Проприоцепция. Синдром Пингвина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проприоцепция. Синдром Пингвина.



Я видел людей, лежащих на земле, смотрящих в небо, видящих Энки, но утверждавших, что видят Энлиля. Крепка ли их вера в собственные слова настолько, чтобы мужественно и стойко пойти за них на плаху?

Я видел людей, стоящих на голове и утверждавших, что только так они способны почувствовать приближение Великого Потопа, а потому – спастись. Заслужившие уважение пытались разъяснить, что в случае Потопа лишь большие лодки спасут, но стоящие на голове ярились на кощунственные речи и требовали у наместника защиты прав.

Современный комментарий.

Представьте Вселенную: где-то в самом конце есть звезды, за которыми пустота. Закрыв глаза, можно оказаться в том районе и долго смотреть за край, понимая, что там никогда ничего не было… Осознание безбрежности сущего и чувство заполнения собой всего пространства перемешиваются с эйфорией от собственной необходимости и ужасом от своего ничтожества. Если у Вас возникает такое ощущение каждый раз при пробуждении – значит, и вы не избежали мгновения сопричастности к Космосу и населяющим его сущностям. Но основная психологическая проблема обнаруживается, когда вера в эти сущности возникает в вашей голове вне какого-либо субъективного опыта. А затем разгораются судебные прения с каждым, кто усомнится в непогрешимости конструкций вашего внутреннего мира.

 

Терапия.

Не поддается лечению.

 

 

Коан третий.

Бессонница. Апатия. Опустошенность.

Наши отцы еще помнят те жуткие времена из детства, когда на улицах встречались люди, изможденные, с черными глазами, что хватали прохожих за руки и шептали им в уши странные пророчества. Среди них довольно часто попадалось то одно, что единственное удалось запомнить дословно. Ибо лишь страх порождало его содержание:

«Ты никогда не уснешь, потому что еще ни разу не просыпался. Так и будешь лежать с открытыми глазами, смотря в бездонность неба не в силах пошевелиться, и неустанно грезить о снисхождении откровения, пока тело твое не истлеет…», - так передавали они его испуганным голосом своим оторопевшим сынам. «А душа…» - и дальше бормотали что-то уж совсем неразборчивое, и только шёпотом на ухо, что потомки постарались забыть и никогда не произносить вслух.

А странные люди давно исчезли с улиц, будто и не было их вовсе.

 

Современный комментарий.

Это странное психологическое состояние, которое трудно объяснить и легче начать перечислять, чем оно не является, нежели точно вычленить саму его суть. Ощущение, что «всё не так, как надо», но как «надо» - ты не знаешь. Будто забыл что-то важное, или ускользает что-то неуловимое. Это и не тревога и не грусть, но, несмотря на определенную отчетливость восприятия происходящего, осознание неотвратимости утраты этого момента в новых витках рефлексии и самоповторах. И в то же время приятное, а потому и немного неловкое, принятие такой зыбкой реальности – как неизбежной и единственно возможной.

 

Терапия.

Вариант первый (для апатичных): не делать ничего. Жить в таком прекраснодушном невесомом состоянии, если оно вполне устраивает и не ведёт к неврозам.

Вариант второй: медитативные практики, по слухам, приводят к чудесным результатам.

Коан четвертый.

Начать заново. Поиск себя.

Эту старую историю о легендарном царе второй династии Достойные почтения учителя пытаются поведать тем ученикам, что теряют усердие и сосредоточенность.

Тот древний правитель, разочаровавшись в жизни, покинул престол и ушел в пустыню. После семидневного пира с непристойным весельем и разгромом дворца придворные столкнулись с необходимостью принимать решения по управлению страной, что вызвало определенные трудности. Им пришлось прекратить разгул и устремиться за правителем в пустыню. Там мудрецы-советники использовали всё мастерство красноречия, чтобы убедить властителя продолжить править. Царь принял на себя это нелегкое бремя, но во дворец он так и не вернулся.

Современный комментарий:

Имеем мы право начать всё заново, представив, что предыдущих лет вовсе не было? Не будет ли это предательством по отношению к собственной жизни? И тем более к тем, кто от нас зависит? В чем мера и объем нашей социальной ответственности или гражданского долга?

Как заставить себя поверить в то, что быть счастливым – это нормально? В обществе, где нормой считается страдание и причитания о своей нелегкой судьбе. Где за хорошее настроение можно получить по морде. Где неприличным считается излучать радость и уверенность в правильном выборе образа жизни, если он в чем-то отличается от общепринятого.

Как трудно принять свою жизнь как данность и ценность саму по себе, без нудных выплат долгов, навешанных на тебя обществом. Долгов, проценты по которым погашать дольше, чем продлится вся жизнь. Долгов, не существующих на самом деле, которые были придуманы, чтобы держать тебя на коротком поводке вины и неполноценности.

 

Терапия.

Первое. Перестать оправдываться и смущаться. Этим ты уже берешь на себя часть вины, робеешь, теряешь уверенность в себе.

Второе. Перестать что-либо кому-либо доказывать. Это инфантильная привычка, не имеющая практического смысла: всё равно не докажешь, только будешь выглядеть глупо.

Третье. Перестать пытаться выглядеть более добрым, моральным, этичным, компанейским, чем ты есть на самом деле. Будь естественным и адекватным: это и психическое здоровье сбережет и сделает тебя интересней в глазах окружающих.

И последнее. Ни в коем случае не верь, что придуманная для тебя обществом социальная роль – это ты сам, даже если это роль кумира или царя.

 

 

Коан пятый.

Тщетность аскезы. Вожделеющая плоть.

Убеленные сединами старейшины с редкостным для них единодушием твердят, что лицезрение молодой красивой девушки порождает вожделение, которое тем и отличается от любого желания, что его невозможно удовлетворить. Имей над ней любую власть и делай, что угодно, сей недуг не пройдет и вибрация в твоей груди не утихнет. Ибо женская красота не есть красота пустыни или моря, существующие сами по себе. А только лишь фантазия в твоей голове, порожденная властными силами природы, направляющими человека и любого иного зверя для размножения и выживания рода. Придется смириться, что сии желанья вечны и умрут только вместе с твоим телом. И симпатия к миловидной деве, а также давящее намерение обладать и защищать – твоя мужская суть, преодолеть которую невозможно. Посему любые действия в отношении объекта вожделения равновелики их отсутствию.

 

Современный комментарий.

Воистину, иногда поразительны прозрения древних! Наряду с наивными суевериями и жуткими языческими практиками предки обладали впечатляющей мудростью о глубинной сущности человека.

Тем не менее, всё, что мы знаем о женщине и о силе воздействия ее красоты, никогда не поможет в случае столкновения с этой опасностью. И весь накопленный опыт человечества (мужской его половины, в основном), касаемо этой проблемы, носит по большей части теоретический характер.

У Юкио Мисимы есть рассказ о монахе, сдавшемся под давлением женской красоты и предавшем свои обеты. Начиная аскетические практики, мы склонны переоценивать собственные возможности, полагая свою силу воли несгибаемой, а выносливость - безмерной.

 

Терапия.

В молодости человек считает себя сильнее, чем есть на самом деле, именно потому, что ещё не сталкивался с силой, что превозможет его. Но жизнь рано или поздно докажет, насколько мы переоценили свои возможности.

К счастью, с возрастом эти глупости (уйти в отшельники, принять схиму) проходят, впрочем, как и само желание обладать женщиной.

 

 

Коан шестой.

Болезненная любовь пересчитывать деньги.

Старейшины помнят, как в древние времена у богачей междуречья существовало модное увлечение: они нанимали счетовода, который каждый день во время обеда озвучивал последние доходы и размер состояния хозяина. Говорят, очень способствует хорошему пищеварению. Обратный эффект наблюдался у бедняков: несварение желудка, вздутие живота, тошнота. Лекари связывали эти процессы не с приемом дешевой тяжелой пищи и даже отсутствием таковой, а с болезненным пристрастием постоянно переживать из-за толщины кошелька соседа.

Современный комментарий.

Мы живем в мире победившей экономики. Она одолела политику, развратила религию, побеждает даже искусство. Сила денег безмерна. Иной властной структуры в космополитичном мире, видимо, уже не осталось. Теоретики коммунизма доказывают в своих многотомных трактатах и мотивирующих документальных фильмах (см. напр. «Дух времени») возможность построения гармоничного общества без денег и любого их эквивалента. Но практические эксперименты приводили не к столь радужным результатам.

Посему, придется пока смириться с существующим плачевным положением вещей и учиться внимательно отслеживать свои финансы в духе традиции привередливых предков, стараясь по возможности избегать подглядывать в кошельки посторонних людей.

 

Терапия.

Количество денег на счету еще никого не сделало счастливым. А вот их отсутствие – неоднократно. Доказано практиками монахов-отшельников (вне зависимости от конкретной религиозной традиции). Основы терапии в их практических руководствах.

Для пациентов, отрицающих радикальные методы народной медицины, существуют радужные мультфильмы развалившейся страны победившего социализма, провозглашающие в более мягкой форме те же ценности. Просмотр сих дайджестов о праздниках добра и дружбы в неограниченном объеме может стать достаточной психотерапией для пациентов, разочарованных в ценностях и принципах свободного рынка и сопутствующих ему перегибах.

Коан седьмой.

Старая обида.

Опыт многих поколений подскажет, что есть лишь один способ не обидеть человека: не знать, что он существует. Обида как родовое проклятие – искажает лицо несчастного намертво. Она словно вино: чем древнее, чем выдержаннее - тем сильней и крепче.

Старики помнят историю бедного Рами, способного сапожника из Ура, невеста которого ушла к богачу. Не имея возможности ни простить, ни отомстить, он был сожран обидой изнутри. Его руки ссохлись, а ум затуманился, он не мог больше мастерить и пошел по миру. Судьба его неизвестна, но не вызывает сомнений, что она печальна.

Современный комментарий.

Человек, как правило, способен обидеться на что угодно (зачастую, так и не узнаешь, на что именно) и хранить обиду вечно. Мы несем груз обид с детства. Причем весь этот ужас хранится очень глубоко и настолько врос в суть твоего естества, что, как бы отчетливо ты ни понимал всю нелепость этих реликтов, выдрать их с корнем, вытравить, никак не удается.

Причем, зачастую, механизм образования обиды очень прост. Человек хочет получить на халяву некое возмещение морального вреда. И он придумывает себе этот вред! И обижается на «виновника». То есть, обида – это попытка вызвать в человеке чувство вины и, манипулируя им, получить компенсацию.

 

Терапия.

Для эгоиста: не поддается лечению.

Для остальных: умение прощать – путь достойных и сильных.

 

Коан восьмой.

Предчувствие музыки.

Предки наши еще застали шаманов, кои способны были, издавая чарующую последовательность звуков с помощью труб и барабанов, заставлять двигаться людей в некоем странном танце и полностью терять ориентацию в пространстве. Приучая прихожан к таким практикам с определенной периодичностью, шаманы заметили загадочное обстоятельство: люди начинали слышать привычный ритм еще до того, как служки брались за свои инструменты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.019 с.)