учебного процесс а и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ.

Основными формами промежуточного контроля знаний являются:

·обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

·решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;

·выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;

·участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка

качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;

·написание эссе;

·обсуждения законодательных, правовых и нормативных актов. Итоговый контроль проводится в форме экзамена (зачета).

Уровень требований и критерии оценок

Экзамен проводится в письменной форме в виде ответов на вопросы письменного экзаменационного задания.

При этом оценка знаний слушателей осуществляется в баллах в комплексной форме с учетом:

·оценки за работу в семестре

·оценки за выполнение контрольных заданий, написание эссе, решения задач, участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.

·оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Для студентов заочной форм обучения особое значение имеет самостоятельная проработка материала курса по базовым учебникам и учебным пособиям, рекомендованным кафедрой и отраженным в списке учебно-методического обеспечения курса.

Студентам заочной форм обучения предстоит выполнить комплексное аналитико-проблемное домашнее задание, систематизирующее полученные знания.

Особое внимание следует обратить на то, что выполнение заданий требует обращения не только к учебникам, но и к информации, содержащейся в периодической литературе, а также на сайтах Интернета.

По окончании курса сдается экзамен. Методика проведения экзамена и образцы экзаменационных заданий приведены в разделе «Итоговый контроль» данных учебно-методических материалов.

Для эффективного достижения поставленных целей обучения технология изучения материала курса предполагает интенсивную работу на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также с различными источниками (учебники, учебные пособия, курсы и конспекты лекций, монографии, статьи и другие публикации в периодической литературе, статистические материалы, данные конкретных организаций, интернет-источники и другие информационные ресурсы). Объем и структура такой работы дифференцируется в зависимости от формы обучения.

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

Оценка знаний студентов по всем формам контроля усвоения материала дисциплины оценивается следующим образом:

Виды контроля знаний студентов Количество баллов
Контрольная работа 5(в том числе проходной – 3)
Тестирование 5(в том числе проходной – 3)
Рубежная работа 5 (в том числе проходной – 3)
Текущий рейтинг (организационный элемент) 5 (в том числе проходной –3)
Зачет (экзамен) 30 (в том числе проходной – 15)
Максимальное количество баллов, которое может набрать студент 50 (в том числе проходной – 27)

Контрольная работа выполняется в виде домашнего задания и представляется на кафедру. Варианты контрольных работ соответствуют последней цифре номера зачетной книжки. На титульном листе указываются:

· Ф.И.О. студента

· Номер варианта контрольной работы и номер зачетной книжки

· Курс и номер группы

· Контактный телефон.

Страницы работы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний рецензента. В конце работы необходимо привести список использованной литературы и нормативных документов (с указанием автора, названия источника, издательства, места и года издания). Работа должна быть заверена подписью студента и поставлена дата выполнения работы.

Каждый вариант контрольной работы включает в себя теоретический вопрос и задачу.

Ответы на теоретические вопросы должны быть полными и аргументированными.

При решении задач следует производить расчеты с указанием соответствующих формул либо показать четкую технологию (порядок, последовательность) решения.

Условия задачи необходимо отразить в работе.

Тестирование – выполняется в учебной аудитории в процессе проведения семинарских (практических) занятий (промежуточные тесты).

Доклады на семинарах представляются по тематике, заранее определенной преподавателем и выбранной студентом самостоятельно.

Рубежная работа также выполняется в учебной аудитории в процессе проведения семинарских (практических) занятий.

Текущий рейтинг (организационный элемент) предназначен для оценки отношения студента к учебе на протяжении всего семестра. При этом учитывается активность студента на занятиях, выступление на семинарах, посещаемость, четкость представления работ. При текущем рейтинге определяются баллы за посещаемость лекций и семинаров (практических занятий), за каждое выступление либо добавление к выступающему.

Итоговая оценка по итогам изучения курса формируется исходя из совокупной аудиторной и самостоятельной работы.

7.1. Вопросы для подготовки к итоговому контролю

1. Роль государственного регулирования экономики в современных условиях.

2. Основные направления и школы экономической теории, определяющие роль государства в экономике.

3. Социально-экономическая система как объект государственного регулирования экономки.

4. Особенности госрегулирования экономики применительно к различным типам социально-экономических систем.

5. Основные характеристики планово-распределительной экономики. Роль государства в командной экономике.

6. Основные черты рыночной экономики, изменение роли государства по мере развития рыночных отношений.

7. Смешанная экономика, ее структура и формы.

8. Основные экономические модели развития смешанной экономики и особенности их госрегулирования (на примере зарубежного опыта).

9. Основные макроэкономические показатели, характеризующие развитие социально-экономических систем.

10. Понятие государственного регулирования экономики. Основные формы и направления госрегулирования экономики.

11. Основные функции госрегулирования экономики рыночного типа в современных условиях.

12. Основные направления экономических преобразований в переходный период.

13. Регулирование отношений собственности в условиях переходной российской экономики. (приватизация).

14. Реформа системы ценообразования в Российской Федерации как условие формирования рыночных отношений.

15. Становление и развитие государственной антимонопольной политики в Российской Федерации.

16. Научно-техническая политика государства в РФ: состояние, проблемы, развитие.

17. Проблемы и основные направления совершенствования финансирования научно-технической сферы в условиях российской экономики.

18. Развитие госрегулирования инновационным процессом в условиях российской экономики.

19. Структура экономики: понятие, основные виды.

20. Структурные преобразования как важнейшее направление экономической реформы в Российской Федерации.

21. Понятие и виды инвестиций.

22. Инвестиционная деятельность государства и ее особенности условиях трансформируемой российской экономики.

23. Финансовая политика государства и ее роль в регулировании экономики.

24. Механизм фискальной политики государства.

25. Налоги как инструмент косвенного государственного регулирования экономики

26. Особенности бюджетной политики государства в текущих экономических условиях.

27. Характеристика основных федеральных налогов (с учетом последних изменений в налоговой системе РФ)

28. Характеристика региональных налогов (с учетом последних изменений в налоговой системе РФ).

29. Характеристика местных налогов (с учетом последних изменений в налоговой системе РФ).

30. Совершенствование налогообложения в сфере малого предпринимательства в РФ.

31. Основные направления совершенствования налогообложения в РФ.

32. Цели, задачи и основные направления социальной политики государства в условиях рыночной экономики.

33. Состояние и тенденции развития социальной сферы в Российской Федерации.

34. Основные формы социальной защиты населения.

35. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения.

36. Ситуация на рынке труда России. Государственное регулирование занятости населения.

37. Основные формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

38. Бюджетная политика государства и ее роль в условиях трансформируемой российской экономики

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.066 с.)