Основные факторы и движущие силы процесса развития и формирования личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы и движущие силы процесса развития и формирования личности.



Психическое развитие человеческого индивида - обусловлен процесс. Признание и понимание детерминированности развития - основа практического управления им. История предыдущего развития человеческой жизни влияет на его онтогенез двумя путями: биологическим и социальным. Из-за этого возникает проблема соотношения роли биологического (природного) и социального (общественного) в становлении индивида как личности. В решении этой проблемы нельзя противопоставлять биологическое и социальное, в онтогенезе человеческой психики имеет место единство биологических и социальных факторов, в котором ведущая роль принадлежит социальному.

Фактор (то, что делает) - это причина, движущая сила какого-то процесса, это явление, которое взаимодействует с другими в процессе развития целого. История науки отражает различные методологические подходы к факторам, которые обуславливают развитие личности. Представители биологизаторской концепции решающую роль отводили наследственности, которая определяет все будущее человека, его умственные способности, мораль, поведение - фатально обусловливает ее судьбу. Представителями этой концепции были: Е.Геккель, Ф.Мюллер, В.Штерн, Дж.Дьюи, Э.Торндайк. Представители социологизаторськои концепции считали, что человек рождается "чистая как доска" (лат. Tabula rasa), на которой постепенно, под влиянием опыта и воспитания, появляются письмена. Ведущая роль среды отрицает активность самого человека в развитии, именно среда определяет различия в умственных способностях. Недостатки среды определяют склонность человека к правонарушениям, пьянства. Эту точку зрения разделяли 3.Зазо, Е.Шпрангер, В.Вундт.

В конце XIX в. возникла наука о целостное изучение ребенка - педология. Считалось, что психологи, социологи, врачи и педагоги составят теорию, в которую войдут все наиболее ценные выводы и достижения этих наук. Широкое распространение педология имела в Советском Союзе в середине 20-х годов XX в., При этом биогенетическая концепция очень быстро была искоренена. Социогенетичного концепция преувеличивала роль среды. Считалось, что ребенок - это на 90% продукт средовых воздействий и только на 10% его поведение определяется инстинктами. Эта концепция унижала роль воспитания, но педологи впервые сделали попытку не только описать, но и объяснить педагогические явления. От педологии потребовали срочного решения проблем формирования человека нового общества. Итак, в 1936 г.. Педологию было названо лженаукой и она была запрещена. Современная наука признает трех ведущих факторы в развитии и формировании личности: наследственность, среда и воспитание. Но рассматривать эти факторы необходимо в их диалектическом единстве, взаимодействии, взаимовлияния.

Наследственность как фактор развития (некеруемий фактор)

Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, пол организма, стадии его созревания, а также ряд морфологических и функциональных особенностей организма. Генотип нервной системы несет в себе наследственно обусловленные огромные потенции образования новых потребностей, форм поведения и их психических процессов.

Что же человек наследует?

- Физические особенности: внешние расовые признаки, покраска кожи, волос, цвет глаз, черты лица, телосложение, особенности нервной системы, на основе которых в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности;

- Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание белков в организме, группу и резус-фактор крови и др.

- Аномалии в развитии организма: багатопалисть, короткопалисть, "заячья губа", "волчья пасть", помутнение хрусталика глаза (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм)

- Склонность к некоторым заболеваниям наследственного характера: склонность к кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

о не все врожденное является наследственным! Генотип организма зависит не только от хромосомного аппарата и генов, но и от внешних условий, которые могут влиять на них: радиация, интоксикация и др. В результате возникают не наследственные отклонения от нормального развития. Такие аномальные признаки развития являются врожденными, но не наследственными. К ним относятся многие аномалий, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, воздействие алкоголя, родовые травмы и др.

Человеческий индивид от рождения наделен соответствующими задатками, способностями, наклонностями. Задатки - не готовы психические свойства, а природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются только в человеческих условиях жизни индивида, с помощью средств, созданных обществом. Особенно острый спор во взглядах ученых касается наследственности способностей к интеллектуальной деятельности. Генетик М.М.Дубинин считает, что для нормального мозга не генетической обусловленности вариаций интеллекта, следовательно, уровень интеллекта не передается по наследству от родителей к детям. Но есть и другая точка зрения, которая утверждает, что умственные способности на 50% определяются наследственностью. Противоречия также вызывает вопросы о наследственности нравственных качеств.

Среда как фактор развития (полу управляемый фактор)

Среда - совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, взаимодействуют с ней как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.

Среда - это окружение личности, которое можно свести к трем группам:

- Макрофакторы, которые влияют на социализацию всех людей планеты или очень большие группы людей (космос, планета, мир, страна, государство, общество);

- Мезофакторы влияют на большие группы людей, которые определяются по национальным признакам (этнос) по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); за предпочтением той или иной средства коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

- Микрофакторы, которые воздействуют непосредственно на конкретного человека (семья, группы сверстников, общественные организации, школа).

Для развития ребенка нужно, прежде всего, среду, которое обеспечивает пищу, воздух, свет, тепло и т. Географическая среда - те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология и т.д.), в которых человек развивается. Окружающая предметную среду необходимо также для развития деятельности ребенка, в частности познавательной.

Наиболее важным для развития ребенка является социальная среда. Социальная среда - общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В общем - это люди и группы людей, окружающих человека в течение жизни. Они подразделяются: по виду сообщества - общественная формация, класс, группа; по виду группы - семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и тому подобное; за формирующим влиянием - детерминирующие, тренируя, вправляя, обучая, воспитывая, перевоспитывая; по способу воздействия на форму сознания - правовое, нравственное, эстетическое, научное, религиозное; по возрасту - сверстников, старших, младших, смешанное; по отношению к среде - положительное; безразлично, отрицательное; по социальной направленности - социальное, асоциальное; по степени контактов - непосредственное, опосредованное.

Организованная среда - это, в первую очередь, те социальные институты, на которые в той или иной степени положены воспитательные функции по подрастающего поколения. Это прежде всего семьи учащихся; учреждения культуры; учебные заведения и внешкольные учреждения, различные клубы и объединения по интересам, функционирующих по месту жительства и т.д.

От общих отношений людей в значительной степени зависят возможности индивида развивающейся использование им тихие или иных условий для своего развития. В процессе взаимодействия человека с различными группами происходят ее социализация и развитие. Рассматривать социальную среду нужно в связи с жизнью и деятельностью людей. Оно постоянно меняется из-за их практическую деятельность. Среда ребенка с возрастом расширяет и изменяет содержание тех условий, которые влияют на его жизнь и развитие. Среда ребенка не является неизменным еще и потому, что она и сама (прямо или косвенно) влияет на него и ведет его к изменениям. Основную форму влияния общественной среды на психическое развитие ребенка составляет воспитания.

Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу - что осуществляет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность?

Представители социологического направления (Ж. Руссо, К.-А.Гельвеций, Дидро и др.) Считали, что решающим фактором в развитии и формировании личности является среда, а главным - влияние домашней среды. По оценкам сторонников биологического направления, влияние наследственности на развитие личности составляет 80-90%; влияние среды, по оценкам представителей социологического направления - 90%. Представители биосоциологичного направления (конвергенции) придерживаются мнения, что психические процессы (ощущения, восприятия, мышления и др.) Имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явление социальное. Английский психолог Д.Шаттлеворт считает, что на умственное развитие личности биологические и социальные факторы влияют в таких соотношениях: 64% факторов - наследственность; 16% - различия в уровнях домашней среды; 3% - различия в воспитании детей в той же семьи; 17% - смешанные факторы (взаимодействие наследственности и среды). В зависимости от взглядов на роль наследственности или среды в развитии личности, представители этих педагогических теорий отводят и различную роль процессу воспитания в развитии личности: от признания его полного бессилия (при неблагоприятных условиях среды) и пассивного следования за развитием (Ж. Пиаже) до активного вмешательства в поведение человека (жесткая "поведенческая инженерия" Б.Скиннера).

Воспитание как фактор развития (полностью управляемые)

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание в специальном педагогическом смысле - это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, ее убеждений, способов поведения в обществе. Его эффективность заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном управлении. Слабой стороной воспитания является то, что оно базируется на сознании человека и требует ее участия в этом процессе, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательное. Посредством воспитания можно частично преодолеть неблагоприятные наследственные задатки, уменьшить негативное влияние окружающей среды. Опыт работы выдающегося педагога А.С. Макаренко, который перевоспитал больше Из тысяч детей и подростков с неизвестной наследственностью и, безусловно, негативным влиянием окружающей среды - беспризорных детей и правонарушителей - доказывает то влияние, которое имеет воспитание на развитие и формирование личности.

Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, лишь опираясь на те задатки и наклонности, которые присущи человеку. Не из каждого человека можно воспитать гения. Опыты Н.И.Ладигинои-Котс показали, что малыш обезьяны, воспитываясь в тех же условиях, что и ребенок, не приобрели ни одной из психических качеств, присущих человеку.

Развитие личности - это не пассивный продукт воздействия среды, наследственности и воспитания. Большое значение при этом имеет активность самой личности, ее творчески преобразующая деятельность. В зависимости от активности и внутренней позиции личности, она может сформироваться в разных направлениях. Воспитание успешно ведет развитие, если делает питомца активным участником этого процесса. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет в развитии решающую роль, если оно положительно влияет на потребность личности работать над собой, стимулирует ее активность в этом направлении. Отсюда можно сформулировать закон развития и формирования личности в деятельности: в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется и отношение к окружающему миру. Эта деятельность должна быть направлена ​​на развитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.01 с.)