Место бюджетной системы в структуре финансов РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место бюджетной системы в структуре финансов РФ



В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. Важнейшими среди них являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Структура финансовой системы:

Бюджетная система.

Внебюджетные целевые фонды.

Финансы предприятий и организаций.

Фонды имущественного и личного страхования.

Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский.

Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев — государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.
Главным звеном этой системы является государственный бюджет — крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями.
Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.
В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов.

7. Бюджетный механизм, его содержание и структура. Основные направления воздействия бюджетного механизма на общественное воспроизводство. Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. БМ включает в себя: бюджетную систему страны; административные органы; правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны; систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование БС для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре БМ выделяют три звена:механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;механизм расходования бюджетных средств; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в БМ выделяют следующие блоки: бюджетное планирование(позволяющая определить объем, источники и целевое использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.); бюджетное прогнозирование(обоснованные, опирающиеся на реальные расчеты предположения о направлениях развития бюджета, его возможных доходах и расходах, это база бюджетного планирования); бюджетный контроль(посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств) и т. д. Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводство:бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков се/х прод; гос инвестиции в экономику; прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; налоговая политика. Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения.

 

8. Функции бюджетной системы в системе управления государственными (централизованными) финансами РФ. Бюджетная система-совокупность бюджетов гос-ва. Основные функции бюджетов: аккумулирующая функция состоит в образовании общегосуд фонда ден ср-в с целью фин обеспечения эффективной работы эк-ки страны и содержание гос аппарата управления, внутренних органов безопасности, отраслей соц сферы, культуры,науки,образования. Распределительная проявляется через формирование и использование централизов фондов ден ср-в по уровням органов власти гос и местного самоуправления. Важное значение в распределении бюдж ср-в отводится фондам-резервному,развития и пддержки субьъектов РФ. Перераспределительная функция ВВП И НД проявляется на стадиях образования доходов бюджетов и распределении бюдж ресурсов. Через фед бюджет перераспред-ся около 20% ВВП. Регулир и стимулир функция проявляется через налоговые доходы и расходы бюджетов,которые выступают в качестве инструментов регулирования и стимулирования эк-ки и инвестиций, повышая эффективность производства, наиболее важные отрасли хоз-ва,машиностроение,АПК,жилищное строит-во. Социальная функция проявляется в непосредственной поддержке членов общ-ва, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования,культуры и медицины. Контрольная функция действует одновременно с распредел функцией и предполагает возможность и обязательность органов гос и местного контроля за поступлениями и использованием бюдж ср-в(контроль за правильным и своевременным перечислением доходов бюджета и ВНФ, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов и средств ВНФ).

 

9. Состав государственного бюджета и его основные задачи. Центральное место занимает гос бюджет. Гос бюджет-самый крупный денежный фонд в БС РФ. Структура гос бюджета традиционная и содержит две части: доходную и расходную. Доходная часть бюджета объединяет самые разные источники доходов от налоговых поступлений, валютных доходов, доходов от реализации недвижимости до различных поступлений от реализации ц/б на российском и международном рынках, от международной торговли. Расходная часть представляет собой распределение и использование финн ср-в, аккумулированных в доходной части бюджета на основе закона о бюджете на очередной финансовый год. Расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие-обеспечивают выполнениетекущих задач(функционирование органов гос власти, оказание помощи др бюджетам в форме дотаций, субсидий,субвенций). Особенность текущих расходов состоит в четком соответствии их объемов запланированным величинам доходов по этим же статьям. Капитальные-связаны с расширенным воспроизводством и выделяются на создание или увеличение имущества, обеспечение инноваций и инвестиционной деятельности. Основные задачи гос бюджета: обеспечить концентрацию средств бюджета в наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание госаппарата; усилить контроль за использованием бюджетных средств; повысить эффективность использования бюджетных ассигнований на национальную оборону и безопасность; обеспечить приоритетное финансирование расходов; продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, при этом расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов.

 

10. Основные направления бюджетной политики. Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. 1. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции (Правительство предлагает исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти. .) 2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. 3. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. 4. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.(Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.) 5. Повышение качества человеческого капитала(Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.006 с.)