Программы, направленные на привлечение и закрепление молодёжи в науке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы, направленные на привлечение и закрепление молодёжи в науке.



1.1. Программа Inspire состоит из мероприятий, призванных привлечь в науку школьников, студентов и аспирантов. В неё входят три подпрограммы:

a) Подпрограмма Scheme for Early Attraction of Talent (SEATS) направлена на привлечение талантливых школьников 10–15 лет, в неё входят выделение стипендий миллиону школьников с высокими оценками, проведение летних и зимних научных школ.

b) Подпрограмма Scholarship for Higher Education (SHE) подразумевает выплату стипендий студентам 17–22 лет на конкурсной основе и нацелена на стимулирование талантливой молодёжи получить высшее образование.

c) Подпрограмма Assured Opportunity for Research Careers (AORC) призвана поддерживать молодых учёных. Аспирантам (в возрасте 22–27 лет), обучающимся в индийском университете или научно-исследовательском институте, на конкурсной основе в течение пяти лет выплачивается стипендия. Также в подпрограмме предусмотрены трёхсторонние гранты молодым исследователям (27–32 года) и исследовательским организациям на заключение между ними пятилетнего контракта найма.

1.2. The Kishore Vaigyanik Protsahan Yojana – программа стимулирует способных студентов выбрать научную карьеру. Включает в себя стипендии, соизмеримые с окладом научных сотрудников на начальных позициях, летние школы и стажировку в самых престижных университетах и научно-исследовательских институтах страны.

1.3. Стипендиальная программа BOYSCAST предназначена для исследователей в возрасте до 35 лет. Её цель – помочь молодым учёным установить связи в мировом научном сообществе, принять участие в исследованиях или пройти обучение в иностранных университетах. Срок стипендии 3–12 месяцев, в год отбирается около 40 исследователей.

1.4. Программа грантов FAST track Young Scientists предназначена для молодых учёных, не имеющих постоянного места работы. Гранты выдаются на проекты сроком до 3 лет. Договор по грантам трёхсторонний – научная организация, готовая предоставить исследователю помещение и оборудование, получает 20 процентов от суммы гранта.

1.5. Стипендиальная программа Swarnajayanti. В рамках данной программы отбирают исследовательские проекты сроком до 5 лет. Принять участие в конкурсе могут индийские учёные в возрасте от 30 до 40 лет, имеющие учёную степень PhD и признанные достижения в исследовательской деятельности, вне зависимости от того, работают ли они на данный момент в Индии или за рубежом. Учёный, получивший стипендию, может заключить договор на предоставление инфраструктуры для проведения исследования с любым индийским научным институтом. Стипендия идёт в заработную плату, однако программа подразумевает и выдачу стипендиатам грантов на покупку оборудования, компьютеров и программного обеспечения, расходные материалы, поездки по стране и за границу и пр.

Программы по поддержке исследователей среднего и старшего возраста

2.1. Стипендии по программам JC BOSE и RAMANUJAN предоставляются индийским учёным, работающим на родине. Кандидат не должен быть старше 60 лет, у него должна быть учёная степень, признанные сообществом работы, постоянная позиция в институте или иной организации, занимающейся исследованиями и разработками. Стипендию выдают на 5 лет как ежемесячную прибавку к окладу, а также формируют фонд на оплату расходов при участии в конференциях и прочих мероприятиях. Стипендиаты также имеют преимущество при участии в конкурсе на исследовательские гранты, выдаваемые министерством.

2.2. В стипендиальной программе Ramanna участвуют исследователи, с успехом выполнившие проект, финансируемый по любой другой программе министерства.

3. Программа использования опыта пожилых исследователей. С её помощью издают книги, монографии и мемуары пожилых учёных. На один проект отводится 2 года. Каждый год в программе принимают участие 25 учёных, им выплачивается гонорар.

4. Программа поддержки инфраструктуры – IRHPA. С её помощью научные и образовательные организации на конкурсной основе получают финансирование на покупку специального оборудования. Из неё же финансируют ключевые научные группы, центры превосходства (НОЦы) и национальные научные организации.

5. Программы софинансирования конференций, семинаров и пр., а также выпуска журналов, сборников статей, бюллетеней, книг.

 

Итак, на примере нескольких развитых стран мы видим массовую поддержку государством молодых людей, которые выбирают путь научной карьеры. Некоторые из вышеуказанных программ можно перенести и на нашу почву.

Государственные закупки

 

В тех случаях, когда конкурсы проводятся по механизму государственных закупок, следует разработать комплекс мер по предотвращению конфликта интересов. Как и в случае фондов, необходимо создавать открытую базу данных по результатам работ, в которой будет приводиться информация об исполнителях и краткий отчет о результатах. Это одновременно облегчит контроль за качеством финансируемых из бюджета работ со стороны государства и общественный контроль – даст возможность представителям научно-образовательной среды выявлять работы, не давшие должной отдачи, а также о неоптимальном отборе тематики лотов для выставления на конкурс. Дополнительным положительным эффектом может быть распространение информации о перспективных разработках.

7 мая 2012 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 68702‑6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». 20 июня 2012 г. данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении. Он в некоторой степени учитывает особенности научной сферы. В частности, при заказе работ в области НИОКР значимость критерия, учитывающего качество и квалификацию участников конкурсов, может достигать 80 % от общей оценки заявки. Появились положения о научной экспертизе заявок, отсутствующие в действующем законе о госзакупках, а также возможность проводить конкурсы с предквалификационным отбором участников. Однако остаются нерешенные вопросы, в том числе и очень острые, как в плане проведения конкурсов, так и в плане расходования полученных на конкурсной основе средств, а также средств хоздоговоров. Кроме того, появились принципиально новые положения, которые отсутствовали в действующем законе 94-ФЗ.

Новым в законе о федеральной контрактной системе являются положения о долгосрочном планировании закупок (Глава 2 «Прогнозирование и планирование»). Законопроектом о Федеральной контрактной системе предусматривается разработка и формирование трехлетних планов закупок товаров, работ, услуг, в которых должны быть описаны объекты закупок с указанием их функциональных характеристик, а также объемы средств необходимых закупок. На основании этих планов должны формироваться детальные планы-графики закупок на один год, содержащие перечень закупок товаров, работ и услуг на очередной финансовый год и являющиеся основанием для осуществления закупок. В этих планах должны быть указаны условия контрактов (описан объект закупок, указана максимальная цена контракта и т.д.), способ проведения закупок и пр.

Хотя закупки, проводимые бюджетными учреждениями за счет средств грантов, контрактов и хоздоговоров, и не должны регулироваться законом о Федеральной контрактной системе, но и в этом случае возникает вопрос о том, не будут ли они подпадать под процедуры прогнозирования и планирования (см. ниже). Однако для всех остальных закупок, проводимых научными и образовательными бюджетными учреждениями, должно будет осуществляться долгосрочное планирование закупок, в том числе и в сфере НИОКР.

Очевидно, что детализированное долгосрочное планирование производимых закупок в сфере НИОКР на несколько лет вперед не является рациональным шагом в силу быстрого изменения характеристик многих видов высокотехнологичной продукции со времени и, соответственно, быстрого изменения цен на такую продукцию, а также в силу ряда иных причин. Поэтому следует уменьшить степень детализации при долгосрочном планировании, особенно при закупках в области НИОКР, при составлении трехлетних (и, тем более, рассчитанных на более длительную перспективу) планов закупок. В статье 18 следует зафиксировать, что планирование потребностей бюджетных учреждений происходит в обобщенном виде.

Наиболее острым вопросом, настоятельно требующим решения в процессе принятия закона о Федеральной контрактной системе, является вопрос расходования бюджетными учреждениями средств, получаемых ими в виде грантов, контрактов и хоздоговоров на выполнение НИОКР. Должна быть зафиксирована возможность оперативного расходования средств, полученных по грантам и контрактам, в целях выполнения исследовательских работ.

В представленном в Государственную Думу законопроекте вопрос регулирования расходования средств на выполнение НИОКР, полученных в виде грантов, равно как и вопрос расходования всех полученных в виде контрактов и хозяйственных договоров средств, относится (статья 15) к области регулирования Федерального закона от 18 июня 2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (к нему же относится и регулирование закупок, производимых государственными автономными учреждениями).

Данный федеральный закон направлен на регулирование процесса расходования средств государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, их дочерними предприятиями и т.д. Основными целями являются «эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений» (статья 1, пункт 1). Закон не рассчитан на регулирование закупочной деятельности бюджетных учреждений, кроме того, федеральный закон 223-ФЗ никаких специфических особенностей научной сферы не учитывает в принципе.

Данный закон не предусматривает столь детальной регламентации видов и способов закупок товаров, работ и услуг, как закон 94-ФЗ, а устанавливает общие принципы закупок (информационная открытость, отсутствие дискриминации и т.д.), необходимость принятия организациями положений о закупках, регламентирующих процесс закупки товаров и услуг. Пункт 2 статьи 3 закона 223-ФЗ устанавливает, что «в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами». Таким образом, учреждение вроде бы имеет возможность самостоятельно установить способы закупки, адекватные научной сфере.

Проблема, однако, состоит в том, что лишь сравнительно небольшая часть бюджетных и автономных учреждений науки и образования в состоянии самостоятельно сформулировать качественное и юридически выверенное положение о закупках. В результате можно ожидать, что в большинстве учреждений – из опасения получить юридически некорректные положения о закупках и просто перестраховки – будут приняты дублирующие закон 94-ФЗ положения о закупках. Т.е. во главу угла будут поставлены не интересы работающих исследователей, а соображения формального удобства и безопасности для администрации учреждений. Судя по имеющейся на этот момент информации, некоторые крупные научно-образовательные учреждения уже готовятся к подобным действиям.

Кроме того, в статье 4 закона 223-ФЗ, регламентирующей информационное обеспечение закупок, устанавливается необходимость планирования закупок:

«2. Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком на официальном сайте на период от пяти до семи лет.»

Таким образом, закупки за счет средств грантов и контрактов, а также хозяйственных договоров, оказываются объектом планирования - в то время как невозможно запланировать ни получение гранта или контракта в результате конкурса, ни – очень часто – очередность и объемы закупки на выполнение НИР.

В результате может оказаться, что после принятия закона о Федеральной контрактной системе в большинстве бюджетных научно-образовательных учреждений ситуация с закупками для нужд НИР и ОКР может даже ухудшиться по сравнению с текущим положением дел.

Поиск оптимального пути решения вопроса требует тщательной юридической проработки и анализа возможных отрицательных последствий того или иного пути. Предварительно можно указать несколько возможных вариантов решения проблемы.

Представляется, что наиболее рациональным способом было бы выведение закупок, осуществляемых за счет, как минимум, грантов, и – крайне желательно - контрактов и хоздоговоров на выполнение НИОКР из области регулирования законом о Федеральной контрактной системе, а также смежным законодательством (законом 223-ФЗ). Должен быть сделан упор на содержательном контроле результатов исследовательских работ, осуществляемом с помощью квалифицированной научной экспертизы. Для регулирования деятельности заказчиков работ должна быть обеспечена возможность общественного контроля их результативности (путем публикации в открытом доступе кратких отчетов по результатам НИОКР, включая список публикаций, патентов и пр.).

Отметим, что ведущие научные фонды России (РФФИ, РГНФ) и без того ведут контроль финансовой отчетности и осуществляют (наряду с прокуратурой и Счетной палатой) проверки в учреждениях – получателях грантов. Для обеспечения информационной прозрачности крупных закупок можно обязать бюджетные учреждения публиковать информацию о заключенных контрактах (начиная с определенной суммы – 100, 200 или 500 тыс. руб.) в единой информационной системе пост-фактум, к примеру, не позднее чем через 10 дней после заключения контракта.

Нужно заметить, что в первом варианте проекта закона о Федеральной контрактной системе, подготовленном Минэкономразвития летом 2011 г., из-под регулирования Федеральной контрактной системе были выведены все закупки, производимые бюджетными учреждениями за счет средств любых контрактов и иных гражданско-правовых договоров.

Другим, менее удобным, вариантом решения вопроса оперативности закупок по грантам, контрактам и хозяйственным договорам на выполнение НИОКР является отнесение их к закупкам из единственного источника (по аналогии с действующей редакцией пункта 32 и 33 части 2 статьи 55 закона 94-ФЗ). Т.е., закупки за счет средств грантов и контрактов на выполнение НИОКР должны быть отнесены к статье 85 «Осуществление закупок из единственного источника» в формулировке, близкой к формулировке действующего 94-ФЗ. При этом в статье 15 «Особенности закупок бюджетных учреждений» следует указать, что такие закупки не являются предметом прогнозирования и планирования в соответствии с законом о Федеральной контрактной системе, а также на них не распространяются требования пунктов 3 и 4 статьи 85. В пункте 2 статьи 85 следует указать, что при закупках, производимых за счет соответствующих (гранты, контракты, хозяйственные договора на выполнение НИОКР) подпунктов пункта 1 статьи 85, следует размещать информацию о контракте в единой информационной системе только в случае, когда заключается контракт на сумму, превышающую некоторый порог (100 тыс. руб., 200 тыс. руб. или 500 тыс. руб.).

Наконец, еще менее рациональным вариантом, следующим логике представленного Правительством РФ законопроекта, является отнесение всех обсуждаемых видов закупок к сфере компетенции закона 223-ФЗ. Однако в данном случае требуется незамедлительное принятие поправок в данный закон, выводящий закупки за счет средств грантов, контрактов и хоздоговоров на выполнение НИОКР из системы планирования закупок, предусмотренной законом 223-ФЗ. Кроме того, требуется разработка типовых положений о закупках бюджетных учреждений, предусматривающих возможность оперативного осуществления закупок за счет средств грантов, контрактов и хоздоговоров, проводимых без нерациональных в данном случае бюрократизированных процедур.

Также необходимо внесение в законопроект ряда изменений, обеспечивающих дебюрократизацию процесса подачи заявок, обязательность квалифицированной научной экспертизы как заявок, так и отчетов для работ в области НИОКР, а также обеспечение возможности общественного контроля за результатами НИОКР.

Конкретные предложения по ряду статей законопроекта о Федеральной контрактной системе сформулированы ниже.

 

Возможные поправки к проекту федерального закона
№ 68702‑6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

 

Данные поправки с обоснованием целесообразно представить в Правительство РФ и профильный комитет Государственной Думы в процессе обсуждения и доработки законопроекта о Федеральной контрактной системе с целью принятия закона в виде, в определенном степени учитывающем специфику научной сферы. Дальнейшая доработка закона и выработка подзаконных актов могут быть проведены в рабочем порядке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.017 с.)