Ведущий социальный институт — семья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущий социальный институт — семья



Первичной ячейкой общества, которая объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета и выполняет функции физического воспроизводства населения, является семья.

(с.171) Семья — это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы.

Семья как малая социальная группа — это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуаль­ных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж-жена, муж—дети, жена—дети, дети—дети, муж—родственники, жена—родственники, дети—родители, дети—родственники.

Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение социального обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок — таковы социальные проблемы современной семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее социальные потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному, возможно существование разных вариантов семей.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято (с.172) говорить о бездетных, однодетных, многодетных или малодетных семьях.

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи.

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно признается мужское главенство.

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами за женщиной закрепляется еще и право на участие в общественном труде наряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимают совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных педагогов по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи.

Анализ источников, содержащих сведения о семье, позволяет представить присущие ей функции в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 Функции семьи в различных сферах деятельности

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контакт с детьми, их воспитание, самореализация в детях
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Представление определенного статуса членами семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

 

(с.173) Еще одной важной характеристикой семьи является ее жизненный цикл, т. е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращения брака. Обычно выделяют (с.174) три фазы: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный распад супружества. Для специалиста главное — понимать то, что на пути от старта семейных отноше­ний до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решить самостоятельно члены семьи не в состоянии. Социальный педагог призван смягчать напряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции.

Таким образом, семья — один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека.

Социализация человека в семье осуществляется, главным образом, благодаря восприятию норм и ценностей, существующих в ней, и возможностям самореализации в тех пределах и формах, которые обусловлены культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой в семье. В силу этого в процессе социального развития ребенка семья влияет на характер притязаний личности, помогает или мешает искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Семья в процессе социализации, во-первых, обеспечивает (или нет) физическое и эмоциональное развитие человека; во-вторых, влияет на формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию; в-третьих, играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей и подростков к учебе; в-четвертых, формирует фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, регулирует уровень притязаний, жизненные устремления и способы их достижения; в-пятых, помогает детям овладевать социальными нормами и стилем исполнения семейных ролей; в-шестых, осуществляет социально-психологическую поддержку человека в трудной ситуации (болезнь, утрата трудоспособности, нереализация жизненных планов).

Следовательно, в семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются такими ее объективными характеристиками, как численный состав, уровень образования, социальный статус, материальные условия, ценностные установки, стиль жизни и взаимоотношений членов семьи.

Кроме того, семья как важнейший фактор социализации, является особой персональной средой жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых. Качество этой среды определяют несколько параметров: демографический — структура семьи; социокультурный — образовательный уровень членов семьи, (с.175) их участие в жизни общества; социально-экономический — имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе; технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни семьи.

Задача социального педагога помочь семье как институту воспитания в реализации ее основных функций в процессе социализации ребенка. Это поддержка природно-естественных сил, сохранение и укрепление здоровья ребенка; забота о самореализации его природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей; помощь в комфортной социализации (забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдении гражданских прав и обязанностей); формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие души, добросердечности, отзывчивости, ответственности); создание условий для общекультурного и информационного развития, обеспечение общей жизненной грамотности, социальной компетентности ребенка (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения).

Ведущим источником сознательного и последовательного включения ребенка в окружающий мир является активная развивающая деятельность семьи как упорядоченная во времени и жизненном пространстве система дел и действий родителей и ребенка, преобразующая физические и духовные свойства детской индивидуальности, ведущая к освоению и созиданию ребенком ценностей собственной личности, образа будущего, образа окружающего мира.

В младенчестве такая деятельность включает прежде всего физический уход, укрепление здоровья ребенка, организацию его питания и двигательной активности, эмоциональную защиту, положительные тактильные контакты, эмоциональное внеречевое и речевое общение родителей с ребенком. В раннем детстве активная развивающая деятельность семьи дополняется совместными с родителями действиями с игрушками, речевой деятельностью самого ребенка, его предметно-подражательными действиями и играми, музыкальной, изобразительной, пластико-ритмической деятельностью. В дошкольном возрасте особенно важна организация в семье коммуникативно-познавательной и игровой деятельности. В этот период под руководством взрослых формируется воля и социальные умения (внимательно слушать до конца, сравнивать, рассуждать, находить творческое решение в конкретной ситуации), укрепляется ответственность ребенка. Именно в семье ребенок учится у взрослых быть справедливым, верным слову, выполнять обещанное, делать добро, совершать социально одобренные поступки.

На следующей возрастной ступени — в младшем школьном возрасте, наиболее важной становится кулыурно-образовательная (с.176) и организаторская деятельность родителей, которая помогает ребенку соблюдать ритмы учебного времени, труда и отдыха. В отрочестве ценной является заинтересованность родителей в организации внесемейного общения подростка, внимание к его социальным достижениям, успехам, помощь в жизненном и профессиональном самоопределении.

Социальное становление личности ребенка в семье будет более успешным, если родители последовательно удовлетворяют его базисные потребности, обеспечивают ему адекватный возможностям ритм активной жизни, уважают его достоинство, признают право ребенка на самостоятельный выбор, решение, действие.

Успешность реализации воспитательных потенциалов семьи как социального института проявляется и в благоприятном индивидуальном развитии ребенка, которое включает физическую культуру, культуру общения с близкими, культуру труда и досуга, поведения, общения и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.013 с.)