Конкретизация социальных целей и прав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретизация социальных целей и прав



ст 38 — 44 КРФ, Международный пакт об экономических, социальных и куль-
турных правах)

а) Повышенное значение принципа равенства

...при определении направлений государственной поддержки в жизненно важных
сферах

Повышенное значение имеет принцип равенства там, там где принимаются
решения о государственной поддержке в жизненно важных сферах, как, например,
при доступе к государственному школьному образованию или при медицинском
обслуживании В отличие от государственной поддержки, не связанной с личнос-
тью, например, при дотациях мероприятий по охране окружающей среды, здесь
существует повышенная обязанность обоснования дифференциации, то есть вклю-
чения или исключения определенных лиц из числа получателей соответствующих
услуг

При доступе к высшему образованию имеет место numerus clausus для определенных направле-
ний обучения, тем самым определяются фундаментальные возможности для последующего уст-
ройства в жизни и профессионального развития Поэточу вопрос о том почему одни лица полу-
чают доступ, а другие исключаются, требует особенно тщательного обоснования

Возможность получения высшего образования является основной предпосыл-
кой для свободного и гармоничного развития личности Если эта возможность ог-
раничивается, то возникающие вследствие этого отрицательные моменты имеют
особенно тяжкие последствия При распределении студенческих мест затрагивается
особо чувствительная, связанная с личностью область регулирования

Особое значение равноправия в таких областях не означает, что индивидуум
вправе предъявлять претензии на оказание соответствующих услуг (например, бес-
платный доступ в университет), если государство не предоставляет таковых вообше
никому. Если же государство все-таки адресует такие услуги определенным лицам
(например, предоставление студенческих мест), то в таком случае оно связано особо
строгими требованиями к равноправию

Ь) Когда государственные услуги являются жизненно важными?

Нормативное значение социальных целей и прав (ст. 38 — 44 КРФ, Международ-
ный пакт об экономических, социальных и культурных правах)

На практике и в науке пока еще мало ясности в вопросе о том, где находятся
такие особенно чувствительные области, в которых государственные услуга должны
удовлетворять повышенным требованиям к равноправию

"'Ограниченное число мест в учебной заведении Поэтому даже лица, способные обучаться по
данному предмету, моп'т быть лишены такой возможности


Речь, возможно, идет о тех сферах жизни, где сложился определенный консен-
сус в отношении совместной ответственности государства за элементарные жизнен-
ные гарантии. Конституция описывает в качестве социальных целей такие сферы,
как право на социальное обеспечение, жилише, медицинскую помощь, образова-
ние и участие в культурной жизни.

На межгосударственном уровне Международный пакт об экономических, соци-
альных и культурных правах обозначает посредством различных социальных прав
те потребности, которые на основе имеющегося международного опыта показали
себя основополагающими в устройстве жизни индивидуума.

Специфической функцией этой конституционной гарантии и Международно-
го пакта об экономических, социальных и культурных правах может быть то, что
они, не являясь прямо реализуемым субъективным правом, тем не менее устанав-
ливают повышенную обязанность государства в обеспечении равенства.

С) Резюме

Даже там, где индивидуум не имеет права на государственные услуги, он может
претендовать на особо тщательное соблюдение принципа равноправия, если дру-
гим оказываются услуги, имеющие жизненно важное значение. Для определения
того, где находятся такие особенно чувствительные сферы государственных услуг, в
качестве ориентиров могут быть использованы положения, сформулированные в
Конституции или в Международном пакте об экономических, социальных и куль-
турных правах.

В ряде областей признаются особые, подлежащие правовому описанию соци-
альные права (гарантия бесплатной медицинской помощи в государственных меди-
цинских учреждениях, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования), которые дают индивидууму
право рассчитывать на государственные услуги, с возможностью обжалования на-
рушения этого права в судебном порядке.

Косвенная дискриминация

а) дискриминирующее действие формально нейтральных законов

Дискриминация может быть также следствием законодательного регулирова-
ния, которое не содержит очевидного ущемления прав каких-либо групп, специ-
альным образом защищенных от дискриминации. Недопустимое ухудшение их
положения возникает только при практическом применении правовых норм.

На одном общественном предприятии действует правило, согласно которому на кадровых долж-
ностях невозможна неполная занятость. Это влияет на возможность занятия этих должностей. На
рассматриваемом предприятии неполный день работают в целом 10Ж мужчин и 75% женщин. В
результаты женщины дискриминируются, поскольку их шансы на занятие должности существен-
но меньше, чем шансы мужчин.

В качестве решения суда, устанавливающего прецедент «leading case», в праве
США служит решение по делу 1971 года, в котором оценивалась допустимость


тестирования интеллекта при приеме на работу даже тогда, когда рассматриваемая
должность не требовала особой интеллектуальной деятельности. Белые успешно
проходили данный тест в десять раз чаще, чем афроамериканцы328. Верховный суд
США расценил это правило как нарушение запрета дискриминации из Акта о граж-
данских правах 1964 года. Доказательства дискриминирующего аспекта не требова-
лись329. Этот пример интересен с точки зрения сравнительного права еще и потому,
что с позиций общего принципа равенства существовали объективные причины,
например, обеспечение общего высокого уровня на предприятии. Их, однако, было
недостаточно, чтобы оправдать дискриминацию.

b) Ограничение на сферу материальной дискриминации

Не каждое косвенное неравное обращение представляет собой дискриминацию;
таковая имеет место только тогда, когда ущемление прав достигает определенной
интенсивности.

Приведенный выше пример неполной занятости не представлял бы нарушения Конституции,
если бы женщины были затронуты только немного больше, чем мужчины.

c) Оправдание косвенной дискриминации

Если косвенная дискриминация затрагивает группы, защищенные специаль-
ным запретом дискриминации40, то в качестве оправдания могут рассматриваться
только обоснованные причины.

Так, например, вопрос сохранения ценности морского побережья в качестве зоны отдыха может
оправдать общий запрет на движение автомобильного транспорта; с другой стороны, эти обще-
ственные интересы несовместимы с потребностями инвалидов, которым тем самым перекрывается
доступ к морю. Защита от камнепада, могущего возникнуть в результате вибрации от движения
автотранспорта, напротив может оправдать запрет на движение автомобилей и для инвалидов.
В области равенства полов, с учетом требования равной оплаты, косвенное неравное обращение
запрещено: регламентация заработной платы, предусматривающее особо низкую оплату для ти-
пично женских профессий (например, работа по уходу), действует негативным образом преиму-
щественно на женщин, без наличия открытой дискриминации Подобное регулирование нужда-

"Триггс против Дьюк Пауа Ко. (Griggs v. Duke Power Co.), 401 U.S 424, 430 n.6 (1971) со ссылкой
на раздел VII Акта о гражданских правах от 1964 г.

"'Верховный Суд США относится, напротив, достаточно сдержанно к тому, чтобы проверять
косвенную дискриминацию непосредственно на основе Конституции; основой служит дело Вашин-
гтон против Дэвиса. 426 U.S 229 (1976). Большая готовность к оценке косвенной дискриминации,
в рамках оговорки о равной защите (Equal Protection Clause), Суд показал в одном из новых дел M.L В.
против S.L.J., 519 U.S. 102 (1996).

и°Сч. об этом в судебном решении ЕСПЧ по делу о языках в Бельгии, сер. А №6, пункт 10, EuGRZ
1975, стр 301 или Ботта (Botta) против Италии, Rep. 1998-I 412, пункт 37; из практики ЕСПЧ Лин-
дсей (Lindsay) против Великобритании от II ноября 1986. DR 49, 181 (190 и далее)

Конвенция ООН о ликвидации все форм расовой дискриминации в ст. 1 также запрещает соглас-
но господствующей точке зрения как прямую, так и косвенную дискриминацию; см. об этом Theodor
Meron, The Meaning and Reach of the Imenational Covenant on the Elimination of All Forms of Racial
Discrimination, 79 Am. J. int'l L. 283. 287 (1985); Natan Lerner, The UN Convention on the Elimination of
All Forms of Racial Discrimination. Alphen aan de Rijn 1980. стр 30 и далее; Ders, Group Rights and
Discrimination in International Low, Dordrecht 1991. стр 49.


ется в оправдании, для чего используются сравнимые сетки оплаты типичных мужских профес-
сий (например, зарплата санитаров).

Дискриминация рассматриваемой группы является тем более скрытой, чем глуб-
же соответствующее ущемление прав укоренилось в общественных отношениях.
Косвенное неравное обращение часто воспринимается как само собой разумеющее-
ся и естественное для определенных групп населения.

Основные права и свободы, в качестве правовых норм, едва ли пригодны для
того, чтобы нейтрализовать такого рода глубоко укоренившиеся шаблоны поведе-
ния и мышления; это, однако, не означает, что равноправие как объективный кон-
ституционный принцип не имеет здесь решающего значения.

Представляется глубоко укоренившимся стереотипом то, что солдаты нового
призыва являются абсолютно бесправными. Традиционная «дедовщина» едва ли
представляется устранимой. То, что солдаты привлекаются также и к оказанию лич-
ных услуг своим начальникам, представляется практически неписаным законом.
Вследствие того, что армия не в состоянии воспрепятствовать такой практике, она
может стать школой бесправия и отрицания основных прав и свобод.

Само по себе привлечение на военную службу в часть, о которой известно, что
там процветает подобная практика, уже является фактом косвенной дискримина-
ции.

В этой связи напрашивается вопрос: оправдано ли различное обращение с муж-
чиной и женщиной в отношении воинской повинности? Является ли физическая
сила в сегодняшней высокотехнологичной армии действительно существенным
требованием к службе? Не существует ли в армии достаточно должностей, которые
с успехом могут быть заняты женщинами?

d) Толкование в духе Конституции

Косвенную дискриминацию необходимо предотвращать посредством толкова-
ния сомнительных положений в духе Конституции.

Правовое положение социального страхования гарантирует в случае инвалид-
ности определенное право на вспомогательные средства для осуществления профес-
сиональной деятельности. Страховой Суд Швейцарии установил, что в качестве
«выполнения профессии» следует квалифицировать также и деятельность домохо-
зяйки, поскольку в противном случае спорное положение дискриминировало бы
женщин331.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.009 с.)