Прав рег-е торгово-экон отн-й 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прав рег-е торгово-экон отн-й



- с-ма прав рег-я ТЭО

Понятие «ТЭО» - шир. Вкл-ет все М/отн-я экон хар-ра как власт, так и невласт. Их рег-е идет дост-но сложно. а уровне МПП и МЧП.

Межгос экон отн-я рег-ся общ и спец пр-пами; М/д-рами: М/обычаями.

МЭО невласт С-тов рег-ся общ и спец пр-пами; актами М/орг-ций; М/торг обычаями; в опр степени М/д-рами.

В 1ю очередь МЭО рег-ся пр-пами. О пр-пах таких отн-й говорит Хартия экон прав и обяз-тей гос-в 74 г. Поименованы как общ, так и спец пр-пы. Общ пр-пы сформулированы иначе, чем в Декл-и 70 г.: суверенитет, суверен рав-во, ненапад-е, невмеш-во, рав-во и самоопр-е народов. (См. 1ю лекцию.)

Спец пр-пы:

- устран-е несправедливости, возникшей в рез-те прим-я силы

это абстракт понятие. по сущ-ву речь о компенсации ущерба, причин-го эк-ке, прир ресурсам. Ущерб компенс-ся от люб прим-я силы. Имеется в виду не только воен сила, но и экон давл-е. Напр, если ТНК причиняет ущерб гос ресурсам, такой ущерб подлежит возмещ-ю. Т.е. возмещ-е ущерба – любая сила.

- взаим и справедл выгода

в экон отн-ях участвуют гос-ва развитые и развивающиеся. Цель Хартии – устранить фактич нерав-во. Напр, д/б соотн-е цен на товары импортируемые развивающимися гос-вами и сырье, кот-е они экспортируют. Т.е. сотруднич-во не д/вести к эксплуатации ресурсов развивающихся гос-в.

- недопущ-е гегемонии и раздела сфер влияния

Гегемония – когда гос-во говорит о том, что терр-я др гос-ва явл-ся сферой его нац инт-сов. Это раздел-е мира по сферам влияния. Хартию приняла ГА ООН, значит, ООН считает такую тенденцию негатив. На самом деле в практике гос-в сложилось так, что гос-ва заявляют о сферах св влияния. Раздел сфер влияния мы видим четко на примере восточно-европ гос-в (к РФ – Беларусь, Казахстан; к США – Украина, Грузия). Поэтому пр-п не получил норматив закрепл-я и не явл-ся реально действ-м. Провозгласили, а претворить в жизнь не см/.

- М/соц справедливости

По данным ООН 90 % мир богатств сосредоточены у 10 % насел-я Земли. Имеются достаточно существ различия в экон полож-и развитых и развивающихся гос-в, и в экон лит-ре мы найдем термины «богатый Север» и «бедный Юг». Т.к. справедливость – это понятие абстрактн и четк его опр-я нет, фактически этот пр-п следует понимать как рав-во возм-тей для всех гос-в, как обеспеч-е участия в М/экон и соц отн-ях. М/фин учр-я проводят политику поддержки развив гос-в (напр, М/ассоциация развития).

- сотруднич-ва в целях развития

В МП получила развитие концепция права на развитие. Более того, на МПП нам говорили о Декл-и в Рио 92 г. – об устойчивом развитии – рационал расходов-е прир ресурсов. Сейчас число актов об устойчивом развитии исчисл-ся тысячами. Пр на развитие рассм-ся и как коллектив право народов и как пр отдел чел-ка. Есть в нем экон (устойч развитие), экол составляющие. Гос-ва д/сотрудничать так, чтобы экономно расходовать прир ресурсы, совершенствовать стр-ру экономики, повышать благосостояние насел-я.

- свобод доступ к морю

имеет не только обычноправ, но и конвенц закрепл-е. Речь о правах гос-в, не имеющих выхода к морю на доступ к нему: возм/ иметь св флот, пользоваться внутр реч с-мами, сетями. Небесплатно, но на недискриминац усл-ях. Конв-я ООН по мор праву: гос-ва, не имеющие выход к морю, получают свобод доступ к морю. И с этой целью они польз-ся свободой транзита по терр-и гос-в люб транспорт ср-вами – свобода транзита люб ТС.

М/д-ры в экон сфере: универсал, регионал, 2стор.

Универсал различны по св содерж-ю. Напр, межд товар соглаш-я (М/соглаш-е по олову, какао, сахару, кофе); д-ры, устанавливающие огранич-я внешнеэкон д-ти (Единая конвенция о нарк ср-вах 61 г.) – огранич-е перемещ-я через гос границу. Особо значимыми на универсал уровне явл-ся унификац д-ры, кот-е содержат пр-ла непоср-но для невласт С-тов. Напр, Вен конв-я о д-рах М/купли-продажи товаров 80 г., Конв-я УНИДРУА о М/факторинге 88 г.; Конв-я УНИДРУА о М/фин лизинге 88 г. (на них надо основываться при составлении контрактов)

Регионал д-ры отличаются многообразием в кажд регионе. Напр, СНГ. Д-ры СНГ: Соглаш-е об общ усл-ях поставок между орг-циями гос-в – уч-ков СНГ – рег-ет именно межгос поставки (кот-е закл-ют гос-ва в рамках МЭО); Соглаш-е о мех-зме поддержки и сотруд-ве в области производств кооперации между орг-циями гос-в – уч-ков СНГ 93 г.; Д-р о провед-и согласован антимонопол политики 93 г.

2стор. Д-ры на 2стор уровне закл-ся по широк кругу?сов. Прежде всего это «торг д-ры», кот-е называются по-разному: д-ры о торговле и платежах; о дружбе и торговле; о свобод торговле; чаще – о ТЭО. М/б кредит соглаш-я, соглаш-я о строит-ве О-тов, о специализации, о кооперировании, о научно-тех сотрудн-ве. Напр, торг д-ры. Закл-ся сроком на 3 – 5 лет. Обычно содержат формы сотрудн-ва, общ усл-я его осущ-я, как б/идти поставки, расчеты, содержат опр прав режим. Речь об оговорке о нац режиме / наиб благоприятствования. К таким д-рам ежегодно подписываются протоколы о товарообороте, в кот-х конкретно указ-ся, какими товарами б/идти торговля. Они не публ-ся (в отличие от соглаш-й). Подписав протокол, кажд гос-во назначает уполномоч орг-цию, и уполн орг-ции 2 гос-в заключают между собой контракт. Т.е. рег-е со сферы МПП переходит в сферу МЧП. Среди 2стор д-ров особо следует выделить программы торг, экон, пром и научно-тех сотруд-ва, кот-е закл-ся сроком на 10 – 15 – 20 лет. Содержат направл-я сотруд-ва, пр-пы, сферы. Это М/д-р, но он называется программой. Обычно она такая срочная. По истеч-и 10 лет закл-ся новая программа.

Опр роль в ТЭО играют М/обычаи. Обычные нормы: исполн-е обяз-в по торг д-рам; право гос-ва поручать исп-е М/д-ров невласт С-там. Все расчеты в ТЭ сфере в осн-м проводятся на осн-и обычаев, т.к. такие формы расчетов как аккредитив и инкассо договор рег-я не имеют. Когда невласт С-ты заключают внешнеэкон контракт, содерж-е его м/формир-ся с учетом резолюции межд орг-ций. При ООН – Комиссия по праву М/торговли – ЮНСИТРАЛ. Напр, Прав рук-во по заключению контрактов на стр-во пром О-тов 87 г.

(Подряд – стр-во не берем!)

По М/ торг встреч сделкам – бартеру 92 г.

Есть док-ты, на кот-е м/ссылаться в д-рах: Согласител регламент ЮНСИТРАЛ 80 г. и Арб регламент ЮНСИТРАЛ 76 г.

УНИ`ДРУА (Рим ин-тут по унификации рим ч/права) – Пр-пы М/комм д-ром (сам значимый из принятых) / Пр-пы УНИДРУА. 1 ред – 94 г., сейчас – 04 г. Эти пр-пы м/рассм-ть в кач-ве применимого права фактически по люб контракту, т.к. пр-пы сосредоточены не на видах контрактов, а на расторж-и, заключ-и, исп-и… контрактов. Т.е. в люб контракте м/сослаться на Пр-пы как на применимое право.

М/торг палата – разрешает споры. Сам популяр акт – ИНКОТЕРМС-2000; Унифицирован пр-ла по инкассо 95 г.; Унифицирован пр-ла и обычаи для документар аккредитивов 06 г.

Нов М/экон порядок: когда появились нов гос-ва, они образовали группу 77 и стали бороться за более справедлив экон порядок. В мае 74 г. ГА ООН приняла Декл-цию о нов М/экон порядке. Принят с учетом развивающихся гос-в. Для них уст-но право на участие в реш-и мир экон проблем; борьбу против колониализма и неоколониализма; свободно избирать экон и соц с-му (тогда сущ-ли капиталистич и социалистич с-мы); установлены и более опр предпис-я: пр-ла о префернциал режиме (льгот невзаим 1стор режим, т.е. развитые гос-ва такой режим предоставляли без обязат-в развив стран); экономия прир ресурсов; развивающиеся гос-ва д/б получить на льгот основе доступ к М/фин ресурсам – д/обеспечиваться доступ к науке и технике. По св хар-ру резолюции ГА ООН носят хар-р рекомендаций.

А что есть для пользы развив гос-в в М/д-рах?

77 г. – Протокол к Париж конв-и об охране пром собств-ти (1883). Передача достиж-й развит гос-в развив гос-вам на льгот условиях.

В сфере автор права – 67 г. – Стокгольмск акт к Бернск конв-и об охране лит и худ произвед-й (1886). Развив гос-ва м/выдавать лицензии люб лицу на перевод и распростр-е произв-й в науч, учеб и образовател целях. Автору выплачивалось вознагражд-е по мест ставкам и в мест валюте. К Протоколу не стали присоединяться развит гос-ва. Не вступил в силу.

Тогда в 71 г. – Парижск акт к Бернск конв-и. Лицензии для радиовещания, перевода, воспроизведения – в науч и образовател целях. М/выдавать лицензии сам гос-вами без согласия авторов – спустя опр время, если автор сам не выдал лицензию (спустя 3 года). В свободно конвертир валюте и по ставкам, действ-м в гос-ве автора – т.е. автор получает одно и то же. Вступил в силу. РФ – уч-к. Развив гос-ва остались недовольны, но Акт стал компромиссом.

Развив гос-ва достигли успеха при разработке мор кодекса. Выдвинули конц-ю наследия общ развития чел-ва. Район – дно морей и океанов за пределами нац юрисд-ции. Оно не подлежит нац присвоению и исп-ся в инт-сах всего чел-ва. Создан спец орган по мор дну, кот-й заним-ся?сами лицензир-я в этой обл-ти.

Ряд гос-в уст-ет спец тамож пошлины для развив гос-в. Они снижены.

Этим исчерпывается то, что делает МП в инт-сах развив гос-в.

Но когда столкнулись с экон кризисом, стали говорить о том, что от мир экон устр-ва получили выгоды ряд развив гос-в (Индия, Бразилия) – чьи экономики развив-ся оч высокими темпами. Т.о., среди развив гос-в нет единого уровня развития, т.к. некот-е развив-ся оч быстр темпами, а др в св развитии существенно отстали. Возм/, это требует пересмотра конц-и отн-я к развив гос-вам: нужно ли подходить к ним всем с единой меркой или уст-ть спец пр-ла?

 

Понятие внешнеэкон сделки

В ГК есть понятие сделки.

ГК оперирует понятием внешнеэкон сделка – так, уст-ся пр-ло, что любая внешнеэкон сделка обязат-но соверш-ся в письм форме. При этом не раскр-ся, что раскр-ся под внешнеэкон сделкой. Если посм наше зкнд-во в целом – есть ФЗ об осн-х внешнеторг д-ти (есть понятие внешнеторг д-ти, но не внешнеэкон сделки). Получ-яс, что в зкнд-ве нет четк понимания того, что явл-ся внешнеэкон сделкой. Поэтому мы обращ-ся к доктрине. Если взять понятие, кот-е дает Лунц, то он под ВЭС понимал различ операции по экспорту и импорту товаров и операции, связ-е с экспортом и импортом товаров: посреднические, перевозку, страх-е. Т.е. осн критерий отнес-я сделки к внешнеэкон – ее связь с экспортом и импортом товаров. Но при таком подходе мы забываем о работах и услугах.

Зыкин: более обобщ опр-е. Рассм-л ее как сделку между орг-циями, комм предпр-я кот-х наход-ся в разн гос-вах. Откуда взялось такое поним-е? Многие заговорили, какой он молодец, как правильно он сказал. Богуславский его поддержал тоже. Дело в том, что это понятие основано на м/д-рах. Если взять Вен конв-ю о д-рах м/купли-продажи 80 г., то она понимает под м/куплей-продажей сделку купли-продажи между орг-циями, комм предпр-я кот-х наход-ся в разн гос-вах. Зд мы слышали термин «комм предпр-я» на ГП, и там поним-ся под этим опр ЮЛ. В этом понятии орг-ция эта м/б ЮЛ, а м/и не явл-ся таковой. Но инт-но, что такое комм предпр-е. Под комм предпр-ем иначе поним-ся место д-ти. Это м/б филиал, предст-во, контора, склад, центр расчетов и т.д. Т.е. опр место д-ти орг-ции, кот-я связана с этой сделкой.

Мы видим, что ни рег-я, ни лич з-н не играют никакой роли при отнес-и сделок к внешнеэкон. Осн критерий – где ведет д-ть.

ЛЕКТОР: Зыкин прав во многом, но – в том, что его нельзя считать легальным – в зкнд-ве его нет и в доктрине его не все разделяют.

Долгое время у нас господствовала конц-я, согласно кот-й выделялись признаки ВЭС. Посл труды Канашевского показывают, что она не устарела все-таки, т.к. он к ней возвращ-ся и пытается выделить признаки ВЭС.

ЛЕКТОР: есть признаки, с кот-ми никто не спорит. Они и образуют ВЭС:

- одна ст-на – ин-нец

- ВЭС осущ-ся в рамках предпр д-ти

Т.е. если нам ин-нец предост-ет грант (напр, для напис-я книги) – это не ВЭС, т.к. нет признака предпр д-ти. Это следует из ряда м/конв-й. Напр, в той же Вен конв-и 80 – не распр-ся на куплю-продажу товаров для лич, сем и дом использ-я, кроме случаев, когда продавец не знал, что сделка соверш-ся в указ-х целях; Кон-я УНИДРУА 88 г. о м/фин лизинге – не распр-ся на оборуд-е (переданное в лизинг), кот-е исп-ся глав образом персоналом лизингополуч-ля либо в лич, сем и дом целях. Т.е. д/б предпр хар-р.

Но далее идут небесспорные признаки. Они м/присутствовать, а м/и нет.

- Напр, товар пересекает границу. Но ин-ц м/и не вывозить товар: купить на терр-и РФ и продать на терр-и РФ; купить мат-л, переработать, рез-т продать – все в РФ. А как б/с работами и услугами? Рез-т работ никогда не пересечет – это О-т недвиж-ти; с услугами сложнее. В нов ФЗ об основах гос рег-я внешнеторг д-ти – определена так, как она определена в ГАТС – Ген соглаш-е по м/торговле и услугам.

Сейчас м/закл-ть контракт и оказывать услуги где угодно. Услуга необязат-но д/пересекать границу. М/получать валютой.

- валюта сделки хотя бы для 1 из ст-н д/б иностр или м/. Т.е. иностр валюта сделки. Наш ФЗ о валют рег-и допускает в отдел случаях расчеты в валюте. Напр, между комиссионером и комитентом, но только если комитент продает товары на экспорт – получает выручку. М/за м/перевозки рассчит-ся в валюте; за страх-е товаров по ВЭ контрактам и т.д. В ЗЕ свободно конвертируемая валюта и расчеты идут в люб валюте – нет таких жестк огранич-й. ЦБ подписал соглаш-е с нац банками СНГ – расчеты в рублях по ВЭС. Т.е. м/ по ВЭС рассчит-ся в рублях, а по внутр – в иностр. В чем специфика, почему уцепились за эту валюту – непонятно!

Коношевский опр признаки добавил от себя:

- специфич прав рег-е: это не признак сделки, а следствие того, что ВЭС носит особ хар-р.

- специфич порядок разреш-я споров: м/комм арбитраж – д-ет по тем же пр-пам, что и третейск суд. Если же в контракте нет арб оговорки, то спор б/подсуден нац суду – как люб внутр спор. Конечно, м/комм арб-жи не разрешают внутр споры, хотя есть искл-я: в МКАС разрешают внутр споры предпр-й с ин/инвестициями. Но м/ли говорить о том, что порядок разреш-я споров по ВЭС отличается от внутр порядка – вряд ли.

 

Лектор: позиция Зыкина наиб адекватна, но норм закрепл-я ее нет.

 

Виды ВЭС

По сущ-ву все виды внутр сделок м/исп-ться и в м/отн-ях: купля-продажа, услуги, подряд, кредит д-р – то, что есть во внутр правоотн-ях. Но в м/отн-ях есть сделки, аналогов кот-х нет во внутр праве: специализация и кооперирование. Есть сделки, кот-м в МП придается одно содерж-е, а в рос праве – другое.

Франчайзинг – комм концессия, лизинг – фин аренда (от обыч аренды отлич-ся С-тным составом), факторинг (финансирование под уступку ден треб-я). РФ не участвует в Конв-и УНИДРУА о м/факторинге – не д/приводить св зкнд-во в соотв-и с конв-ей. По Конв-и – только откр факторинг (нужно уведомить должника), а у нас – и откр, и скрытый – м/ и не извещать. Вообще, у нас полностью отлич-ся от конвенц. В Конв-и есть право на зачет против фин агента, суд практика тоже его признает, но в ГК его нет.

 

!!! Контракт составляется по одной из конв-й – одну исп-ть как образец, а др – как НА

 

Контракт как форма ВЭС

Почему правильно писать и говорить «контракт»? Есть понятие «м/д-р». Это по Вен конв-и 69 г. о праве м/д-ров етсь соглаш-е между гос-вами независимо от формы такого соглаш-я и независимо от его наименов-я (конв-я, пакт…). Т.е. «межд д-р» режет ухо специалиста. Т.е. мы д/употреблять «контракт», тем более, он позволяет отграничить его от ГП д-ров.

Люб контракт состоит из 3 частей:

- преамбулы:

- д/б слово «контракт». Указывать вид К необязат-но. Главное – чтобы не делать ошибки – К факторингА, К купли-продажИ (а не К о факторинге).

- Далее пишем номер К. Номер необходим, когда 2 К закл-ся в одну и ту же дату. Раньше д-ли рекомендации ЦБ 96 г. по порядку закл-я ВТС, но их формально никто не отменил. Там предлагался слож номер К – с кодами стран – неск позиций д/б б/ в номере. Но им м/следовать, а м/нет. На практике сам ЦБ о них забыл. Поэтому в наше время д-ет Инстр-я № 117-и о порядке оформл-я паспортов сделок. В ней в отн-и паспорта сделки разрешено в графе номер указывать «б-н». Т.е. для оформл-я паспорта сделки номер необязателен. Но рекомендуют ставить № - никто же не знает, ск-ко контрактов мы закл-ем в день, а платеж поруч-е, инвойсы д/четко относиться к этому контракту.

- В лев верхнем углу после слова «К» с № идет место зкл-я К. lex loci contractus д-ет не во всех прав с-мах, но такие примеры есть. Минск конв-я о прав помощи по гражд, сем, угол делам 93 г., Киевск конв-я 92 г. по д-ти – в отсутствии в-ра ст-нами применимого права к правам и обяз-тям по контракту прим-ся з-н места закл-я контракта. Прим-ся з-н наиб тесной связи. Т.е. в некот-х случаях имеет роль место закл-я, а в др не имеет.!!! При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

- В прав верх углу обязательно стоит дата! Сразу пишем дату (пусть она б/раньше на 2 недели закл-я, но зато не забудем!)

собств-но преамбула. Д/б наимен-я ст-н. Важно, чтобы они б/указаны так, как они указаны в док-тах о гос рег-ции – для ин-ца д/б такое же наимен-е, как в выписке из торг реестра. Неважно, обозначаем мы ин-ца рус буквами или обозначаем его так, как он обозначен в уставе – обычно контракт на 2 языках, так что б/и так, и так. Почему важно точ наимен-е ин-ца? Б/оспаривать в его суде – если установим, что он не он, нам реш-е никто не присудит. М/рус буквами так, как это звучит на ин/языке, а м/на ин/языке. В некот-х в назв-и есть указ-е на орг-прав форму: Гамма Лтд; м/также ООО Гамма Лтд.

- Д/б регистрац номера. Для рос ст-ны – это ОГРН в ЕГРЮЛ, для ин/ - м/б рег № в торг реестре гос-ва. Берем №ра из выписки из торг реестра. Главное – реестр назвать.

- Рекомендуем контрактн полож-е – как в Конв-и по факторингу.

- В лице кого. Если речь о гендиректоре, президенте, исп директоре – он д-ет на осн-и устава. Но есть тонкий момент – учр док-тами или зкнд-вом м/б ограничены круп сделки. Иногда в уставе стоит размер, в пределах кот-го директор м/единолично принять реш-е о сделке. БОльш размер требует одобр-я его реш-ем общ собр-я акционеров. Кроме того, в Канаде на осн-и устава м/д-ть 2 члена совета дир-ров (только вместе – 2 подписи). Они также д-ют на осн-и устава. Когда мы имеем в виду комм орг-ции, то все остал лица д-ют на осн-и довер-ти. В отн-и фрмы довер-ти и срока ее д-я д-ет пр-ло lex loci actus – довер-ть, кот-я выдана за рубежом, д/соотв-ть соотв ин/праву – з-ну места ее выдачи. В итоге рос юрисконсульт получает письмо подтвержд-я полн-й представителя – дата стоит, довер-ти нет. Суть, что такой-то уполномочен. Поэтому?сы закл-я сделок по довер-ти – опр риск. Его устранить м/только изучив соотв зкнд-во. В опр степени эти риски м/б устранены легализацией – риск, что подпишет неуполн лицо, м/б устранен. Т.е. изначально речь о консул легализации – рос консул в ин/гос-ве ставит на довер-и ин/штамп.

В 61 г. Гаагск конв-я об отмене легализации – спец штамп – апостиль, кот-й ставится в соотв ин/гос-ве и О. этого гос-ва. Но в отн-и довер-тей ситуация такова – апостиль м/б поставлен только на нотариально удостоверенную довер-ть. В 90е гг. суды отметали довер-ти без апостиля. Но в нач 00х ВАС по конкр делу написал что довер-ть – комм док-т и не требует легализации и апостиля (в отличие от офиц док-тов – по Гаагск конв-и). Поэтому сказать, что довер-ть без легализации апостиля недейств-на, мы не м/. Но лучше требовать. Суд практика по-прежнему: если нет легализации, тебя отправляют с Пса – все просто. Апостиль ставится в Упр-и юстиции.

Раньше содерж-е кредит К. рег-л ЦБ. Сейчас регул-ся содерж-е бартерн К. По купле-продаже жестк регламентаций нет, но у лектора есть опр представл-я по К.

В К. не д/б пробелов и прочерков – все прописываем-придумываем.

- осн части:

это обязат-ва ст-н – продаце передает товар в собств-ть покупателя, а тот обязуется его принять и оплатить. Вен конв-я требует, чтобы в К. б/опр-ны товар, кол-во и цена. Опр-н товар – максимально определенно (с артикулами…). Для кол-ва и цены м/б уст-н порядок их опр-я (заявки, их соглас-я), но товар д/б обязат-но опр-н. М/сослаться на спецификацию.

!!! Когда мы пишем К., не д/составлять прил-я, но мы д/понимать то, что там д/б.

В подряде сложнее всего опр-ть кач-во работ.

- М/указать общ стоимость товара. Это необх-мо для паспорта сделки, хотя ЦБ разъяснил, что допуск-ся К. с указ-ем «б-с» (без суммы), но когда мы понесем это на таможню и б/подтверждать стоимость, а в К. нет, то таможня сама б/опр-ть по 6 резервн методу – такой подарок для таможни, поэтому закрепляем в К.

- ссылка на ИНКОТЕРМС (посл редакция – ИНКОТЕРМС-2000, хотя у нас есть право ссылаться на люб ред). Правильно ссылаться так: «поставка осущ-ся на усл-ях СИФ СПб согласно ИНКОТЕРМС-2000». В ИНКОТЕРМС есть 4 группы усл-й поставок – расположены по мере возраст-я отв-ти продавца. После отгрузоч термина указ-ем место отгрузки. C и D – доставочн термины: указ-ем пункт доставки. В терминах группы C продавец несет отв-ть по доставке товаров (риски уже перешли с момента передачи товара 1му перевозчику). Риски переходят одинаково. Некот-е особо дальновидные уч-ки указывают не просто СИФ СПб, а куда д/доставить в СПб, иначе – по ИНКОТЕРМС – доставл-ся в люб место по в-ру продавца. ИНКОТЕРМС пригодится для К. подряда – доставка б/осущ-ся по ИНКОТЕРМС. Мы д/распр-ть, кто б/закл-ть д-р перевозки, осущ-ть оформл-е – т.е. с помощью ИНКОТЕРМС мы опр-ем момент перехода рисков. Термины все морские в ИНКОТЕРМС, перечислены права и обяз-ти по кажд термину.

Нам нужно пролистать ИНКОТЕРМС и подобрать подходящий.

Пр собств-ти ИНКОТЕРМС не рег-ет – д/б в К.

Ссылка на ИНКОТЕРМС желательна, т.к. иначе нам придется писать статью о правах и обяз-тях ст-н (только в контракте поставки).

- конкретизация прав и обяз-тей. В поставке сразу м/начинать с этого.

права и обяз-ти:

ст 1 - кач-во товара опр-ся так: методы очевидны: по стандартам; тех усл-ям; образцам. Тех усл-я разрабатывает изготовитель. Стандарты м/б нац и м/. В РФ – стали принимать тех регламенты. Обобщ понятия м/стандартов нет; есть стандарты конкр м/орг-ции – стандарты ЕС или ISO (М/орг-ция по стандарт-ции). Если такие стандарты есть, находим в И-нете и указываем. Образцы – к К. прикладывается д-р осмотра образца.

ст 2 – упаковка и маркировка. Проще с маркировкой – наносится та, кот-я допускается перевозчиком на соотв виде транспорта; усл-е об упаковке составлять с инженером – какая д/б.

ст 3 – отгрузка и доставка. Продавец д/дать извещение об отгрузке. Вен конв-я – только когда товар не идентифицирован четко. На практике дается всегда. Чтобы б/ссылка на контракт, номенклатуру товара, его кол-во, даты отгрузки и прибытия в порт назнач-я.

Доставка – по Вен конв-ции – если ст-ны не согласовали вид транспорта, его выбирает продавец – кот-й подходящий при данн усл-ях, но его м/согласовать.

Далее – д/б место доставки (нет в К-ции и ИНКОТЕРМС). Банки оч любят, когда мы паспорт сделки оформл-ем, чтобы б/указана дата поставки – 1 из контрол дат (особенно, когда речь об экспорте, а потом идут расчеты). Банки любят, чтобы б/привязка к конкрет док-ту – груз тамож декларацией с отметкой разрешен, груз транспорт отметкой гразополучателя – чтобы банку б/легче проконтролировать.

Далее – для упорядоч-я желателен момент, чтобы б/опр-н момент перехода пр собств-ти – иначе б/опр-ться по применимому праву, кот-е чаще нерос.

ст 4 – приемка товара. В отн-и приемки импорт товаров в РФ нет норматив док-тов. Б/Инстр-ция 90 г. Госарбитража СССР о порядке приемка товара по кол-ву и кач-ву. Ее м/исп-ть, но только путем отсылки к конкрет пунктам (т.к. в целом инстр-я кас-ся монополии внешней торговли).

Часто в контракте предусматривают собственную процедуру приемки, кот-я характерна именно для данн К. В К. м/уст-ть собств срок приемки, кто участвует в приемке (решить?с, вызывать продавца или не вызывать); содерж-е акта о недостатках по кол-ву и кач-ву. В АС часто возникает след?с: акт, кот-й предусм ст-ны, не всегда содержит усл-я о том, как хранился товар в промежутке между доставкой и составл-ю акта приемки товара. Тогда продавец м/ссылаться на то, что покупатель не принял долж мер к приемке. Как поступать, если продавец не подпис-ся акт, не явл-ся на приемку. К. д/б предусм, что приглаш-ся эксперт опр торг или ТПП. Это особенно важно для разбират-ва дел в гос судах, от кот-го мы не застрахованы, т.к. есть «допустимость доказ-в». Если не предусм-м эксперта, продавец м/заявить о незакл-и акта эксперта – только рекламационный хар-р у него. Эксперт обычно составляет заключ-е.

указали на то, что эксперт составляет рекламац акт. А эксперт говорит, что он составляет заключ-е.

наш АС стоит на позиции, что допустим только тот акт на конкр этапе, кот-й предусм. К. странная позиция – допустимы любые письм доказ-ва!

под кажд процедуру есть св док-ты

ст 5 – расчеты. срок платежа и кредита. чаще – банковский кредитовый перевод (просто это написали и все). Есть аккредитивы и инкассо (тут сложнее – см след занятие). Валюты обяз-ва и платежа м/не совпадать – тогда д/б курс пересчета. Есть курсы на рынке FOREX. Особенно важно для экспорт К. – обяз-ва по оплате д/исп-ся в момент зачисл-я ден ср-в на текущий валют счет рос стороны. Т.е. мы пишем, что обяз-ва д/исп-ся… Дело в том, что у нас валют рег-е сильно урезанное – осталиь паспорта сделок и репатриации (контроль осущ-ся за контракт сроками – сроки в К. д/б реальными). Валют выручка считается репатриированной, когда она поступила на валют счет, а валют связан с транзит, с кот-го ср-ва перечисл-ся на текущий. Если ин/контрагент перечислил через 28 дн, а деньги дошли на 30й. Но АС стоят на разн позициях: это смягчающее отв-ть обст-во; отменяющее отв-ть. Репатриация выручки – в ФЗ о валют рег-и и валют контроле. Суть – по экспорт К. – если отгрузили К., мы обязаны получить транзит выручку на св валют счет. Если мы д/иностранцу, это поощр-ся. Если он д/вам, вас же и оштрафуют. Т.е. по экспорт контрактам – если мы отправили предоплату по экспорт контракту, в установл сроки Раньше – в теч-е 90 дн д/б произведен оборот (ввезти товар). Теперь сроки рег-ся К. Но если ин/контрагент нарушит К., наша служба нас же штрафуют. Отмазаться – только подать иск в АС (мы приняли меры) – ст 16.25 КоАП (там все валют наруш-я). АС практика: пока нет просрочки, подписываем соглаш-е. А если доп соглаш-е после сроков – не приняли меры.

Надо мин-м 20 дн для расчетов – чтобы деньги дошли на счет. Надо оценивать св возм-ти по репатриации: серьез отв-ть (от ¾ до 100 % валют выручки). Суть – чтобы капитал за рубеж не выводили. Но те, кто знают как выводить, выводят, а страдают простые рос ЮЛ, кот-е понадеялись на ин/контрагента.

при подпис-и доп соглаш-я нужно вносить соотв измен-я в К. если мен-ся данные паспорта сделки, вносятся соотв изм-я (но в практике – оформл-ся нов паспорт сделки). паспорта сделок хранятся в обслуживающем банке, т.к. это инструмент валют контроля – он сообщает куда следует.

ст 6 охранител правоотн-я ст-н – отв-ть:

не нужно писать об убытках: они всегда есть в применимом праве – и в Венск конв-ции, и в нац прав с-мах. По К. поставки это обычно и упущ выгода тоже. Но ошибкой вписать не б/.

Ст 395 – убытки вписываются по применимому праву обычно.

Меры отв-ти предусм-ся только К.: неустойки – м/б собств-но неустойка, штраф, пеня.

Неустойка – за какое наруш-е и размер. Это % от опр базы.

Штраф – опр сумма.

Пеня - % от опр базы за период просрочки.

Забывают иногда указать опр базу – от стоимости непоставл-го товара…

Не надо ссылаться при отв-ти на пункты – чтобы не листать. Напишите словами: в случае просрочки платежа покупатель обязуется оплатить поставщику пеню в размере 0,1 % от суммы задолж-ти за кажд день просрочки. Лектор в тексте К. на пункты не ссылается: К. часто переписываются.

Неустойка взыскивается не во всех прав с-мах – в США – рассм-ся как неосновател обогащ-е. Прим-ся компенсация – она ближе к убыткам. Ее м/только уменьшить или увеличить пропорционально размеру убытков, но?с убытков всегда исслед-ся. У нас – если неустойка штраф, убытки м/не исслед-ся. У нас неустойка зачет – взыскивается в размере, не покрытом убытками. В Польше – исключител (м/взыскать только неустойку). Если она предусмотрена, то взыскивается только неустойка. Штраф (кот-я сверх убытков) – обычно только в К. Нужно для ин/АС написать по-человечески, что неустойка взыскивается сверх убытков.

Пр-пы УНИДРУА разрешают опр-ть в К. опр-ть порядок опр-я суммы убытков, только она м/б уменьшена до разум пределов. Это «согласованная сумма убытков».

К. – осн регулятор правоотн-й ст-н. Он д/только соотв-ть императив нормами (валют, налог, тамож зкнд-во). Мы м/даже противоречить Вен конв-ции (кроме ст 12), т.к. она это допускает. Чем максимально К. подробнее у нас, тем больше мы искл-ем рег-е диспозитив норм конвенц и нац зкнд-ва. !!! Поэтому писать много!

 

- закл полож-й

 

 

16.10.09

<…>

В этой статье мы д/установить обяз-ть уведомить об указ-х обст-вах др ст-ну:

д/б срок для уведомл-я – оно д/б об уст-и и прекращ-и этих обст-в. Обяз-ть ст-ны, кот-я подверглась осн-ям освобожд-я от отв-ти – уведомить др ст-ну о возникн-и и прекращ-и этих обст-в.

В ст Вен конв-и 80 – в статье об отв-ти – в случае неуведомл-я винов ст-на д/возместить убытки, связанные с таким неуведомлением. Напр, ураган уничтожил товар, а покупатель заказал судно для доставки. Если бы уведомили, он бы не заказывал.

 

Чем подтверждаются форс-мажор обст-ва? Справкой торгово-пром или торг палаты – в зависимости от того, какая палата сущ-ет на терр-и гос-ва, где имели место соотв обст-ва. Причем они подтверждаются справкой только нац палаты – кот-я д-ет в пределах всего гос-ва. Напр, в РФ такие справки выдает ТПП РФ – Прав департамент (за подписью директора).

Для получ-я такого сертификата нужно представить контракт, док-ты по его исп-ю. А также – для ТПП РФ – 2 справки от компетент гос органов, подтверждающие соотв факты (в МЧС, Рогидромете), т.к. сама ТПП непоср-но не обследует, б/там форс-мажор или нет – а решают на осн-и представл док-тов.

 

Д/б прав последствия наступления оснований освобожд-я от отв-ти.

В тип контрактах пишут: «Если ФМ обст-ва длятся 3, 6 мес, кажд из ст-н вправе расторгнуть контракт». Но это не догма:

- м/возникнуть необх-ть провед-я переговоров – ст-ны обяз-ся в опр срок вступить в переговоры

- м/возникнуть необх-ть просто продлить сроки исп-я контракта на период д-я соотв обст-в (купля-продажа эксклюзив оборудования – б/дожидаться). Нужно выбрать то, что б/соотв-ть нашему контракту.

Т.е. послед-я м/б самыми разнообразными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.109 с.)