Функции и характеристики массовой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и характеристики массовой коммуникации



Американский политолог Г. Лассуэлл выделял три функции коммуникации:

1) обозрение окружающего его мира (информационная функция);

2) корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);

3) передача культурного начала, что (познавательно-культурологическая функция).

В 1960 т. американский исследователь Чарльз Райт к названным добавил развлекательную функцию. Специалист по массово комму­никации Амстердамского университета Мак-Квейл включают в число функций еще одну - мобилизующую.

Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую. Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Регулирующая функция подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.

В психолингвистике сегодня выделяются четыре функции радио- и телевизионного общения: оптимизация деятельности общества; функция контакта; функция социального контроля; функция социализации личности

Л. Я. Землянова выделяет три функции массовой коммуникации «в обществе:

1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения;

2) корреляция элементов общества и среды;

3) сохранение и передача социально-культурного наследия».

Современные французские ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации:

функция антенны - снабжение общества различного рода информацией;

функция усилителя - преувеличение фактов, драматизация событий;

функция фокуса - средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений;

функция призмы - формирование новых моделей поведения;

функция эхо - средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.

Известный отечественный психолог А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:

оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, влияющее на коллективную деятельность;

функция контакта, которая играет роль в формировании групповорго сознания;

функция социального контроля посредством социальных норм;

функция социализации личности.

Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве характеристик массовой коммуникации выделяет знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы. Известный голландский ученый, исследующий проблемы коммуникативистики выделяет семь характеристик массовой коммуникации;

массовая коммуникация формируется в сложной формальной организационной структуре;

направлена на большие аудитории;

имеет публичный характер;

аудитории имеют социально-культурную неоднородность;

устанавливается одновременный контакт с большим количеством людей, удаленных друг от друга;

взаимоотношения между коммуникатором и коммуникантом в основном строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора;

коммуникация сплачивает аудиторию вокруг общих ценностей, политических взглядов, моделей потребления и др.

Сеть и структура социальной коммуникации

С оциальная коммуникация это взаимодействие людей, обусловленная целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в обществе, в данном социуме. Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом специальной отрасли социологии - социологии коммуникации.

Понятия "социология ком­муникации" и "социальная коммуникация" не являются синонимами. Социология коммуникации посредством теоретических и эмпирических социологических исследований изучает социальный аспект коммуникации. Социальная коммуникация представляет собой про­цесс общения, механизм и закономерности которого обуслов­лены социальными и другими факторами.

Коммуникации между людьми осуществляются в форме общения как обмен сообщениями, в которых фиксируются знания, мысли, идеи, ценностные ориентации, эмоциональные состояния, программы деятельности сторон, осуществляющих взаимную коммуникацию. «Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение - процесс двусторонний».Конфигурация сетей коммуникации зависит от требований, предъявляемых к реализации заданных функций, например, от качества, объема, скорости прохождения информации. В целом можно выделить следующие свойства наиболее распространенных видов сетей.

Сеть коммуникаций, замкнутая в круг является активной, не имеющей лидера, слабо формализованной, нестабильной. Сеть «колесо» имеет конфигурацию, в которой один элементов (лидер) имеет связь с несколькими другими. Такая сеть менее подвижна, имеет достаточно жесткую связь с лидером, хорошо организованна, более устойчива и упорядочена. Разновидностью «колеса» является многоканальная сеть, в которой в отличии от простого «колеса» элементы сети, подчиненные лидеру могут иметь связь между собой. Структура сети коммуникаций влияет на точность получаемой информации получателем. Она в то же время формирует тип взаимодействия внутри организаций. Эффективность указанных сетей различна.

Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов). В самом общем виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации (коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность, коммуникативные сообщения и коммуникативную деятельность. Коммуникативные технологии, реализуемые с помощью коммуникационных систем, конструируют и воссоздают оптимальный с точки зрения коммуникантов систему социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных системах накладываются друг на друга, а коммуникативные связи формируют крупные сети, составляющие основу социальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляются коммуникации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют подходы к обоснованию типов комму­никации? Назовите простейшие модели коммуникации.

2. Чем характеризуется классическая линейная коммуникация

2. Чем отличаются нелинейные модели от линейных.

3. Какие компоненты выделяются в структурных, описатель­ных и функционально- объяснительных моделях коммуникации? В чем их достоинства и недостатки?

4. Какими признаками характеризуется циркулярная модель коммуникации?

5. Через кого осуществляется коммуникация в двухступенчатых моделях?

6. Каковы особенности межличностной коммуникации?

7. Каковы социально значимые функции межличностной коммуникации?

8. Какова степень структурированности в различных формах межличностной коммуникации?

9. Как мотивационные теории объясняют сущность и фун­кции межличностной коммуникации?

10. Как понимаются мотивы и цели коммуникации в теории речевой деятельности?

11. Назовите основные семиотические модели коммуникации.

12. Назовите основные признаки объемных коммуникаций.

13. Какими отличительными признаками характеризуется модель социального атомизма.

14. Охарактеризуйте основные гомогенные модели коммуникации.

15. Почему рекламу можно рассматривать как модель вид и канал коммуникации?

16. Можно ли назвать коммуникации главным инструментом реализации руководителем функции управления?

17. В чем состоят особенности межличностной коммуникации в малых группах?

9. Какие условия обеспечивают эффективность коммуникации?

10. Как влияют на успешность коммуника­ции интересы коммуникантов?

11. Как понимается процесс восприятия и его роль в межличностной коммуникации?

12. Каковы способы воздействия в межличностной комму­никации?

13. Какие рекомендации для эффективного использования метода убеждения являются наиболее существенными в меж­личностной коммуникации?

14. Назовите общие условия, обеспечивающие функционирования массовой коммуникации.

15. Перечислите основные характеристики и функции массовой коммуникации.

16. Дайте определение социальной коммуникации.

17. Объясните разницу в применении понятий «коммуникационный(ая)» и «коммуникативный(ая)»

18. В чем разница между понятиями «социология коммуникации», «социальная коммуникация»?

Основная литература

Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997. - С. 178-220.

Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб: Знание, ИВЭСЭИ, 2001. - 496 с.

Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптими­зация речевого воздействия. М., 1990.

Зимняя И. А. Психологическая характеристика понимания речевого с о общения//Там же.

Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность/Отв. ред. Д.Н.Шмелев. М., 1989.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. - С.293-355.

Дополнительная литература

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М., 1980. - С. 113-120.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб, 2000. - С.51-76.

Смелзер Н. Социология. Пер- с англ. М.: Феникс, 1994.

Узилевский Г.Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков;э современных лингвистических процессорах. М.: АДД, 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.011 с.)