Политическая мысль Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль Нового времени



Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, которая интеллектуально подготовила буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характеру его взаимоотношений с государством.

Гуго Гроций. Основными политическими доктринами эпохи Просвещения стали теории "естественного права" и "общественного договора". Основателем концепций считается голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки которых лежат еще в Античности, приняли классическую форму в эпоху, когда стал актуален принцип личной свободы. По Гроцию, естественные права предопределены самой природой человека и по содержанию представляют собой свободу всякого человека использовать свои силы для сохранения собственной жизни (Аним. 6). Он выделил естественное право и волеустановленное, которое, в свою очередь, разделил на божественное право и человеческое право. Хотя содержание естественного права не расходится с божественной волей, оно не может быть изменено даже Богом. Человеческое право, хотя и является изменчивым, в конечном счете не должно противоречить человеческой природе и естественному праву.
На основе концепции естественного права возникла договорная теория происхождения государства, трактующая его появление как результат сознательной деятельности людей. Теория опирается на выделение двух состояний людей: естественного - без государства и гражданского, основанного на государственной власти и юридических законах (Аним. 7). Этот переход осуществляется посредством заключения договора между людьми. Хотя еще в догражданском состоянии люди обладали естественными правами, но они не были надежно защищены по причине того, что не все индивиды достаточно разумны. В лице беспристрастного государства (правительства) люди получают безопасность и защиту их естественных прав. Самые известные версии договорной теории были созданы Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо.

Томас Гоббс. Согласно английскому мыслителю Томасу Гоббсу, естественное состояние людей представляет собой постоянный конфликт, войну всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, их склонности причинять друг другу вред, так и есть следствие своеобразного равенства людей, предполагающего права делать все, что угодно, и против кого угодно. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс сравнивал то с искусственным человеком, то с рукотворным богом, то с Левиафаном, библейским персонажем, представляющим собой огромное морское чудовище. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Лишь в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранение подданным, она перестает быть законной. Сторонник абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.

Джон Локк. Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естественному состоянию и отношениям людей с государственной властью после заключения договора. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам в силу своей разумности и доброты, хотя и могут стремиться к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются в беспристрастном судье. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его учредитель. Последнее дает право народу отменять законы, которые противоречат его интересам. Более того, народ имеет право отнять власть у правителей, которые нарушают их естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

  • К естественным, неотчуждаемым правам человека он отнес следующие (Аним. 8):
    • право на жизнь, защищающее безопасность человека;
    • право на свободу, устраняющее угнетение человека и дающее возможность определять свою жизнь в соответствии со своими желаниями;
    • право на собственность - право работать и обладать результатами своего труда. Локк оправдывал частную собственность, так как считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой.

Жан-Жак Руссо. Самую радикальную концепцию общественного договора создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное состояние, своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, так как именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя под власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между какими-либо органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.
Политические идеалы Руссо противоречивы. Убежденный сторонник свободы, которому принадлежит известное восклицание: "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах", - в своем политическом трактате "Общественный договор" он конструирует модель политической ассоциации, которая гарантирует личности ее права и свободы. Но его модель создает новые оковы. Общая воля народа, которая формируется при заключении договора, исключает те интересы, которые нельзя обобщить. Индивид превращается в нераздельную часть коллективного Целого. Никто из граждан не может выразить своего частного интереса. Руссо выступает против общественного и политического плюрализма, считая, что партии и частные ассоциации усложняют процесс формирования общей воли. Он декларирует, что тех граждан, которые не осознали своего права на свободу и отказываются подчиняться общей воле, можно заставить быть свободными.
Идеи Просвещения способствовали формированию революционного сознания во Франции. Один из первых документов Великой французской революции - Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) - провозглашал право человека на свободу, на собственность и на сопротивление насилию. Получила практическое воплощение и идея "общей воли" Руссо. Знаменитый якобинец М. Робеспьер и его сторонники использовали идеи Руссо для оправдания массового террора. Главным средством утверждения "общей воли" стала гильотина. В годы революции на ней погибло 17 тысяч человек, среди которых были как сторонники монархии, так и сами революционеры. В ХХ в. идея господства коллективного Целого (государства, общества) над личностью была реализована тоталитарными режимами.
В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей. Ее смысл заключался в обосновании соответствующей организации государственности, позволяющей создать дополнительные гарантии против тирании и нарушения политических свобод. Дж. Локк, противник абсолютной монархии, предложил поделить суверенитет между двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной (Аним. 9). Законодательная власть, хотя и является верховной, не носит абсолютного характера. Среди условий, которые ее ограничивают, он называет равенство закона для всех, для богатых и для бедных, а также направленность закона на достижения блага людей. Функции исполнительной власти принадлежат монарху и министрам. Теоретическая модель Локка отражала, как ему казалось, форму политического управления, сложившуюся в Британии после "Славной революции" 1688 г. На самом деле ветви власти были не столь независимы друг от друга: суд был частью исполнительной системы, а монарх через министров оказывал влияние на работу парламента.

Шарль Луи де Монтескье. Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Шарлем Луи де Монтескье. Он восхищался Римской республикой и конституционной монархией Англии, видя в них воплощение смешанного правления. Сторонник уравновешенных конституций и разделения властей, он идеализировал форму правления Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. В подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола. Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей (Аним. 10):

  • 1. Каждая ветвь власти отвечает за выполнение определенных функций:
    • законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;
    • исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;
    • судебная власть обеспечивает безопасность граждан и разрешает споры частных лиц.

2. Взаимоконтроль ветвей власти, что позволяет достичь баланса сил. Сторонник народовластия, он понимал, что сам народ в силу организационных сложностей не сможет постоянно выполнять функцию контроля над властью, поэтому предположил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина избирать своих представителей в органы власти. Собрание представителей, обладая законодательной властью, выражает народную (общую) волю.

Джеймс Мэдисон. Идеи Монтескье оказали большое влияние на практику конституционализма. Последователем его идей был и один из "отцов" американской конституции Джеймс Мэдисон. Эффективность разделения властей он связал с механизмом сдержек и противовесов, позволяющих устранить угрозу тирании со стороны какого-либо органа: хотя каждая власть имеют определенные полномочия, но ряд из них контролируется другими ветвями власти. Дополнительным барьером от ошибок и произвола должно было стать, согласно Мэдисону, разделение самой законодательной власти на две палаты. Идея системы сдержек и противовесов в современном мире воплощена в конституциях современных демократических государств, что обеспечивает стабильность этих политических систем. Так, исполнительная власть может наделяться правом законодательной инициативы, законы могут быть приостановлены правом вето, в то же время глава исполнительной власти может быть отрешен от должности через процедуру импичмента при соответствующей санкции Конституционного суда и др. Обращаясь к проблеме форм правления, он разрабатывает концепцию республиканского правления как представительной демократии.

Иммануил Кант. Традиция Просвещения была продолжена знаменитым немецким мыслителем Иммануилом Кантом. Он заложил философскую основу теории правового государства. По Канту, государство - это объединение множества людей, подчиняющихся праву. Но и сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию. Идея всеобязательности права в учении Канта соединяется с идеей народного суверенитета, что выразилось в следующей формуле: "Чего народ не может решить относительно самого себя, того и правитель не может решить относительно народа". В правовом государстве сами граждане в своих действиях руководствуются велениями разума и моральными нормами, т.е. требованиями категорического императива.

  • Он дает два определения категорического императива:
    • "действуй так, как если бы твои действия принимались за образец всеобщего закона поведения";
    • "всегда относись ко всему человеческому в себе и в других как к самоцели и никогда не относись к нему только как к средству". Иными словами, нельзя использовать другого человека как средства для достижения чужого благополучия.

 

  • Эдмунд Бёрк и Жозеф де Местр. На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление общественной мысли - консерватизм. У его истоков стояли:
    • английский философ и политик Эдмунд Бёрк;
    • французский философ Жозеф де Местр.

Консерватизм стал своеобразной реакцией на идеологию Просвещения и Французскую революцию. Выступая против революционных изменений, идеологи консерватизма подчеркивали, что в основе органической целостности общества лежит традиция, что разрушение традиционных начал ведет к гибели общества. Если просветители верили в возможность переустройства мира на основе разума, то консерваторы, защищая порядок и традицию, делали ставку на религиозные чувства и веру.

Гегель. Оппозицию либерализму и идее народного суверенитета составила политико-правовая теория Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Восторженное отношение к Французской революции и Наполеону к концу жизни сменилось на критику демократии и защиту прусского полицейского государства, которое казалось ему реализацией политической разумности. Он поставил государство выше общества и личности. Личность приобретает свободу, выполняя свой долг перед государством. Само государство вправе защищать себя от людей, чьи убеждения нарушают общественный порядок. Вместе с тем Гегель внес большой вклад в развитие последующей философской и политической мысли, создав теорию диалектики и обосновав идею закономерного хода истории. Представляют интерес и взгляды Гегеля на гражданское общество. Сторонники теории общественного договора фактически отождествляли гражданское общество с государством. У Гегеля, хотя гражданское общество взаимосвязано с государством, оно представляет собой иное социальное образование, нежели государство. В его учении гражданское общество неустойчиво и конфликтно. Противоречивость общества определяется имущественным неравенством людей и наличием в его структуре сословий, преследующих частные интересы. Напротив, государство - это единый организм, так как все его части существуют ради целого. Соотношение гражданского общества с государством - это соотношение рассудка с разумом. Отсюда следует, что государство призвано доминировать над обществом. Только ограничивая гражданское общество, государство может обеспечить его свободу.

Бенжамен Констан. После французской революции традиция либерализма была продолжена в трудах французского мыслителя Бенжамена Констана. Он увидел главный парадокс великой революции в том, что народ-суверен оказался отчужденным от власти. Тирания нового типа (якобинский террор, бонапартизм) возникла как выражение общей воли. Не отвергая идею народного суверенитета, он, в противоположность идеям Руссо, утверждает, что общая воля не должна обладать неограниченным авторитетом по отношению к индивидуальной воле. Свобода, в толковании Констана, - это "мирное пользование своей независимостью". Гражданская свобода раскрывается в правах индивида как свобода вероисповедания и слова, свобода собраний, неприкосновенность личности и собственности.

Алексис де Токвиль. Соотечественник Констана и его младший современник Алексис де Токвиль также был обеспокоен проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства". Собственно он и ввел понятие "тирания большинства". Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования есть универсальный процесс, вызванный утверждением социального равенства. Спор о предпочтительности демократии или аристократии решен в пользу первой, но возможны разные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой либо равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы кроется в том, что демократия может обладать трудноразличимым видом деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие.

Джон Стюарт Милль. Идея Токвиля о том, что опасность для индивидуальной свободы может исходить от общественного мнения, нашла теоретическое продолжение в учении английского мыслителя Джона Стюарта Милля. Гарантией против подобной тирании, по его мнению, должна стать абсолютная свобода мнений. Подавление дискуссий несправедливо и даже вредно для общества, т.к. оно лишает себя возможности узнать мнение, которое может оказаться верным. Следование догмам, которые не подвергаются экзамену свободного обсуждения, лишает общество шанса дальнейшего развития.

Представители утопического социализма. Противоречия развивающегося капитализма породили новые представления о необходимости общественных преобразований. Идея естественного равенства людей перешагнула границы политико-правового истолкования (политические права, равенство перед законом) и распространилась на сферу социально-экономических отношений. Вопрос о наилучшем устройстве общества рассматривался через призму решения вопроса о ликвидации эксплуатации человека человеком и решения других социальных вопросов.

  • Эти идеи были развиты следующими представителями утопического социализма начала XIX в.:
    • Шарлем Фурье,
    • Робертом Оуэном,
    • Анри де Сен-Симоном.

Они высказали целый ряд идей, послуживших исходным пунктом для коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса.

  • Среди них:
    • противоречивый характер общественного процесса, борьба классов как содержание исторического процесса;
    • преодоление противоречий между умственным и физическим трудом, городом и деревней;
    • труд как первая потребность человека;
    • принцип распределения в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;
    • индустриальные технологии (Сен-Симон, собственно, и ввел в употребление термины "индустриализация" и "индустриальное общество").

Проектируемые ими черты будущего справедливого общества уже не несли черт уравнительности, свойственных первым социалистическим утопиям. Более того, ни Фурье, ни Сен-Симон не пошли по пути полного упразднения частной собственности. По Сен-Симону, полное равенство недостижимо. Достижимое равенство состоит в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он высказал весьма оригинальные мысли относительно политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна принадлежать индустриалам - наиболее способным представителям промышленного класса, в который он объединил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он полагал, что в будущем может быть преодолена грань между управляемыми и управляющими, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единая промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов.
Ш. Фурье выступил с идеей децентрализации власти. Будущее общество представлялось ему как ассоциация автономных фаланг (производственно-потребительских товариществ). Цель фаланги - обеспечение личных свобод. Решения принимаются с согласия всех членов товарищества.
Проект политической реорганизации общества Р. Оуэна предусматривал объединение самоуправляющихся на основе конституции "поселков общности и сотрудничества" в национальные федерации, которые, в свою очередь, перерастают в объединение международного масштаба с единым управлением и едиными законами.
Представители коммунистической теории. Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, оказавшего значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия - марксизма. Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

  • Марксистский анализ политики включает в себя ряд положений:
    • обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности воздействовать на экономику;
    • идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;
    • классовая борьба и революции как движущая сила общественных изменений;
    • трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;
    • борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;
    • классовое видение процесса происхождения и сущности государства;
    • необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу;
    • идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое повлечет за собой отмирание государства.

Отношение к марксизму со стороны политической науки противоречиво. Многие современные концепции появились либо в споре с марксизмом, либо как углубление его отдельных теоретических положений. Но в целом, современная политология рассматривает марксизм как один из подходов к исследованию сущности политической жизни.
Развитие политической мысли второй половины XIX в. связано со становлением социологии как самостоятельной науки. Ее возникновение связывают с именем основателя позитивизма Огюста Конта. Примечательный факт: его известная классификация наук по степени сложности - математика, астрономия, физика, химия, биология, социология - первоначально имела другой вид: на месте социологии находилась "политическая наука". Многие идеи позитивизма оказали влияние на развитие собственно политической науки: представление об обществе как системе, в которой отдельные элементы выполняют определенные функции, о механизмах, поддерживающих устойчивые социальные связи. Столь же ценными для развития исследовательской практики политологии были взгляды Конта на основные научные методы познания социальной реальности: сравнительный метод, наблюдение и эксперимент. Он сформулировал основное требование позитивизма - беспристрастный, свободный от оценок подход к исследованию социальной реальности, подкрепление достоверности выводов фактами.
В конце XIX в. начинается процесс выделения политической науки в самостоятельную научную дисциплину, со своим предметом, объектом и методами исследования.

 

 

 

 

Концепция "общественного договора" и "естественного права" (Т. Гоббс, Локк, Ж.-Ж. Руссо).
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди их множества следует выделить следующие:
1. Мнению Платона: общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд,
2. У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что государство воплощает в себе систему отношений особого типа - отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими.
3. В средневековой Европе прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим,
4. В 17 - 18 вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий "общественного договора". Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.
Томас Гоббс и его теория общественного договора. Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан, или материя,форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме.


По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении.Это взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства,по убеждению Гоббса,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
Джон Локк об общественном договоре и естественном праве. Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в.Дж.Локк (1632-1704). В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк видит в первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми,так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк же акцентирует внимание на том, что люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами.Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.
Локка часто относят к числу основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Взгляды Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.

Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо. Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том,что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать правителя, нарушающего условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые. Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

 

Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе законов"(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.
Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, и в конечном итоге стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как "реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие."

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.
Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделённость между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.03 с.)