Эволюция организационных форм науки и специфика научной коммункации. Работа М. Вебера «наука как призвание и профессия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция организационных форм науки и специфика научной коммункации. Работа М. Вебера «наука как призвание и профессия»



Научная коммуникация—
это совокупность видов и форм профессио­нального общения
в научном сообществе,
а также передачи информации
от одного его компонента к другому.

Наличие коммуникации как формы интен­сивного информационного обмена между членами научного сообщества всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности, но объектом специального анализа она становится лишь в конце 50-х — начале 60-х годов XX века. Этот анализ был инициирован т.н. информационным взрывом и преследовал цель разработать оптимальные пропорции и структуры научного архива, а также массива публикаций и научно-технической информации в ми­ровой и, в частности, американской науке в послевоенных условиях.

Благодаря деятельности известного американского науковеда Д. Прайса и его школы была развита особая область исследований науки, получившая название наукометрия. Основной задачей наукометрических исследований считалось рассмотрение и анализ структуры и особенностей информационных фондов науки, а также основополагающих направлений профессиональной коммуникации в науке, специфики информационно-коммуникационных по­токов в ней. При этом соответствующую интерпретацию получили практи­чески все основные информационные процессы в науке, начиная с массива дисциплинарно-ориентированных публикаций и важнейших информационных мероприятий (конференции, симпозиумы, конгрессы и др.) и кончая функци­онированием разветвленной системы научно-технической информации, а так­же неформальными межличностными контактами ученых, интегрированных в рамках отдельных дисциплинарных сообществ и исследовательских групп.

Изучение коммуникаций в науке имело большое значение и позволило обосновать несколько моделей их описания. Выделяют познавательные мо­дели научной коммуникации, в которых акцентируется внимание на когнитив­но-информационных аспектах научной деятельности и основной задачей со­общества считается максимально возможное приращение фонда имеющейся научной информации. Существуют также социально-организационные мо­дели научной коммуникации, выделяющие в качестве приоритетных страти­фикационные моменты в реальном общении ученых, решающих те или иные проблемы научных школ или профессиональных сообществ.

Обоснование указанных моделей научной коммуникации позволило выде­лить и проанализировать ее виды и формы, представив таким образом науку как сложный тип духовного производства, интегрированный коммуникацион­ными взаимодействиями ученых на всех стадиях научно-исследовательской деятельности. Различают следующие формы научной коммуникации.

1) Формальная и неформальная коммуникация. Первая предполагает до­кументальную фиксацию научного знания в виде статьи, монографии или иной публикации. Вторая базируется на таких технологиях общения, которые не требуют письменного оформления и последующего воспроизведения в науч­ной литературе либо электронных средствах информации.

Средства формальной коммуникации, в свою очередь, могут быть разде­лены на первичные и вторичные. К первичным относятся научные статьи, монографии, опубликованные тезисы докладов на научных конференциях и т.п. Вторичные средства включают в себя рефераты научных публикаций, аналитические обзоры, рецензии, тематические библиографии и др. В послед­ние десятилетия в качестве важного источника вторичной информации нередко используется издаваемый Филадельфийским институтом научной информации «Указатель научных ссылок» («Заепсе СИаНоп 1паех»), или «Индекс цитиро­вания». Это непрерывно пополняемая система информационных баз данных по всем областям современной науки, представленных в виде систематических ссылок на работы предшественников в той или иной сфере исследований.

Значительно труднее выделить и классифицировать средства неформаль­ной коммуникации. Сюда, как правило, относят разного рода беседы, обсуж­дения, дискуссии, а также совокупность допубликационных научных материа­лов (рукописи, препринты, научно-исследовательские отчеты и др.).

2) Устная и письменная коммуникация. В связи с этим разделением важ­но зафиксировать основные формы трансляции знаний в культуре, в значи­тельной мере определяющие исторически конкретные типы взаимодействия ученых как в структуре научных сообществ, так и в более широких социаль­ных контекстах.

Начиная с XVI столетия, когда было изобретено книгопечатание в Европе, главной формой закрепления и трансляции знаний в науке становится книга.В ней, как правило, не только излагались определенные научные результаты, но и содержалось их развернутое и систематическое обоснование. В таких фо­лиантах были представлены как конкретные научные сведения о различных явлениях и процессах, так и их философская и мировоззренческая интерпре­тация, а также принципы и формы включения научных знаний в существую­щую картину мира. Так работали все выдающиеся ученые того времени: Гали­лей, Ньютон, Декарт, Лейбниц и др.

По мере развития науки и расширения ее предметного поля возникала по­требность в разработке новых средств информационного обмена и коммуника­ции между отдельными учеными, которые позволяли бы обсуждать не только глобальные вопросы и проблемы философско-мировоззренческого уровня, но и локальные, текущие задачи. Именно в связи с этой потребностью возникает следующая форма научной коммуникации и передачи знаний — системати­ческая переписка между учеными, которая осуществлялась преимущест­венно на латинском языке и посвящалась обсуждению путей и результатов научных исследований.

Впоследствии переписку между учеными как форму трансляции знаний заменяет статья в научном журнале. По мнению Д. Прайса, уже к XVIII сто­летию научные журналы значительно потеснили книги и огромные фолианты, создавая предпосылки для обобщения и интеграции совокупного научного зна­ния во втором эшелоне науки. Такая интеграция стала осуществляться через подготовку и издание учебников, хрестоматий, справочников и энциклопедий. К XIX веку статья становится основной информационной единицей научного архива и выполняет функции базисного элемента в профессиональной комму­никации ученых.

В современных условиях информационные технологии и глобальные ком­муникационные сети существенно изменяют основные формы трансляции зна­ний и, соответственно, возможности для их хранения, обработки и передачи как внутри профессиональных сообществ, так и за их пределами. Эти возмож­ности радикально модифицируют структуру и целевые ориентации профессио­нального общения ученых и все более осязаемо погружают их в пространство виртуальной реальности с перспективой взаимодействовать в ней с системами искусственного или интегрального интеллекта.

3) Различают также личностную и безличностную, непосредственную и опосредованную, планируемую и спонтанную формы научной коммуника­ции. Благодаря выделению этих форм существенно дополняется представле­ние о возможных способах и типах организационно-институциональной струк­туры современной науки. Определенный интерес представляет, в частности, рассмотрение такой специфической формы профессионального объединения ученых, как «невидимый колледж». Данный термин, введенный еще Дж. Бер-1Шюм, был впоследствии развернут П. Прайсом в гипотезу о «невидимых колледжах» как особых научно-коммуникационных структурах, имеющих до­статочно устойчивую конфигурацию и эффективно работающих, несмотря на то, что они опираются на формальные организационные ресурсы.

Таким образом, анализ отмеченных аспектов и измерений науки как соци­ального института позволяет значительно расширить информационное поле для ее дальнейших исследований в целях обоснования более полных и комп­лексных моделей структуры, динамики и основных функций науки как одного из важнейших формообразований культуры, сущностно определяющих перс­пективы и стратегические приоритеты развития современной цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.007 с.)