Изучая растения средней полосы, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучая растения средней полосы,



1) у меня появился интерес к этой проблеме.

2) некоторые из них используются для озеленения участков.

3) они были собраны в гербарий.

4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы).

1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной ко­манде, не стал профессиональным спортсменом.

2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляни­ки, обильно цветущей в этом году.

3) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.

4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.

 

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Морская мышь на самом деле является весьма сим­патичным червём размером в несколько сантиметров. ^Заме­чательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волос­ков, которые переливаются всеми цветами радуги. (4)3десь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо вид­но их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линей­ные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне ви­димого света. (6)... можно с уверенностью утверждать, что в во­лосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отража­ется только красная составляющая, если же свет падает наклон­но, то волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Интересно, что морская мышь — не единственный носи­тель фотонных кристаллов в море.

2) В конце XX века учёные обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.

3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.

4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым уг­лом, то он кажется ярко-красным.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) долж­но быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) К счастью, 3) Потому что

2) Поэтому 4) Несмотря на это,

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматичес­кой основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) морская мышь является (предложение 2)

2) тело покрыто бахромой (предложение 3)

3) переливаются (предложение 3)

4) поместить (предложение 4)

А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предло­жения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью меж­ду частями

4) сложноподчинённое

А10. Укажите верную морфологическую характеристику сло­ва ПОКРЫТО (предложение 3).

1) причастие 3) прилагательное

2) наречие 4) деепричастие

А11. Укажите слово, которое имеет значение «быстрая смена пятен света, красок».

1) радуга (предложение 3)

2) игра (предложение 4)

3) диапазон (предложение 5)

4) поток (предложение 6)

 

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, а месте которых пишется одна буква Н?

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

1) 1,2 3) 3,4

2) 2 4) 1, 2,4

 

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная про­веряемая гласная корня?

1) зап..здалый, предст…вление, ст..рожевой

2) к…лыхаясь, отгор…диться, оп..лчение

3) бл..гоухать, пл..вец, распол…жение

4) г..рячий, прип..сённый, пап..ротник

 

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..образовать, пр..рекание, пр..ближённый

2) пре..сказательница, по..чинение, о..торгать

3) ра…ползаться, и..тратить, бе..крайний

4) под..езд, об..ясниться, с..экономить

 

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишет­ся буква И?

1) беспоко…шься, заброш..нный

2) накорм..шь, потревож…нный

3) поджар..шь, независ..мый

4) сыпл..шь, подмеч…нный

 

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква Е?

А. расклан…ться

Б. ливн..вый

В. выстра…вать

Г. остр…нький

1) Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Тарас Бульба н(1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.

За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.

1) 1, 3,4 2) 2 3) 3 4) 2, 3

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

2) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в ста­ринной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы. А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Яркая молния перечеркнула небо () и над окном стал виден дымный облачный вал.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед со­юзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед со­юзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связан­ных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

I) 1,2,3 3) 1,2,3,4 2)1,3 4) 2,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набро­сил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) каза­лось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, реч­ная гладь побледнела.

1) 1,2,3,4 3) 3,4 2) 2 4) 1,3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

2) Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывает­ся на самые незаметные звуки жизни.

3) Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

4) Дом к празднику убирали шиповником да белою ромаш­кою.

 

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

В необыкновенной, никогда неслыханной тишине зарождается рассвет: небо на востоке светлеет, голубым хрусталём загорается Венера.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) кото­рых (4) можно высевать летом или под зиму.

1) 1,4 3) 1, 2, 4

2) 2 4) 2, 3, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на об­ломки мостов.

1) 1, 3,4 3) 2, 3

2) 1,4 4) 1,2,3

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Постоянный электрический ток поступает на двигатели тепловоза, которые через редукторы вращают колеса.

2) В нашем классе учатся девять ребят, родители которых прямо или косвенно имеют отношение к реализации на­циональных проектов.

3) ООН потребовала от страны, которая планировала создать космическое оружие, организовать доступ международных экспертов к этому проекту.

4) Для сталей, которые используют в производстве штампован­ных деталей, важнейшим свойством является пластичность.

А27. Прочитайте текст.

В настоящее время в деловом мире признана важность ре­шения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие про­цессы, связанные с проникновением злоумышленников в кор­поративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной об­работки данных, но и директоров компаний. Последние пусть с опозданием, но всё-таки поняли, что с пуском в эксплуата­цию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют рас­пахнуть перед различными злоумышленниками окно, через ко­торое те могут беспрепятственно проникать в секретные мате­риалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Важность решения проблемы защиты компьютерных дан­ных признана всеми специалистами в области компьютер­ной обработки данных.

2) Громкие процессы, связанные с проникновением зло­умышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действо­вать.

3) В деловом мире поняли, что каждая компьютерная систе­ма, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание ин­формационного и материального ущерба.

4) По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят сущест­венный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Ин­тернет.

 

Прочитайте текст и выполните задания А29—А31; В1—В8; С1.

 

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился...

(З)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, теат­ров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образован­ность. (б)Огромное количество людей, не имея образования, об­ладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не обра­зованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители ис­кусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (Ю)Духовная жизнь человека — это его собст­венное стремление к высокому, и тогда книга или театр волну­ют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведе­ниях искусства духовный человек ищет собеседника, союзни­ка — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само ис­кусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и на­деяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его ду­ша, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дур­ные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «свя­щенный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте...

(С. Соловейчик)

А29. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Духовность — это воспитанность и образованность.

2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.

3) Нельзя считать духовным человека, который не.хочет выйти за круг бытовых забот.

4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.

АЗО. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе­ниях 5—13?

1) повествование 3) рассуждение

2) есть все типы речи 4) описание и рассуждение

А31. Укажите предложение, в котором используются кон­текстные синонимы.

1) 5 2) 9.3) 10 4) 12

ЧАСТЫ

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

81. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

82. Из предложений 5—10 выпишите прилагательное в фор­ме простой превосходной степени.

83. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ (предложение 14).

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 14—22 найдите простое односостав­ное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

85. Среди предложений 3—13 найдите предложение с ввод­ным словом. Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 14—22 найдите сложное бессоюзное предложение, состоящее из трёх частей. Напишите номер этого предложения.

87. Среди предложений 15—22 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи союза, лексического пов­тора и антонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29— А31, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенно­сти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, ка­кая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пи­шите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «Тон размышлениям автора задает_____(предложение 2).

Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятия­ми являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность».

Именно поэтому с особым пафосом звучит _____(«духоподъем-

но»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как_____ (предложения 8, 9) и_____(предло­жения 18, 19)».

Список терминов:

1) литота  
2) сравнение  
3) ирония  
4) синтаксический параллелизм
5) эпитеты  
6) цитирование  
7) индивидуально-авторское слово  
8) вопросно-ответная форма изложения  
9) противопоставление  

ЧАСТЬ 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, пос­тавленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрез­мерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ­чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант - 6 апрель 2009 11 класс.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) по­ставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. ___________________________

А 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар­ный гласный звук?

1) углубИть2) кровотОчащий 3) отозвАлась 4) договОренность

А.2. В каком предложении вместо слова КОСТНЫЙ нужно употребить КОСТЯНОЙ?

1) Существует класс рыб с КОСТНОЙ тканью в скелете и в чешуе.

2) В качестве минеральной подкормки для сельскохозяй­ственных животных используется КОСТНАЯ мука.

3) Человек этот был одет в старое пальто, а в руке держал он палку с КОСТНЫМ набалдашником.

4) КОСТНЫЙ мозг - это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

А.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) полки для кухонь 3) мощные компьютера

2) красивее дочери 4) в тысяча девятисотом году

А.4. Выберите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Говоря о Пушкине,

1) нельзя не сказать о его лицейских друзьях.

2) мне вспоминается стихотворение «Осень».

3) у нас возникает светлое чувство.

4) критиком были найдены очень точные слова.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы).

1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик».

2) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, за­помнилась всем.

3) Благодаря отличному знанию предмета абитуриенту удалось справиться со сложным заданием.

4) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)А зачем нужен язык? (З) Во-первых, для того, чтобы лю­ди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. (4) Во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (5)Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. (6)... без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и за­крепляется в языке.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Речь является предметом исследования всех лингвис­тических дисциплин и смежных наук.

2) Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

3) Человек передаёт самые сокровенные мысли и пере­живания с помощью универсальных языковых знаков.

4) Язык - это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А.7. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста

1) Однако

2) Хотя

3) Итак,

4) Зато



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.084 с.)