Тема 3. 1 макроэкономический анализ (часть 1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 1 макроэкономический анализ (часть 1)



 

Предмет и объект макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.

Методы макроэкономического анализа. Агрегирование. Основные сектора и рынки на макроуровне. Моделирование. Основные виды макроэкономических моделей. Пере­менные запаса и переменные потока.

Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процес­сов. Инструменты макроэкономической политики. Особенности макроэкономической по­литики в условиях российской экономики.

Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать предмет макроэкономики, основные макроэкономические проблемы, спе­цифические методы исследования экономических процессов на макроуровне, переменные запаса и переменные потока, понятие и основные направления макроэкономической поли­тики, модель макроэкономического кругооборота,

Уметь определять макроэкономические проблемы, использовать методы макро­экономического анализа при изучении конкретных экономических ситуаций.

Приобрести навыки применения методов макроэкономики к анализу фактов функционирования национальной экономики в целом.

При изучение темы 3.1 необходимо:

Читать учебники:

Макроэкономика: Учебное пособие. -М.: МЭСИ, 2005. -Глава 1.

• Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. -Глава 1.

• Ивашковский С-Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2002. - Глава 1.

• Тарасевич Л.С., Гребенников Л.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник:-М.: Юрайтт-Издат, 2003.- Глава 1.

Выполнить задание:

1. в «Макроэкономика: Практикум». - М.: МЭСИ, 2005. -Тема 1.

2. в учебнике Ивашковского С.Н. на стр.33.

3. в учебнике Тарасевича Л.С. и др. на стр.556-559.

Акцентировать внимание на следующих понятиях: макроэкономика, агрегиро­вание, моделирование, переменные запаса, переменные потока, макроэкономическая по­литика, модель макроэкономического кругооборота.

Для выполнения задания 3.1 прочтите «Макроэкономика: Учебное пособие», глава 1; для выполнения задания 2 прочтите учебник Ивашковского С.Н., глава 1; для выполне­ния задания 3 прочтите учебник Тарасевича Л.С. и др., глава 1.

Для самооиенки темы 3.1:

ответить на вопросы:

1. Что является предметом изучения макроэкономики?

2. Какие методы используются при проведении макроэкономического анализа?

3. На какие сектора и рынки делится экономика на макроуровне?

4. Каковы основные направления макроэкономической политики?

5. Что такое модель макроэкономического кругооборота?

выполнить задание:

1. В центре внимания макроэкономики находятся следующие основные проблемы;

а) обеспечение прибыли предприятия;

б) поведение домашних хозяйств, фирм, отдельных потребителей и производителей;

в) общее экономическое равновесие и условия его достижения;

г) альтернативные издержки производства.

2. Специфическими методами исследования в макроэкономике являются:

а) синтез;

б) агрегирование;

в) индукция:

г) анализ;

д) моделирование;

е) правильно п.п. «б» и «д»;

ж)правильно п.п. «б» и «г». 3.Макроэкономическая политика - это:

а) абстрактная экономическая теория;

б) способ решения конкретных социальных и экономических вопросов;

в) политика, направленная на достижение только экономической эффективности.

План семинарского занятия по теме 3.1:

1. Предмет курса. Основные макроэкономические проблемы.

2. Методы макроэкономического анализа.

3. Макроэкономическая политика: понятие, направления и инструменты.

4. Макроэкономический кругооборот.

Тема 1.3 Экономические системы

 

Экономическая система: понятие и элементы. Различные подходы к классификации экономических систем: формационный; стадийный; цивилизационный; информационный;

знаниевый; организационный.

Особенности макроэкономических процессов в различных экономических системах.

Макроэкономическая политика в условиях рыночной экономики.

Особенности макроэкономических процессов в странах с переходной (транзитив­ной) экономикой. Этапы становления рыночных отношений в России.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать понятие и элементы экономической системы, различные виды классифика­ций экономических систем, особенности макроэкономической политики в условиях со­временной рыночной и переходной экономики.

Уметь определять цели и направления макроэкономической политики в различных экономических системах.

Приобрести навыки анализа макроэкономической политики в конкретной эконо­мической ситуации.

При изучение темы 1.3 необходимо:

Читать учебники:

Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2005. - Глава 2.

• Журавлева Г.П. Экономика: Учебник.-М-: Юристь,2001. - Глава 3.

• Юрьева Т.В. Социальная экономика: Учебник. - М.: ДРОФА, 2002. - Глава 2. Выполнить задание:

1. в «Макроэкономика: Практикум». - М.: МЭСИ, 2005. - Тема 2.

2. в учебнике Юрьевой Т.В. на стр.45-46.

Акцентировать внимание на следующих понятиях: экономическая система, традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, переходная эконо­мика, смешанная экономика: знаниевая экономика; социальная рыночная экономика.

Для выполнения задания 1 прочтите «Макроэкономика: Учебное пособие», глава 2; для выполнения задания 2 прочтите учебник Юрьевой Т.В., глава 2.

Для самооценки темы 1.3:

• ответить на вопросы:

1. Что такое экономическая система?

2. Какие существуют классификации экономических систем?

3. На какие цели ориентируется макроэкономическая политика в странах с соци­альной рыночной экономикой?

4. Какие проблемы свойственны макроэкономической политики в условиях пере­ходной экономики?

выполнить задание:

1. Понятие «система» указывает:

а) предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны, взаимодействуют, влияют друг на друга;

б) замкнутый характер взаимосвязей;

в) самостоятельность каждого процесса.

2. Функционирование экономической системы нацелено на выполнение следую­щих экономических задач:

а) формирование и обеспечение работоспособности экономики;

б) контроль над всеми видами экономической деятельности;

в) максимизация прибыли каждого хозяйствующего субъекта экономики. 3. 3.Сторонники формационного подхода утверждают, что процесс исторического развития общества происходит на основе

а) развития производительных сил;

б) открытия новых технологий;

в) развития потребностей человека;

г) закона соответствия производственных отношений характеру и уровню разви­тия производительных сил.

4. Основным фактором развития общества в соответствии с теорией «стадий» яв­ляются:

а) потребности человека;

б) моральные и культурные ценности;

в) производительные силы.

г) информационные технологии.

5. Кто из следующих экономистов является сторонниками теории «информацион­ного общества»:

а) Дж. Гэлбрейт;

б) Дж.Кейнс;

в) А.Смит;

г) Р.Коуз.

6. Правильно ли следующее утверждение: организационный подход выделяет та­кие экономические системы как традиционная экономика, социалистическая экономика, капиталистическая экономика, переходная экономика:

а) да

б) нет.

План семинарского занятия по теме 1.3

1. Экономическая система: понятие и элементы. Классификации экономических систем.

2. Макроэкономическая политика на различных этапах развития рыночной экономики.

3. Особенности макроэкономических процессов в странах с переходной экономикой.

Тема 3.5 Рынок труда

'Груд. Рынок труда. Функции рынка труда.

Спрос на рынке труда. Факторы, влияющие на спрос на рынке труда.

Предложение на рынке труда. Факторы, определяющие предложение на рынке тру­да. Модели рынка труда.

Трудовые ресурсы как элемент социально-экономического потенциала страны. Экономически активное население. Занятость населения. Классификации занятости насе­ления. Полная занятость населения. Естественный уровень безработицы.

Безработица. Безработное население. Уровень безработицы. Основные формы без­работицы. Социально-экономически последствия безработицы. Закон Оукена.

Государственное регулирование рынка труда: цели и формы.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать основные экономические категории рынка труда, функции рынка труда, особенности формирования спроса и предложения на данном рынке, формы безработицы, социально-экономические последствия безработицы, пределы и методы государственного регулирования рынка труда.

Уметь анализировать ситуацию на рынке труда, определять ее взаимосвязь с мак­роэкономической ситуацией в стране.

Приобрести навыки анализа экономически активного населения, оценки уровня безработицы, а также экономических и социальных последствий безработицы.

При изучение темы 3.5 необходимо:

Читать учебники:

Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2005. - Глава 6.

• Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.:Дело, 2002. - Глава 4.

• Тарасович Л.С., Гребенников Л.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник:-М.: Юрайтт-Издат, 2003.- Глава 7.

Выполнить задание:

1. в «Макроэкономика: Практикум» - М.: МЭСИ, 2005. ~ Тема 6.

2. в учебнике Ивашковского С.Н. на стр.124-125.

3. в учебнике Тарасевича Л..С- и др. на стр.572-575.

Акцентировать внимание на следующих понятиях: труд, рынок труда, спрос на рынке труда, предложение на рынке труда, трудовые ресурсы, экономически активное на­селение, занятость населения, полная занятость населения, безработица, безработное на­селение, естественный уровень безработицы, уровень безработицы, фрикционная безрабо­тица, структурная безработица, циклическая безработица, закон Оукена.

Для выполнения задания 1 прочтите «Макроэкономика: Учебное пособие», глава 6; для выполнения задания 2 прочтите учебник Ивашковского С.Н., глава 4; для выполне­ния задания 3 прочтите учебник Тарасевича Л..С. и др., глава 7.

Для самооценки темы 3.5:

ответить на вопросы:

1.Что такое рынок труда и каковы его функции в рыночной экономике?

2. Какие факторы влияют на спрос и предложение на рынке труда?

3. Как соотносятся между собой такие понятия как труд, трудовые ресурсы и эко­номически активное население?

4. На основе каких критериев осуществляется классификация занятого населения?

5. Какое состояние экономики именуется «полная занятость населения» и какой уровень естественной безработицы для нее характерен?

6. Какие группы населения согласно стандартам Международной Организации Труда (МОТ) включаются в понятие «безработный»?

7. Как рассчитывается уровень безработицы на макроуровне?

8. Какие основные формы безработицы выделяет экономическая наука?

9. Взаимосвязь между какими экономическими показателями определяется в за­коне Оукена?

10. Какие формы регулирования рынка труда осуществляет государство в совре­менной экономике.

выполнить задание:

1. Экономически активное население это:

а) занятое население;

б) занятые в экономике + безработные;

в) трудовые ресурсы.

2. Полная занятость в рыночной экономике означает:

а) использование в экономике всех трудовых ресурсов;

б) все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы;

в) отсутствие в экономике безработного населения;

г) отсутствие в экономике незанятого населения.

3. Естественный уровень безработицы - это такой ее уровень, который соответст­вует:

а) циклической безработице;

б) полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы);

в) фрикционной безработице.

4. Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превы­шает естественный уровень на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет:

а) 4%;

б) 2-2,5%;

в) 1%.

План семинарского занятия по теме 3.5

1. Рынок труда и его функции. Основные категории рынка труда-

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Безработица и ее формы. Уровень безработицы. Закон Оукена.

4. Государственное регулирование рынка труда.

Тема 3.3 Рынок благ

 

Понятие и виды макроэкономического равновесия.

Рынок благ. Рынок благ как важнейшая составляющая в общей системы взаимосвя­занных рынков.

Совокупный спрос и факторы, его определяющие.

Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него. Разные подходы к исследованию совокупного предложения в экономической теории.

Общее экономическое равновесие. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

Основные модели макроэкономического равновесия. Модели макроэкономическо­го равновесия Ф.Кенэ, Ж.Б. Сэя, Л. Вальраса, К.Маркса, В.Леонтьева, Дж. Кейнса. Модель межотраслевого баланса.

Модель равновесия «доходы-расходы». Потребление и сбережение на макроуров­не. Общая характеристика инвестиций на макроуровне.

Теория мультипликатора. Мультипликатор расходов. Принцип акселерации.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать понятие и виды макроэкономического равновесия, место рынка благ в мак­роэкономическом кругообороте, закономерности формирования совокупного спроса и со­вокупного предложения, различные экономические концепции совокупного предложения, условия достижения общего экономического равновесия, основные модели макроэконо­мического равновесия, модель равновесия «доходы-расходы», мультипликатор расходов, принцип акселерации.

Уметь определять факторы, воздействующие на макроэкономическое равновесие;

анализировать меры стабилизационной политики государства; рассчитывать показатели средней и предельной склонности к потреблению и к сбережению, мультипликатор расхо­дов, акселератор.

Приобрести навыки определения факторов, обеспечивающих макроэкономиче­ское равновесие.

При изучение темы 3.3 необходимо:

Читать учебники:

Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2005. - Глава 7.

• Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. -Глава 4, 5.

• Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.:Дело, 2002. - Глава 1. п.3., глава 2.

• Тарасевич Л.С., Гребенников Л.И., Лсусский А.И. Макроэкономика: Учебник:-М.: Юрайтт-Издат, 2003.. -Глава 3,8.

Выполнить задание:

1. в «Макроэкономика: Практикум» - М.: МЭСИ, 2005. - Тема 7.

2. в учебнике Агаповой Т.А., Серегиной С.Ф. на стр. 85-93, 109-115.

3. в учебнике Ивашковского С.Н. на стр. 80-81.

4. в учебнике Тарасовича Л..С. и др. на стр.574-575.

Акцентировать внимание на следующих понятиях: макроэкономическое равно­весие, краткосрочное равновесие, идеальное равновесие, реальное равновесие, частичное равновесие, общее равновесие, полное равновесие, устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, рынок благ, совокупный спрос, совокупное предложение, стабилизационная политика, средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению, пре­дельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, мультиплика­тор расходов, акселератор,

Для выполнения задания 1 прочтите «Макроэкономика: Учебное пособие», глава 7; для выполнения задания 2 прочтите учебник Агаповой Т.А., Серегиной С.Ф.. глава 4, 5;

для выполнения задания 3 прочтите учебник Ивашковского С.Н., глава 1. п.3. и глава 2;

для выполнения задания 4 прочтите учебник Тарасовича Л..С. и др. глава 3,8.

Для самооценки темы 3.3:

• ответить на вопросы:

1. Какие существуют виды макроэкономического равновесия?

2. Почему рынок благ занимает центральное место в общей системы взаимосвя­занных рынков?

3. Какова структура совокупного спроса и какие факторы влияют на его изменение?

4. Как совокупное предложение трактуется в различных экономических школах?

5. При каких условиях формируется общее экономическое равновесие?

6. Каковы предпосылки возникновения шоков спроса и шоков предложения на макроуровне?

7. Какие меры включает стабилизационная политика государства?

8. Какие существуют основные модели макроэкономического равновесия в эко­номической теории?

9. В чем заключается экономическая сущность модели равновесия «доходы-расходы»?

10. Как измеряется мультипликатор расходов?

11. Для каких целей рассчитывается акселератор?

выполнить задание:

1.Общее равновесие это:

а) оптимальная сбалансированность экономической системы, ее идеальная про­порциональность;

б) равновесие экономической системы в целом;

в) равновесие на важнейших рынках экономики.

2. Кривая совокупного спроса характеризует:

а) объем товаров и услуг, который потребители намерены купить по средним ценам;

б) количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каж­дом возможном уровне цен;

в) количество товаров и услуг, которое потребители могут приобрести, а произво­дители поставить на рынок при определенной цене-

3. Неценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловли­вают:

а) движение вдоль кривой AS;

б) сдвиг кривой AS; влево;

в) сдвиг кривой AS вправо.

4.На какой конфигурации кривой совокупного предложения настаивают кейнси-

нцы:

а) вертикальная прямая

б) горизонтальная прямая;

в) линия с положительным наклоном;

г) линия с отрицательным наклоном.

5.Предельная склонность к потреблению показывает:

а) изменение величины потребления в зависимости от изменения дохода;

б) изменение величины дохода в соответствии с изменением объема потребления.

План семинарского занятия по теме 3.3

Занятие 1

1.Понятие и виды макроэкономического равновесия.

2.Рынок благ.

3.Совокупный спрос.

4.Совокупное предложение.

5.Обшее экономическое равновесие.

Занятие 2

1.Основные модели макроэкономического равновесия.

2.Модель равновесия «доходы-расходы».

3.Мультипликатор расходов. Принцип акселерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.071 с.)