Машиностроительный комплекс в системе международного бизнеса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Машиностроительный комплекс в системе международного бизнеса.



Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей. Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроение — самая сложная отрасль л..с промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и др. (всего более 100 специальных подотраслей и производств). По характеру конечной продукции и особенностям факторов размещения можно выделить три большие группы подотраслей — тяжелое, общее и среднее, точное.

Основными факторами, влияющими на размещение предприятий машиностроительного МОК, являются наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, транспортный и потребительский факторы.

Важнейшими факторами размещения являются также специализация и кооперация. Специализация выражается не только в обособлении отдельных подотраслей, но и в четком разделении труда между предприятиями одной подотрасли. Так, отдельные части машин производятся на специализированных предприятиях. Выпуск же готового изделия, напротив, требует кооперирования между предприятиями. Это приводит к возникновению машиностроительных комплексов. Различные заводы одного комплекса (расположенные в разных городах) совместно участвуют в производстве готовой продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей, оно развито во всех экономических районах.

Тяжелое машиностроение включает производство металлургического горного, подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин, генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделии.

Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей продукции — металлургические базы Центра, Урала, Сибири.

Крупнейшие центры тяжелого машиностроения сложились на Урале (лидер отрасли — «Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири (Красноярский завод, предприятия Кузбасса), в Центральном, Центрально-Черноземном районах.

В общем машиностроении преобладают сборка металлоконструкций и изготовление крупных заготовок. Предприятия этой группы отраслей широко размещены по территории России.

Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта, ориентируется прежде всего на выгодное экономико-географическое положение. Так, например, судостроение ориентировано на морские и речные порты (Нижний Новгород, Мурманск, Астрахань, Санкт Петербург, Тюмень, Хабаровск, Владивосток).

Сельскохозяйственное машиностроение - тяготеет к местам потребления готовой продукции, специализация предприятий находится в соответствии с профилем сельского хозяйства в разных районах. Производство зерновых комбайнов сосредоточено, например, на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск).

Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

Автомобилестроение — одна из главных отраслей среднего машиностроения. Автомобилестроение зародилось в Центральной России. В настоящее время по производству легковых автомобилей выделяются Волжский автомобильный завод — ВАЗ в г. Тольятти (почти 70% общего количества), АЗЛК в Москве и «Ижмаш». Выпуск грузовых автомобилей осуществляется в основном на пяти предприятиях: ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск), УралАЗ (Миасс). Производство автобусов осуществляется в городах Ликино, Голицино, Яхроме, Кургане, Краснодаре; микроавтобусов на базе ЗИЛ — в Москве, на ГАЗе.

Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, которые имеют выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, места сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов и научных кадров (Москва, Санкт Петербург, Новосибирск). Эта группа отраслей выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью.

Как и многие другие МОК России, машиностроительный комплекс находится в кризисе после распада СССР как единого государства. Это, прежде всего, связано с нарушением договорных обязательств по поставкам продукции. В машиностроении высоко развиты специализации и кооперации, поэтому машиностроительные предприятия сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик.

Для выхода комплекса из кризиса необходима его реструктуризация, ускоренное развитие таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники; использование научного потенциала ВПК.

Современное машиностроение базируется на наукоемких технологиях. Таким образом, в конце XX столетия была продемонстрирована зависимость машиностроительных производств не только от развития энергетики, но в значительной мере и от развития наукоемких технологий. Появление таких продуктов электронного машиностроения, как современные электронные компьютерные компоненты, привело к широкому их внедрению в производство нового поколения технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоординатных машин и роботов. Ключевой тенденцией при создании современных машин стал перенос функциональной нагрузки с механических узлов к интеллектуальным (электронным, компьютерным) компонентам. Одновременно происходит компьютерное сопровождение всего жизненного цикла создания и эксплуатации технической системы.

Таким образом, современное машиностроение и связанные с ним наукоемкие технические системы, а также информатизация общества составили целостную принципиально новую среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Появились такие понятия, как "человеческий капитал" и "социальный интеллект".

"Человеческий капитал" - совокупность профессионально квалифицированных навыков, знаний, таланта индивидов; "социальный интеллект" реализуется через сетевую систему связей, информационное поле, создаваемое средствами электронной коммуникации, социальную память, хранящуюся в банках данных; интеллектуальную элиту, продуцирующую новые идеи и знания; интеллектуальный рынок обмена идеями и информацией.

Сложность современных технологий и создание на их базе современного наукоемкого продукта потребовали беспрецедентной концентрации финансового и интеллектуального капитала, которые не могут обеспечить ресурсы национальной экономики. В рамках одной страны невозможно создать всю воспроизводящую технологическую цепочку. Поэтому разработка и производство современного наукоемкого продукта перешли национальные границы и привели к созданию гигантских транснациональных корпораций.

Всего пять крупнейших транснациональных структур осуществляют более половины мирового производства наукоемкой продукции (авиакосмические системы, автомобили, электронное оборудование, судостроение и др.) Две-три транснациональных компании владеют глобальными телекоммуникационными сетями. В корне изменилось понятие рынка и конкуренции на рынке.

Конкурентность на современном этапе означает, прежде всего, способность занять место в воспроизводящей транснациональной цепочке и удерживать его при всех ее модификациях.

Выплескивая через внешнюю торговлю свое национальное богатство (энергоносители, сырье, металл, интеллектуальные и финансовые ресурсы) и не будучи признанным звеном мирового воспроизводящего процесса, где используются эти ресурсы, в рамках которых производятся и реализуются уникальные изделия, созданные в отраслях современного машиностроения и обеспечивающие формирование мирового дохода, - национальная экономика России не участвует в его перераспределении, а считает достающиеся ей крохи. В этом случае сложно претендовать на статус великой державы.

В результате доля машин и оборудования, произведенных с начала 90-х годов прошлою века, по настоящее время, в общем объеме российского экспорта не превышает 5 - 6 %. Этим объясняется и тот факт, что доля инвестиций, приходящих в Россию, не превышает 2 % от мирового объема. Инвестировать в ресурсодобывающие отрасли не столь прибыльно по сравнению с машиностроительными отраслями.

По существу Россия упустила стратегическую инициативу, подменяя свои экономические интересы геополитическими доктринами и инициативами, а систему внешнеэкономических связей она выстраивает на основе отжившей в конце XX века торговой доктрины с ее конъюнктурными пассивными подходами.

Любая внешнеэкономическая деятельность в мире опирается на широкую сеть транснационального производства и послепродажного обслуживания. По сути, транснациональное производство и формирует мировой рынок и мировой доход.

Советский Союз имел достаточно разветвленную сеть машиностроительного производства, охватывающего все субъекты СССР, а также страны Восточной Европы (страны СЭВ). В сфере экономических интересов (не только поставка вооружений) находились многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. Активно работали торговые представительства СССР за рубежом.

В момент, когда в итоге "холодной войны" и развала СССР рухнула геополитическая доктрина функционирования мира, Россия потеряла свои технологические воспроизводящие цепочки в странах бывших субъектов СССР и в странах СЭВ. Мало того, Россия отдала структурам НАТО всю свою военную и экономическую инфраструктуру в Восточной Европе.

В то же время США в результате процессов смены геополитических доктрин после окончания "холодной войны" взяли на вооружение геоэкономический экспансионизм и политическую доктрину, использующие геоэкономические идеи для оправдания внешнеэкономической экспансии, направленной на использование сырьевых, финансовых, интеллектуальных ресурсов других государств без допуска их к формированию и распределению мирового дохода. Геоэкономические интересы США, по существу "страны - системы", базируются на делегировании этих интересов транснациональным монополиям, а военная машина страны служит для защиты этих интересов.

Наравне с силовыми военными действиями формируется стратегия непрямых действий, когда конечный результат достигается не военными средствами, а путем применения высоких геоэкономических и геофинансовых технологий. Глобализация буквально перевернула наше понимание и восприятие методов насилия. "Страны - системы", имеющие наднациональные, транснациональные структуры, способны без прямой агрессии и силовых средств отобрать весь национальный доход любой страны, перелив его в мировой и разделив последний между небольшим числом развитых в области наукоемкого продукта стран.

К сожалению, наука России оказалась не в состоянии предвидеть и смягчить удары структурного кризиса. Общество перенасыщено устаревшими парадигмами, плохо сопрягающимися с мировыми процессами. Властные структуры, ослабив внимание к фундаментальным исследованиям в области современной экономики, а по существу практически придушив их безденежьем, лишились фундаментальных "опор" при разработке концепций, стратегий, доктрин и т.д. в условиях перехода к рыночной экономике.

В результате, прикрываясь риторикой рыночной экономики, властные структуры вырабатывают программы реструктуризации наукоемких отраслей промышленности, создания интегрированных структур, программы конверсии оборонных отраслей промышленности и т.д. Но вся эта "кипучая" деятельность не имеет научного базиса, совершенно не учитывает геоэкономические процессы, происходящие в мире.

Надо четко отдавать себе отчет, что современный техногенный мир, как это было сказано выше, - это постиндустриализм. В его основе лежит создание современных наукоемких технических систем. Понятие "технической системы" заменило традиционное понятие "машины". Современная техническая система, обычно выполняющая какую-либо законченную целевую функцию, а машина - отдельную операцию, является по существу одной из составляющих технической системы. Современный самолет, космический аппарат, автомобиль, подводная лодка, технологическая производственная линия и т.д. имеют в своем составе множество машин, агрегатов и механизмов и являются техническими системами. Целевая функция, выполняемая технической системой, обычно достигается благодаря включению в ее состав систем управления. Поэтому в мире наблюдается приоритет инноваций в направления, связанные с наукоемкими техническими системами - создание новых материалов, компонентов на базе технологий микроэлектроники, радио- и оптоэлектроники лазерных технологий, компьютерной техники, информационных технологий - так называемые базовые технологии.

Авиационные и космические системы, судостроение, транспортное машиностроение, атомная энергетика и атомное машиностроение, энергомашиностроение всегда были приоритетами в области машиностроения в СССР, что обеспечивало достаточно заметное присутствие страны на мировом рынке. Именно восстановление производства этих технических систем в России позволило бы создать российские технополюсы - геоэкономические точки роста с последующим превращением их в транснациональные очаги стратегического развития.

В этом и должна быть суть долговременной стратегии России. При этом необходимо, чтобы государство выступило в роли глобального предпринимателя.

В качестве первоочередных шагов необходимо восстановить разрушенные воспроизводящие цепочки в приоритетных отраслях машиностроения: фундаментальные исследования - прикладные исследования - создание современных технологий - проектирование и современное производство. Именно в эту область и должны быть направлены программы структурной перестройки. Одновременно эти программы должны включать разделы наделения отечественных внешнеполитических институтов ответственностью за проведение геоэкономической стратегии, встраивания российской экономики в мировую экономическую систему. Для этого следует продумать целую систему представительств в мировых наднациональных структурах (консорциумах, крупнейших корпорациях, страховых компаниях, банках), перевести национальные системы стандартов на международные. При этом необходимо отдавать себе отчет, что жестко конкурентная мировая среда будет стремиться закрепить наши временно ослабленные позиции. Россию попытаются заключить в своеобразный геоэкономический "панцирь". К сожалению, наш прошлый менталитет также способствует самоизоляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.017 с.)