Тема 13 Методы социологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13 Методы социологического исследования.



Социологическое исследование: содержание, структура, виды.

Прикладные социологические исследования. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; подготовка к обработке и обработка информации; анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

Общая характеристика количественных и качественных методов социологического исследования: опрос, наблюдение, метод экспертных оценок; анализ документов, эксперимент. Основное содержание выборочного метода и виды выборки.

Цель – изучение методов, техник и процедур прикладного социологического исследования, функционально объединенных и эмпирически применяемых для получения достоверной информации об изучаемом социальном явлении или процессе.

По данной теме необходимо:

Знать общенаучные и специальные методы социологического исследования; количественные и качественные методы в социологии; этапы социологического исследования; понятия «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативность выборки», «ошибка выборки»; составляющие ошибки выборки; методы и технические приемы сбора и анализа социологической информации.

Уметь охарактеризовать отличительные признаки опросных методов (анкетирование, интервью, экспертный опрос), наблюдения, социологического эксперимента и анализа документов; при помощи, полученной в ходе исследования социологической информации, обеспечить информационно-коммуникативную поддержку в решении социальных и профессиональных задач.

Методические указания по изучению темы

При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.

В начале изучения данной темы необходимо определить понятие социологического исследования как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью. Главным условием социологического исследования является его направленность на социальную реальность, на практику социального управления.

При изучении классификации социологических исследований необходимо обратить внимание, что в зависимости от типа конечных результатов исследования выделяются теоретико-прикладные социологические исследования и прикладные социологические исследования. Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных, по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение специалиста репрезентативную информацию. Обращаем внимание, что в прикладной социологии в зависимости от объекта и предмета исследования, его целей и задач, а также применяемой методологии и методов исследования выделяются следующие виды социологических исследований: пилотажное (пробное) исследование; полевое исследование; монографическое исследование; сравнительное исследование; выборочное исследование; исследования ориентированные на изучение развития явлений и процессов во времени, или повторные, к которым относятся панельные, лонгитюдные, трендовые и когортные.

Изучая процедуру социологического исследования, которая представляется в виде определенной последовательности действий исследовательского коллектива, чтобы наиболее точно и эффективно получить ответ на поставленную проблему, следует обратить особое внимание на этапы социологического исследования. Этапами социологического исследования являются: подготовительный этап или этап разработки программы социологического исследования; полевой этап или этап сбора эмпирических данных; этап подготовки к обработке и обработка собранной информации; этап анализа информации и подготовка итоговых документов исследования. Основное внимание при изучении подготовительного этапа исследования необходимо обратить на конструирование программы социологического исследования, которая включает следующие обязательные разделы: методологический или раздел разработки теоретической концепции исследования, методический и организационно-технический.

Второй этап социологического исследования – полевой или этап сбора эмпирических данных. На этом этапе социолог добывает первичную социологическую информацию. Следующий этап характеризуется подготовкой (шифровка, кодирование) и обработкой информации, производимой, как правило, при помощи компьютера и представлении полученных результатов в удобной (табличной, графической, диаграммной) форме. Заключительный этап социологического исследования – анализ информации и подготовка итоговых документов, т.е. происходит подготовка отчета по результатам, формулируются выводы и практические рекомендации.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, чем обусловлено обращение к стратегиям формирования и сбора данных на основе выборочного метода исследования. Изучение данного вопроса следует начать с определения понятий объект исследования (при различении концептуального, проектируемого, реального), генеральной и выборочной совокупности. Изучая процедуру формирования выборки, следует определить следующие понятия: «основа и репрезентативность выборки», «единицы отбора» и «единица наблюдения», «объем выборки». Организация процедур формирования выборочной совокупности включает следующие основные выборки: одноступенчатую, случайную (вероятностный отбор) и неслучайную, гнездовую, систематическую, районированную (стратифицированная), квотную, многоступенчатую, территориальную, производственную, метод типичных представителей.

Для сбора эмпирической информации, в зависимости от применяемых методов исследования, в структуре социологического знания различают методы: наблюдения – включенного и невключенного; анализа документов – формализованного (контент-анализ) и неформализованного; опроса, включающего анкетные методы и социологическое интервью.

Литература

Основная: [9, гл. 4, с. 120-152]; [147, гл. 32, 33, 34, 35, 36, 37, с. 607-678, гл. 39, 40, с. 693-742]; [178, гл. 3, с. 56-65, гл. 5, с. 87-180, гл. 6, с. 181-201]; [183, Раздел 5, с. 278-294]; [1]; [83]; [130]; [77]; [79]; [181]; [202].

Дополнительная: [234, с. 26-33]; [236]; [237]; [243]; [244]; [245, с. 3-157, с. 243-350, с. 415-808].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику общенаучным и специальным методам социологического исследования.

2. Перечислите этапы социологического исследования.

3. Назовите разделы Программы социологического исследования. Какие процедуры они включают в себя?

4. Какие типы социологических исследований вы знаете?

5. Что дает системный анализ объекта исследования?

6. Какова роль гипотезы в социологическом исследовании?

7. Зачем нужна концептуальная модель объекта исследования?

8. Каково преимущество выборочного исследования перед сплошным?

9. Что такое систематическая и случайная ошибки выборки?

10. Что представляет собой процедура операционализации?

11. В чем специфика пилотажного исследования?

12. Какие методы и технические приемы сбора социологической информации вы знаете?

 

Примерная тематика рефератов

1. Огюст Конт (1798-1857) – создатель позитивистской социологии.

2. Обоснование структурно-функциональной эволюции общества Гербертом Спенсером(1820-1903).

3. Субъективная социология Николая Константиновича Михайловского (1842-1904).

4. «Эмоциональная» социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).

5. Многофакторный подход к анализу общества Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916).

6. Позитивно-анархистская социальная теория Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921).

7. Структурный функционализм Эмиля Дюркгейма (1858-1917).

8. Диалектико-материалистическая социология Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).

9. Концепция гражданского общества в социологии Антонио Грамши (1891-1937).

10. Развитие предмета и методологии марксистской социологии в трудах Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918) и Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924).

11. Создание критической социальной теории в трудах основоположников франкфуртской школы Макса Хоркхаймера (1895-1973), Теодора Адорно (1903-1969), Герберта Маркузе (1898-1979), Эриха Фромма (1900-1980), Юргена Хабермаса (1929).

12. Анализ мировых систем Эммануэля Валлерштайна (1930).

13. «Понимающая» социология Маркса Вебера (1864-1920).

14. Формально-релятивистская социология Георга Зиммеля (1858-1918).

15. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида (1863-1931).

16. Теория «зеркального» «Я» Чарльза Хортона Кули (1864-1929).

17. Теория неструктурированных и слабоструктурированных социальных групп Герберта Блумера (1900-1986).

18. Феноменологическая социология Альфреда Шютца (1899-1959).

19. Конструирование социальной реальности в социологии Питера Людвига Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927).

20. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля (1917).

21. Структура личности и её социальные действия в социальном психоанализе Зигмунда Фрейда (1856-1939).

22. Проблема деструктивности в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма (1900-1980).

23. Социологический необихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990).

24. Теория социального обмена Джорджа Хоманса (1910-1989).

25. Социология формальных организаций Питера Михаэля Блау (1918).

26. Интегральная социология Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).

27. Теория социальной системы Толкотта Парсонса (1902-1979).

28. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона (1910-2003).

29. Теория социальной сети Ричарда Марка Эмерсона (1925-1982).

30. Социологическая парадигма рационального выбора Джеймса Коулмена (1926-1995).

31. Теория структурации Энтони Гидденса (1938).

32. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье (1930-2002).

33. Метапарадигмальная теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (1929).

34. Теория археологии знания Мишеля Фуко (1926-1984).

35. Постструктуралистская теория Жака Дерриды (1930).

36. Теория общества риска Ульриха Бека (1944).

37. Социология постмодерна Зигмунда Баумана (1925).

38. Симулякры и симуляции современного общества в работах Жана Бодрийяра (1929).

39. Теория макдональдизации общества Джорджа Ритцера (1940).

40. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и М.Вебера.

41. Сравнительный анализ теорий классовой структуры общества К. Маркса и Э. Райта.

42. Бедные: социальные показатели (количественные и качественные) в России.

43. Геронтологические риски в сфере трудовых отношений.

44. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в Мурманской области (с начала 80-х XX века по настоящее время).

45. Миграция как социальный процесс. Миграционные процессы в России: факторы и социальные последствия.

46. Этносоциальная стратификация современной России.

47. Модели социально-профессиональной адаптации наемных работников в условия формирования рынка труда.

48. Наемные работники: социальные признаки и факторы формирования.

49. Неравенство социального положения экономически активного населения крупных, монопрофильных и малых городов.

50. Основные проблемы в исследованиях рабочего класса в современной России: новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики.

51. Основные факторы, показатели и тенденции демографического развития Мурманской области (с 1990 года по настоящее время).

52. Партийная система современной России: федеральный и региональный уровень.

53. Социальные движения в России: виды, факторы формирования, функции.

54. Понятие, критерии социальной дифференциации. Факторы социально-экономической дифференциации российского общества.

55. Проблемы исследования образования как фактора социальной мобильности.

56. Системные кризисы в современном обществе: факторы и социальные последствия.

57. Проблемы социальной адаптации молодежи на рынке труда.

58. Проблемы социально-экономической адаптации населения в современной России.

59. Проблемы формирования "общенациональной идеи" (идеологии) в России.

60. Процессы образования и трансформации элит в российском обществе (с конца 80-х годов XX века по настоящее время).

61. Процессы углубления социального неравенства в России: факторы, социальные последствия.

62. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания.

63. Регион как объект социологического анализа.

64. Содержание основных проблем молодежного рынка труда в Мурманской области.

65. Соотношение критериев бедности и нищеты, депривации и обездоленности.

66. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация.

67. Социальная сегрегация и дискриминация на рынке труда: эволюция в условиях переходной экономики.

68. Социальная структура бедных семей и факторы воспроизводства бедности в России.

69. Социальная структура региона: факторы и модели сегментации потребителей.

70. Социальное государство: признаки, факторы формирования в современной России.

71. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции в российском обществе.

72. Социально-профессиональный портрет российских безработных: региональные особенности.

73. Социально-трудовые отношения в малом бизнесе.

74. Социально-трудовые отношения в среднем бизнесе.

75. Социальные атрибуты массы как социальной общности.

76. Социальные показатели среднедоходных групп населения и средний класс.

77. Социальные признаки и факторы формирования экономической и политической элиты, их состав, функции, динамика развития.

78. Социологический анализ бедности: понятие, признаки, виды, измеряемые показатели.

79. Социологический анализ социальной структуры трудовой организации (на конкретном примере).

80. Сравнительная характеристика моделей социальной стратификации российского общества.

81. Средний класс российского общества: структура, факторы формирования.

82. Средний класс: социальные показатели и факторы социального воспроизводства.

83. Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения.

84. Территориальные общности: содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей.

85. Социальная дифференциация и ее влияние на здоровье населения.

86. Факторы и социальные последствия воспроизводства бедности в России.

87. Факторы, тенденции, социальные последствия изменения брачных отношений (Россия – Мурманская область).

88. Формы, факторы социального неравенства в современной России.

89. Этническая структура и миграционные процессы в Мурманской области (с 1990 года по настоящее время).

90. Влияние процессов глобализации на современную Россию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.038 с.)