Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение в практике управления содержательных и процессуальных теории мотивации.
Мотив - нужда, ставшая для человека настолько необходимой, что заставляет его искать способы ее удовлетворения. Нужда удовлетворяется путем реализации потребностей. Потребность - объективное состояние нужды человека в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Одна и та же нужда может быть реализована через разные потребности, которые могут быть материальными и не материальными. В организационном поведении мотивацию часто рассматривают, как человека желание направить свои усилия на достижение целей поставленных фирмой. Достижение целей фирмы, при этом, рассматриваются, как средства способные удовлетворить чьи-то индивидуальные потребности. Мотивы представляют собой некоторое единство материальных и нематериальных стимулов качественного труда. В этом случае говорят о системе мотивации. Система мотивации должна: · соответствовать организационной культуре предприятия; · внедряться по иерархии организации сверху вниз; · быть ориентированной на людей, то есть восприниматься ими, осознаваться ими как естественной. Мотивация это всегда взаимодействие человека и ситуации, следовательно, уровень мотивации у разных людей в разных ситуациях будет различаться. Один и тот же мотив может быть реализован через разные действия и поступки (рис.4.2). Справедливо и обратное - один и тот же поступок может быть следствием разных мотивов (рис.4.3).
Отношение результатов деятельности к мотиву определяет эмоции человека: удовлетворенный мотив проявляется в радости, препятствие на пути к удовлетворению мотива вызывает гнев, угроза самосохранению - страх. · Содержательные теории мотивации Самым первым приемом мотивации, который возник тысячи лет назад, метод «кнута и пряника». Этот метод предусматривает только две формы воздействия на работника – либо поощрение, либо наказание независимо от личностных особенностей индивидуума. В 1930-е была разработана теория «человеческих отношений» (З.Фрейд, Э. Мэйо).В 1940-е году были сформированы содержательные теории мотивации, а 1960-е были разработаны процессуальные теории мотивации.
В развитии теорий мотивации следует выделить две основные закономерности: o индивидуализация подхода к каждому работнику; o увеличение числа факторов, влияющих на мотивацию труда. o Потребность – осознанная необходимость, недостаток в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию. 1. Иерархическая теория потребностей В 1940 г. Абрахам Маслоу предложил теорию человеческих потребностей. Он выделил пять иерархических уровней потребностей: 1. Физиологические потребности (потребности в воде, пище, сексуальные потребности и т. п.). 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в физической и социальной безопасности, защите, стабильности). 3.Социальные потребности (потребности в общении, любви, принадлежность к группе и т. п.). 4. Потребности в уважении и признании (потребность в оценке другими, в престиже, уважении, признании профессиональной компетентности, привлекательности и т. п.). 5. Потребности в самовыражении и саморазвитии. Применение теории 1. Знание иерархии потребностей требует от руководителя в первую очередь, определить, какой уровень иерархии является для работника наиболее актуальным. Например, у директора два секретаря. Одна — дочь крупного бизнесмена, не интересующаяся размерами заработной платы, привлекательность работы для нее связана с окружающими ее интересными людьми и теми знаками внимания, ' которые они ей оказывают. У другой муж потерял работу, и ей приходится одной обеспечивать семью из четырех человек. В первом случае работа удовлетворяет потребности третьего и четвертого уровней, во втором — первого уровня. 2. Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни актуальных потребностей работников могут различаться. Для одного подчиненного достаточно нескольких фраз начальника, отмечающих его большой вклад в общее дело, чтобы удвоить усилия, для другого мотивирующими факторами не служат ни похвала,ни очень высокое материальное вознаграждение. 3. Данная концепция помогает организации определить последовательность мотивирования работников, учитывать не только физиологические потребности, но и потребности более высоких уровней.
4. Учет динамичности потребностей. (Нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.) 2. Теория Альдерфера Клайтон Альдерфер выделил три иерархических уровня: 1. Потребности существования. Данный уровень объединяет физиологические и иные материальные потребности человека. 2. Связующие потребности. Потребности в межличностном взаимодействии, отношениях и оценке. 3. Потребности роста. Потребности развития и саморазвития. Основной принцип теории К. Альдерфера — предполагает, что полное блокирование или препятствия, встречающиеся на пути удовлетворения потребностей более высокого уровня, влекут за собой актуализацию потребностей более низкого уровня. Пример: если у работника отсутствует возможность со временем выполнять более сложную и интересную работу, то он считает справедливым добиваться более высокой оплаты за тот же труд, компенсирующий отсутствие перспектив развития. По мнению К. Альдерфера, одновременно для одного и того же человека актуальными могут быть несколько уровней потребностей. 3. Теория потребностей Д. Мак Клелланда Дэвид Мак Клелланд считал, что людям присущи три основные потребности: · потребность власти; · потребность в достижениях; · потребность в причастности. Особое значение в концепции Д. Мак Клелланда придается мотивации достижения. По его мнению, три важных условия, обеспечивающих высокую мотивацию достижения, это: 1. Персональная ответственность за решение проблемы или исполнения задания. 2. Наличие обратной связи о результатах исполнения. Обратная связь обеспечивает улучшение результатов. 3. Наличие выполнимой задачи, т. е. задачи достаточно сложной, но не слишком. Однако не только мотивация достижения определяет успех управленческой деятельности. Активность людей в значительной степени направляет потребность во власти. Стремление к власти предполагает наличие желания контролировать, влиять и направлять других людей. Д. Мак Клелланд описал две стороны власти: 1. Личную власть (усилия направлены на достижение личных целей). 2. Социальную власть (усилия направлены на достижение организационных целей). Третьим важным компонентом потребностно-мотивационной сферы человека, по мнению Д. Мак Клелланда, является потребность. Люди с высокой потребностью в принадлежности стараются быть дружелюбными, предпочитают ситуации, предполагающие сотрудничество, придают большое значение взаимопониманию. 4.Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга (1950-е) Она основана на выделении двух групп потребностей: Ø Гигиенические факторы (факторы здоровья)), связанные с производственной средой; Ø Мотивирующие факторы, обусловленные характером и сущностью работы (успех, продвижение по службе). Сущность данной теории состоит в следующем. Гигиенические факторы при положительном проявлении обуславливают нейтральное состояние работников и не дают развиться неудовлетворенности работой. Только при их отсутствии мотивация труда снижается. Мотивирующие факторы активно воздействуют на поведение человека и усиливают мотивацию труда.
Таким образом, все содержательные теории мотивации ориентируют менеджера на необходимость удовлетворять потребности работников, предлагая им адекватные формы трудовой деятельности. Однако основной недостаток этих теорий в том, что они практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации. · Процессуальные теория мотивации 1. Теория X и теория Y Дуглас Мак Грегор описывает традиционный взгляд на человеческий фактор на производстве как «Теорию X», которая включает несколько тезисов, касающихся среднестатистического человека. 1. Он ленив по природе — работает так мало, как только возможно. 2. У него нет амбиций, он не любит ответственности, предпочитает быть управляемым. 3. Он очень эгоцентричен, равнодушен к интересам организации. 4. По своей природе он склонен сопротивляться изменениям. 5. Он легковерен, не очень сообразителен, готов быть обманутым любым шарлатаном или демагогом. По мнению Д. Мак-Грегора, современной ситуации в большей степени соответствует теория У. В основе этой теории предположение, что работники любят работать, творчески подходят к делу, ищут ответственности и могут направлять свою деятельность самостоятельно. Люди по своей природе не пассивны, они становятся такими лишь в результате работы в конкретной организации. Руководители несут ответственность за то, чтобы люди могли развивать в себе присущие им хорошие качества. Важная задача — создать в организации такие условия, при которых люди могли бы легче достигать как собственной цели, так и цели организации. 2. Теория целеполагания исходит из того, что понимание работником цели активизирует потребность в достижении, стимулирует исполнение. Освоение целей способствует совершенствованию деятельности отдельных работников и групп. 3.Теория справедливости (Дж. Адамс, 1970) устанавливает, что люди определяют для себя соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий и соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. Необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение, восстановить справедливость. Основной вывод. Пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. Яркой иллюстрацией этой теории можно считать снижение усилий работников бюджетной сферы в России, в связи с длительной задержкой заработной платы, вызванной дефицитом бюджета.
4. Теория ожиданий В 1964 году Виктором Врумом, были изложены основы новой мотивационной теории — теории ожиданий. Он утверждал, что руководитель должен знать три вещи, связанные с эффективностью деятельности отдельных людей и организации в целом: · человек верит, что от его усилий зависят полученные результаты (З→Р) · человек верит, что вознаграждение будет соответствовать полученным результатам (Р→В) · для человека вознаграждение должно быть значимым (V – валентность – удовлетворенность вознагражденим). Степень мотивации труда (М) может быть выражена формулой: М=(З→Р)* (Р→В)* V Если один из этих пунктов нарушается, эффективность деятельности работника снижается. Обобщенно эти положения могут быть представлены в следующем виде: усилие —> исполнение —> награда —> потребность в исполнении Таким образом, применение процессуальных теорий мотивации дает возможность менеджеру учитывать не только потребности персонала, но и восприятие им сложившейся ситуации, а также возможных последствий выбранного типа поведения.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.018 с.) |