Дистанционные курсы по педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дистанционные курсы по педагогике



Кафедра педагогики

Дистанционные курсы по педагогике

Луганск 2015

Предисловие

Развитие образования в Украине и процесс ее интеграции в европейское сообщество, современный уровень развития науки и техники, осложнения образовательных задач обусловливают повышение требований к профессиональной подготовке учителя. В связи с этим происходит существенное обновление профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Важность и сложность задач воспитания и обучения, ведущая роль учителя в учебно-воспитательном процессе требуют от него прочных и глубоких знаний педагогической теории и умений эффективно использовать их в практике воспитания и обучения. Одно из ведущих мест в этом процессе принадлежит цикла педагогических дисциплин, в частности курса "Педагогика".

По нашему мнению, в условиях очного обучения в вузе эффективно преподавания дисциплины "Педагогика" дистанционно, с целью освоения студентами новых информационных технологий. Образовательное пространство XXI века - это синкретическое социокультурное и информационная среда (школа, вуз, видеотелекомуникации, компьютеры, электронная почта, Интернет), которое позволяет личности бесконечно развивать собственные образовательные интересы и активизировать когнитивную деятельность на основе новых коммуникативных стратегий. Интернет-творчество будущего за Вами, уважаемые студенты!

Мы выделяем следующие идеи, которые обусловили выбор дистанционного стратегии обучения в курсе педагогики: необходимости модернизации образования:

- Потребность личности в непрерывном обучении и воспитании;

- Эффективность сотворчества преподавателя и студентов. Мета дистанційного курсу “Педагогіка”:

Вооружение студентов знаниями теоретических основ современной педагогической науки.

2. Вооружение студентов практическими и творческими умениями, которые необходимы для эффективной организации педагогического процесса в условиях современной информационной среды.

3. Развитие навыков глобального, критического и творческого мышления, умение быстро адаптироваться к изменениям в мире информационных и коммуникационных технологий.

Задача дистанционного курса:

1. Овладение студентов системным содержанием педагогических и смежных с ними наук; общественными законами человековедения.

2. Овладение целями, содержанием, средствами, формами, методами и приемами педагогического процесса.

3. Формирование у студентов умения творчески использовать учебный материал в конкретных условиях педагогической ситуации, опираясь на усвоенные теоретические положения.


 

Методические рекомендации по работе с курсом

Мотивация учебной деятельности

Уважаемые студенты! Вы приступаете к изучению необычной науки - науки о воспитании человека. Вся наша жизнь тесно связано с процессом воспитания. Мы воспитываем себя, своих друзей, а порой и своих родителей, делая это иногда неумело. Мало сказать, что каждый человек имеет свое мнение о воспитании, может опровергнуть любое утверждение, приведя противоположные примеры, и будет по-своему прав. Среди великих мыслителей прошлого и современности нет единства в оценках этой стороны человеческого и общественной жизни. Многие педагогические книг уже написано, а необходимость изучать проблемы воспитания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее откровениями и открытиями, бесчисленными ошибками и тупиками.

На наш взгляд, современная педагогика возвращается к своему первоначальному назначения - служить человеку, гармонизировать ее отношения с окружающим миром. Учитывая это, мы считаем, что изучение наиболее важных вопросов общих основ педагогики, дидактики и теории воспитания позволит Вам в будущем стать опытными воспитателями и родителями. Предполагается, что в этом процессе формируется продуктивное мышление, производятся необходимые навыки для развития и самореализации личности. Знание новых педагогических технологий лучше приспосабливает современного человека к трудностям бытия в сложном, нестабильном мире. Как отмечает О.А.Казанський, "педагогика - это именно та наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку" поднять "душу, чтобы человек" распрямилась "... Именно педагогика определяет средства, методы, те же механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему найти себя, стать творческой личностью ". Таким образом, курс "Педагогика" призван заложить основы собственной педагогического мастерства и дать толчок к педагогическому творчеству личности.

Как работать с курсом?

Курс построен по модульному принципу и состоит из двух модулей. В каждом модуле есть практические работы и тест, которые Вы должны выполнить в сроки, определенные графиком учебного процесса.

Модуль 1 "Общие основы педагогики и теория воспитания" раскрывает основные структурные компоненты, в частности цель, предмет, объект педагогики как науки, методы научно-педагогических исследований; главные педагогические категории: воспитание, образование, обучение, развитие, формирование; сущность, законы и связанные с ними закономерности и др. Осмысление сущности каждой группы педагогических категорий способствует осознанию глубинных связей, существующих между педагогическими явлениями и процессами. Первый модуль содержит также основные положения сущности процесса воспитания, принципы воспитания согласно концепции национального воспитания, главные методы воспитания и раскрывает содержание процесса воспитания в современной школе.

Во втором модуле "Теория обучения" рассматриваются сущность процесса обучения, содержание образования в современной школе; методы и средства обучения; формы организации обучения; урок как основная форма сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; современные педагогические технологии.

При изучении дистанционного курса вы должны ознакомиться с теоретическим материалом двух модулей. Для того, чтобы сдать экзамен или зачет вы должны выполнить все практические задания курса и контрольные тестовые задания, которые будут предоставлены вам дополнительно. В процессе обучения вам будут предоставляться консультации по адресу vshvyrka@gmail.com.

Ключевые слова курса: педагогика, учитель, методы научно-педагогических исследований, личность, индивидуальность, развитие, среда, наследственность, воспитание, обучение, содержание образования, формы воспитания и обучения, методы обучения и воспитания, принципы и закономерности воспитания, самовоспитания, самообразование, педагогическая технология, педагогическая деятельность и др.

Краткое содержание модулей дисциплины

Дистанционный курс "Педагогика"

Модуль 1. Тема: "Общие основы педагогики и теория воспитания"

Раздел 1.1. Педагогика - наука о воспитании человека.

Раздел 1.2. Развитие, воспитание и формирование личности.

Раздел 1.3. Сущность процесса воспитания как социокультурного явления.

Раздел 1.4. Формирование духовной культуры учащихся в современных условиях.

Раздел 1.5. Общие методы воспитания.

Практическое занятие 1. Воспитание личности в коллективе.

Практическое занятие 2. Методы воспитания как социокультурный феномен.

Модуль 2. Тема: "Теория обучения"

Раздел 2.1. Теоретические основы обучения.

Раздел 2.2. Содержание образования как социокультурное явление.

Раздел 2.3. Формы, методы, средства обучения.

Раздел 2.4. Современные технологии обучения.

Раздел 2.5. Современные зарубежные педагогические концепции.

Практическое занятие 1. Сущность процесса обучения как социокультурного явления.

Практическое занятие 2. Современные педагогические технологии.

Глоссарий (Терминологический словарь).

Литература.

Модуль 1. "Общие основы педагогики и теория воспитания"

Содержание

1. Педагогика как наука о воспитании. Основные этапы развития педагогики.

2. Предмет педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Отрасли педагогики. Связи педагогики с другими науками.

5. Основные методы педагогического исследования.

Ключевые слова: педагогика, предмет изучения педагогики, категория, воспитание, образование, обучение, развитие, методология науки, методологические основы педагогики, структура педагогической науки; методы научно-педагогических исследований; структура методов педагогического исследования.

Предмет педагогики.

Прочитайте и законспектируйте основные положения по определению предмета педагогики.

Предмет изучения педагогической науки - одно из важнейших и в то же время, один из самых сложных вопросов педагогики. Надо отметить, что до сих пор продолжается давняя дискуссия: "Чем считать педагогику - наукой или искусством"? Чтобы предоставить аргументированный ответ на этот вопрос, приводим ряд критериев, позволяющих определенную область знаний называть наукой, а именно: а) четко определен предмет изучения; б) имеющиеся объективные методы исследования явлений и процессов; в) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между явлениями и процессами, которые являются предметом изучения; г) обнаружены законы и закономерности дают возможность предсказывать (прогнозировать) развитие событий в будущем.

Долгое время предметом педагогики признавалось воспитания, как подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Однако воспитание как общественное явление возникло и существует как средство подготовки человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Таким образом, закономерности воспитания, его характер и методические основы производятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловлены закономерностями развития и формирования человека как существа социального, а также социальными требованиями к ее подготовке. Уровень развития современного общества требует постоянного самосовершенствования человека, непрерывного образования и воспитания в течение всей ее жизни. Поэтому современный комплекс педагогических наук вмещает также отрасли, которые изучают закономерности и принципы воспитания, образования и развития зрелого человека (акмеология).

Предмет изучения педагогики развивался и уточнялся в течение всей истории развития педагогической мысли. На современном этапе существует так подходов к его определению. Можно выделить по меньшей мере три из наиболее распространенных. Подход первый - предметом изучения педагогики является воспитание как функция общества передавать новым поколениям общественно-исторический опыт; воспитание как специально организованный процесс, воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных заведениях. Итак, ведущим процессом, который изучает педагогическая наука считается воспитания. Подход второй - предметом изучения педагогики признается исследования сущности развития и формирования личности человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. То есть, наряду с процессом воспитания к предмету изучения педагогики добавляется исследования закономерностей развития человека. Подход третий - предметом изучения педагогики признается образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организован в специальных. Этот подход достаточно распространен в последние годы как в отечественной так и в зарубежной педагогике.

Несмотря на разнообразие подходов к определению предмета педагогики, ведущими задачами педагогической науки остаются изучения воспитания как общественного явления, которое в широком его понимании охватывает образование и обучение; его закономерностей; исследования сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания; определение целей воспитания; содержания, форм и методов воспитательной деятельности; исследование роли воспитания в процессе развития и формирования личности; разработка основ теории и практики воспитания и обучения. Вместе с тем, предмет педагогики распространяется и на современном этапе развития науки - он вмещает воспитание, образование и обучение как детей, молодежи, так и взрослого человека.

Итак, на современном этапе развития педагогических знаний мы называем педагогикой науку о закономерности, принципы, формы и методы воспитания, образования и обучения человека на всех этапах ее возрастного развития. Она является организованным влиянием на мировоззрение и поведение людей, анализирует и раскрывает объективные закономерности воспитательного процесса, исследует его сущностные связи, причинно-следственные зависимости.

Объект педагогики - реальная педагогическая действительность - все явления целенаправленного формирования личности.

Предмет педагогики - закономерные связи и отношения, которые существуют в этой действительности.

Основные задачи педагогики как науки - познание законов воспитания, обучения и образования людей в процессе формирования и развития личности и на их основе создания путей и средств внедрения теоретических задач в учебно-воспитательный процесс.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом педагогики?

2. Какой смысл понятия "воспитание"?

3. Как объяснить определение: "Педагогика - наука об искусстве воспитания"?

4. Что включает в себя система педагогических наук и который ее связь с другими науками? Какими?

5. Как исследовать педагогические явления, факты, процессы?

Резюме

1. Для существования общества необходимо производство материальных благ, невозможно без соответствующего развития производительных сил, к которым следует отнести людей, подготовку новых поколений к участию в производстве, передаче им социального опыта, навыков труда. Все это обусловило возникновение педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании личности.

2. Становление системы педагогических знаний происходило в течение длительного периода времени, поэтапно, и каждый период характеризовался доминированием того или иного типа образования, становлением и развитием определенных компонентов научных знаний, формированием структуры самой педагогической науки.

3. Главное назначение воспитания в широком смысле этого слова - обеспечение преемственной связи между поколениями в производстве и других сферах общественной жизни, формирование у молодых поколений новых качеств, которых требует ход развития общества.

4. Педагогика предусматривает изучение педагогических закономерностей, осуществления основных принципов воспитания, обучения, образования, определение целей, задач, содержания, методов, форм, средств, условий педагогического процесса, анализ результатов и корректировки его при необходимости. Вместе с тем есть основания полагать, что педагогика является одновременно и наукой об искусстве воспитания и обучения, то есть о методике и технике педагогического процесса, а это предъявляет определенные требования к личности воспитателя, истинное мастерство которого опирается не только на научные педагогические знания, но и на творческое вдохновение учителя, его любовь к детям, талант, искусство.

5. Педагогика как наука развивается в тесной связи с другими отраслями знаний - философией, социологией, психологией, школьной гигиеной, анатомией, физиологией человека, кибернетикой, этикой, эстетикой и др. В то же время происходит дифференциация самой педагогики. Некоторые ее разделы становятся отдельными отраслями знаний, образуя систему педагогических наук: общая педагогика, возрастная, преддошкольном, дошкольное, школьное, педагогика для взрослых, методики, специальная педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика.

6. Для изучения педагогических процессов и явлений используют различные методы: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности, беседа, анкетирование, статистические методы и тому подобное.

 

Содержание

1. Понятие о развитии и формирования личности

2. Основные факторы и движущие силы процесса развития и формирования личности.

3. Взаимосвязь развития, воспитания и обучения.

4. Роль деятельности, общения, активности в развитии и воспитании личности.

5. Учет закономерностей возрастного и индивидуального развития личности.

Ключевые слова: личность, развитие личности, формирование личности, наследственность, среда, социальная среда, активность личности, акселерация.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение основных понятий: "личность", "развитие личности", "индивид", "формирование личности", "факторы развития", "задатки".

2. Проанализируйте основные факторы развития личности.

3. Определите движущие силы процесса развития личности.

4. Определите противоречия, характеризующие особенности развития вашей личности в настоящем возрасте.

5. Проанализируйте взаимосвязь факторов развития личности.

6. Обоснуйте зависимость результатов воспитания от взаимодействия внешних и внутренних факторов развития личности.

7. Объясните причины задержки развития детей в случае отсутствия общения или при недостаточном общении с людьми.

Резюме

1. Взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усваивает общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, что превращает мир, может быть передано формуле: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают (А.Асмолов, А.Петровський).

2. Развитие человека происходит под влиянием определенных факторов. Современная наука признает трех ведущих факторы в развитии и формировании личности: наследственность, среда и воспитание. Рассматривать эти факторы необходимо в их диалектическом единстве, взаимодействии, взаимовлияния.

3. Развитие и формирование личности - результат взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитанием можно достичь многого, но полностью изменить человеческую природу невозможно.

4. Источники развития - деятельность и общение. Деятельность - специфически человеческое активное отношение к миру на основе имеющихся форм культуры. Общение - особый от деятельности, важное среда духовного, общественного и личностного проявления человека. Оно представляет собой живой непрерывный процесс взаимодействия людей, человека с собой и миром.

5. Анатомо-физиологический, психический и социальный развитие личности осуществляется в деятельности. Каждом возрастном этапе превалирует определенный вид деятельности. Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности.

Содержание

1. Сущность воспитания как социокультурного явления.

2. Цель воспитания.

3. Содержание воспитания.

4. Этапы процесса воспитания как социокультурного явления.

5. Закономерности и принципы воспитания.

6. Диагностика и оценка результатов воспитания.

Ключевые слова: воспитание в широком и узком смысле; сущность процесса воспитания; цель воспитания; содержание воспитания; закономерности и принципы процесса воспитания; результаты воспитательного процесса, критерии воспитанности.

Цель воспитания

Цель воспитания - это совокупность качеств личности, к воспитанию которых стремится общество. Она масс объективный характер и отражает в обобщенной форме идеал человека. Идеал - это представление об образце человеческого поведения и отношений между людьми, формируется под влиянием понимания цели жизни. Любое воспитание - от самых маленьких мероприятий с государственными программами - всегда имеет целенаправленный характер. Воспитание без цели не существует. Цели подчиняются все компоненты: содержание, организация, формы, методы воспитания. Цели воспитания определяются потребностями развития общества, зависят от способа производства, темпов прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества. Итак, цель воспитания носит конкретно-исторический характер и изменяется в соответствии с социального, духовного и материального уровней развития общества. Именно поэтому идеал и цель воспитания менялись на протяжении исторического развития человечества.

Так, в древней Греция цели воспитания концентрировались вокруг развития таких черт, как храбрость, патриотизм, покорность, ловкость, физическая сила. Резким контрастом со Спартой были Афины. Образовательная программа уделяла большое внимание интеллектуальным и эстетическим целям: научить читать, писать, считать и др., Занятия спортом, музыкой, изучение истории, драмы, поэзии, риторики. Прогрессивные деятели эпохи Возрождения выдвинули идею гармоничного развития личности как общей цели воспитания. Макаренко считал, что цель воспитания - это программа человеческой личности, программа человеческого характера. При этом в понятие характера он вкладывал все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - всю картину человеческой личности.

Общая цель воспитания на современном этапе - формирование всесторонне и гармонично развитой, социально активной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие, суверенность, соборность и т.п.) ценностями.

Итак, согласно Концепции воспитания в национальной системе образования наряду с общей целью воспитания главной целью национального воспитания в Украине признается приобретение молодежью социального опыта, наследования духовных ценностей украинского народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи, независимо от национальной принадлежности, черт гражданина украинском государства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры.

Содержание воспитания

Реализация идеи всестороннего развития личности с учетом индивидуальности и имеющихся социально-экономических условий предполагает единство нравственного, гражданского, умственного, нравственно-эстетического, трудового и физкультурно-оздоровительного воспитания. Процесс воспитания направлен на формирование научного мировоззрения и общечеловеческих ценностей, народной и национальной культуры, высоконравственных человеческих отношений, высоких гражданских качеств, глубокую профессиональную подготовку к полноценному, социально активной жизни. Поэтому содержание воспитания вмещает общие стороны и характеристики этого процесса, привлечения к основным видам человеческой деятельности в условиях гуманных отношений, а также индивидуальную программу самовоспитания и развития (формирование целостного научного мировоззрения и ценностных ориентаций, культуры деятельности, культуры гуманных отношений, способностей, опыта эмоционально ценностного отношения к окружающей действительности и себя). Таким образом, содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина, владельца, потребителя. Каждая из этих ролей требует от человека определенных знаний, умений, приобретенных качеств.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции, органов государственной власти, символам государственности; ответственность за судьбу страны; бережное отношение к национальным богатствам страны, языка, культуры, общественная активность; соблюдение демократических принципов; активная жизненная позиция.

Рабочий: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; профессиональная гордость, уважение к мастерству; уважение к людям труда.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, культура общения; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знания практической педагогики; психосексуальная подготовленность; готовность жениться и выполнять брачные обязанности; уважение к своим родителям, к старикам.

Владелец: ответственность; знание правовых норм и законов; правосознание; трудолюбие; экономические знания; уважение к государственным органам власти, общая культура.

Потребитель: предусмотрительность, внимательность, экономические знания, знание прав и обязанностей потребителей, культура общения, тактичность, общая культура и культура потребления, общественная активность, ответственность.

Таблица 1.1.

Содержание

1. Понятие о духовной культуре.

2. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

4. Формирование основ нравственной культуры личности.

5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

6. Формирование эстетической культуры учащихся.

7. Воспитание физической культуры учащихся.

Ключевые слова: духовность, духовное развитие, духовная культура, мировоззрение, гражданское воспитание, нравственная культура, трудовое воспитание, эстетическая культура, физическая культура.

Понятие о духовной культуре

Духовность - чрезвычайно сложное и интегративное понятие. С позиции философии - это, прежде всего, внутренний мир человека, его сознание, мировоззренческие ориентации. Основой духовности является собственно человеческие ценности, духовные потребности, интересы, вкусы и идеалы.

В украинском педагогическом словаре духовность рассматривается как "индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать" для других "(рассматривается как душевность).

Духовное развитие ученые трактуют как иерархию метамотивив и потребностей, исходя из которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует. Наиболее существенными являются следующие потребности: самоуважение, познания мира, себя, смысла жизни, восприятия и создания красоты, осуществление добра и справедливости, достижение психической совершенства.

Духовное развитие личности определяется так (Б.Юсов): духовное - это идеальное, всеобщее; жизни, активность, поступки, направленные к светлому и святого; щедрость, любовь к ближнему, самоотверженность; чувство радости от создания блага; свобода, возможность действовать без внешнего принуждения; достижения личности, приобретенные благодаря собственным внутренним ресурсам; творчество, непосредственность, искренность в деянии добра.

Структура духовного потенциала личности (по М.Марчуку):

1 ) логическое мышление, связанное с такими противоположностями, как "истина" и "заблуждение";

2) нравственное волеизъявление, осуществляет выбор между "добром" и "злом", и

3) эстетическое переживание, обусловлено противопоставлением "красоты" и "уродства". То есть сущность духовности составляют интеллектуальные, нравственные и эстетические ценности личности.

Индикаторами (показателями) духовности человека, как отмечают ученые, есть объекты духовности (предметы труда, другие люди, жизнь, истина и Бог); базовые жизненные ценности (истина в познании, пользу и целесообразность в работе, любовь, добро и творчество); тип самоопределения личности (прагматическое, нравственное, экзистенциальное) способ выявления творчества в деятельности и поведении (Надситуативно, поисковая активность, сверхнормативная, самоактуализация) характер мотивов (самореализация, самоутверждение) духовные интенции и жизненные установки человека (вера, надежда, любовь). В общем варианте духовность можно рассматривать как внутреннюю жизнь человека, его взгляды, мнения, ценностные ориентации, потребности, идеалы, чувства, отношения, поступки, направленные на осознание, усвоение и воплощение Истины, Красоты и Добра.

Некоторые выводы относительно понятия "духовность" и "духовное развитие"

1. Духовность - качество, присущее только человеку и человечеству. Духовность придает жизни человека качественного своеобразия, наполняет ее смыслом, раскрывает новые горизонты, одухотворяет окружающий мир.

2. Дать точное определение понятию "духовность" сложно. Современная наука характеризует духовность как особый компонент и генезис культурной реальности, форму самоопределения человека и развитие его творческих потенций.

3. Анализ духовности позволяет выделить значительное количество качеств, присущих духовному человеку и характеризует духовность (см. Выше - индикаторы духовности).

4. Являясь высшим этапом психической жизни человека, духовность аккумулирует ее основные функции: синтез эстетизма, етизму, теоретизма; истина, добра, красоты как целое; единство всех моральных сил человека, связь с эмоциональным миром человека.

5. Духовность - ведущая универсальная характеристика человека. Самопознания, самосознание, самореализация - важные феномены духовной жизни человека.

Духовная культура в широком смысле - это богатый положительный жизненный опыт общественного, социального, семейной жизни народа, человечества, который передается из поколения в поколение.

В узком смысле духовная культура является результатом образования, воспитания и самовоспитания индивида и свидетельствует об усвоении им системы морально-этических норм, основ культуры, а также о сформированности духовных запросов, потребностей, интересов, проявления культуры чувств, а также культуры взаимодействия с окружающими. Критерием сформированности духовной культуры индивида является самореализация его духовных сил и духовного потенциала.

Воспитание духовной культуры у подрастающего поколения - сложный, многогранный процесс, основой которого является привитие ребенку гуманистических качеств, системы мировоззренческих координат, высших целей и культуры поведения.

Процесс воспитания духовной культуры у школьников предусматривает облагораживания жизни и помыслов ребенка выше смыслами в ее отношении к национальной и мировой духовной культуры, истории страны, языка, веры, поисков идеала и смысла жизни людей, окружающей среды...

В связи с указанными особенностями духовной культуры в современной педагогике выдвигается концепция базовой цели формирования личности - это формирование ее духовной культуры. В теории содержания образования термин "духовная культура" равнозначен термину "базовая культура".

В большинстве источников в области научно-педагогических исследований базовая культура и ее формирование в целостном педагогическом процессе включает: философско-мировоззренческую подготовку школьников, гражданское воспитание, формирование основ нравственной культуры личности, трудовое воспитание и профессиональную ориентацию личности, формирование эстетической культуры, воспитания физической культуры учащихся.

Трудовое воспитание

2. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

После прочтения составить опорную схему: "Формирование научного мировоззрения школьников"

Одной из ведущих задач воспитания духовной (базовой) культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (природу, общество, мышление).

Мировоззрение - обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среды.

Субъективная сторона мировоззрения заключается в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, состоящий в понимании и переживании своего "Я", своей индивидуальности, своей личности. У человека, достигает такого уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Уровнем мировоззрения является система мировоззренческих убеждений (или убежденность как интегративная качество личности).

Взгляды - принять человеком как достоверные идеи, знания, теоретические концепции. Предсказания, объясняющие явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.

Убеждение - психическое состояние личности, которая характеризуется устойчивыми взглядами, уверенностью в правильности своих мыслей, взглядов, это совокупность знаний, идей, концепций, теорий, гипотез, в которые человек верит как в истину.

Неотъемлемой частью убеждений человека есть чувства. Воплощение мировоззренческих убеждений в жизнь, их отстаивание и защита человек переживает эмоционально.

Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.

Основу научного мировоззрения составляют взгляды, убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе, и стали внутренней позицией личности. Таким образом, в структуре научного мировоззрения - взгляды, убеждения, идеалы, система научных знаний личности.

Основные черты научного мировоззрения: научность, единство теории и практики, патриотизм и интернационализм, гуманизм, оптимизм, непримиримое отношение к любым проявлениям безнравственности.

Процесс формирования научного мировоззрения включает следующие этапы: 1. Вооружение учащихся глубокими научными знаниями. 2. Формирование у школьников глубокой убежденности в истинности научных знаний. 3. Включение учащихся в активную трудовую и гражданскую деятельность.

Основные пути и условия формирования мировоззрения

- Научное мировоззрение формируется в процессе изучения физики, химии, биологии, астрономии - закладывается фундамент научных знаний;

- Гуманитарные предметы составляют научную основу мировоззрения;

- В процессе общественно-трудовой деятельности;

- Художественно литература и искусство, все средства культу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.093 с.)