Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельности государственного собрания Республики Башкортостан
Э.Г.Муснн, Председатель Комитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан'. Важнейший атрибут демократического правового государства - пар-". ламент. Парламентаризм означает такую систему правления, которая характеризуется четким распределением законодательной и исполнительной. функций государства. ] Принципиальное значение для становления реального парламентаризма в нашей многонациональной республике имело провозглашение 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Башкортостана, положившей в основу государственного строительства республики принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, стала мощным стимулом реформирования всех институтов государственной власти. Она не только закрепила принцип разделения властей, но и последовательно сформулировала статус всех трех ветвей власти. На качественно ином уровне в Конституции Республики Башкортостан решены проблемы, связанные с организацией высшей государственной власти. Радикальному реформированию был подвергнут институт высшей представительной власти в республике. Конституционно закреплен институт Президента, статус Кабинета Министров, судов, определены основы местного самоуправления. Впервые в Республике Башкортостан учреждался Парламент нового типа - Государственное Собрание, состоящее из двух Палат (Палаты представителей и Законодательной палаты), одна из которых действует на профессиональной основе. На уровне Конституции были определены предметы ведения Государственного Собрания. Необходимость реализации конституционных положений, содержащихся в статьях 79-89 Основного Закона республики, требовала прежде всего детального законодательного разграничения полномочий между государственными органами и представления высшему представительному органу - Государственному Собранию Республики Башкортостан, его Палатам возможности действовать самостоятельно при осуществлении своих функций. При этом важно было обеспечить органическое взаимодействие Парламента с другими высшими органами государственной власти республики.
Начало этому процессу, как известно, было положено принятием 2 марта 1994 года Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан», в котором достаточно полно, с учетом особенностей того времени был определен статус двухпалатного высшего представительного и законодательного органа Республики Башкортостан. Закон конкретизировал демократические принципы парламентаризма; закрепил действенные правовые гарантии осуществления представительной законодательной власти, регламентацию законодательной процедуры в Палатах и в основном определил их компетенцию, формы и методы парламентской деятельности; установил правовые формы взаимоотношений Государственного Собрания с высшим должностным лицом - Президентом Республики Башкортостан, Кабинетом Министров, органами судебной власти и иными государственными органами, Все это явилось не только условием формирования Государственного Собрания и предопределило его дальнейшую плодотворную законодательную деятельность, но и означало важный шаг в развитии парламентаризма по республике в целом. Сегодня со всей определенностью можно заявить, что профессиональный республиканский парламент состоялся. Представляется, что нет необходимости в данном случае отмечать известные положительные результаты его работы за истекший период. В то же время четырехлетняя практика деятельности Государственного Собрания, его Палат и их комитетов показала, что Закон Республики Башкортостан «О Государственно.м Собрании Республики Башкортостан» нуждается в уточнении и совершенствовании, что и было сделано принятым и введенным в действие с 1 декабря 1998 года Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан». В Закон внесены следующие изменения и дополнения. В новой редакции Закона появились преамбула, предусматривающая следующие: в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Закон определяет вопросы ведения, порядок организации и деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан, его Палат и их коми-
тетов, а также должностных лиц Государственного Собрания Республики | Башкортостан, его Палат и их комитетов.; Закон четко определяет принципы, которыми руководствуется Го- [ сударственное Собрание при осуществлении своей деятельности. Такими s принципами являются: приоритетность и гарантированность прав и свобод: человека и гражданина; законность; гласность и учет общественного мне- ' ния; коллективное, свободное, деловое и конструктивное обсуждение во-: просов; забота об обеспечении гражданского мира и общественного согла- '; сия в Республике Башкортостан, единства и целостности территории Pec- | публики Башкортостан; ответственность за принимаемые решения; со- | блюдение требований депутатской этики. | Закон развивает положения статьи 88 Конституции Республики 1 Башкортостан, устанавливая предметы ведения не только Государственного Собрания в целом, но и его Палат. В статье 14 Закона четко регламентируется круг вопросов, подлежащих рассмотрению на совместных засе- | даниях Палат Государственного Собрания Республики Башкортостан. Достаточно подробно в Законе определяется компетенция каждой из Палат Государственного Собрания (статьи 16, 17). Впервые законодательно устанавливается правовой статус комитетов, депутатских фракций и депутатских групп Палат Государственного Собрания. | Ряд норм Закона существенно конкретизирует конституционные по- | ложения. В частности, в статье 22 Закона в развитие статьи 87 Конституции Республики Башкортостан устанавливается порядок избрания Предсе- ^ дателя Государственного Собрания из числа Председателей Палат. На за-f конодательном уровне очерчен круг полномочий Председателя Государст- '• венного Собрания, уточняется компетенция Председателей Палат и иных.1 должностных лиц Палат и их комитетов,.^в Закон с учетом опыта Парламента предусматривает серьезные уточ- s нения в законодательной процедуре и конкретизирует официальный статус актов Государственного Собрания. В целом внесенные в Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан» изменения и дополнения направлены на более точное отражение конституционных положений, обеспечение последовательной реализации всех норм этого Закона. Новый Закон делает шаг вперед в развитии парламентаризма в Республике Башкортостан. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ Л.А.Дольникова, зав. кафедрой государственного и административного права БАГСУ При анализе положений действующей Конституции Республики Башкортостан можно заметить, что она обеспечивает необходимые условия для воспрепятствования превращению какого-либо органа государственной власти в орган, неподконтрольный народу, игнорирующий другие органы государственной власти. Этому способствуют закрепленные в Конституции Республики Башкортостан основы взаимоотношений органов государственной власти республики. Исключительно важную роль в государственном механизме Башкортостана играют взаимоотношения Президента Республики Башкортостан с другими органами государственной власти. На первый план здесь выходят его взаимоотношения с Государственным Собранием. В литературе справедливо отмечается, что отношения Парламента и Президента -центральный «нерв» государственного механизма стран, имеющих президентское правление.
Президент Республики Башкортостан ежегодно обращается к Парламенту республики с Посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. О важности Посланий свидетельствует тот факт, что для их заслушивания Конституцией предусмотрены совместные заседания Палат Государственного Собрания Республики Башкортостан. Ежегодные Послания Президента Республики Башкортостан не являются нормативными актами, поэтому они не обязательны для исполнения органами государственной власти. Но несмотря на это их содержание оказывает большое влияние на законодательный орган, поскольку в них определяются первоочередные задачи в области законотворчества. Послания позволяют выработать единую позицию Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан по программе действий на предстоящий период. Сотрудничество Президента и Государственного Собрания особенно ярко проявляется в процессе рассмотрения законов. Президент Республики Башкортостан согласно статье 95 Конституции Республики Башкортостан обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесе- ния законопроектов в Законодательную палату Государственного Собрания Республики Башкортостан. Реализуя это право, Президент совместно с Государственным Собранием решает задачи в области законотворчества, поставленные в ежегодных Посланиях. | Президент Республики Башкортостан принимает активное участи? в ходе рассмотрения законопроектов в Палатах Государственного Собрания. Он может лично или через своего полномочного представителя в Парламенте высказать свое мнение относительно того или иного законопроекта, сделать предложение о внесении в него изменений и дополнений. Это позволяет устранить разногласия между Президентом и Государственным Собранием до принятия закона. -1 Президент Республики Башкортостан имеет право отклонить при" нятый закон, направив его в Государственное Собрание на повторное рассмотрение. Палаты Государственного Собрания в установленном законом порядке рассматривают данный закон, и если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в прежней редакции большинством - не менее двух третей голосов от общего числа депутатов обеих Палат, то в течений семи дней он подписывается Президентом и подлежит обнародованию. I
Таким образом Президент Республики Башкортостан и Государственное Собрание Республики Башкортостан активно взаимодействуют, между собой на всех стадиях законодательного процесса а Иногда жизнь требует срочного восполнения пробела в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательной регламент тации, и Президент вынужден принимать по этим вопросам указы, действие которых носит временный характер до принятия соответствующего закона. Такие действия Президента неоднозначно воспринимаются общественностью. Для того, чтобы была снята острота проблемы, представляется, что было бы правильным принятие Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о поручении Президенту урегулирования таких отношений. Делегированное законодательство применяется в ряде стран (например, Индия). Президент и Государственное Собрание совместно решают вопросы об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Башкортостан. Президент и Государственное Собрание вступают во взаимоотношения между собой при назначении на ряд ключевых государственных должностей. Так, назначение на должность Премьер-министра Республики Башкортостан осуществляется совместно Президентом и Парламентом. Совместно они решают и вопросы о назначении на должности судей Кон- ституционного суда Республики Башкортостан, а также других судей, Прокурора Республики Башкортостан Конституция Республики Башкортостан предусматривает необходимость выработки согласованной позиции Президента и Государственного Собрания по важнейшим вопросам кадровой политики. Президент и Государственное Собрание взаимодействуют между собой и в вопросах обеспечения безопасности граждан. При введении чрезвычайного положения в Республике Башкортостан или в ее отдельных местностях Президент Республики Башкортостан обязан сообщить об этом Государственному Собранию в срок не позднее одних суток. Государственное Собрание Республики Башкортостан согласно Конституции Республики Башкортостан имеет определенные рычаги воздействия на Президента Республики Башкортостан. В соответствии с пунктом 11 статьи 88 Конституции Государственное Собрание Республики Башкортостан может решить вопрос о доверии Президенту Республики Башкортостан и его отставке. Конституция Республики Башкортостан не предусматривает возможность роспуска Президентом Парламента. Представляется, что было бы правильным для обеспечения системы сдержек и противовесов в системе органов власти Башкортостана закрепление в Конституции республики при определенных обстоятельствах возможности роспуска Президентом Государственного Собрания, Конституционные положения, касающиеся взаимоотношений Президента и Государственного Собрания, дают основание говорить о том, что эти государственные органы, самостоятельно осуществляя свои функции и полномочия, взаимодействуют между собой по многим важным политическим и правовым вопросам. При этом решение некоторых вопросов возможно только при наличии единой позиции Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.28.70 (0.018 с.) |