Образцы тестовых заданий (ТЗ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образцы тестовых заданий (ТЗ)



1. Высшим органом исполнительной власти РФ является:

1) Президент РФ.

2) Верховный суд РФ.

3) Совет безопасности.

4) Правительство РФ.

 

2. Федеральное собрание РФ состоит из следующих палат:

1) Палата общин и судейская палата.

2) Государственная дума и Совет федерации.

3) Государственный совет и Совет безопасности.

4) Правительство и Счетная палата.

5) Государственная дума и Общественная палата.

 

3. Структурным элементом нормы права является:

1) Правило поведения.

2) Гипотеза.

3) Права и свободы.

4) Исторические традиции и обычаи.

5) Санкция прокурора.

 

B. Вопросы к экзамену.

 

1. Право как наука.

2. Понятие и признаки государства.

3. Соотношение государства и права: основные концепции.

4. Механизм государства: понятие и структура.

5. Функции государства.

6. Формы правления.

7. Форма территориального устройства. Конфедерация.

8. Политический режим.

9. Понятие и признаки права.

10. Понятие и признаки юридической нормы. Юридическая норма как разновидность социальной нормы.

11. Виды юридических норм.

12. Логическая структура юридической нормы. Понятие и виды гипотезы. Понятие и виды диспозиции. Понятие и виды санкции юридической нормы.

13. Источники права: понятие и виды. Нормативный правовой акт как источник права: общая характеристика.

14. Система российского права.

15. Понятие и виды правомерного поведения.

16. Понятие и виды правонарушения. Состав правонарушения.

17. Юридическая ответственность: понятие и виды.

18. Правоотношения: общая характеристика. Объект, предмет и содержание правоотношения.

19. Субъекты и участники правоотношения.

20. Понятие и структура правосубъектности.

21. Предмет и метод конституционного права РФ. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года как этапа конституционной реформы в России.

22. Основы конституционного строя: понятие, система и значение.

23. Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

24. Принцип верховенства и прямого действия Конституции РФ. Принцип приоритета общепризнанных принципов и норм международного права РФ.

25. Принцип разделения властей. Принцип федерализма.

26. Принцип государственного и национального суверенитета. Понятие и принципы гражданства РФ.

27. Принцип социального государства. Принцип светского государства.

28. Принцип единства экономического пространства. Равенство форм собственности.

29. Принцип местного самоуправления в РФ. Понятие и правовой статус органов местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления.

30. Права и свободы человека и гражданина как институт конституционного права РФ: понятие, значение и классификация.

31. Система органов государственной власти РФ. Институт президентской власти в РФ: общая характеристика. Функции Президента РФ.

32. Вступление в должность президента РФ. Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ. Порядок отрешения от должности Президента РФ.

33. Полномочия Президента РФ как главы государства и как гаранта Конституции РФ.

34. Федеральное собрание как законодательный (представительный) орган государственной власти РФ. Порядок формирования палат Федерального собрания РФ.

35. Полномочия Совета Федерации РФ.

36. Полномочия Государственной Думы РФ.

37. Правительство РФ как высший исполнительный орган в системе государственной власти РФ. Структура и порядок формирования Правительства РФ. Отставка Правительства РФ.

38. Полномочия Правительства РФ.

39. Судебная система РФ. Принципы судебной системы РФ.

40. Предмет и метод уголовного права РФ. Принципы уголовного права РФ.

41. Понятие и признаки преступления.

42. Состав преступления. Виды составов преступления.

43. Субъективная сторона преступления. Формы и виды вины.

44. Объективная сторона преступления.

45. Субъект преступления. Понятие и критерии невменяемости.

46. Понятие и система наказания. Цели наказания.

47. Структура особенной части уголовного кодекса РФ. Виды преступлений.

48. Предмет и метод гражданского права.

49. Понятие и признаки юридического лица. Классификация и организационно-правовые формы юридических лиц.

50. Понятие и виды объектов гражданских прав.

51. Понятие и виды сделок. Ничтожные и оспоримые сделки.

52. Право собственности: субъекты, объекты и содержание. Основания возникновения права собственности.

53. Понятие и виды обязательств. Понятие и виды договоров.

54. Гражданско-правовая ответственность.

55. Наследование по закону и наследование по завещанию. Принятие наследства и отказ от наследства.

56. Предмет и метод семейного права РФ. Имущественные и личные права супругов, родителей и детей.

57. Предмет и метод трудового права РФ. Трудовой договор: понятие, существенные условия.

58. Порядок заключения и расторжения трудового договора РФ.

59. Дисциплинарная ответственность работника: понятие, основание и формы. Порядок наложения дисциплинарного взыскания.

60. Индивидуальные и коллективные трудовые споры работников: понятие, различия и порядок разрешения.

61. Рабочее время и время отдыха.

62. Предмет и метод административного права РФ. Субъекты административного права.

63. Административное правонарушение: понятие, состав.

64. Виды административного наказания. Штраф и арест как виды административного наказания. Дисквалификация как новый вид административного наказания.

10.5 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

 

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета управления и экономики, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к правоведению.

Основное назначение правоведения заключается, во-первых, в формировании у студентов способности к теоретическому анализу государственно-правовых явлений, во-вторых, в умении формулировать точные определения и понятия, в-третьих, в привитии навыков использования государственно-правовых конструкций и теоретических моделей для более точной интерпретации и обобщений фактов из многогранного мира государства и права.

Сегодня правоведение предстает комплексной наукой и учебной дисциплиной, включающей в себя научные предметы, знания и методы других общественных, исторических и юридических наук. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения преподавателю правоведения очень важно использовать возможности межпредметных связей правоведения с другими дисциплинами. В частности, в ходе изучения и анализа особенностей государственно-правовой деятельности стимулируется применение студентами таких парных философских и общенаучных категорий, как «сущность – явление», «закономерность и случайность», «порядок и хаос», «развитие и саморазвитие (самоорганизация)», «форма и содержание», «общее – особенное – единичное» и др., определяются основные направления отраслевой реализации положений правоведения.

Сами по себе и государство, и право, возникли как следствие саморазвития и самоорганизации общества, они являются объектом повышенного интереса с практической точки зрения, их связь между собой очевидна и ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнения. А социальная значимость правоведения во многом определяется ее связью с социальной практикой. Теория всегда является предпосылкой возникновения практики, а практика – всегда обогащает теорию. В этой связи и юридическая практика как некий социально-правовой опыт обуславливает цели и основные направления исследования государства и права как теоретической науки. Сказанное дает основание утверждать, что преподавателю, читающему курс правоведения, необходимо включать в процесс занятий материал из практической юридической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов государственно-юридической практики. Лозунгом дня должен являться своеобразный прагматизм, понимаемый как приложение теоретико-правовых знаний к проблемам реальной юридической практики.

Одной из функций правоведения является выработка основных терминов и понятий, которые используют не только все отрасли юридической науки, а также ими оперирует правотворческая и правоприменительная практика. Следовательно, при преподавании данной учебной дисциплины важнейшей задачей является формирование у студентов понятийного и категориального аппарата юриспруденции.

Эта особенность предмета правоведение должна быть непременно учтена преподавателем, читающим данный курс.

Кроме того, при преподавании правоведения, достаточно важно обратить внимание на такой методический принцип – как дилогизм сообщения материала студентам по соответствующим темам. Этот принцип обуславливает обязательность уважения к точке зрения, позиции любого участника занятий по курсу. Вместе с тем целесообразно препятствовать превращению занятий в митинги, в ходе которых в устной форме выражаются политические страсти, предпочтения, активные намерения.

Правильно понятый академизм образовательного процесса полезен в работе над темами, злободневность которых способна разжечь неуправляемые страсти. Ведь в области политики и права взвешенное спокойствие при анализе непростых и чаще всего недостаточно ясных даже специалистам явлений – неплохое качество, входящее в состав краеугольных свойств гражданственности. Поэтому при обсуждении тех или иных проблем (особенно спорного, дискуссионного характера) на занятиях по теории государства и права позиции, излагаемые преподавателем, должны носить рекомендательный характер и допускать иные толкования, быть максимально корректными.

Более того, там, где речь идет о политических идеях, суждениях непосредственно связанных с убеждениями преподавателя и студентов, какие-либо оценки недопустимы; в этих случаях достаточно тактично выслушать те или иные точки зрения, обсуждать же следует то, что является предметом правоведения как научной дисциплины. Здесь столкновение различных точек зрения может приблизить учащихся к постижению истины.

 

10.5.1. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению лекций

 

Традиционно подготовка вузовской лекции предполагает определение цели изучения материала по данной теме; составление плана изложения материала; - определение основных понятий темы; подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной часть лекции и строгое выполнение этого времени в аудитории. Чтобы загруженность материалов вопросов плана лекции была более-менее равномерной, необходимо уже при этой работе определять места с отсылкой к самостоятельному изучению студентами части материала или повторения проблемы, вынесенной в лекцию.

При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, начерченные (лучше заранее) на доске. Схемы можно использовать для лучшего усвоения, например, вопросов о структуре механизма государства или правовой системы общества.

При этом нужно помнить, что схема несет большую смысловую нагрузку и выстраивать ее необходимо продуманно и четко. В идеале, разумеется, необходимо использовать современные технические средства обучения, там, где позволяет оборудованная аудитория. На доску целесообразно вынести основные термины и понятия темы.

Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и экзамену. Содержание вынесенных на доску основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть.

Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта. Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная.

В лекционном материале должна быть связь с жизнью, особенно с современностью.

Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.

10.5.2. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению семинаров

В современной системе образования тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Несомненно, тестирование способствует формированию профессионального мышления, повышению понятийной культуры специалистов.

Тестовые задания предназначены для усвоения основных положений курса правоведения, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семинарской и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Проведение тестирования по правоведению целесообразно и на дневном и на заочном обучении. На дневном отделении тестирование, как правило, используется для оперативного и рубежного контроля студентов во время аудиторных занятий, на консультациях, а также с применением обучающих информационных технологий (компьютерных программ).

В условиях заочной формы получения высшего образования тестирование может оказать существенную помощь как преподавателю для организации промежуточного или итогового контроля знаний студентов, так и самим обучающимся, которые могут использовать предлагаемые вопросы для самоконтроля. Последнее позволяет реально оценить свои знания по курсу перед экзаменом или зачетом и тем самым обратить внимание на имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала.

Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, при его использовании существенно экономится учебное время аудиторных занятий. Во-вторых, данным способом можно опросить достаточно большое количество студентов за ограниченный временной интервал. В-третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» е имеет существенного значения.

В то же время, думается, что полностью переходить на тестовый контроль знаний студентов по гуманитарным дисциплинам, в том числе по правоведению, не совсем целесообразно. Студенты должны не только получать определенный набор знаний по специальности, но и приобретать определенные навыки, важнейшим из которых является навык грамотной устной речи. Поэтому проведение итоговых экзаменов представляется более целесообразным в традиционной устной в форме, так как тесты не позволяют оценить такие важные качества, как умение грамотно излагать свои мысли, отстаивать определенные точки зрения, аргументировать их и пр.

Кроме того, далеко не по каждой теме курса правоведения могут быть сформулированы корректные вопросы для тестовых заданий. Это объясняется тем обстоятельством, что по многим разделам правоведения в современной науке имеется несколько различных подходов, точек зрения, концепций. Поэтому только общение со студентом в устной форме позволит выявить его уровень знаний по тем или иным дискуссионным вопросам современного правоведения.

 

 

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ОК – общекультурная компетенция

ОКВ – общекультурная компетенция вузовская

ПК – профессиональная компетенция

ПКВ – профессиональная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.026 с.)