Особенности деятельности социального педагога в современной системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности деятельности социального педагога в современной системе



Социальной помощи населению

Как уже отмечалось выше, резкое имущественное расслоение российского общества, снижение общего жизненного уровня, эрозия социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, (с.219) досуга привели к ухудшению условий становления и развития детей, подростков, молодежи, уменьшению степени их социальной защищенности. Чтобы противодействовать дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь бедности, в каждой стране, в том числе и в России, создается система законодательно закрепленных экономических, социальных, организационных мер, обеспечивающих физическое, умственное, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, его социальную активность. На реализацию этих мер направлена деятельность социального педагога, который координирует действия всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства.

В учреждениях социальной помощи населению социальный педагог выполняет функций попечителя по отношению к тем, кто остался без внимания, заботы, средств к существованию, в безвыходном положении; оказывает содействие возвращению ребенка в семью и гармонизации отношений проблемных детей с родителями; заботится о дальнейшем жизнеустройстве ребенка, лишившегося попечения взрослых, пережившего экстремальную ситуацию; формирует у детей социальное поведение, навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми; оказывает помощь в получении образования и профессиональном самоопределении; участвует в реализации ресоциализирующих программ для дезадаптированных детей и подростков; организует социальную защиту и поддержку тех, кто нуждается в реабилитации.

Социальные службы по работе с детьми и молодежью возлагают на социальных педагогов следующие должностные обязанности: изучение положения данной категории детей в конкретном регионе; разработка специальных абилитационных и реабилитационных программ по работе с ними; выявление наиболее нуждающихся в адресной помощи, оказание им моральной и материальной поддержки; проведение индивидуальных и групповых консультаций; оказание посреднических услуг для разрешения личных и социальных проблем; стимулирование молодежи на участие в социальных акциях, в волонтерском движении.

Содержание работы социального педагога с семьями и детьми с отклонениями в развитии включает:

- формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме;

- содействие саморазвитию личности ребенка, имеющего ограниченные возможности;

- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации воспитанников и выпускников;

- оздоровление и нормализация отношений в семье, устранение дефицита общения;

- решение личных и социальных проблем таких детей; (с.220)

- выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

- организация правового просвещения всех участников образовательного процесса, разъяснение и защита прав детей с ограниченными возможностями, представление их интересов в организациях исполнительной власти и судебных органах;

- сотрудничество со всеми заинтересованными лицами в сборе и подготовке необходимых документов для их дальнейших трудустройства, проживания или учебы;

- патронаж тех детей и подростков, которые нуждаются в особых условиях обучения, воспитания, в социально-медицинской помощи;

- профилактика различного рода асоциальных и антисоциальных отклонений в становлении личности данной категории молодежи;

- изменение отношения общества к проблемам детей, имеющим особые нужды, и семьям, их воспитывающим, через просвещение, организацию совместной деятельности, социального взаимодействия.

Социальный педагог как сотрудник коррещионного образовательного учреждения стремится к установлению взаимодействия между ребенком с ограниченными возможностями и обществом с целью его интеграции в среду обычных детей. Таким образом, социальный педагог акцентирует внимание на повышении уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке, на умножении жизненных потенциалов семьи, имеющей такого ребенка, на содействие обучению его независимости, самостоятельности.

В специализированных учреждениях, куда направляются беспризорные дети и подростки, также предусмотрена должность социального педагога. Одной из главных задач социального педагога в реабилитационных учреждениях является восстановление отношений дезадаптированных детей и подростков с окружающим миром, обучение их общению со взрослыми, саморегуляции собственного поведения, обретение чувства семьи и самоуважения.

Социальные проблемы у дезадаптированных несовершеннолетних проявляются по-разному, поэтому разрабатываются индивидуальные программы реабилитации. Они предусматривают участие социального педагога в сборе и анализе информации о ребенке, о конкретных семейных условиях, в организации домашней школы, позволяющей снять у несовершеннолетнего чувство тревоги, неуверенности, неуспешности, повысить его самооценку, самоуважение и сформировать самосознание. Социальный педагог в работе с этой категорией детей и подростков использует беседы, диалоги, встречи, демонстрацию образцов поведения для приобретения дезадаптированными знаний, (с.221) умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей, установления просоциальных взаимоотношений с окружающими. Поэтому деятельность социального педагога в этом случае будет ориентирована на помощь дезадаптированным детям и подросткам в становлении их субъектной позиции.

Создаваемые в образовательных учреждениях социально-педагогические службы призваны выполнять следующие функции:

- диагностическую — изучение уровня социального развития учащихся, особенностей классного и общеобразовательного коллективов, микросреды и микрорайона, позитивных и негативных факторов влияния на процесс социального становления личности школьников;

- прогностическую — составление прогнозов развития группы, отдельного школьника, ситуации, в которых они оказались, самого образовательного учреждения и его служб сопровождения;

- консультативную — разработка образовательно-воспитательных программ реабилитации и коррекции поведения школьников, помощь родителям и педагогам в преодолении трудных ситуаций во взаимодействии с детьми и подростками;

- профилактическую — предотвращение развития негативных процессов, отрицательно влияющих на социализацию детей и подростков;

- охранно-защитную — пропаганда прав, разъяснение обязанностей, представление интересов субъектов образовательного процесса на всех уровнях;

- опекунскую — поддержка нуждающихся в различных формах материальной и специализированной помощи;

- организаторскую — организация социально значимой деятельности разных категорий учащихся, их разумного досуга; привлечение семьи и общественности к решению воспитательных и образовательных задач; построение демократической системы отношений в школьной среде.

В рамках социально-педагогической службы образовательного учреждения социальный педагог координирует усилия педагогического коллектива, родителей, общественности, позитивных сил окружающего социума для оказания квалифированной, всесторонней помощи конкретному ученику в процессах становления и развития его личности.

Основные понятия

Система, служба, социальная система, социальная служба, система социальных служб, принципы государственной социальной службы помощи населению.

 

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ «ХОЛИС»

Специфика работы

1. Центр оказывает медико-психологические оздоровительные услуги, а также социальную помощь населению разных возрастных групп, в том числе детям и молодежи. Его деятельность охватывает не только жителей Октябрьского района, где он территориально расположен, но и других районов города, а также имеет выход на область, межрегиональные и международные связи.

2. В основу структуры Центра положен гибкий функциональный принцип организации, суть которого заключается в том, что специалисты разных профилей — врачи, психологи, социальные работники — объединены во временные функциональные единицы — так называемые программы. В период проведения социологического исследования в Центре работало семь таких программ: «Семья», «Родитель и дитя», «Детский сад», «Диалог», «Качество жизни», «Стратегия успеха», «Ресурсы здоровья». Каждая из программ в зависимости от цели работы решает специфические задачи, но так или иначе любая из них занимается проблемами детей и подростков.

3. Основные направления деятельности Центра, осуществляемые во взаимодействии разных программ:

- пропаганда психического здоровья, профилактика заболеваний и социально-психологических проблем;

- диагностика и коррекция состояния здоровья, психотерапия, психосоциальная реабилитация, оказание социальной помощи;

- подготовка социальных работников, в том числе волонтеров, хелперов; консультирование работников социальной сферы;

- информационно-аналитическая работа, сбор данных по проблематике Центра;

- научно-исследовательская работа в области психосоциальной реабилитации, методологические исследования в русле комплексной реабилитации и профилактики;

- координация деятельности различных ведомств и учреждений с целью комплексного решения проблем.

4. Центр является клинической базой курса психиатрии, наркологии и психотерапии факультета усовершенствования врачей Уральского государственного медицинского института. Кроме того, на базе Центра существуют Российско-германский центр позитивной и психосоматической медицины «Позитум» и Уральская (с.223) ассоциация психотерапии и психосоматической медицины — член Всемирной психотерапевтической ассоциации.

 

Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — Екатеринбург, 1995. — С. 25 — 26.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.014 с.)