О неприхотливости, скромности, умеренности в расходах на пропитание и (прочих) тратах и порицании обращений с просьбами (к людям) без крайней необходимости) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О неприхотливости, скромности, умеренности в расходах на пропитание и (прочих) тратах и порицании обращений с просьбами (к людям) без крайней необходимости)



 

Аллах Всевышний сказал:

- Нет на земле ни одного живого существа(, обеспечение) пропитанием которого не взял бы на Себя Аллах … (“Худ”, 6)

Всевышний также сказал:

- (Расходуйте свои средства) на бедняков, которые (не сходят) с пути Аллаха и не могут (свободно) передвигаться по земле. [1084] Невежественный считает, что они ни в чём не нуждаются, так как (эти люди проявляют) скромность, ты же узнаешь их по их приметам: они не просят людей, приставая (к ним). (“Корова”, 273)

Всевышний также сказал:

- …и те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а проявляют (умеренность, не впадая в) такие крайности… (“Различение”, 67)

Всевышний также сказал:

- И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.

Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. (“Рассеивающие”, 56 - 57)

 

Что касается хадисов(, относящихся к данной главе), то большинство из них уже было приведено в двух предыдущих глава, а к тем, что ещё не приводились(, относятся следующие):

522 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не обилие имущества приносит богатство, (истинным) богатством является богатство души. (Аль-Бухари; Муслим)

523 - Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Преусп\еет тот человек, который примет ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным, и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему. [1085] (Муслим)

524 - Сообщается, что Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) я попросил (что-то) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он дал мне это, потом я (снова) обратился к нему с просьбой и он дал мне (то, что я просил), потом я (снова) обратился к нему с просьбой и он дал мне (то, что я просил), а потом он сказал: “О Хаким, поистине, это имущество (подобно) зелёному и сладкому (плоду): оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его(, подчиняясь желаниям своей) души [1086], благословенным оно не станет, и уподобится он (человеку), который ест, но не насыщается. (Запомни, что) высшая рука лучше низшей.” [1087]

Хаким сказал:

- Тогда я сказал: “О посланник Аллаха, клянусь Тем, кто направил тебя с истиной, после тебя я ни у кого ничего не возьму, пока не покину этот мир!”

(Сообщается, что) потом [1088] Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, призывал Хакима к себе(, чтобы тот взял полагающуюся ему часть военной добычи), однако он отказался принять от него это. А затем его призывал к себе Умар, да будет доволен им Аллах, чтобы дать ему (что-то), но он отказался принимать что-либо и от него, и тогда Умар сказал: “О мусульмане, призываю вас в свидетели, что я предлагаю Хакиму полагающуюся ему долю от этой добычи, а он отказывается брать её.” И после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Хаким так и не взял ничего ни у кого из людей до самой своей смерти. (Аль-Бухари; Муслим)

525 - Передают со слов Абу Бурды, что Абу Муса аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) шестеро из нас [1089] выступили в поход вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и у нас был только один верблюд, на котором мы ехали по очереди. Из-за этого подошвы наших ног стёрлись и я (тоже) стёр себе ноги и (даже) лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и (по этой причине этот поход) был назван “Зат ар-рика`”. [1090]

Абу Бурда сказал:

- И Абу Муса, передавший мне этот хадис, потом пожалел (о том, сделал,) и сказал: “Я делал (это) не для того, чтобы (потом) рассказывать об этом!”, - и было похоже на то, что он не хотел, чтобы я хоть что-то рассказывал (другим) о его делах. (Аль-Бухари; Муслим)

526 - Передают со слов Амра бин Таглиба, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, доставили деньги (или: …пленных), он разделил это, дав что-то одним людям и ничего не дав другим. А (потом) до него дошло, что те, кому он ничего не дал, упрекают (его), и тогда он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а потом сказал:

- А затем: клянусь Аллахом, я действительно даю (что-то одному) человеку и обделяю другого, однако обделяемого мной я люблю больше того, кому даю! Даю же я (что-то тем) людям, в сердцах которых вижу недостаток терпения и беспокойство /халь`/, иных же я вверяю богатству и благу, вложенным Аллахом в сердца их, и среди них - Амр бин Таглиб.

(Амр бин Таглиб, да будет доволен им Аллах, сказал):

- И клянусь Аллахом, не променял бы я эти слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, даже на красных верблюдов! [1091] (Аль-Бухари)

“Халь`” означает “крайняя степень озабоченности”. Говорят также, что это - “беспокойство”.

527 - Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Высшая рука лучше руки низшей [1092]. Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом) Аллах избавит (от необходимости во всём прочем). (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари, версия же Муслима короче.)

528 - Передают со слов Абу Абд ар-Рахмана Му`авийи бин Абу Суфйана Сахра бин Харба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не будьте (слишком) настойчивы в просьбах, ибо, клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас своими просьбами вынудит меня дать ему то, чего я давать не желаю, не будет для него благословенным то, что я ему дам! (Муслим)

529 - Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Ауф бин Малик аль-Ашджа`и, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды, когда мы в количестве девяти (или: … восьми; или: … семи) человек сидели в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он обратился к нам со словами: “Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?” А мы только недавно давали ему клятву [1093] и (поэтому) сказали: “Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха!” (Однако) потом он (снова) спросил: “Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?” Тогда мы (стали) протягивать к нему руки, восклицая: “Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха, так в чём же (ещё) нам поклясться?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “В том, что будете поклоняться только Аллаху и ничему иному наряду с Ним, (станете совершать) пять молитв, слушать и повиноваться [1094] ”, - после чего шёпотом [1095] добавил: “А (также) в том, что ни о чём не станете просить людей!”, - и (потом) я видел, как некоторых из слышавших эти слова, роняли плети, [1096] однако они никого не просили подавать их им. (Муслим)

530 - Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Любой из вас, кто будет беспрестанно обращаться с просьбами [1097] (к людям), встретит Аллаха(, не имея) ни единого кусочка плоти на своём лице. [1098] (Аль-Бухари; Муслим)

531 - Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует(, который произносил проповедь) с минбара, упомянул о милостыне и стремлении к воздержанию [1099], сказав: “Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука (это рука) расходующая, а низшая - (рука) просящая.” (Аль-Бухари; Муслим)

532 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения (своего достояния [1100]) просит (для себя) раскалённых углей [1101]: пусть же старается он получить поменьше или побольше! [1102] (Муслим)

533 - Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, просьба (подобна) царапине, которую человек сам же оставляет у себя на лице [1103], если только не обращается он с просьбой к правителю [1104] или не может не просить о чём-либо. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: “ Хороший достоверный хадис.”)

534 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Никогда не избавиться от нужды тому, кто, испытывая её, станет обращаться за помощью к людям, тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлёт (его) удел. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: “Хороший хадис.”)

535 - Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей [1105] (, чтобы) я поручился ему за (то, что наградой за это ему послужит) рай?”, - и я сказал: “Я!”

И (впоследствии) он (действительно) никого ни о чём не просил. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

536 - Сообщается, что Абу Бишр Кабиса бин аль-Мухарик, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (В своё время) я взял на себя обязательства по выплате выкупа, [1106] а (потом) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с просьбой (помочь мне выплатить его). Он сказал: “Поживи (здесь), пока нам не доставят садаку, и тогда мы велим (выдать) тебе (то, о чём ты просишь)”, - а потом он сказал (мне): “О Кабиса, поистине, лишь троим позволено обращаться с (подобными) просьбами [1107], а именно: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, - такому можно просить, чтобы (уплатить долг), после чего он (должен будет) воздержаться [1108]; человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, - такому можно просить, чтобы получить средства к жизни; и, наконец, человеку, который впадёт в (такую) бедность, что трое разумных (людей) из числа его соплеменников скажут: “Такой-то обеднел (до крайности)!”, - такому можно просить, чтобы получить средства к жизни, что же касается всех остальных просьб, то они запретны, а получивший что-нибудь в результате обращений с такими просьбами получил нечто запретное!” (Муслим)

537 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика, - (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям. (Аль-Бухари; Муслим)

 

 

Глава 58
О ПОЗВОЛИТЕЛЬНОСТИ БРАТЬ (ТО, ЧТО ДОСТАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ) БЕЗ ПРОСЬБ И СТРЕМЛЕНИЯ К ЭТОМУ (С ЕГО СТОРОНЫ)

 

538 - Салим бин Абдуллах бин Умар передал, что его отец, Абдуллах бин Умар, передал, что Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто делал мне подарки, [1109] я же говорил: “Отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня”, - (но однажды) он сказал: “Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества не по твоему собственному желанию и ты не просишь (об этом), то бери это и владей этим, и если захочешь, трать это, а если захочешь, то раздай нуждающимся, что же касается (всего остального) [1110], то не стремись к этому!”

Салим сказал:

- И Абдуллах (бин Умар тоже) никого ни о чём не просил, но и не отвергал ничего из того, что ему дарили. (Аль-Бухари; Муслим)

 

 

Глава 59



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.024 с.)