Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.



1) 1,3 3)2,3,4

2) 1,4 4)2,4

 

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из го­рода автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озе­ром.

1) 1,3 3)1,4

2)2,3 4)1,2,3,4

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде­лением, выраженным причастным оборотом?

1) В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в ка­фе, которое находилось на площади у Дворца куль­туры.

2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на се­бе какой-то отпечаток избранности.

3) Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, кото­рая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

А 27. Прочитайте текст.

Каждый из нас связан с другими людьми системой комму­никаций. Эта плотная сеть буквально пронизывает человечест­во. Именно она делает нас одним целым: мы можем обмени­ваться мнениями не только с соседом, но и с жителями другой стороны земного шара, и при этом совсем необязательно всту­пать в прямой контакт.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Коммуникативная система пронизывает все человеческие отношения.

2) В современном мире можно общаться, не вступая в пря­мой контакт.

3) Человечество воспринимается как единое целое благодаря развитой системе коммуникаций.

4) Развитая система коммуникаций объединяет человечество, позволяя людям прямо общаться друг с другом.

 

Прочитайте текст и выполните задания А29—А31; В1—В8; С1.

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с язы­ком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от пред­шествующей эпохи нашей жизни, построить новые обществен­ные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», те­перь — «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с, ума» — мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(Ю)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны.(11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндви­чи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20—30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появля­ются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы ис­пользуют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называют­ся, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском язы­ке». (19)Закон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно гово­рить о законе, то должен быть и механизм наказания за его на­рушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в от­ношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX и в XX веке, образцовый язык да­вала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил от­вет. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература форми­рует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация, (30)И молодёжь начинает им подра­жать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(ЗЗ)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться — язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он при­спосабливается к потребностям общества. (З6)Если в нашем об­ществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей — то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное — как, не рабо­тая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык по­вернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состо­яние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

А29. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?

1) Негативные изменения в языке ведут к негативным изме­нениям в обществе.

2) Нужно оберегать язык от каких бы то ни было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.

3) Негативные изменения в обществе ведут к негативным из­менениям в языке.

4) Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.

АЗО. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе­ниях 33—40?

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) рассуждение и описание

А31. Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.

1) бесцельные 3) старательные

2) безуспешные 4) вредные

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 26—29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 1—5 выпишите все указательные место­имения.

ВЗ. Из предложений 33—35 выпишите подчинительное сло­восочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 2—11 найдите сложные, в состав ко­торых входят односоставные безличные предложения. Напиши­те номера этих сложных предложений.

85. Среди предложений 22—32 найдите предложение с обо­собленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер это­го предложения.

86. Среди предложений 1 — 10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

87. Среди предложений 24—31 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи указательного местоиме­ния. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29— А31, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос­ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «Статья известного языковеда В.Г. Костомарова в данном случае посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к ввод­ным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такие приёмы, как_______(например, в предложени­ях 36—37), _______(в предложениях 1—4). Выразить же авто­рскую оценку явлений помогают такие лексические средства, как __^_ («сэндвичи», «ленчи», «дисплеи» в предложении 13), («поносить», «что ни говори», «бог знает что»), ритори­ческий вопрос и другие».

Список терминов:

1) метонимия

2) сравнение

3) диалектизмы

4) ирония

5) разговорные слова и фразеологизмы

6) заимствованные слова

7) литота

8) риторическое обращение

9) синтаксический параллелизм

ЧАСТЬ 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрез­мерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, со­гласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументи­руйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

ВАРИАНТ – 2 апрель – 2009 11 класс

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) на тОрте 3) просвЕрлит

2) премИровать 4) шАсси

А2. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1) И упало КАМЕННОЕ сердце на мою ещё живую грудь.

2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревян­ного зодчества к КАМЕННОМУ.

3) Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.

4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изны­вал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пылесошу 3) несколько яблок

2) свыше четырех тысяч метров 4) обгрызанный.

 

А4. Укажите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Отогнав акул далеко в море,

1) спасателей уже ничто не волновало.

2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.

3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

4) жителей посёлка ожидала другая напасть.

 

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы).

1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Никола­евич Островский.

2) Все, кто интересовался историей русской литературы, знако­мы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка»

 

Прочитайте текст и выполните задания А6 – А11.

.(1)... (2)Это открытие произвело настоящую революцию в римской архитектуре. (З)Новые храмы теперь освещались есте­ственным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стёкла. (4)В Древнем Риме стекольщики служили даже в армии: учёные предполагают, что в солдатских казармах окна были за­стеклены. (5)А один специалист по сельскому хозяйству реко­мендовал защищать растения весной от плохой погоды с по­мощью листового стекла. (6)... римляне додумались до теплицы!

 

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) В I в. до н. э. новые стеклодувные мастерские возникли в отдалённых римских провинциях.

2) Техника выдувания стекла позволила удешевить процесс изготовления бокалов.

3) Изобрели оконное стекло в Древнем Риме в I в. н. э.

4) Лучшие римские стеклодувы использовали кварцевый пе­сок из Египта.

 

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) дол­жно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) В отличие от него 3) И ещё

2) Поэтому 4) Следовательно

 

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматиче­ской основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) это открытие (предложение 2)

2) освещались стёкла (предложение 3)

3) окна были застеклены (предложение 4)

4) додумались (предложение 6)

 

А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложе­ния текста.

1) сложноподчинённое 3) сложносочинённое

2) сложное бессоюзное 4) простое, осложнённое

 

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАСТЕКЛЕНЫ из четвёртого (4) предложения текста.

1) прилагательное

2) страдательное причастие

3) деепричастие

4) действительное причастие.

 

А11. Какое слово в третьем (3) предложении имеет значение «пропускающий сквозь себя свет»?

1) естественный 3)прозрачный

2) льющийся 4)мозаичный

 

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ра не(3)ого в тот страшный августовский месяц.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пом…гать, д…кумент, безотл…гательный

2) изл…жение, д…рижировать, д..лёкая

3) в…новатый, пов..р, вбл..зи

4) акв…рельный, з..ря, ук..ротить

 

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый

2) пр…градить, пр…страстный, пр..следователь

3) не…правданный, п…становка, под…зрение

4) без..сходный, под..грать, по..грать

 

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишет­ся буква И?

1) выдел..шь главное, знач..мый для нас

2) овца щипл...т траву, движ…мый чувством

3) погас..м свечи, неопису…мая радость

4) увид..шь друга, непромока…мый плащ

 

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропу­щена буква И?

А. прицел…вающийся В. понаде…вшись

Б. засушл…вый Г. щавел…вый

1) А, Б, Г 2) А, Б 3) В, Г 4) А, В, Г

 

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Нужная книга (не)прочитана.

2) Клементьев ушел, (не)ответив на наши вопросы.

3) Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и поги­бает.

4) (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Никола­евны.

 

А 18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда ко­сые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3) Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суро­вой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

 

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.5 (0.078 с.)