Деятельности государственного собрания Республики Башкортостан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности государственного собрания Республики Башкортостан



Э.Г.Муснн,

Председатель Комитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан'.

Важнейший атрибут демократического правового государства - пар-". ламент. Парламентаризм означает такую систему правления, которая ха­рактеризуется четким распределением законодательной и исполнительной. функций государства. ]

Принципиальное значение для становления реального парламента­ризма в нашей многонациональной республике имело провозглашение 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Башкорто­стана, положившей в основу государственного строительства республики принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную.

Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, стала мощным стимулом реформирования всех институтов государ­ственной власти. Она не только закрепила принцип разделения властей, но и последовательно сформулировала статус всех трех ветвей власти.

На качественно ином уровне в Конституции Республики Башкорто­стан решены проблемы, связанные с организацией высшей государствен­ной власти. Радикальному реформированию был подвергнут институт высшей представительной власти в республике. Конституционно закреп­лен институт Президента, статус Кабинета Министров, судов, определены основы местного самоуправления.

Впервые в Республике Башкортостан учреждался Парламент нового типа - Государственное Собрание, состоящее из двух Палат (Палаты пред­ставителей и Законодательной палаты), одна из которых действует на профессиональной основе. На уровне Конституции были определены предметы ведения Государственного Собрания.

Необходимость реализации конституционных положений, содержа­щихся в статьях 79-89 Основного Закона республики, требовала прежде всего детального законодательного разграничения полномочий между го­сударственными органами и представления высшему представительному


органу - Государственному Собранию Республики Башкортостан, его Па­латам возможности действовать самостоятельно при осуществлении своих функций. При этом важно было обеспечить органическое взаимодействие Парламента с другими высшими органами государственной власти рес­публики.

Начало этому процессу, как известно, было положено принятием 2 марта 1994 года Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан», в котором достаточно полно, с уче­том особенностей того времени был определен статус двухпалатного выс­шего представительного и законодательного органа Республики Башкор­тостан.

Закон конкретизировал демократические принципы парламентариз­ма; закрепил действенные правовые гарантии осуществления представи­тельной законодательной власти, регламентацию законодательной проце­дуры в Палатах и в основном определил их компетенцию, формы и мето­ды парламентской деятельности; установил правовые формы взаимоотно­шений Государственного Собрания с высшим должностным лицом - Пре­зидентом Республики Башкортостан, Кабинетом Министров, органами су­дебной власти и иными государственными органами, Все это явилось не только условием формирования Государственного Собрания и предопре­делило его дальнейшую плодотворную законодательную деятельность, но и означало важный шаг в развитии парламентаризма по республике в це­лом.

Сегодня со всей определенностью можно заявить, что профессио­нальный республиканский парламент состоялся. Представляется, что нет необходимости в данном случае отмечать известные положительные ре­зультаты его работы за истекший период.

В то же время четырехлетняя практика деятельности Государствен­ного Собрания, его Палат и их комитетов показала, что Закон Республики Башкортостан «О Государственно.м Собрании Республики Башкортостан» нуждается в уточнении и совершенствовании, что и было сделано приня­тым и введенным в действие с 1 декабря 1998 года Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О Государ­ственном Собрании Республики Башкортостан».

В Закон внесены следующие изменения и дополнения. В новой редакции Закона появились преамбула, предусматривающая следующие: в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан За­кон определяет вопросы ведения, порядок организации и деятельности Го­сударственного Собрания Республики Башкортостан, его Палат и их коми-


тетов, а также должностных лиц Государственного Собрания Республики | Башкортостан, его Палат и их комитетов.;

Закон четко определяет принципы, которыми руководствуется Го- [ сударственное Собрание при осуществлении своей деятельности. Такими s принципами являются: приоритетность и гарантированность прав и свобод:

человека и гражданина; законность; гласность и учет общественного мне- ' ния; коллективное, свободное, деловое и конструктивное обсуждение во-:

просов; забота об обеспечении гражданского мира и общественного согла- ';

сия в Республике Башкортостан, единства и целостности территории Pec- | публики Башкортостан; ответственность за принимаемые решения; со- | блюдение требований депутатской этики. |

Закон развивает положения статьи 88 Конституции Республики 1 Башкортостан, устанавливая предметы ведения не только Государственно­го Собрания в целом, но и его Палат. В статье 14 Закона четко регламен­тируется круг вопросов, подлежащих рассмотрению на совместных засе- | даниях Палат Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Достаточно подробно в Законе определяется компетенция каждой из Палат Государственного Собрания (статьи 16, 17). Впервые законодатель­но устанавливается правовой статус комитетов, депутатских фракций и депутатских групп Палат Государственного Собрания. |

Ряд норм Закона существенно конкретизирует конституционные по- | ложения. В частности, в статье 22 Закона в развитие статьи 87 Конститу­ции Республики Башкортостан устанавливается порядок избрания Предсе- ^ дателя Государственного Собрания из числа Председателей Палат. На за-f конодательном уровне очерчен круг полномочий Председателя Государст- '• венного Собрания, уточняется компетенция Председателей Палат и иных.1 должностных лиц Палат и их комитетов,.^в

Закон с учетом опыта Парламента предусматривает серьезные уточ- s нения в законодательной процедуре и конкретизирует официальный ста­тус актов Государственного Собрания.

В целом внесенные в Закон «О Государственном Собрании Респуб­лики Башкортостан» изменения и дополнения направлены на более точ­ное отражение конституционных положений, обеспечение последователь­ной реализации всех норм этого Закона. Новый Закон делает шаг вперед в развитии парламентаризма в Республике Башкортостан.


КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

Л.А.Дольникова,

зав. кафедрой государственного и административного права БАГСУ

При анализе положений действующей Конституции Республики Башкортостан можно заметить, что она обеспечивает необходимые усло­вия для воспрепятствования превращению какого-либо органа государст­венной власти в орган, неподконтрольный народу, игнорирующий другие органы государственной власти. Этому способствуют закрепленные в Конституции Республики Башкортостан основы взаимоотношений орга­нов государственной власти республики.

Исключительно важную роль в государственном механизме Баш­кортостана играют взаимоотношения Президента Республики Башкорто­стан с другими органами государственной власти. На первый план здесь выходят его взаимоотношения с Государственным Собранием. В литера­туре справедливо отмечается, что отношения Парламента и Президента -центральный «нерв» государственного механизма стран, имеющих прези­дентское правление.

Президент Республики Башкортостан ежегодно обращается к Пар­ламенту республики с Посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. О важности Посланий свидетельствует тот факт, что для их заслушивания Конституцией предусмотрены совместные заседания Палат Государственного Собрания Республики Башкортостан. Ежегодные Послания Президента Республики Башкортостан не являются норма­тивными актами, поэтому они не обязательны для исполнения органами государственной власти. Но несмотря на это их содержание оказывает большое влияние на законодательный орган, поскольку в них определяют­ся первоочередные задачи в области законотворчества. Послания позво­ляют выработать единую позицию Президента Республики Башкорто­стан и Государственного Собрания Республики Башкортостан по про­грамме действий на предстоящий период.

Сотрудничество Президента и Государственного Собрания особен­но ярко проявляется в процессе рассмотрения законов. Президент Респуб­лики Башкортостан согласно статье 95 Конституции Республики Башкор­тостан обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесе-


ния законопроектов в Законодательную палату Государственного Соб­рания Республики Башкортостан. Реализуя это право, Президент совмест­но с Государственным Собранием решает задачи в области законотворче­ства, поставленные в ежегодных Посланиях. |

Президент Республики Башкортостан принимает активное участи? в ходе рассмотрения законопроектов в Палатах Государственного Собрания. Он может лично или через своего полномочного представителя в Парламенте высказать свое мнение относительно того или иного законо­проекта, сделать предложение о внесении в него изменений и дополнений. Это позволяет устранить разногласия между Президентом и Государст­венным Собранием до принятия закона. -1

Президент Республики Башкортостан имеет право отклонить при" нятый закон, направив его в Государственное Собрание на повторное рас­смотрение. Палаты Государственного Собрания в установленном законом порядке рассматривают данный закон, и если при повторном рассмотре­нии закон будет одобрен в прежней редакции большинством - не менее двух третей голосов от общего числа депутатов обеих Палат, то в течений семи дней он подписывается Президентом и подлежит обнародованию. I

Таким образом Президент Республики Башкортостан и Государст­венное Собрание Республики Башкортостан активно взаимодействуют, между собой на всех стадиях законодательного процесса а

Иногда жизнь требует срочного восполнения пробела в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательной регламент тации, и Президент вынужден принимать по этим вопросам указы, дейст­вие которых носит временный характер до принятия соответствующего закона. Такие действия Президента неоднозначно воспринимаются обще­ственностью. Для того, чтобы была снята острота проблемы, представля­ется, что было бы правильным принятие Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о поручении Президенту урегулирова­ния таких отношений. Делегированное законодательство применяется в ряде стран (например, Индия).

Президент и Государственное Собрание совместно решают вопро­сы об образовании и упразднении министерств и государственных коми­тетов Республики Башкортостан.

Президент и Государственное Собрание вступают во взаимоотно­шения между собой при назначении на ряд ключевых государственных должностей. Так, назначение на должность Премьер-министра Республики Башкортостан осуществляется совместно Президентом и Парламентом. Совместно они решают и вопросы о назначении на должности судей Кон-


ституционного суда Республики Башкортостан, а также других судей, Прокурора Республики Башкортостан

Конституция Республики Башкортостан предусматривает необхо­димость выработки согласованной позиции Президента и Государственно­го Собрания по важнейшим вопросам кадровой политики.

Президент и Государственное Собрание взаимодействуют между собой и в вопросах обеспечения безопасности граждан. При введении чрезвычайного положения в Республике Башкортостан или в ее отдельных местностях Президент Республики Башкортостан обязан сообщить об этом Государственному Собранию в срок не позднее одних суток.

Государственное Собрание Республики Башкортостан согласно Конституции Республики Башкортостан имеет определенные рычаги воз­действия на Президента Республики Башкортостан. В соответствии с пунктом 11 статьи 88 Конституции Государственное Собрание Республи­ки Башкортостан может решить вопрос о доверии Президенту Республики Башкортостан и его отставке.

Конституция Республики Башкортостан не предусматривает воз­можность роспуска Президентом Парламента. Представляется, что было бы правильным для обеспечения системы сдержек и противовесов в сис­теме органов власти Башкортостана закрепление в Конституции респуб­лики при определенных обстоятельствах возможности роспуска Прези­дентом Государственного Собрания,

Конституционные положения, касающиеся взаимоотношений Пре­зидента и Государственного Собрания, дают основание говорить о том, что эти государственные органы, самостоятельно осуществляя свои функ­ции и полномочия, взаимодействуют между собой по многим важным по­литическим и правовым вопросам. При этом решение некоторых вопросов возможно только при наличии единой позиции Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.28.70 (0.018 с.)