Качество юридической помощи в юридических клиниках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество юридической помощи в юридических клиниках



 

В последние годы возросло значение юридических клиник в России, юридической помощи, оказываемой малоимущим гражданам. Но, с большим ростом популярности этой помощи, растет и ответственность, которая ложится на тех, кто эту помощь оказывает. Как не прискорбно говорить об этом, многие юристы на данный момент оказывают правовую помощь, предоставляют юридические услуги спустя рукава, желая просто отделаться от клиента и выманить деньги. Очень мало профессионалов, для которых стимулом будет являться результат дела, победа в этом деле, а не деньги. Если оказание платных юридических услуг сейчас имеет такие проблемы, то об оказании бесплатной юридической помощи и говорить страшно. Нет стимула в виде денег – нет стимула и работать хорошо, довести дело до конца. А если и дело из разряда довольно банальных и скучных – то и нет интереса. Юношеский максимализм и вера в лучшее уходят со временем, когда молодые специалисты видят работу более старших товарищей, специалистов, которые забыли, для чего учились и что важно в этом мире.

Согласно статье 48 Конституции РФ, «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь может оказываться бесплатно»[1].

Оказание юридической помощи юридическими клиниками имеет свои особенности. Как правило, в клиниках работают еще студенты, которые не закончили учебу, под руководством преподавателей и старших ребят. То есть, клиент, обращаясь в юридическую клинику за помощью, заранее осведомлен о том, что это риск. Риск проиграть дело, а то и вообще риск того, что дело даже не дойдет до суда. Но люди надеются на лучшее, чаще всего бесплатная юридическая помощь для них - это единственная возможность восстановить справедливость.

Юридическая клиника — участник негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Юридические клиники создаются на базе высших учебных заведений с целью правовой помощи и правового просвещения населения, с целью формирования у обучающихся навыков оказания юридической помощи.

Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования[2].

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году Дмитрий Иванович Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, - писал Мейер, - имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу». Широко использоваться термин начал в конце 19 века в связи с обсуждением вопроса о преподавании права в России.

В 1897 году кишиневский присяжный поверенный Иосиф Соломонович Иосилевич сформулировал задачу юридической клиники. Он писал: ««вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника, которой, к сожалению, у нас нет… Вместо осмысленной постановки вопроса, вытекающего из дела, вместо точного установления диагноза дела и разумного, логического, толкового и справедливого разрешения существенных вопросов и правильного применения общих начал права, очень часто спорят о предметах, фактах, вовсе не важных или маловажных…»[3].

Следуя этой программе, Иосилевич опубликовал в «Юридической газете» (за 1897-1898 годы) цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника».

Первое упоминание термина «юридическая клиника» в зарубежной литературе относится к 1900 году, когда в журнале «Deutsche Juristen-Zeitung» была опубликована статья профессора Георга Фроммгольда под названием «Juristische Kliniken».

«Указывая на то огромное значение, какое имеют для врачебной практики клиники, существующие при медицинских факультетах и академиях, Фроммгольд предлагает наподобие их устроить клиники при юридических высших учебных заведениях, где учащиеся разбирали бы под руководством профессора не вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали бы непосредственную юридическую помощь нуждающимся в том лицам, занимаясь живыми, неразрешенными еще делами»[4].

В настоящее время, как уже было сказано, юридические клиники получили довольно широкое распространение. Юридические клиники есть практически при каждых высших учебных заведениях, также, стало довольно популярным уже со школы учить учеников праву и давать им для изучения различные реальные дела, ситуации, которые они должны решить за определенное время. Так практикуется деятельность правовых школ. Довольно малоизвестное понятие для России, но, думается, правовые школы получат такую же популярность и развитие, как и юридические клиники в свое время.

Каждая юридическая клиника, будучи самостоятельной организацией или структурным подразделением высшего учебного заведения, имеет право устанавливать собственный порядок работы в соответствии с издаваемыми локальными нормативными актами. Юридическая клиника формируется из студентов и преподавателей высшего учебного заведения, к работе могут привлекаться юристы, окончившие вуз и занимающиеся самостоятельной практикой.

Консультации в клиниках осуществляются в группах по несколько человек под руководством куратора. Обычно студенты не дают ответ на первом приеме, а подробно знакомятся с проблемой клиента, его документами, и только потом назначают повторную консультацию. Консультации даются только по правовым вопросам. Основными моделями работы юридических клиник являются: личное консультирование, дистанционное консультирование, телефонные консультации и выездные консультации.

Установление надлежащего качества предоставляемой бесплатной юридической помощи должно стать главной задачей для государства. Ведь от того, насколько качественную помощь получит заинтересованное в ней лицо, напрямую зависит успех в решении его проблемы, а в целом - удовлетворение потребностей граждан в юридической помощи.

Строгость требований, предъявляемых к лицам, предоставляющим бесплатные юридические услуги (прежде всего адвокатам), далеко не одинакова в различных государствах. Чем более развитой является правовая система в государстве, тем строже эти требования.

В США высшее юридическое образование можно получить после трехлетнего обучения в колледже гуманитарного профиля, а затем трехлетней учебы в юридическом вузе. После получения диплома о высшем юридическом образовании выпускники должны пройти процедуру допуска к частной юридической практике. Такая процедура не требуется для тех из них, кто собирается заняться преподавательской деятельностью или научной работой в области права.

Юристы в Германии вправе заниматься адвокатской деятельностью после четырехлетней стажировки по выбору в судах, у прокуроров или адвокатов и сдачи нескольких экзаменов комиссии при Высшем суде земли. Допуск к адвокатской практике предоставляется на основании соответствующего разрешения ведомства юстиции той земли, при суде которой адвокат собирается практиковаться. Адвокат обязан исполнять свои должностные обязанности в соответствии со своими моральными принципами, а вне службы показывать себя достойным доверия, оказанного ему государством.

Не менее строгие правила для занятия адвокатской практикой установлены в Японии. Выпускники юридических вузов должны выдержать экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией при министерстве юстиции. Причем требования, предъявляемые этой комиссией, настолько высоки, что экзамены выдерживают только 2 - 3% сдающих.

Качество предоставляемой юридической помощи напрямую зависит от качества профессиональной подготовки юридических кадров, которое нужно постоянно повышать.

На сегодняшний день приходится с сожалением констатировать, что юридическое образование развивается по количественному, а не по качественному пути: число юридических вузов и факультетов, особенно негосударственных, зашкаливает, а что уровень подготовки юридических кадров неуклонно снижается.

Отсутствие компетентных и профессиональных кадров разрушает саму идею квалифицированной юридической помощи и, кроме того, создает реальную угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов граждан оказанием некачественных юридических услуг. В этой связи государству необходимо установить эффективный контроль в сфере образовательной деятельности.

Необходимо развивать так называемое клиническое образование - юридические клиники, в которых студенты практически решают проблемы обратившихся к ним, применяя полученные за годы учебы теоретические знания и навыки, формируя тем самым свои профессиональные качества. При этом не стоит забывать о накопленном историческом опыте юридического клинического образования в России.

Юридическая клиника вполне способна выполнять роль дополнительного института оказания бесплатной юридической помощи.

Процедура привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности закреплена в Кодексе профессиональной этики. К мерам дисциплинарной ответственности согласно Кодексу этики относятся замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката (ч. 6 ст. 18). Данные меры могут быть применены в течение шести месяцев со дня обнаружения проступка адвоката в том случае, если с момента совершения адвокатом проступка прошло не более одного года (ч. 5 ст. 18)[5].

Необходимо понимать, что такой контроль позволяет выявить наиболее грубые проступки адвокатов, привлечь последних к ответственности и пресечь дальнейшие нарушения в будущем, но на стадии, когда эти поступки уже совершены, но не предотвратить их.

В Кодексе этики предусмотрена норма, согласно которой "обязанности адвоката, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, при оказании им юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных этим законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар" (ч. 8 ст. 10).

Мы думаем, было бы разумным применять нормы Кодекса этики и в отношении студентов-консультантов, работающих в юридических клиниках. Это бы позволило намного повысить качество оказываемой юридической помощи, потому что консультант, зная про свою ответственность при халатном оказании помощи клиенту, будет с большей внимательностью и ответственностью подходить к рассмотрению дела, решению проблемы. Дисциплинарная ответственность в виде замечания, предупреждения, выговора стала бы отличным стимулом для тех студентов, которые безответственно относятся к клиентам и их проблемам, отказывают без причины в дальнейшем оказании правовой помощи и просто недоделывают свою работу.

Конечно, на качество предоставляемой бесплатной юридической помощи влияют такие факторы, как господствующий в стране политический режим, эффективность правосудия, проработанность правовых норм. Бесплатная юридическая помощь, а точнее, ее эффективное предоставление невозможно без справедливого демократического суда. Реализация права граждан на бесплатную юридическую помощь связана также с общей экономической ситуацией в государстве. Чем беднее страна, ее граждане, тем более затруднен для населения доступ к правосудию и юридической помощи. Не случайно конституции многих развивающихся стран содержат положение о том, что никто не может быть лишен доступа к правосудию из-за бедности. Но даже в развитых странах далеко не все граждане могут позволить себе платную юридическую помощь, что порождает проблему так называемого доступа к правосудию.

Поэтому в настоящее время законодатели многих государств провозглашают гарантированное право на бесплатную юридическую помощь малоимущим - по крайней мере, в уголовном процессе. Однако кроме закрепления такого права в конституциях и законах необходимо наличие достаточных ресурсов для его реализации.

Помимо этих факторов, самым важным фактором остается - человеческий. Студент-консультант, оказывая помощь клиенту, должен быть не только хорошо просвещен в правовой базе, но и должен хорошо ладить с людьми, уметь находить с ними общий язык, уметь предотвращать конфликты, быть терпеливым и спокойным, ведь чаще всего наши клиенты – люди пожилые, с тяжелыми характерами и упрямые, уверенные в своей правоте.

Проблема обеспечения надлежащего качества предоставляемой бесплатной юридической помощи является важнейшей в нашей стране.

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

3. Иосилевич И.С. Юридическая клиника (Предисловие) // Юридическая газета. — 22 февраля 1897 года. — C. 1

4. Люблинский А. О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника» // Журнал Министерства Юстиции. — январь 1901 года. — C. 175—181.

5. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными четвёртым Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2013 г.)

 

© Дужиева Л.А., 2015

 

УДК Закиров А.А.,

студент Института права

Башкирского государственного университета

(г. Уфа)

Научный руководитель:

Семенова Е.Ю.,

старший преподаватель кафедры

гражданского процесса Института права

Башкирского Государственного Университета

ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ СТУДЕНТА-КОНСУЛЬТАНТА В РАБОТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

В литературе существует немало работ, посвященных основным началам работы, этическим принципам и даже заповедям профессионального юриста. Для судей и адвокатов созданы целые кодексы этики – правил, которых следует придерживаться [1]. Подобное связано, прежде всего, с тем, что работа вышеупомянутых специалистов неразрывно связана с публичностью, с работой с населением.

Юридические клиники также являются органом, осуществляющим публичную работу: на регулярной основе осуществлять юридическую (а порой не только юридическую) помощь. В связи с этим возникает вопрос: поскольку общение с людьми разных возрастов, социального положения, взглядов и предпочтений является неотъемлемой частью работы, то каких же нравственных начал необходимо придерживаться в своей работе?

Работа юридической клиники имеет специфические особенности по сравнению с работой судей и адвокатов. Во-первых, работа осуществляется на безвозмездной основе, во-вторых, основной контингент клиники – это люди пенсионного возраста, в-третьих, работа юридической клиники не регламентирована настолько широко, как работа ранее упомянутых судей и адвокатов: деятельности юридической клиники посвящена лишь глава 4 Федеральный закон № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" [2].

Поэтому автор позволяет себе дерзость предложить свое видение нравственных предписаний (заповедей – кратких назиданий в виде тезисов) студента-консультанта юридических клиник, выстроенных практикой собственной и практикой своих коллег, временем и советами профессионалов.

В первую очередь – это не брать за свою работу в рамках юридической клиники никаких денег. Это обусловлено тем, что юридические клиники в России оказывают помощь на безвозмездной основе.

Вторая и третья заповеди вытекают из первого и являются бесценными советами, данными доктором наук, заведующим кафедрой уголовного права и процесса Института права БашГУ, адвокатом с большим опытом работы, в том числе и “pro bono publico” (дословно: ради общественного блага), А.А. Тарасовым:

­­1) Ничего не гарантировать кроме хорошей и качественной работы [3]. Консультант юридической клиники – это, как правило, студент, то есть человек с небольшим опытом по юридическим вопросам, а значит и не могущий дать точный прогноз исходу дела. Мало того, ни один уважающий себя юрист не станет давать никаких обещаний. Такого же правила придерживается и В.В. Оробинский. Так, он рекомендует: «Остерегайтесь обещать клиенту исход дела. Тем более ­­­– положительный исход. Толковый профессионал не скажет – «да, дело 100% выигрышное, берусь». От силы услышите обтекаемое «хорошие перспективы» [4].

2) Не брать на себя какой-либо неюридической работы. Например, как говорят в народе, «договариваться». Студент-консультант – это работник, который в перспективе станет профессиональным. Поэтому студенту-консультанту необходимо строго придерживаться закона.

Четвертая заповедь. Доверие клиента завоевать необходимо исключительно профессионализмом. Как уже было сказано, клиницисту не стоит гарантировать клиенту ничего не гарантировать кроме хорошей и качественнойработы, поэтому чтобы достойно выглядеть в глазах клиента, следует исполнить свою работу максимально добросовестно, так как это формирует ответственно отношение будущего юриста к своей работе на профессиональной основе.

Пятая заповедь. Понять цель клиента. Зачастую сами клиенты не понимают, чего же они на самом деле хотят. Поэтому клиницист должен «отфильтровать» ненужное. Также нередки случаи с клиентами, метко описанными Нурмухаметовой Л.И.: «Клиентскую базу юридической клиники составляют в большинстве своем пожилые одинокие люди. И очень часто клиент приходит выговориться, поделиться своими душевными переживаниями. В таких случаях проблема может иметь неправовой характер. Клиент ищет в консультанте собеседника, друга» [5]. В случае, если консультант столкнется с таким типом клиента, ему следует проявить терпимость и понимание.

Шестая заповедь. Донести до клиента информацию максимально доступно. Эта заповедь касается не только студентов-консультантов: «клиенты не любят, когда юрист засыпает номерами статей, обширно, к месту и нет, цитирует закон, заваливает собеседника заумными юридическими терминами: виндикационный иск, деликты, преюдиция и т.д.» [6].

К седьмой следует отнести заповедь «говори правду клиенту своему». Только правду. В том числе информировать клиента о потенциальных рисках, чтобы после обещанных вначале золотых клиенту гор, не разразился скандал: «Ну вы же обещали!..».

Восьмая заповедь. Предложи клиенту решение его проблемы альтернативным путем. Ведь нередко бывает, что исполнение решения после выигранного процесса затягивается. Возникает казус, называемый «процесс ради процесса». Таким образом, имея целью разрешить проблему клиента, не стоит ли подумать о каких-либо других путях?

Девятая заповедь. Ответственно и добросовестно относиться к своей работе. В юридическую клинику приходят реальные люди, с реальными проблемами, они ждут от своего консультанта реальной помощи, разрешения их проблем. Именно поэтому недопустимы ни в коем случае оправдания вроде: «Я пока не написал заявление, но оно пишется». Ага, напишется… когда сроки все истекут. Или: «Ой, мне столько конспектов задали…». В назначенный день и в назначенное время необходимая консультация клиенту – кровь из носу – должна быть готова.

И, наконец, последняя, десятая заповедь. Люби свою работу. Даже если кажется, что это дело – сплошная скука или же наоборот, оно кажется невероятно сложным, не стоит опускать руки. Как и любое добровольное дело, работа на общественных началах наиболее эффективна и полезна тогда, когда она проводятся с искренним энтузиазмом всех участников.

Итак, мы рассмотрели десять основных, по мнению автора, заповедей студента-клинициста, которых стоит придерживаться в ходе своей работы. В заключение хотелось бы немного переиначить цитату из Нового Завета: «Если же хочешь войти в деятельность юридическую, соблюди заповеди».

 

Примечания:

1. См., например, Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) // Бюллетень актов по судебной системе, № 2, февраль, 2013; Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 22.04.2013) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ, № 3, 2013.

2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЗ (в действ. ред.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 48. Ст. 6727.

3. Журнал «Юридическая Клиника», № 3, (декабрь) 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://law-bsu.ru/files/ur_clinik3.pdf (Дата обращения: 30.02.2015).

4. Оробинский В.В. Чему не учат на юрфаке. Тайны профессионального мастерства юриста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 122.

5. Нурмухаметова Л.И. Тактика работы с клиентами юридической клиники исходя из их темпераментных и психофизиологических свойств. Юридические клиники в системе оказания бесплатной правовой помощи гражданам: материалы общероссийской научно-практической конференции (26 марта 2014 года). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 110.

6. Оробинский В.В. Чему не учат на юрфаке. Тайны профессионального мастерства юриста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. С. 120.

 

© Закиров А.А., 2015

 

УДК

 

Зарипов В.Д.,

студент Института права

Башкирского государственного университета

 

Научный руководитель:

Семенова Е.Ю.,

старший преподаватель кафедры

гражданского процесса Института права

Башкирского государственного университета

 

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ БЕСПЛАТНУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИКАХ

 

Современная ситуация, скалывающаяся в сфере оказания бесплатной юридической помощи, красноречиво говорит о том, как еще молодо данное направление юридической деятельности в Российской Федерации. Подобное положение дел в частности выражается в огромном количестве непроработанных вопросов, практических проблем, разночтений и прочих проблемных моментов, несмотря на то, что законодателем сделаны первые робкие шаги к нормативному урегулированию данной сферы деятельности – принятие Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Одним из наиболее важных вопросов, даже после принятия нового Федерального закона, остается вопрос профессиональной квалификации лиц, оказывающих помощь нуждающимся гражданам в рамках работы бесплатных юридических клиник, создаваемых, в соответствии с законом при образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Вышеуказанный Федеральный закон содержит лишь два специальных требования к деятельности лиц, способных оказывать бесплатную юридическую помощь в юридических клиниках:

1. Оказывающие помощь лица должны быть обучающимися по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования;

2. Оказывать юридическую помощь под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение этих лиц и за деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования [1].

Данные требования, предусмотренные законом, представляются вполне логичными, мотивированными и обоснованными. Разумно, положение, закрепляющее возможность оказания помощи в юридических клиниках исключительно лицами, обучающимися по программам высшего юридического образования уже только потому, что сама природа юридических клиник заключается в их образовательной направленности [2]. Именно поэтому вполне прогрессивный шаг на наш взгляд, - административная обязанность образовательных организаций высшего профессионального образования, обучающих по юридическим специальностям, организовывать юридические клиники для студентов, как необходимое условие для прохождения государственной аккредитации [3]. Это позволит приучить студентов к работе «в поле», ведь, как известно, лучшим способом обучения является практической обучение.

Неоспоримым и оправданным является и положение, позволяющее оказывать такую юридическую помощь только под руководством лиц, имеющих высшее профессиональное юридическое образование. Данная мера должна в первую очередь предупредить возможность допущения фатальных ошибок, которые могут повлечь крайне неблагоприятные последствия для лиц, получающих бесплатную юридическую помощь, а также обеспечить образовательно-познавательную поддержку деятельности студентов-клиницистов.

Однако вышеупомянутые требования скорее являются требованиями организационного характера, нежели требованиями к профессиональной квалификации. Необходимо обратить внимание на следующее: нужно ли изменить существующее положение дел, относительно профессиональной квалификации. Нужно ли установить «профессиональный ценз» для лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь в контексте деятельности юридических клиник?

В научном юридическом сообществе существуют различные позиции по этому вопросу. Некоторые считают идею создания системы юридических клиник бесплатной юридической помощи ненаучным и опрометчивым экспериментом, вследствие того, что студенты не обладают должной квалификацией. Тогда стоит говорить в целом о недееспособности идеи существования юридических клиник, так как помощь в них оказывается исключительно студентами-клиницистами. Однако, по мнению других ученых, оказание помощи студентами высших учебных заведения в рамках образовательного процесса не нарушает право малоимущих граждан на получение качественной юридической помощи, что гарантируется установленными требованиями к процессу оказания помощи [4]. Последняя позиция представляется единственно правильной, о чем говорит неподдельный интерес населения к бесплатной юридической помощи. Стоит, несомненно, заметить, что юридическую помощь, оказываемую в юридических клиниках России, нельзя отнести к квалифицированной [5], поэтому не остается сомнений в несостоятельности аргументов противников юридических клиник.

Надеемся, что в ближайшие годы будет создана полноценная система юридических клиник на территории всех регионов Российской Федерации. Юридические клиники – это не только бесплатная помощь самым уязвимым категориям населения, эффективнейшая часть юридического образовательного процесса, но и важный элемент гражданского общества России [6]. Развитие демократии, повышении уровня правовой культуры населения, пропаганда правопослушного образа мысли и другие первоочередные цели на пути к достижению социальной гармонии, на наш взгляд, недостижимы без построения грамотной системы юридических клиник в России.

 

Примечания:

 

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166227/ Дата обращения (28.02.2015 года).

2. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения (отв. Ред.: Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина). – М.: Дело, 2001. С. 13-32.

3. Барзилова Ю.В. К вопросу об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовском регионе // Евразийская адвокатура. 2013. №3 (4). С. 39-41.

4. Сенчак И.И. Оказание бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения студентами юридических вузов Украины // Евразийская адвокатура. 2013. №3 (4). С. 99-101.

5. Остапенко А.С., Мазур Д.В. К вопросу о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2012. №6 (37). С. 433-435.

6. Бессонова В.В. Юридические клиники как участники гражданского общества в системе правового просвещения // Юридические записки. 2013. №3. С. 18-25.

 

© Зарипов В.Д., 2015

УДК

 

Иванов П.В., Ракова К.М.,

студенты юридического факультета

Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала

Российской таможенной академии

(г. Санкт-Петербург)

 

Научный руководитель:

Мухтарова А.Р.,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского права и процесса

Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала

Российской таможенной академии

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 ГОДА № 324-ФЗ

Институт бесплатной юридической помощи, как одна из конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, с момента его закрепления в ст. 48 Конституции Российской Федерации [1] и Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ [2] (Далее – Закон о бесплатной юридической помощи) активно развивается в современной России. Он востребован и, соответственно, требует правильного правового обеспечения.

Данный вопрос мы хотим рассмотреть как консультанты юридической клиники Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Система негосударственной бесплатной юридической помощи еще нуждается в доработке и совершенствовании.

Наиболее актуальными проблемами развития негосударственной системы бесплатной юридической помощи в настоящее время являются: отсутствие должного финансирования; недостаточная осведомленность населения о возможности получения бесплатной юридической помощи; качество предоставляемой бесплатной юридической помощи; необходимость организации постоянно действующей системы обучения и повышения квалификации преподавателей юридических клиник, обмена опытом клинического юридического обучения, организации системы методических школ для преподавателей – кураторов юридических клиник; обеспечение мониторинга деятельности участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи и контроля за ней и др.[3]

Законодатель в статье 23 части 4 Закона о бесплатной юридической помощи говорит, что юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Законодатель в данной статье не указал, что юридические клиники оказывают квалифицированную юридическую помощь, говоря, что оказывается лишь бесплатная юридическая помощь. Но фактически эта юридическая помощь является квалифицированной, так как студенты-клиницисты, дают консультацию гражданам в устной и письменной форме, будучи студентами старших курсов юридических факультетов, и согласовывают свои действия с преподавателями-кураторами. Как уже ранее было сказано, что Конституция Российской Федерации в статье 48 закрепила очень важное конституционное право – право на квалифицированную юридическую помощь, не оговаривая того, что юридическая консультация была представлена платно или бесплатно.

Отдельного внимания заслуживает глава 5 Закона о бесплатной юридической помощи, в которой законодатель предусмотрел информационное обеспечение населения посредством сети «Интернет», а так же иными способами. Вместе с тем, предложенный законодателем способ правового просвещения и информирования населения о положениях Закона о бесплатной юридической помощи затрудняется тем, что категории граждан, указанные в пункте 1 статьи 20 рассматриваемого Закона о бесплатной юридической помощи, зачастую не имеют компьютеров, не говоря уже о доступе в «Интернет». Информирование граждан о порядке, случаях оказания бесплатной юридической помощи и категориях граждан имеющих на это право через средства массовой информации на безвозмездной основе не находит должного понимания и расценивается как реклама с необходимым бюджетом. Не без сожаления стоит отметить, что по тем же основаниям суды общей юрисдикции отказывают в размещении подобных сведений на информационных стендах в местах, доступных для граждан и посетителей [4].

Не менее важной проблемой является то, что применить критерий малообеспеченности при установлении права на получение бесплатной юридической помощи довольно сложно [5]. Критерии статуса малоимущего весьма условны в российской действительности, а реальные потребности населения значительно шире и требуют более взвешенного подхода от законодателя. В настоящий момент он привязан к величине прожиточного минимума, который в условиях России весьма формален и зачастую не отражает истинного положения с нуждаемостью и малообеспеченностью граждан.

В связи с изложенным, в правоприменительной практике Закона о бесплатной юридической помощи возможно реальное возникновение проблем, связанных с неясностью вопроса о том, какой конкретно вид величины прожиточного минимума необходимо использовать в целях отнесения граждан, претендующих и реально нуждающихся в получении бесплатной юридической помощи, к категории малоимущих.

На наш взгляд, с учетом указанным замечаний Закон о бесплатной юридической помощи нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

Примечания:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.

2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6725.

3. Верещак С.Б. Негосударственная система бесплатной юридической помощи: проблемы функционирования и основные направления развития // Вестник Чувашского университета № 3. 2014. С. 260.

4. Кручинин Ю.С. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Адвокатская палата Чувашской Республики, URL: http://advokpalata-21.ru/komm/voprosy-bup.html

5. Александров А.Ю. Организационно-правовые проблемы финансирования адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи // Современная научная мысль № 5. 2014. С. 165.

 

© Иванов П.В., Ракова К.М., 2015

 

УДК

Миннивалеева А.Н.,

студентка Института права Башкирского государственного университета

(г. Уфа)

 

Миннивалеев Т.Н.,

студент

Российского государственного университета правосудия

(г. Москва)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.104 с.)