Научное исследование. Виды научного исследования
Похожие статьи вашей тематики
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.
Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:
- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.
Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.
Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.
В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Различают:
1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.
2. Теоретическое исследование:некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.
По характеру исследование различают:
Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.
Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.
Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук.
Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.
Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.
По цели проведения:
Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.
Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.
Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.
Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.
Еще выделяют:
Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.
Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.
Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.
Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное (опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное (сбор, анализ+ объяснение).
Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.
Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.
Этапы научного исследования
Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.
1. Постановка научной проблемы
Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.
Виды научных проблем:
- проблема описания явления
-проблема выявления закономерностей
-проблема объяснений
-проблема предсказания.
Этапы постановки проблемы:
1)обнаружение дефицита инфо
2)осознания потребности устранения этого дефицита
3)описание проблемной ситуации на естественном языке
4)формулирование проблемы в научных категориях и терминах.
Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.
На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.
Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:
-описание нового факта или явления;
-выявление взаимосвязи психич явлений;
-изучение динамики псих явления;
-обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.
Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.
Существует 2 подхода определения объекта:
1)Объект- конкретные психическое явления
2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.
Объектом исследования могут быть:
Индивид, диада, группа.
Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.
Можно выдвинуть предварительную гипотезу.
2. Теоретический анализ проблемы
Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.
3. Формулировка гипотез исследования
Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:
-адекватность проблеме
-правдоподобность
-проверяемость
4. Планирование исследования.
Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.
5. Проведение исследования оп намеченному плану
Осуществляется фиксация результатов
6. Анализ и интерпретация полученных данных.
Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.
7. Формулирование выводов.
|