Коммуникативный метод обучения ИЯ как способ обучения ин. Общению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативный метод обучения ИЯ как способ обучения ин. Общению.



В центре данного метода: формир-е коммуник.компетенции, созд. комм. мотивиров. уч. процесса, учет личностных особенностей учащегося. Разработкой комму. методики занимались Леонтьев А.А,, Шубин Э.П., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И. и др. Комм-сть опред-тся в теор. исслед-х как обучение на основе общения.Комм-й метод основан на том, что пр. об. явл. моделью процесса комм-ции. Все, что человек приобретает в пр. Обуч-я. изучается для того, чтобы быть исп. в инояз. реч. деят-сти. Готовить учащихся к участию в общении нужно в условиях инояз. общения, создаваемых в классе. Концептуальными положениями метода по Е.И. Пассову являются: 1. ин.яз. в отличие от др. предм. явл. одновременно и целью, и средством, и содерж-ем обуч-я. 2.язык -средство общения, приобщения человека к культурным ценностям страны изучаемого языка; 3. овлад-е ин. Яз. отличается от овладения родным а) способами.б) совокупностью реализуемых функций; в) плотностью информации в общении;г) включенностью языка в предметно-коммуникативную деят-сть.Новизна комм. метода в том, что: данный метод предпол. реч. напр-ть уч. проц, которая закл. в том. что путь к этой цели есть яз. практика или ин. общение. Практ. направл-сть - это не только цель, но и средство ее. Следовательно, все упражнения и задания должны быть заданиями в говорении с определенной реч. задачей речевого возд-я на собеседника;-данный метод. подход предпол-т индивидуализацию обучения инояз. реч.деят., под которой понимается учет всех свойств и качеств ученика как индивид-сти, его способностей, свойств, умений осуществлять речевую и учебную деят-ть, жизн. опыта, интересов, статуса в е. а также ведущий стиль учения (визуальный, слуховой или моторный); -этот метод связан с понятием функциональности яз. ед-ц. Любая языковая форма и реч. ед-ца вып-т в процессе комм-ции опред. реч. функции. И овладевать единицами языка и речи нужно так, как они функционируют в процессе реального общения носителей языка. Основой организации языковых единиц в учебном процессе должны быть их речевые функции. Из этого следует, что функциональность проявляется именно в том, что объектом усвоения являются не реч. ср-ва сами по себе, а функции, выполн. данными ср-вами. Следовательно, способами организации языковых единиц при коммуникативном обучении следует считать ситуацию, социальный контакт и проблему. Формами организации языковых единиц являются микродиалог, диалог, микромонолог и развернутое высказывание всех функциональных типов;

- коммуник. методика предпол-т использ-е речевых ситуаций как основы обучения ин. р. д. Ситуация - частный случай р. д., форма, в которой осуществляется речевое взаимодействие людей, говорящих на данном языке. Кроме реч. взаимод-я и взаимоотношений собеседников, реч. сит. предпол-т наличие при общении двух и более людей, комм-вной цели или намерения, места и времени, когда общение имеет место.

-сторонники комм-ной методики разделяют т. зрения о том, что для повышения мотивации учения необходимо постоянное внедрение новизны во все компоненты учебного процесса. Это касается:а) содерж-я обуч-я:б) постоянной смены проблем обсуждения;в) форм организации уч.проц. (нестандартные формы урока. ТСО);г) видов, приемов и форм учебной работы; д) новых собеседников («перетасовывание» пар.образование новых трупп и т.д.)

Содержание обучения и этапы работы с ним Комм-ная методика предусматривает следующие содержат. компоненты обучения:- языковая подготовка, овладение аспектами языка для развития лингвист. компетенции и умений использовать языковые средства адекватно речевом} замыслу: - речевая подготовка в учебных ситуациях общения для знания соц. значения язык. единиц и комм-го их употребления в речи; в реальных ситуациях общения.Выделяют три этапа работы над речевым материалом: Этап 1 Формирование речевых навыков (фонетических, лексических, грамматических). Все упражнения данного этапа должны носить хар-р диалогов,разных по структуре и сложности.Этап 2 Речевая подготовка в учебных ситуациях общения.Работа осущ. на базе текста или устного высказывания,с исп. яз. матер. Положения исходного текста должны служить поводом к общению.Этап 3. Реч. подготовка в реальн. сит. общения.(ролевые и деловые игры).При этом, задания должны быть речемыслительными.

 

 

8. МетодикаиспользованияТСО.
Преимущества ТСО: 1)усиление наглядности обучения инязу, 2) расширение диапозона аудирования, увеличение времени на изучение иняза; 3)введение элементов индивидуализации; 4)введение новых форм занятий: видео-урок, лаб работа….;5)неизменность звучания и образцовость речи.
ТСО следует использовать лишь тогда, когда без них обойтись невозможно: 1)для дополнения уч деят-ти препода, 2)для полной и частичной замены учителя, 3)для интенсификации; 4)для контроля языковых НВ и речевых УМ (Лабы, запись речи).
Учебные материалы, демонстрируемые с помощью ТСО: на 3 группы: 1)Фотограммы (диафильмы, слайды; визуальный канал принятия инфо); 2)Фонограммы (предъявляются с помощью звуко-технической аппаратуры, только слуховой канал принятия инфо); 3)Видеофонограммы (получение языковой и экстралингвистической инфо по слуховому и визуальному каналу).

Классификация Фонограмм:
1)Фонограммы первого типа
– исп-ся только в рецептивном плане, не требуют немедленной реакции. Это запись отрывков МР и ДР. Эти материалы имеют большое значение для обучаемых аудиального типа. Структура: инструкция (цель и порядок аудирования), оснавная часть или источник инфо.
2)Фонограммы второго типа – не только сообщают инфо, но и требуют немедленного ответа и обеспечивают проверку его правильности. Структура: 1)инструкция, 2)Материал для прослушивания с заданиями, паузами для ответа и ключа для обратной связи.
3)Фонограммы 3го типа: автофонограммы. Учащиеся записывают на пленку сами себя. Учитель должен обязательно прослушивать автофонограммы для определения ошибок, трудностей…
Типы занятий с применением фономатериалов:
1)Занятия в лингафонном классе под рук учителя
2)Самостоятельная работа в лингафонном классе
3)Занятие с использованием одного магнитофона под рук учителя
4)Самостоятельная работа с магнитофоном.
Занятия в лингафонном классе под рук учителя должны проводится по лингафонному практикуму. Его компоненты: 1)Пособие для учителя, 2)Иллюстративное приложение для уч-ся, 3)Набор фонозаписей.
Лингафонный практикум включает в себя лабораторные работы – комплекс спец приемственных упр-й (от легких к трудным) для отработки яз/реч материала. Специфика Лабы: 1)тематическое единство всех заданий, 2)структурная целостность (ни одно упр-е пропустить нельзя), 3)В наличии ключей для самоконтроля, 4)в точном контроле за временем выполнения. На уроке чаще всего исп-ся тренировочные Лабы, а для сам работы – задания на введение и первичное заврепление материала. Типовая Лаба обычно имеет структуру фонограммы 2го типа. В лингафонном классе объединяются устные и письменные формы работы. Учитель с пультом упр-я может вмешиваться в ответы уч-ся. Для самостоят работы нужен спец дидактический материал (правила, инструкции, опоры, схемы..) + обязат контроль учителя.

 

 

9. Методика работы с учебным фильмом:
Учебный фильм снабжает возможностью воздействовать на несколько анализаторов одновременно.
Этапы работы с учебным фильмом:
1)Преддемонстрационный
: снятие языковых трудностей, подготовка к восприятию содержания. Допускается предварительный показ отдельных кадров.
2)Демонстрационный: просмотр всего фильма со звуковым сопровождением для выделения так называемых смысловых вех. Контроль: м показать пару кадров и попросить определить кадр соответствующий тексту.
3)Последемонстрационный – проверяет понимание сюжета диафильма. 2 этапа: частичная и полная проверка при помощи вопросно-ответных упражнений, затем пересказ сюжета. Завершается раота озвучиванием диафильма по ролям или сочинением.
Методика работы с кинокольцовкой (киноленты, склеенные в кольцо, кот можно показывать беспрерывно) и кинофрагментом. Назначение – активизация речемыслит деят-ти обучаемых в процессе овладения речевым материалом по средством моделирования соответствующих речевых ситуаций.
3 Типа кинокольцовок:
1)Ситуативно-иллюстративные
2)Ситуативно-обобщающие – иллюстрируют особ-ти употребления яз явлений.
3)Ситуативно-дифференцирующие на употребление 2х яз явлений.
Этапы работы с 1м типом кинокольцовок: 1)формулировка целевых заданий с напоминанием формы яз явления, 2)просмотр записи 2-3 раза; 3)произнесение речевых образцов сразу после их демонстрации, 4)подстановка изучаемых элементов в пропусках; 5)трансформация речевого образца в вопросит или отрицат форму.
Этапы работы с 2м и 3м типом кинокольцовок: 1)постановка цели просмотра, 2)1й просмотр и контроль понимания осн содержания; 3)Обсуждение ос-тей употребления изучаемого явления в речи, 4)2й просмотр, 5)Повторение речевых образцов, 6)Драматизация текста, 7)составление собственных ситуаций по аналогии; 8)называние ситуации в кот изучаемое явление м употребляться, 9)Драматизация ситуации кинокольцовки с заменой действующих лиц, времени..
Кинофрагменты – предназначены в основном для развития НВ и УМ аудирования.
Осн этапы работы с кинофрагментом:
1)До просмотра – упр-я на снятие языковых трудностей, тренировка новых слов, отработка сложных грам структур.
2) Выполнение аудитивных упр-й: на развитие языковой догадки, на развитие аудитивной памяти и внимания, на предвосхищение основного содержания…
3)Вступительная беседа учителя и формулировка целей на просмотр. Формулировка предварительных вопросов.
4)1й сплошной просмотр и выполнение преддемонстрационных заданий.
5)Диалог м/у учителем и уч-ся по содержанию кинопроекта
6)Дополнит задания на детальное понимание кинопроекта и вторичный его просмотр;
7)Проверка детального понимания;
8)Беседа по просмотренному (пересказ, разыгрывание эпизодов, собственное отношение)
Варианты просмотра видеофильма:
1)Предъявление зрительного ряда без звука
2)Предъявление слухового ряда без зрительного
3)Стоп-кадр
4)Синхронное предъявление звука и изображения.
5)Показ отрывков или эпизодов
6)Раздельный просмотр

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.212.45 (0.012 с.)