Движение познавательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение познавательного процесса



Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).

Восприятие - целостный образ предмета или явления.

Представление - сохранение образов предметов в памяти.

Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.

Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.

Суждение - связь понятий, с помошью которой отражаются зависимости между вещами.

Умозаключение - связь между несколькими суждениями.

Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.

Это касается прежде всего познания социальных явлений.

Обе ситуации познания тесно связаны между собой.

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатном знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

 

НАУКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, СИСТЕМА ЗНАНИЙ

Наука —
это форма социально организованной познавательной деятельности,
в которой на основе опережающего отражения дей­ствительности
осуществляется рационально- понятийное ее осво­ение,
фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.

В.С. Степин. (Философия науки):

Наука
ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.
очень сложное и многослойное образование, и она постоянно переживает множество разнообразных изменений.
как система с рефлексией

I.Наука как деятельность

представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизвед­ено новых объективно-истинных знаний о действительности.

Специальный анализ научной деятельности позволяет зафиксировать ряд характерных признаков науки, отличающих ее от других типов духовно-позна­вательной деятельности и, в частности, различных форм обыденного или не­специализированного познания, которые весьма активно используются в по­вседневной жизни человека и конституируют т.н. логику здравого смысла.

В структуре любой (в том числе и научной) деятельности можно вычленить такие ее компоненты, как субъект, объект (или предмет), средства и методы, цели и программы, результаты или продукты. Характерно, что по всем этим параметрам научная деятельность существенно отличается от других типов познавательной активности и форм генерации знаний. Например, в актах обыденного или неспециализированного познания субъект, как правило, фор­мируется в процессе естественной социализации и усвоения традиционных навыков познавательной и практической деятельности. В науке же складыва­ется особая система профессиональной социализации, которая предполагает освоение субъектом огромного информационного массива знаний, навыков, форм и методов коммуникации.

Столь же значительны различия между научной и обыденной формами по­знавательной деятельности по их объекту или предмету. Обыденное познание осваивает только те объекты или предметные комплексы, которые непосред­ственно включены в структуру практической деятельности человека и состав­ляют пространство его жизненного мира или повседневного опыта. Наука же конструирует особый мир идеализированных объектов, такую предметную ре­альность, которая не представлена в реальных формах практической деятель­ности человека или в его обыденно-эмпирическом опыте. Предмет науки — это всегда результат творческого конструирования такого типа реальности, который может быть освоен лишь в будущих формах практики.

Поскольку научно-познавательная деятельность относится к числу наибо­лее сложных и развитых форм познания мира, постольку и по таким парамет­рам в структуре этой деятельности, как ее средства, методы, цели и программы, она также существенно отличается от других видов познания. Современная наука использует множество разнообразных и тщательно адаптированных к исследуемым предметным комплексам средств познания природы, общества и духовно-психической реальности. Среди них выделяют:

материальные средства, составляющие экспериментально-измеритель­ную или приборную базу современной науки;

концептуально-логические средства, в состав которых входят специа­лизированные искусственные языки и категориальные системы, логико-мето­дологические стандарты и эталоны организации знания, его обоснованности и объективной истинности;

математические средства, включающие в свой состав различные сис­темы математических языков и формализмов, призванных обеспечить проце­дуры описания, объяснения и предсказания исследуемых явлений и процессов в соответствии с требованиями логической непротиворечивости, точности, со­держательной определенности.

Одной из отличительных особенностей научно-познавательной деятель­ности является характерная для нее методологическая рефлексия, направ­ленная на осмысление и постоянную оценку осуществляемых познавательных действий, а также на разработку системы специальных методов и средств, призванных оптимизировать эти действия и способствовать достижению объ­ективно-истинного знания об исследуемой реальности. В отличие от науки в актах обыденного или неспециализированного познания методы и формы по­лучения знаний не осознаются и не анализируются. Они как бы расплавлены в ткани реальных познавательных действий и усваиваются субъектом непос­редственно в процессе воспитания, естественной социализации и приобщения к определенным обычаям и традициям.

Научная деятельность кардинально отличается от других видов и форм по­знания еще и по ее результату, или конечному продукту. Любое познавательное действие в идеале должно быть направлено на то, чтобы получить знание или информацию о познаваемом феномене. Однако в разных формах и на разных уровнях познания эта информация специфицируется по ряду существенных признаков. В ее содержании могут быть представлены объективно-предмет­ные стороны бытия явлений и процессов действительности. Она может фикси­ровать субъективно и личностно-значимые смыслы социального мира и Уни­версума культуры. Это может быть информация о ценностях, программах и целях возможных актов деятельности личности, социальной группы или обще­ства в целом. При этом весьма важно зафиксировать те свойства и параметры, которые отличают именно научное знание как специфический вид информации и конечный продукт научно-познавательной деятельности. Данная характерис­тика науки предполагает ее анализ как специфической системы знания.

III. Наука как социальный институт

может быть обозначена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными норма­ми научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.

Структурно-содержательный анализ науки как социального института позволяет существенно дополнить представление о ней как о сложной сис­теме взаимосвязей между ученым, научным сообществом и различными под­системами социума. Вычленение этого аспекта, или измерения науки как социокультурной целостности, дает возможность реконструировать процесс развития и оформления институциональных структур научной деятельности и охарактеризовать такие формы организации ученых, как научные школы, научно-исследовательские лаборатории и институты, «незримые колледжи» и др. При этом значительное внимание обычно уделяют характеристике спо­собов трансляции знаний, форм и методов научной коммуникации как внутри научных сообществ, так и в режиме диалога с обществом в целом.

В современных условиях фронтальной интенсификации научных иссле­дований весьма актуальной проблемой становится разработка эффективных систем ценностно-нормативной регуляции научной деятельности, опирающая­ся на исследования этических и социокультурных аспектов науки как специфи­ческой формы духовного производства и интеллектуальных инноваций. Сво­бода научного творчества и социальная ответственность ученого трактуются как две неразрывно связанные между собой ипостаси единого процесса науч­ного открытия и использования его результатов в социальной и экономичес­кой жизни общества.

III. Наука как знание

Реализация познавательного отношения человека к миру создает предпосылки для перевода познаваемых объектов в идеально-знаковую форму, в которой они распредмечиваются и обретают статус знания. Возможны различные типологии знания как продукта духовно-познаватель­ной деятельности. В зависимости от специфики познаваемой реальности вы­деляют знание как информацию об объективном мире природы и общества; о внутреннем духовно-психическом мире человека, в котором содержатся пред­ставления о сущности и смысле самопознания; о целях и идеально-теорети­ческих программах деятельности человека и др. Каждый из этих видов знания может существовать в формах протонаучного, вненаучного и научного знания. При этом собственно научное знание — это такой вид информации об изуча­емых явлениях и процессах действительности, который должен удовлетворять целому ряду требований, или критериев научности знания. Данная проблема является одной из самых дискуссионных в современной философии науки, и в зависимости от задач и установок исследования выделяют различные группы критериев научности.

Так, для того чтобы зафиксировать исторически конк­ретные формы научного знания и отличить их от протонауки, используют со­вокупность исторических критериев научности. К ним, как правило, от­носят:
а) формально-логическую непротиворечивость знания;
б) его опытную проверяемость и эмпирическую обоснованность;
в) рациональный характер знания;
г) воспроизводимость и семантическую инвариантность;
д) интерсубъективность и универсальность. и др.

Иными разновидностями исторических критериев научности можно специ­фицировать различные исторические стадии развития науки и соответствую­щие им формы знания. При этом различаются классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, дисциплинарно- и междисциплинарно-организо­ванные системы научного знания и др.

Другая группа стандартов научности получила название функцио­нально-ориентированных критериев.

К ним относят логические критерии: непротиворечивость, полноту, независимость исходных аксиом и др. К этой же группе относятся и такие требования к системам научного знания, как их простота, эстетическая значимость, инструментальная эф­фективность. Они получили название прагматических критериев. Од­нако как бы ни варьировались разнообразные группы критериев научно­сти знания, все они в конечном счете должны лишь дополнять некоторые базовые характеристики знания, являющиеся атрибутивными для науки и определяющие ее особый статус и функции в совокупном знании о природной, социальной и духовно-психической реальности.

Наука всегда стремилась видеть исследуемую реальность как совокупность причинно-обусловленных, естественных событий и явлений, подчиняющихся определенным регулярностям и закономерностям. Эти закономерности мо­гут носить как динамический, так и статический характер, однако они с не­обходимостью фиксируют объективно-предметный аспект бытия познавае­мой реальности, не зависящий от воли и сознания познающего субъекта. Этот фундаментальный норматив научного познания обнаруживает себя в таких существенных требованиях к содержанию и организации научного знания, как системность, доказательность и обоснованность, достоверность и объектив­ная истинность.

Анализ науки как системы знания может быть значительно дополнен и конкретизирован, если осуществить ее структурное расчленение по иным ос­нованиям и в иных функциональных «срезах». Так, в рамках любой научной дисциплины (физика, химия, биология, психология, социология и т.д.) можно вычленить структуры эмпирического, теоретического и метатеоретического знания. Каждый из названных структурных уровней организации знания спе­цифицирует именно науку и обладает рядом функциональных особенностей.

Существуют и другие типологии и классификации научного знания, в рамках которых выделяют естественнонаучное, математическое, социально-гуманитар­ное, техническое знание; фундаментальное научное знание, прикладное научное знание и знание в форме опытно-конструкторских проектов и разработок.

Для того чтобы наука как деятельность и знание могла реально существовать в обществе, она должна быть органично интегрирована в систему социальных связей и коммуникаций, т.е. выступать в функции социального института.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.01 с.)