О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Республики Башкортостан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Республики Башкортостан



Р.Ф.Хабиров, зам. декана юридического факультета БашП

Особое значение в понимании и определении ориентиров дальней­шего развития законодательства Республики Башкортостан имеет про­блематика имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека во внутреннее законодательство. Как известно, статья 16 Конституции Республики Башкортостан провозгласила:

«...общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры Республики Башкортостан являются частью ее право­вой системы...».

Если перевести это положение в плоскость зашиты прав и свобод человека и при этом учесть положения статьи 19 Конституции о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дейст­вующими, возникает следующая дилемма, согласно которой человек (ис­ходя из содержания статей 16 и 19 Конституции республики) имеет право в обоснование своих требований ссылаться на те или иные международно-правовые стандарты, закрепленные либо в «общепризнанных принципах и нормах», либо в «международных договорах Республики Башкортостан».

В то же время в действующем законодательстве нет четких подходов к такому толкованию конституционных норм. Между тем необходимо за­метить, что этот вопрос имеет важное значение не только с позиции науч­ных исследований, но и с позиций правоприменения, защиты прав и сво­бод человека и гражданина.

Так уже во время одного из первых заседаний экспертного совета при Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека чле­ны комиссии разошлись во мнении, что нужно понимать под общепри­знанными принципами и нормами международного права. Нет единства и в понимании этого вопроса в научно-теоретической литературе. Так, по мнению коллектива авторов одного из Комментариев Конституции Рос­сийской Федерации под общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права необходимо иметь в виду «принципы и нормы, уста­новленные и признанные международным сообществом государств», к ко­торым в частности относятся «нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, нормы общего международного обыч-


ного права и общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями».

По смыслу же Комментария к статье 17 в круг общепризнанных

принципов и стандартов включаются те международные стандарты прав человека, которые закреплены so Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, Международных пактах 1966 года, в документах Совета Евро­пы и СБСЕ, в различных международных договорах.

Несколько иной расклад представлен в работе «Общая теория прав человека» (ред. Е.А. Лукашева), который, в частности, в качестве обще­признанных упоминает принципы уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела, принцип самоопре­деления народов и наций, принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации, принцип равенства мужчины и женщины и т.д.

Серьезно запутывает проблему определение понятия «общепризнан­ные принципы», данное во втором томе «Курса международного права» 1989 года, согласно которому общепризнанные принципы международно­го права - это исторически сложившиеся основополагающие идеи, опреде­ляющие содержание современного международного права.

В то же время именно это определение наиболее полно выражает традиционный подход к этой проблеме российской школы международно­го права и абсолютно совпадает с положениями статьи 2 Устава ООН, где по сути закреплены принципиальные правовые основы миропорядка XX-XXI веков.

Вместе с тем даже с позиций таких подходов весьма сложно четко идентифицировать понятие «общепризнанные принципы» и из плоскости декоративных положений перевести его в плоскость конкретного право­применения.

Рамки понятия «общепризнанные принципы» должны более кон­кретно вырисовываться в результате деятельности и практики правоохра­нительных органов, в частности судов. И это, очевидно, вопрос времени. Нынешняя ситуация характеризуется реальным отсутствием судебной практики подобного рода и слабой квалификацией судей в области меж­дународного права. Более того, в ряде случаев судебная практика напря­мую идет вразрез с узловыми положениями конституционных норм о пра­вах человека. Особенно это проявляется в стойкой тенденции судебной практики рассматривать конституционные нормы о правах человека как либо имеющие отсылочный характер, либо требующие дополнительной регламентации. Тем самым часто игнорируются положения статьи 19 Кон­ституции Республики Башкортостан о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, А это по сути


означает, что человек может осуществлять и защищать свои права, ссыла­ясь на положения Конституции.

Возвращаясь к проблеме имплементации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство Респуб­лики Башкортостан, необходимо отметить, что неопределенность в пони­мании нормативного содержания общепризнанных принципов является далеко не единичной проблемой в этом аспекте. Многие международно- правовые стандарты, в том числе и те, которые нашли свое отражение а' международных договорах Российской Федерации, не получили четкого закрепления во внутригосударственном законодательстве и не подкрепле­ны эффективными механизмами их обеспечения и защиты. Представляет­ся, что, не дожидаясь выхода в свет Комментария Конституции Республи­ки Башкортостан (который опять же не будет иметь статуса официального толкования), Конституционный суд Республики Башкортостан в рамках своих полномочий, определенных статьей 3 (в частности пункт 4), мог бы решить одну из узловых проблем процесса имплементации международно- правовых норм посредством толкования положений статьи 16 и части 1 статьи 18 Конституции Республики Башкортостан.


ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ю.Х.Яхина,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ

Любое государство, считающее себя цивилизованным, имеет свою Конституцию. И такое положение, безусловно, является закономерным,

поскольку «Конституция выступает юридическим фундаментом государ­ственной и общественной жизни, главным источником национальной сис­темы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институ­тов власти». А самое главное - Конституция придает высшую юридиче­скую силу фундаментальным правам и свободам человека и гражданина.

Конституция Республики Башкортостан 1993 года - не первая в ис­тории республики. До ее принятия действовали три Конституции. Но ны­нешняя Конституция значима тем, что она является первым Основным За­коном суверенной республики. Как отмечается в преамбуле Конституции Республики Башкортостан, ее принятие связано с решимостью создать де­мократическое правовое государство. Конституция впервые закрепила важнейшие демократические идеалы и принципы государственно-правового строительства, создала легитимные предпосылки осуществле­ния в Республике Башкортостан кардинальных преобразований во всех сферах общественной жизни.

В статье 15 Конституции отмечается, что Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории республики. Также предусмотрена недопус­тимость противоречия ей иных правовых актов, принимаемых в Республи­ке Башкортостан. Конституция подлежит обязательному соблюдению ор­ганами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также гражданами и их объединениями.

Однако для достижения выполнения всех установленных Конститу­цией норм, соблюдения режима конституционной законности закрепления приведенных положений недостаточно.


Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих стран, неред­ки случаи принятия актов, не соответствующих Конституции, спорных си­туаций применения конституционных норм.

В связи с этим возникает необходимость правовой охраны Консти­туции.

В юридической литературе нет единой позиции по определению правовой охраны Конституции. Так, Б.В.Щетинин определял ее как «кон­ституционные гарантии законности». Ж.И.Овсепян, анализируя зарубеж­ный опыт правовой охраны Конституций, относит к ее механизму такие институты, как «конституционный надзор и судебный конституционный контроль, конституционный контроль, осуществляемый парламентом, конституционный референдум, вето главы государства». По мнению Н.А,Михалевой, «правовая охрана Конституции - это совокупность юри­дических средств, с помощью которых достигается выполнение всех уста­новленных Конституцией норм, соблюдение режима конституционной за­конности».

По существу, правовая охрана Конституции - задача и обязанность всех государственных органов, должностных лиц, осуществляемая ими путем применения различных правовых средств в рамках предоставленной компетенции. При этом особая ответственность возлагается на высшие го­сударственные органы. Рассмотрим некоторые из них.

Так, важная роль в соблюдении и охране Конституции Республики Башкортостан принадлежит Президенту республики, который согласно Конституции является гарантом ее соблюдения. При вступлении в долж­ность он приносит народу присягу, в которой клянется «... строго следо­вать Конституции Республики Башкортостан».

Следует выделить и такие формы реакции Президента Республики Башкортостан по охране Конституции, как применение в законодательном процессе права отлагательного вето; право отмены решений руководите­лей исполнительной власти на территории республики при их противоре­чии Конституции и законам Республики Башкортостан; право отстранения от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в слу­чае нарушения ими законодательства республики; также право на обраще­ние в Конституционный суд с запросами о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции Республики Башкортостан. гуШ

Все эти полномочия дают возможность Президенту играть важнуй| роль в системе сдержек и противовесов, применять меры в случае приня-|


тия законодателями, руководителями исполнительной власти поспешных неконституционных решений.

Немаловажна роль Государственного Собрания Республики Башкор­тостан в правовой охране Конституции. Его Палаты осуществляют пред­варительный конституционный контроль при подготовке и принятии ими законов, приняв новый закон, отменяют действующий, считая его проти­воречащим Конституции. Представляется, что эти полномочия относятся скорее к самоконтролю. Палаты Государственного Собрания полномочны принимать постановления по проблемам конституционной законности, ко­торые носят лишь рекомендательный характер.

Опосредованную роль в правовой охране Конституции Государст­венное Собрание осуществляет путем направления в Конституционный суд Республики Башкортостан запросов о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции республики. Так, на сегодняшний день из восьми рассмотренных Конституционном су­дом дел пять инициированы депутатами Государственного Собрания Рес­публики Башкортостан.

Наряду с этими полномочиями Конституция возлагает на Государст­венное Собрание специальное полномочие по ее охране. В соответствии с пунктом 25 статьи 88 Конституции к ведению Государственного Собрания относится отмена указов и распоряжений Президента з случае их несоот­ветствия Конституции и законам Республики Башкортостан- По данному полномочию среди законодателей, ученых-государствоведов в последнее время шли дебаты, поскольку соответствующее полномочие конституци­онно предусмотрено и за Конституционным судом. Тем самым возникла неясность - какой орган обладает приоритетом в признании неконституци­онности нормативных актов Президента Республики Башкортостан (Госу­дарственное Собрание или Конституционный суд Республики Башкорто­стан), не нарушается ли при этом принцип разделения властей, закреплен­ный в Конституции. Эту спорную ситуацию разрешил Конституционный суд путем толкования пункта 25 статьи 88 Конституции Республики Баш­кортостан. В своем постановлении он разъяснил, что Государственное Со­брание вправе отменять только те неконституционные нормативные акты Президента, которые изданы по вопросам, требующим законодательного регулирования.

Приведенный пример позволяет выделить и такой орган, как Кон­ституционный суд Республики Башкортостан, главный элемент механиз­ма правовой охраны Конституции республики. Значимость Конституци-


онного суда обусловлена тем, что он функционирует исключительно для осуществления правовой оценки конституционности нормативных право­вых актов высших органов государственной власти и в его деятельности данная функция является главнейшей. Такая правовая оценка осуществля­ется и при рассмотрении споров о компетенции, жалоб граждан на нару­шения их прав и свобод и т.п. Объектом проверки в этих процедурах яв­ляются законы и иные нормативные правовые акты. Все это подчеркивает самостоятельность и обособленность Конституционного суда, показывает своеобразие специализированного органа правовой охраны Конституции Республики Башкортостан.

Наиболее действенными полномочиями Конституционного суда за двухлетний период его деятельности явились такие полномочия, как раз­решение дел о соответствии Конституции республики законов и иных нормативных правовых актов (6 дел), толкование Конституции Республи­ки Башкортостан.

Его создание - своевременный шаг в процессе формирования демо­кратического правового государства. Конституционный суд выступает од­ним из институтов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного конституционного строя, системы законности и защиты интересов граждан.

Конституционный суд входит в единую судебную систему Респуб­лики Башкортостан. Его правовое положение закреплено в главе XII Кон­ституции республики и Законе о Конституционном суде Республики Баш­кортостан.

Важное место Конституционного суда в системе судебных органов республики в иерархии судебной власти, в системе разделения властей обусловлена тем, что Конституционный суд решает дела, непосредственно связанные с высшей правовой материей - Конституцией Республики Баш­кортостан.

Среди элементов механизма правовой охраны Конституции респуб­лики следует выделить также институт конституционной ответственности.

Действие этого института является весьма актуальным, поскольку особенно опасна безответственность высших органов государственной власти, их должностных лиц за нарушение норм Конституции.

Конституционная ответственность определяется как «самостоятель­ный вид юридической ответственности, когда наступление неблагоприят­ных последствий для субъектов конституционной ответственности, закре-


пленных в Конституции и иных источниках конституционного права, на­правлено прежде всего на защиту Конституции».

Согласно конституционному законодательству республики этот ин­ститут, при сравнении с федеральным законодательством, имеет дополни­тельные элементы своего механизма реализации. Так, в соответствии с Конституцией Конституционный суд Республики Башкортостан по запро­су Государственного Собрания дает заключения о соответствии Конститу­ции действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных высших должностных лиц республики.

При признании Конституционным судом действий и решений Пре­зидента Республики Башкортостан, несоответствующими Конституции, Государственное Собрание вправе выразить недоверие Президенту Рес­публики Башкортостан, принять постановление о его отрешении от долж­ности и назначить выборы нового Президента республики.

Что касается признанных Конституционным судом несоответст­вующими Конституции действий и решений иных высших должностных лиц, предусмотрены полномочия Президента и Государственного Собра­ния об отзыве, освобождении от должности, отстранении от исполнения обязанностей или приведения в действие иного специального механизма ответственности этих лиц.

Таким образом, выше сказанное позволяет констатировать следую­щее: Конституция Республики Башкортостан имеет особый механизм пра­вовой охраны, способный обеспечить ее соблюдение, предотвратить на­рушения Конституции как физическими и юридическими лицами, так и самой государственной властью, различными ее органами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.026 с.)