Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Невротические стили и компании
На стратегию и структуру компании может сильно влиять личность лидера. На культуру компании тоже. Книги по менеджменту приводят много доказательств в пользу этой точки зрения. Однако многие исследования изучали простые аспекты личности и связывали их с одной-двумя компаниями, что привело к чрезмерному упрощению довольно сложного феномена. При исследовании грани между лидером и компа- 150________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА_______________________________ нией я предпочитаю сосредоточиться на группе моделей поведения, персональных стилей, которые, в отличие от простых аспектов поведения, __________________ остаются неизменными на протяжении многих лет.
Это поможет нам лучше проследить связь между тем, что происходит во внутреннем мире руководителя, и его реальным поведением. Основная идея этой главы состоит в том, что устойчивая психологическая ориентация ключевых фигур компании является определяющей для невротического стиля всей организации. На основе их главной темы конфликтных отношений (или ГТКО, см. главу 2) высшее руководство может создавать «общие фантазии», которые распространятся на всех уровнях компании, будут влиять на культуру организации и составят основу доминирующего организационного стиля, который, в свою очередь, повлияет на принятие решений относительно стратегии и структуры. Чем сильнее личность генерального директора, тем больше его поведение будет отражаться на культуре, структуре и стратегии фирмы. Это особенно правильно в случае высокоцентрализованных компаний. Хотя патологические организационные стили и отражают расстройства, характерные для невротических стилей определенного человека, важно отметить тот факт, что патология компании не всегда является результатом патологического руководства; она может основываться на многих факторах, в сочетании или по отдельности. Например, депрессивная организационная патология может сопровождаться «здоровым» руководством в компании, которая сокращает рынок сбыта в связи с упадком производства или слишком сильной иностранной конкуренцией; в компании, купленной или являющейся собственностью другой фирмы; или в компании со слишком скромными ресурсами для того, чтобы произвести значительные изменения.
В этой главе я перечислю несколько наиболее типичных, устоявшихся внутри психических тем или невротических стилей. Для каждого я выдвину гипотезу о связи стиля, его основного мотивирующего желания, возникающей корпоративной культуры и стратегии и структуры компании в целом (см. таблицу 7.1). Однако эти структуры, общие для многих фирм-неудачников, ни в коей мере не являются единственным видом расстройств. Более того, как я уже говорил ранее, часто встречаются смешанные виды. В реальности «здоровые» фирмы обычно используют смесь стилей. __________________________ ПОРОКИ НА ВЕРШИНЕ__________________________ 151 Драматические личности/компании Потребность в грандиозности Потребность привлечь внимание к своей персоне и фантазии, вращающиеся вокруг грандиозности, являются центральными для драматического стиля. Нарциссическая личность — основные представители этого типа, хотя встречаются и театральные, и циклотимические. Драматические личности испытывают большое желание поражать и получать внимание окружающих. Поэтому они часто преувеличивают свои достижения и таланты и проявляют слишком много эмоций. Так как ими движет необычно сильная потребность в возбуждении и стимуляции, им часто не хватает самодисциплины, они плохо сосредотачиваются и часто принимают все слишком близко к сердцу. Многие люди драматического склада обладают манией величия. Хотя на первый взгляд они кажутся очаровательными и ______________
приятными, им часто недостает искренности, сочувствия и заботы об окружающих. Они не ценят людей и используют их для своей выгоды. Более того, они колеблются между двумя крайностями: чрезмерной идеализацией и обесцениванием. Из-за этого отношения с ними бывают нестабильными. Когда мешают их фантазиям о безграничной власти, успехе и великолепии, драматические лидеры могут испытывать чувство сильного гнева, злости и даже могут мстить. Лидеры с драматическим стилем управления часто создают своего рода созвездия в компании. Они привлекают подчиненных с зависимой психикой. Действенный и грандиозный стиль подобных лидеров отвечает потребностям их незащищенных подчиненных, позволяя им брать на себя ответственность в серьезных областях и подстраивать свои нужды под нужды лидера. Результаты могут быть следующими.
Харизматичная культура, драматические фирмы Подчиненные склонны идеализировать своих драматических лидеров, т. е. не замечать их недостатки и подчеркивать их достоинства. (Подобная идеализация порождается чувством незащищенности и бесполезности в отсутствие человека, которым можно было бы восхищаться.) Они впадают в зависимость от идеализируемого руководителя, 152_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________ Таблица 7.1. КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЯТИ ВИДОВ КОМПАНИЙ
ПОРОКИ НА ВЕРШИНЕ
Таблица 7.1. ПРОДОЛЖЕНИЕ
154_________________________ МИСТИКА ЛИДЕРСТВА______________________________ испытывая потребность в поддержке и завоевании его доверия. Так как им достаточно нескольких слов похвалы для радости и малейшего замечания для огорчения, ими очень легко управлять. Именно это и нравится драматическим лидерам. Они расцветают от одобрительных и восхищенных («отражающих») ответов подчиненных. Ведь начальники, любящие «отражение», ищут идеализирующих подчиненных, чтобы обеспечить себе не только их одобряющее поведение, но и похвалу и лесть.
В компании с харизматичной культурой все (включая надежды и амбиции руководителей) вращается вокруг драматического лидера. Конечно, это не случайность: ориентированные на действие драматические лидеры агрессивно и напрямую стремятся исполнить основную задачу, которая в результате становится центральной проблемой для их последователей. Харизма драматических руководителей обеспечивает их единоличное лидерство. В отсутствие соперников среди служащих компании устанавливается абсолютный, доверчивый климат подчинения. Рьяные последователи помогают создать атмосферу, в которой лидер считается почти непогрешимым. Служащие и управляющие мало размышляют, потому что все полагаются на священное мнение начальника. И это остается неизменным, потому что независимые менеджеры не задерживаются надолго в подобной культуре. Они становятся жертвами власти лидера (формальной и неформальной), проявляющейся в энергичных односторонних решениях. Драматические фирмы гиперактивны, импульсивны, драматически азартны и угрожающе неуправляемы. Они поощряют импульсивный способ принятия решений на всех уровнях, предпочитая интуицию и впечатление фактам. Они воздерживаются от управляемого подхода, предпочитая, например, выборочную работу на совершенно различных рынках. Благодаря централизованной власти, они дают ключевому персоналу прерогативу инициировать рискованные предприятия без поддержки совета директоров. Смелость, рискованность и диверсификация — вот основные корпоративные темы компании. Вместо того чтобы реагировать на изменения делового окружения, драматическое ответственное лицо старается создать уникальное окружение, входя на одни рынки и оставляя другие, постоянно переключаясь на новую продукцию и забывая о старой, рискуя большой долей капитала компании. Цель — неукротимый рост, что отражает эгоистичные потребности руководителя и его желание вни-
ПОРОКИ НА ВЕРШИНЕ 155 мания, В результате возникают чрезмерная диверсификация и участие в мега-проектах, зачастую утопических. Структура драматических компаний бывает гораздо менее сложной, чем их широкие рынки деятельности. Во-первых, как мы уже видели, власть сосредоточена у генерального директора,
который вмешивается даже в рутинную работу, чтобы поставить личную подпись (или получить похвалу) на всем. Вторая проблема, вытекающая из чрезмерной централизации, — отсутствие эффективной системы информации. Внешние коммуникации развиты слабо, потому что высшее руководство мало исследует деловое окружение, предпочитая действовать по наитию, а не в соответствии с фактами; внутренняя коммуникация тоже слабая, потому что из-за власти лидера информация в основном поступает сверху вниз. Фирмам со слишком драматическим стилем управления следует делать следующее, чтобы восстановить баланс:
* Сфокусировать свое внимание и избавиться от своих неудачных * Создать логичную структуру. * Установить строгую систему координации и контроля. * Восстановить основной вид деятельности и уменьшить количество * Заняться развитием лидерства/планированием наследования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.019 с.) |