Тема 4. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

___________

«____» __________ 2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Направление подготовки

080100.62 «Экономика»

 

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

«Финансы и кредит»

«Менеджмент»

«Экономика»

Квалификация выпускника

Бакалавр

 


Рабочая учебная программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению «Экономика» и профилям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Менеджмент» в соответствии с рабочим и учебным планом, направления подготовки бакалавра, утвержденными ректором МФЮА «» 2013г.

 

Обсуждено

на заседании кафедры

«__»________ 2013 г., протокол № __

Зав. кафедрой _________________ / /

ОДОБРЕНО

методическим советом юридического факультета

«__»________ 2013 г., протокол № __

 

Председатель

методического совета _________________ / /

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цель преподавания учебной дисциплины «Право» – дать студентам знания об основных понятиях и категориях права и государства, основных положениях отраслей российского права, привить умение ориентироваться в законодательстве Российской Федерации, соотносить реальные жизненные события (юридические факты) с нормами права.

 

Задачи курса:

- изучение сути понятий права и механизма государства;

- ознакомление с основными правовыми системами современности;

- изучение содержания основных положений отраслей российского права и институтов российского государства;

- ознакомление с основными методами государственного управления;

- подготовка к активной, общественно-социальной деятельности;

- воспитание высокой правовой культуры;

- выработка чувства нетерпимости к правонарушениям.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Право» представляет собой дисциплину базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б.1.4) ООП бакалавриата. Читается во 2 семестре. Задача учебной дисциплины «Право» способствовать формированию у студентов высокого уровня общей правовой культуры, широкой образованности и аналитических способностей. Знания полученные в ходе изучения учебной дисциплины «Право» помогают выпускникам университета ориентироваться в политических и правовых проблемах, эффективно решать юридические конфликты, формулировать проблемы и отстаивать свою точку зрения.

. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные студентом в школе при изучении обществознания. Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными компетенциями:

- знать основные научные понятия и категории (ОКВ-1), основы культуры устной и письменной речи (ОКВ-1);

- уметь грамотно излагать (устно и письменно) свои мысли, результаты учебной и исследовательской работы (ОКВ-1), логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОКВ-1).

- владеть базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам (ОКВ-1), методами систематизации данных (ОКВ-1), навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии (ОКВ-1).


Требования к результатам освоения

дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

1. Общекультурные компетенции (ОК):

- Способность к социальному взаимодействию с коллегами, работе в команде и самостоятельно на основе моральных и правовых норм и готов нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОКВ-5);

- Умеет использовать действующее законодательство, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности, обладает готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности, знает свои права и обязанности как гражданина своей страны, демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОКВ-9).

В результате изучения учебной дисциплины:

Студент знает:

- основы действующего законодательства (ОКВ-9);

- моральные и правовые нормы действующие в обществе (ОКВ-9);

- свои права и обязанности как гражданина Российской Федерации (ОКВ-9).

 

Студент умеет:

- использовать действующее законодательство, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности (ОКВ-9);

- соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности (ОКВ-9).

 

Студент владеет:

Способностью к социальному взаимодействию с коллегами и работе в команде (ОКВ-5).

 


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции   -   - -
Практические занятия (ПЗ) - - - - -
Семинары (С)   -   - -
Лабораторные работы (ЛР) - - - - -
Самостоятельная работа   -   - -
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа) - - - - -
Расчетно-графические работы - - - - -
Реферат - - - - -
Под контролем преподавателя (в аудитории)          
Вид итогового контроля зачет - * - -
Общая трудоемкость часы     - - - -
           

 

 


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общая часть

Тема 1. Понятие государства

Теории происхождения государства. Теологическая теория. Патриархальная теория. Договорная теория. Теория насилия. Психологическая теория. Органическая теория. Ирригационная теория. Материалистическая теория. Государство как политико-правовая форма организации общества. Сущность и признаки государства. Функции государства. Типология государства. Форма государства. Механизм государства. Правовое государство.

Тема 2. Понятие права

Методы исследования происхождения, сущности и содержания права. Предмет теории права и государства Теории происхождения права и их характеристика. Естественно-правовая школа. Историческая школа права. Рационалистическая теория. Психологическая теория. Нормативистская теория права. Социологическая концепция права. Понятие, сущность и содержание права. Признаки и функции права. Связь права и государства. Принципы права. Формы реализации права. Система права и систематизация законодательства. Предмет и методы правового регулирования. Отрасли права. Правовые системы современности.

Тема 3. Нормы права

Понятие нормы права и ее содержание. Признаки нормы права. Структура нормы права. Классификация норм права по основаниям: по функциям права, по предмету регулирования, по методу правового регулирования, по форме выражения предписания, по сфере действия, по действию во времени, в пространстве и по кругу лиц. Способы изложения правовых норм. Нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты.

 

Тема 4. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Понятие и признаки правомерного поведения и правонарушения (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость). Виды правомерного поведения и правонарушений. Понятие состава правонарушения и характеристика его элементов. Понятие и признаки юридической ответственности. Цели, функции и основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности. Способы обеспечения законности и правопорядка.

Раздел 2. Особенная часть

Тема 5. Основы конституционного строя РФ

Понятие, предмет и метод конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты. Источники конституционного права. Юридические свойства Конституции РФ. Экономические, политические и социальные основы конституционного строя России. Механизм российского государства. Система и структура органов государственной власти РФ.

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

 

Не предусмотрены учебным планом.


Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

 

8.1. Основная литература:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237. – М., 2013.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля, 4 октября 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 18, 19 июля, 19 октября, 21, 28, 30 ноября, 6, 8 декабря 2011 г., 5, 14 июня, 2 октября, 3, 29, 30 декабря 2012 г., 11 февраля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552; Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля, 4 октября, 29 ноября, 9, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 марта, 6 апреля, 4 мая, 11, 20, 21 июля, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1 марта, 5 июня, 10, 20, 28 июля, 16 октября, 12, 29 ноября, 3, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями от: 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 г., 23 декабря 2010 г., 4 мая, 30 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.

5. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

6. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 17 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 28 июля 2010 г., 1 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 5 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 г., N 47, ст. 5340

 

1. Правоведение: Учебник для неюридических вузов. / Под ред. О.Е. Кутафина. – 3 е издание, перераб. и доп. М., 2011.

2. Правоведение: учебник /А.В. Малько и др.; под ред. А.В. Малько. - 3е изд., стер. М., 2010.

3. Правоведение: учебник для студентов вузов неюридического профи­ля / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. М., 2010.

4. Правоведение: учебник для студентов высших неюридических учебных заведений. Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Б.И. Путинский. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

5. Правоведение: уч. Пособие для студентов неюрид. фак-тов вузов, под ред. В.И. Шкатуллы. - 7-е изд., испр. и доп. М., 2008.

8.2. Дополнительная литература:

1. Абдуллаев М. И. Теория государства и права. – 4-е изд., доп. И перераб. М., 2009.

2. Административное право: учебник./ Под ред. Д.Н. Бахраха. -4-е изд., испр. и доп. М. 2011.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учеб­ник. - 6-е изд., изм. и доп. М., 2009.

4. Гражданское право. Учебник под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд., перераб. и доп., в 3 томах. М., 2011.

5. Белозеров Б.П., Индык А.Г. Теория государства и права. Электронный курс [электронный ресурс] / НОУ ВПО Санкт-Петербургская академия управления и экономики. – Спб.; 2011. – эл. опт. диск (cd-rom).

6. Голубев В.В., Ефимов Г.К., Казакова В.А. Правоведение: курс лекций. М., 2008.

7. Павлов Н.Е. Правоведение: курс лекций. http://www.pavlov-ne.ru/pravovedenie/index.html.

 

8.3. Базы данных, информационно-поисковые системы:

Консультант Плюс - справочная правовая система http://www.consultant.ru/

Гарант – единый гипертекстовый информационный http://www.garant.ru/

банк

Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

- стандартно оборудованные лекционные аудитории;

- специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный и др. оборудование);

Требования к специализированному оборудованию

Наименование ТСО Требования Количество
Сервер Веб-сервер системы hypermethod кластер из двух серверов supermicro x5570 2.93GHz (2проц); 16Gb оперативной памяти; емкость ЖД ~3Тб Веб-сервер сайта академии и филиалов intel xeon 2.66gHz(2проц); 4Gb оперативной памяти; windows 2003R2; емкость ЖД ~500Гб и др.  
Компьютерные классы: 2Х21
Компьютеры: P4 3.00 Ghz/512mb/120gb/intel D945GCL  
P4 3.00 Ghz/512mb/120gb/intel D945GCL    
P Dual 2.7 Ghz/2gb/320gb/Asus P5KPL-AM SE    
Программное обеспечение ОС Windows XP Prof., MS Office  
Сканер, принтер Xerox Phaser 3100MFP/S  
Аудиторные средства:
  Мультимедиапроектор  
  Ноутбук  
  Экраны для проекторов  
  Колонки  
  Пульт для компьютера и проектора  
  Доска аудиторная для написания фломастером  

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

10.1. Особенности и порядок изучения дисциплины

Учебная дисциплина «Право» согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения отнесена к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Преподавание учебной дисциплины «Право» обязательно для всех форм обучения. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Курс «Право» должен рассматриваться как вводная часть к чтению лекций по другим правовым дисциплинам в Московском финансово-юридическом университете (гражданское право, предпринимательское право и др.). Вот почему в этом вводном курсе ставится цель ввести студентов в область правовой науки в целом, познакомить их с основными правовыми понятиями и категориями.

Учебная дисциплина «Право» состоит из двух составных частей: общей и особенной. В общей части изучаются общие положения о государстве и праве, их сущности и содержании. В историко-правовом и сравнительно-правовом плане рассматриваются основные формы государства (формы правления формы государственного устройства и политического режима), рассматриваются признаки правового государства. В сравнительно-правом плане в лекциях рассматривается вопрос об источниках права в государствах, принадлежащих к различным правовым системам. Далее в общей части студенты знакомятся также с такими понятиями как «отрасль права», «правовой институт», «норма права», «структура правовой нормы» и «пределы действия правовых ном». После рассмотрения этих вопросов (на лекциях и семинарских занятиях) изучаются такие правовые категории, как «правоотношение» его структура, а также различные формы реализации права.

В особенной части рассматриваются основы ряда отраслей Российского права (конституционное право, гражданское право, уголовное право и др.).

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Право» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу студента, консультации.

 

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, интерактивные формы занятий, лекции с элементами проблемного изложения, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, консультации онлайн, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.

Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ) и проблемного изложения (ПБ).

Матрица разнообразия методов и форм обучения

Форма / Метод ОИ ПБ
Лекция + +
Лекция с элементами проблемного изложения   +
Лекция-визуализация    
Учебная конференция (ДИ)    
Проблемный семинар   +
Семинар +  
Вебинар    
Коллоквиум    
Самостоятельная работа   +
Тестирование он-лайн    
Форум    
Консультация   +

10.3 Организация самостоятельной работы студентов

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 2 зачетные единицы (72 часа).

Обучение - сложный процесс активного взаимодействия педагога и обучаемых. В ходе этого процесса активность познавательной деятельности обучающихся является важнейшим условием не только усвоения преподносимых знаний.

Как правило, большинство учащихся, придя в вуз, навыками самостоятельной работы не владеет и приобретает их постепенно в процессе учебы методом “проб и ошибок”. Тем более, что методы самостоятельной работы в вузе существенно отличаются от методов подготовки уроков в средней школе.

Рациональная организация самостоятельной учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебного задания.

Овладеть навыками и методикой рациональной организации самостоятельной учебной деятельности можно только в результате постоянных, повседневных усилий каждого обучающегося, подчас даже насилия над собой, над своими привычками, своими слабостями, т.е. в результате самовоспитания.

Цель данных рекомендаций - помочь студентам овладеть основами рациональной организации своей учебной деятельности при освоении правовых дисциплин, изучении нормативного и практического материала.

Таким образом, в ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения - закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление обучаемых, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости каждого студента в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.

Основы планирования самостоятельной работы студентов закладываются в учебном плане. В нем по каждой учебной дисциплине указываются время (в часах) аудиторных и самостоятельных занятий. Это дает возможность кафедрам равномерно распределить все домашние и контрольные задания в семестре и тематическом плане изучения учебной дисциплины.

Каждый студент должен планировать свою самостоятельную работу сам по форме, наиболее удобной для него. План - это предварительный отбор одного решения из множества других, которые возможны. Ясно, что при этом предварительном отборе одного решения из многих выбирается наиболее оптимальное, которое способствует быстрому, с меньшими затратами достижению цели.

Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, студенты должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой, чтобы быстро найти нужную книгу.

В ходе обучения в МФЮА университете студент, занимаясь самовоспитанием, должен, прежде всего, выработать у себя умение действовать и работать самостоятельно, проявляя при этом упорное и настойчивое желание овладеть знаниями, закаляя свою силу воли, умело организуя свой труд.

 

10.4 Виды, содержание, формы и средства контроля

 

Контроль за академической успеваемостью студента на протяжении всего периода обучения в МФЮА университете строится на основе бально-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков студента. При успешном овладении учебной дисциплиной студент получает определенное количество баллов.

Успешность изучения курса оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в международные буквенные оценки и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания. Дисциплина изучается на протяжении двух семестров, подобным образом оценивается успеваемость в каждом из них.

При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам контроля – зачета, экзамена (до 30 баллов).

Элементами оценивания работы студента в ходе семестра являются:

· посещаемость аудиторных занятий;

· активность студента и качество его ответов (выступлений);

· результаты рубежного контроля.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п.

Итоговая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100. Если результат на зачете, экзамене не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются.

Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за работу студента:

1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 12 баллов из расчета 12 лекций.

2. Посещение семинарских занятий - 4 балла за одно занятие, максимально 16 баллов из расчета 4 семинаров.

3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 4 баллов за одно занятие, максимально 16 баллов.

4. Прохождение первого рубежного контроля (по разделу 1 (темам 1-4)), проводится в форме письменной контрольной работы, от 1 до 8 баллов (1 балл – все вопросы раскрыты тезис но; 4 балла – все вопросы раскрыты в достаточной степени; 8 баллов – все вопросы полностью раскрыты).

5. Прохождение второго рубежного контроля (по разделу 2 (темам 5-10)), проводится в форме письменной контрольной работы от 1 до 8 баллов (1 балл – все вопросы раскрыты тезис но; 4 балла – все вопросы раскрыты в достаточной степени; 8 баллов – все вопросы полностью раскрыты).

Студенту дополнительно начисляется: за написание рефератов - 2 премиальных балла, за участие в олимпиадах - 4 премиальных балла, за участие в научных студенческих конференциях - 4 премиальных балла.

Итого максимально 70 баллов.

Прохождение итоговой аттестации (экзамен) – максимально 30 баллов.

Всего - 100 баллов.

Шкала оценок по дисциплине, завершающейся экзаменом

Оценка ECTS
Название Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение
отлично 91 – 100   A
очень хорошо 84 – 90   B
хорошо 74 – 83   С
удовлетворительно 68 – 73   D
посредственно 61 – 67   E
неудовлетворительно 0 – 60   Fx
  F

 

10.4.2 Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Правоведение» включают:

A. Банк тестовых заданий;

B. Вопросы к экзамену.

A. Банк тестовых заданий

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

___________

«____» __________ 2013 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Направление подготовки

080100.62 «Экономика»

 

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

«Финансы и кредит»

«Менеджмент»

«Экономика»

Квалификация выпускника

Бакалавр

 


Рабочая учебная программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению «Экономика» и профилям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Менеджмент» в соответствии с рабочим и учебным планом, направления подготовки бакалавра, утвержденными ректором МФЮА «» 2013г.

 

Обсуждено

на заседании кафедры

«__»________ 2013 г., протокол № __

Зав. кафедрой _________________ / /

ОДОБРЕНО

методическим советом юридического факультета

«__»________ 2013 г., протокол № __

 

Председатель

методического совета _________________ / /

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цель преподавания учебной дисциплины «Право» – дать студентам знания об основных понятиях и категориях права и государства, основных положениях отраслей российского права, привить умение ориентироваться в законодательстве Российской Федерации, соотносить реальные жизненные события (юридические факты) с нормами права.

 

Задачи курса:

- изучение сути понятий права и механизма государства;

- ознакомление с основными правовыми системами современности;

- изучение содержания основных положений отраслей российского права и институтов российского государства;

- ознакомление с основными методами государственного управления;

- подготовка к активной, общественно-социальной деятельности;

- воспитание высокой правовой культуры;

- выработка чувства нетерпимости к правонарушениям.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Право» представляет собой дисциплину базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б.1.4) ООП бакалавриата. Читается во 2 семестре. Задача учебной дисциплины «Право» способствовать формированию у студентов высокого уровня общей правовой культуры, широкой образованности и аналитических способностей. Знания полученные в ходе изучения учебной дисциплины «Право» помогают выпускникам университета ориентироваться в политических и правовых проблемах, эффективно решать юридические конфликты, формулировать проблемы и отстаивать свою точку зрения.

. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные студентом в школе при изучении обществознания. Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными компетенциями:

- знать основные научные понятия и категории (ОКВ-1), основы культуры устной и письменной речи (ОКВ-1);

- уметь грамотно излагать (устно и письменно) свои мысли, результаты учебной и исследовательской работы (ОКВ-1), логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОКВ-1).

- владеть базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам (ОКВ-1), методами систематизации данных (ОКВ-1), навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии (ОКВ-1).


Требования к результатам освоения

дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

1. Общекультурные компетенции (ОК):

- Способность к социальному взаимодействию с коллегами, работе в команде и самостоятельно на основе моральных и правовых норм и готов нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОКВ-5);

- Умеет использовать действующее законодательство, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности, обладает готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности, знает свои права и обязанности как гражданина своей страны, демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОКВ-9).

В результате изучения учебной дисциплины:

Студент знает:

- основы действующего законодательства (ОКВ-9);

- моральные и правовые нормы действующие в обществе (ОКВ-9);

- свои права и обязанности как гражданина Российской Федерации (ОКВ-9).

 

Студент умеет:

- использовать действующее законодательство, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности (ОКВ-9);

- соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности (ОКВ-9).

 

Студент владеет:

Способностью к социальному взаимодействию с коллегами и работе в команде (ОКВ-5).

 


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции   -   - -
Практические занятия (ПЗ) - - - - -
Семинары (С)   -   - -
Лабораторные работы (ЛР) - - - - -
Самостоятельная работа   -   - -
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа) - - - - -
Расчетно-графические работы - - - - -
Реферат - - - - -
Под контролем преподавателя (в аудитории)          
Вид итогового контроля зачет - * - -
Общая трудоемкость часы     - - - -
           

 

 


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Общая часть

Тема 1. Понятие государства

Теории происхождения государства. Теологическая теория. Патриархальная теория. Договорная теория. Теория насилия. Психологическая теория. Органическая теория. Ирригационная теория. Материалистическая теория. Государство как политико-правовая форма организации общества. Сущность и признаки государства. Функции государства. Типология государства. Форма государства. Механизм государства. Правовое государство.

Тема 2. Понятие права

Методы исследования происхождения, сущности и содержания права. Предмет теории права и государства Теории происхождения права и их характеристика. Естественно-правовая школа. Историческая школа права. Рационалистическая теория. Психологическая теория. Нормативистская теория права. Социологическая концепция права. Понятие, сущность и содержание права. Признаки и функции права. Связь права и государства. Принципы права. Формы реализации права. Система права и систематизация законодательства. Предмет и методы правового регулирования. Отрасли права. Правовые системы современности.

Тема 3. Нормы права

Понятие нормы права и ее содержание. Признаки нормы права. Структура нормы права. Классификация норм права по основаниям: по функциям права, по предмету регулирования, по методу правового регулирования, по форме выражения предписания, по сфере действия, по действию во времени, в пространстве и по кругу лиц. Способы изложения правовых норм. Нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты.

 

Тема 4. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Понятие и признаки правомерного поведения и правонарушения (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость). Виды правомерного поведения и правонарушений. Понятие состава правонарушения и характеристика его элементов. Понятие и признаки юридической ответственности. Цели, функции и основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности. Способы обеспечения законности и правопорядка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.151 с.)