Анализ и оценка деятельности логистической цепи поставок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и оценка деятельности логистической цепи поставок



Методику анализа и оценки деятельности логистической цепи поставок опишем на основе системы критериев, представленной в табл. 3.1.

Время реакции на запрос потребителей как показатель представляет собой сред­ний срок между поступлением заявки клиента и его контактом с представителем предприятия, имеющим соответствующие полномочия. Время удовлетворения за­проса отличается от него тем, что дополнительно увеличивается на срок, верхнюю границу которого определяет точка полного удовлетворения потребителя.

Время реакции цепи поставок характеризует длительность процесса, осуществление которого предусматривает:

• фиксирование изменений в структуре рыночного спроса;

• внесение соответствующих корректировок в производственные планы;

• увеличение производства продукции или услуг на 20%.

Время реакции цепи поставок определяется исходя из длительности ее функ­циональных циклов логистики с учетом вероятности колебаний их временных параметров.

Выполнение производственного плана интерпретируется как средняя фактическая частота полного (±5%) соблюдения календарных планов выпуска продукции или предоставления услуг. Продолжительность производственного цикла от поступления заказа до его исполнения рассматривается как кумулятивный срок выполнения внешних и внутренних поставок.

Общие издержки цепи поставок включают:

1. Расходы на исполнение заказа — затраты:

• на выпуск продукции или предоставление услуг и поддержки их продвижения на рынок;

• обусловленные привлечением заказов потребителей;

• на получение и обработку заказов;

• связанные с управлением контрактами;

• на планирование размещения заказов;

• обусловленные физическим распределением продукции;

• на размещение заказов среди потребителей;

• обусловленные расчетами с потребителями.

2. Затраты на закупку МР (исключительно производственного назначения):

• на планирование потребности в ресурсах;

• на оценку и техническое обеспечение качества поставщиков;

• на организацию и оплату входящих поставок;

• на приемку и проверку материалов по количеству и качеству;

• на комплектацию;

• на обработку материальных и информационных ресурсов.

3. Общие затраты на содержание запасов:

• на капитал или альтернативные издержки;

• издержки, обусловленные повреждением или утратой ресурсов;

• страховка и налоги;

• издержки вследствие морального устаревания ресурсов.

4. Управленческие затраты:

• на управление информационными системами;

• на поддержку взаимодействий в цепи поставок.

5. Производственные трудозатраты и накладные расходы в управлении запасами:

• прямые расходы на оплату труда;

• косвенные расходы на оплату труда;

• затраты на техническое обеспечение качества;

• расходы на информационное обслуживание;

• затраты, обусловленные устранимым и неустранимым браком;

• амортизационные отчисления;

• арендная плата;

• расходы на эксплуатацию зданий;

• затраты на техническое обслуживание оборудования;

• расходы на проведение природоохранных мероприятий.

Эффективность использования активов представляет собой отношение объема продаж к сумме активов. Значение этого показателя во многом определяется загрузкой мощностей.

Определению приоритетов реконфигурации цепи поставок служит применение бенчмаркинга. Бенчмаркинг, или эталонное тестирование представляет собой сравнительную оценку эффективности тестируемого и эталонного объекта, правильность функционирования которого не вызывает сомнений.

Концепция бенчмаркинга цепей поставок основывается на оценке обслужи­вания конечного потребителя. Цепь поставок представляет собой цепь удовлет­ворения спроса, сам факт возникновения и существования которой обязан конеч­ному потребителю.

Проведение бенчмаркинга логистических процессов предполагает использова­ние следующего алгоритма:

• выбор процессов для сравнения;

• определение показателей сравнения;

• идентификация конкурента, демонстрирующего лучшие логистические результаты, и сбор данных о его потоковых процессах;

• сравнение логистических процессов, выявление различий в результатах и их анализ;

• установление причин возникновения различий и способов их устранения;

• формулирование новых целевых установок и планирование реорганизации логистических процессов;

• реализация плана реорганизации, мониторинг текущей логистической деятельности и проведение бенчмаркинговых исследований.

Качество бенчмаркинговых исследований зависит от репрезентатив-ности и пол­ноты информации о функционировании цепи поставок. Ее источниками являются: отчеты о состоянии дел; отчеты о тенденциях; специальные отчеты.

С позиции удовлетворения интересов конечного потребителя особое значение имеет измерение качества предоставляемого в цепях поставок логистического серви­са. Его максимальный уровень соотносится с потребностью предприятия-участника цепи избежать полной зависимости от накопления запасов. Установление надлежа­щего уровня логистического сервиса теоретически сводится к поиску такого соотно­шения предельного дохода и предельных логистических затрат, при котором величи­на прибыли принимает наибольшее значение. Однако на практике реализовать эту процедуру не удается.

Ее модификацией служит вариант, предполагающий оценку упущенного дохо­да вследствие неосуществленных ожидаемых продаж. Проведение соответствую­щего анализа позволяет определить целесообразную величину запасов, но не дает возможности установить, каковы были бы продажи при предложении конкурен­тоспособных логистических услуг. Приемлемым для практики решением счита­ется следующая процедура:

• идентификация базового уровня логистического сервиса;

• анализ чувствительности потребителей к качеству логистического сервиса;

• обоснование необходимости изменения уровня логистического сервиса.

Идентификация базового уровня логистического сервиса опирается на анализ издержек и выгод. Анализ начинается с исчисления затрат, обеспечивающих вы­полнение стандартных запросов потребителей, и заканчивается оценкой ожидае­мых выгод, воплощенных в конкретных доходах и долгосрочной лояльности по­требителей. Оценка доходов строится на предпосылке: чем выше уровень сервиса, темвыше доход. Учитывается также следующая зависимость: рост издержек, свя­занных с повышением уровня обслуживания, ускоряется по мере того, как общее качество сервиса приближается к нормативу нулевого брака или к исполнению совершенного заказа, т. е. к 100%-ному удовлетворению запросов потребителей.

Система учета логистических затрат должна предоставлять исчерпывающую информацию по следующим вопросам:

1. Как логистические издержки влияют на распределение материальных ресурсов по отдельным товарным позициям, территориям, потребителям и поставщикам?

2. Какие затраты необходимы для более высокого обслуживания потребителей? На какие компромиссные решения при этом необходимо идти и какие в результате этого получаются дополнительные преимущества или появляются недостатки?

3. Является ли оптимальной система управления запасами?

4. Какую комбинацию поставщиков транспортных услуг целесообразно использовать?

5. Сколько требуется региональных складов и где лучше всего их разместить?

6. В какой степени система управления логистическими партнерами должна
быть автоматизирована?

Принципиальный выбор стратегии цепи поставок должен проводиться на ос­нове анализа ее рентабельности. Предпочтительной считается стратегия, которая согласно прогнозам обеспечит поступление наибольшего дохода за обозначенный плановый период. Однако этот показатель зачастую с трудом поддается количе­ственному выражению. Более реалистичным на практике оказывается применение в оценке цепи поставок системы сбалансированных показателей. Она позволяет рассматривать функционирование цепи поставок в разрезе четырех критериев: финансового, взаимоотношений с клиентами, внутренних бизнес-процессов, а также обучения и развития персонала (рис. 3.6).

Назначение системы заключается в том, чтобы очертить круг стратегических целей и представить их в виде сбалансированного набора оценочных показа­телей.

Мониторинг выполнения плана поставок решает целый ряд задач: оценка работы предприятия в целом; проверка выполнения плана поставок; установление факторов, которые обусловили отклонения фактических показателей от плановых; выявление резервов увеличения объема реализации продукции и определение направлений их использования. В процессе проведения мониторинга следует иметь в виду, что выполнение плана поставок в целом по предприятию не по­зволяет судить о его выполнении по отдельным видам реализуемой продукции, а так­же по отдельным потребителям этой продукции.

Финансовые перспективы
Цели Оценочные показатели

       
 
   


Перспективы обслу-живания потребителей
Цели Оценочные показатели
Перспективы цепи поставок
Цели Оценочные показатели

           
   
     
 


Перспективы обучения и роста персонала/инновации
Цели Оценочные показатели

       
   
 
 

       
   
 
 
Рис. 3.6. Система сбалансированных показателей цепи поставок

 


В процессе проведения мониторинга выполнения плана поставок должны быть установлены: степень удовлетворения потребителей в выпускаемой предприятием готовой продукции (по количеству и качеству); степень выполнения договорных обя­зательств и заказов по поставке готовой продукции в номенклатуре и ассортименте; соответствие уровня качества и надежности выпускаемой предприятием готовой про­дукции соответствующим ГОСТам и техническим условиям; соблюдение сроков поставки готовой продукции и обеспечение ритмичности ее реализации.

Мониторинг выполнения плановых поставок проводится на промышленных предприятиях, как правило, с использованием метода сравнения (сопоставления) достигнутых фактических результатов с плановыми показателями настоящего перио­да и средневзвешенными аналогичными показателями предшествующих плановых периодов. Применение данного метода в мониторинге позволяет установить отличие анализируемых показателей от принятых в качестве базы сравнения, а также опреде­лить правомерность и обоснованность базовых показателей.

Наряду с этим методом в проведении мониторинга используется метод дифферен­циации. Необходимость его применения объясняется тем, что одной из главных задач мониторинга является не просто констатация фактов невыполнения плана поставок, а выявление времени, причин и места их возникновения. Поэтому в ходе проведения мониторинга осуществляется дифференциация итогового показателя — общего объе­ма реализации готовой продукции на частные (например, на показатели реализации по конкретным видам готовой продукции или по конкретным потребителям).

В ходе проведения мониторинга выполнения плана поставок находит применение и ряд других методов — метод определения ведущих звеньев, метод определения при­чинных связей между явлениями, балансовый метод. Применение различных мето­дов основано на использовании соответствующих статистических и математических приемов, так как необходим расчет следующих показателей: средние величины; сред­невзвешенные величины; группировка данных по отдельным признакам; расчет диа­пазона отклонений; ряд абсолютных и относительных индексов. Кроме перечислен­ных методов при проведении мониторинга выполнения плана поставок может широ­ко использоваться метод графического изображения анализируемых величин.

Первой итерацией мониторинга выполнения плана поставок является определе­ние выполнения установленного общего объема реализации. Для этого используется метод сопоставления – сравнивается фактический объем реализации с плановым показателем, а также с аналогичным показателем за предшествовавший период. Принципиальная схема проведения данной итерации представлена на рис. 3.7.

Как показывает практика, одного определения выполнения общего плана реализации готовой продукции недостаточно. Поэтому предусматривается вторая итерация мониторинга – определение выполнения плана поставок по отдельным видам продукции или их номенклатурным группам. Эта итерация необходима для определения степени влияния отдельных реализованных позиций готовой продукции на выполнение общего объема реализации. В общем виде схема проведения мониторинга выполнения плана поставок по отдельным видам готовой продукции приведена на рис. 3.8.

 

     
 
 
 

                   
   
 
   
 
   
Рис. 3.7. Схема проведения мониторинга по общему показателю выполнения плана поставок
 
 
 
   
Рис. 3.8. Схема проведения мониторинга выполнения плана поставок по отдельным видам готовой продукции


Третьей итерацией проведения мониторинга выполнения плана поставок является определение выполнения договорных обязательств по поставкам по конкретным потребителям. В данной итерации, как правило, используется коэффициент выполнения плана поставок, Квпп, который определяется по следующей формуле:

 

Квпп = Пфп, (3.1)

 

где Пф – количество потребителей, которым продукция, подлежащая поставке, отгружена в отчетном периоде в полном объеме по всей номенклатуре изделий;

Пп - плановое количество потребителей.

Мониторинг функционирования каналов распределения — важное направление в оценке сбытовой деятельности предприятия, и в частности, действительного поло­жения в деятельности посреднической сети предприятия. Степень сложности органи­зации и трудоемкости проведения мониторинга каналов распределения зависит, пре­жде всего, от количества посреднических звеньев, входящих в каждый отдельный ка­нал и участвующих в сбыте готовой продукции.

Оценка мониторингом деятельности посреднической сети осуществляется по та­ким показателям, как: выполнение нормы сбыта; поддержание среднего уровня товар­ных запасов; оперативность доставки продукции потребителям; отношение к повреж­денной и пропавшей продукции; сотрудничество с предприятием-изготовителем в осуществлении программ стимулирования сбыта и учебных программ; реализация набора услуг, которые посредник должен предоставить потребителю. Показатели сбытовой деятельности посредников сравнивают с их собственными показателями за предшествующие плановые периоды и с показателями деятельности других посредников в канале распределения, например, нормой сбыта можно считать средний процентный прирост показателей по группе посредников в целом.

Функция учета в сбытовой деятельности сводится к двум видам — аналитическому и оперативному учету. Аналитический (статистический) учет ведется по всем направлениям движения готовой продукции на предприятии — складу, номенклатуре и ассортименту выпускаемой готовой продукции, потребителям, каналам распределения. Суть аналитического учета состоит в постоянном сборе информации о движении готовой продукции и пополнении накопленной ранее информации за прошлые плановые периоды. Данная информация используется для определения динамики изменения объема производимой продукции, объема ее поставок потребителям, объема запасов готовой продукции на складе предприятия, а также для выявления и установления закономерностей изменения спроса на готовую продукцию, структуры каналов распределения, поведения потребителей, показателей конкурентоспособности готовой продукции.

 

Вопросы для самопроверки по разделу 3

1. Опишите основополагающие стороны стратегии распределительной логистики.

2. Приведите схему функциональных зон распределительной логистики и маркетинга.

3. Охарактеризуйте взаимодействие маркетинговой и сбытовой деятельности фирмы.

4. В чем заключается процесс исследования рынка?

5. В чем состоит маркетинговое предложение?

6. Охарактеризуйте методы стимулирования сбыта.

7. Приведите два аспекта использования маркетинга в целях повышения эффектив­ности сбыта.

8. Место распределительной сети в структуре цепи поставок.

9. Перечислите функции управления цепями поставок.

10. В чем заключается реализация принципа «барабан – буфер – веревка» в цепях поставок.

11. Перечислите основные задачи управления цепями поставок.

12. Функциональные циклы логистики, как объект управления цепями поставок.

13. Приведите функциональный цикл логистики распределения.

14. Опишите процесс проектирования цепи поставок.

15. Приведите критерии выбора структуры цепей поставок.

16. Приведите систему критериев SCOR.

17. Приведите помехи «совершенному заказу».

18. Перечислите расходы на выполнение заказа в общих издержках цепи поставок.

19. Применение бенчмаркинга в оценке эффективности функциони-рования цепи поставок.

20. Перечислите составляющие системы учета логистических затрат.

21. Приведите схему системы сбалансированных показателей цепи поставок.

22. Приведите основные характеристики и алгоритм мониторинга выполнения плана поставок.

23. Опишите мониторинг функционирования каналов распределения.

24. В чем заключается функция учета в сбытовой деятельности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.04 с.)