Тестовой экспресс-диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тестовой экспресс-диагностики



Устной речи дошкольников 4-6 лет

 

Цикл рассчитан на учебный год

 

Реализуется на базе

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 2 «Василёк»

городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

 

 

Составители:

 

Юмаева Ольга Николаевна,

учитель-логопед МДОУ № 2 «Василёк» г.о. Новокуйбышевск;

 

Болонина Василина Владимировна,

методист «Ресурсного центра»

г. Новокуйбышевска

 

г.о. Новокуйбышевск, 2010

Оглавление

Стр.

1. Отзыв администрации МДОУ № 2 «Василек» г.о. Новокубыщевск..… 3

2. Аннотация ……………………………………………………………….….….7

Программа тестовой экспресс-диагностики устной речи

дошкольников 4-6 лет:

- Пояснительная записка …………………………………………… ………....10

-Основное содержание программы ………………………………………….…37

4. Список литературы ……………………………………………………….…..56

5. Методические рекомендации ………………………………………………..59

6. Приложение (фотоматериалы, формы протоколов обследования …………………………………………………………………..

Отзыв на программу тестовой экспресс-диагностики

Устной речи дошкольников 4-6 лет

 

В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), одним из важных условий которого является использование новых информационных технологий в деятельности педагога.

Практика показывает, что компьютерные технологии эффективно применяются в процессе диагностики особенностей познавательной и личностной сфер обучающихся, воспитанников с ОВЗ и помогают решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с направлениями личностно-ориентированного обучения. Поскольку в нашем учреждении созданы и функционируют интегрированные группы для детей с речевыми нарушениями, особенную актуальность приобрел вопрос о возможности разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных.

Программа тестовой экспресс-диагностики устной речи дошкольников 4-6 лет, разработанная учителем-логопедом МДОУ № 2 «Василек» Юмаевой О.Н. совместно с методистом «Ресурсного центра» Болониной В.В., направлена на оптимизацию процесса диагностики речи детей с ОВЗ, получающих коррекционную помощь в условиях логопункта.

Достоинством данной разработки являетсяразнообразие речевых проб с обоснованными чёткими критериями оценки и возможностью обработки результатов с помощью компьютера. Творчески переработав тестовую методику диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой с учетом требований образовательной программы и возрастных норм речевого развития детей 4-6 лет, авторы программы дополнили ее разделом, посвященным обследованию словарного запаса дошкольников, что позволило учителю-логопеду комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка. Применение информационных технологий при обработке и анализе результатов минимизирует временные и трудовые затраты специалиста, что позволяет осуществлять качественный и количественный анализ эффективности коррекционной работы по итогам полугодия и учебного года.

Программа четко структурирована по этапам диагностической работы и имеет 5 основных тесно взаимосвязанных разделов. В ней предусматривается возможность оценки уровня сформированности всех сторон речи дошкольников на начало, середину и конец учебного года, получения речевого профиля каждого ребенка и группы в целом, облегчающего составление индивидуальных программ развития, а также отслеживания динамики в речевом развитии воспитанников и оценки эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы, что отвечает требованиям к работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.

Поскольку в деятельности ПМПк важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений коррекционно-педагогической работы с ним, то важное значение приобретает и форма представления результатов, полученных в процессе диагностики. Практическую значимость для учителей-логопедов ДОУ имеет представленная Ольгой Николаевной и Василиной Владимировной возможность создания автоматизированной формы протокола обследования речи ребенка в компьютерной программе Excel, что помогает наглядно увидеть как индивидуальную, так и групповую картины уровня речевого развития дошкольников с ОВЗ и продвижение каждого ребенка в овладении речевыми навыками.

Апробируя программу в дошкольном учреждении с 2007 года, мы увидели, что количественный анализ результатов логопедической диагностики с применением автоматизированной системы компьютерной обработки значительно облегчает процедуру планирования индивидуальной и групповой коррекционной работы, комплектования групп детей, посещающих логопедические занятия, на основе общности структуры дефекта, а также позволяет наглядно представить результативность педагогического воздействия.

В процессе реализации программы тестовой экспресс-диагностики устной речи дошкольников 4-6 лет Ольга Николаевна показала высокий уровень знаний в области психодиагностики, логопедии, возрастной и специальной психологии, математической статистики, а также владение информационными технологиями.

Хочется отметить, что данная программа может быть использована специалистами для работы с детьми 4-6 лет, посещающих общеобразовательные учреждения, интегрированные группы.

 

Заведующий МДОУ №2 «Василек» Н.Г. Дмитриева

 

 

Аннотация

Научно-практическая новизна программы состоит в том, что речевые пробы тестовой методики Т.А. Фотековой были адаптированы для детей дошкольного возраста в соответствии с нормами развития речи в каждом возрастном периоде;

Разработаны и апробированы тестовые задания и критерии оценки для более глубокого исследования словарного запаса и навыков словообразования дошкольников;

Разработана автоматизированная форма обработки результатов обследования на базе компьютерной программы Microsoft Excel и методические рекомендации по созданию формы таблицы Excel с приложением речевого профиля обследуемых.

Научная обоснованность: В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние речи детей дошкольного возраста, которые, как правило, предусматривают качественный анализ данных обследования. Т.А. Фотековой совместно с Л.И. Переслени на основе речевых проб, предложенных Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), А.Р. Лурия (2000), впервые была разработана и апробирована стандартизированная тестовая методика обследования речи младших школьников, которая в дальнейшем была переработана и дополнена некоторыми нейропсихологическими методами при участии Т.В. Ахутиной с опорой на современные положения нейропсихологии (Л.С. Цветкова, Н.М. Пылаева). В своей работе по адаптации к дошкольному возрасту и дополнению методики Т.А. Фотековой мы руководствовались такими методологическими принципами, как принцип системного анализа речевых нарушений, принцип динамического изучения ребенка, учета возраста и ведущей деятельности, принцип единства диагностики и коррекции развития, принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе диагностики.

Актуальность и перспективность: Традиционный подход к логопедической диагностике предусматривает использование определенной схемы обследования речевых функций ребенка в соответствии с речевой картой. В условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения учитель-логопед сталкивается с необходимостью динамического обследования детей разного возраста (4-6 лет), имеющих различную структуру дефекта, в связи с чем актуальным является вопрос о разработке унифицированной методики экспресс-диагностики речи, имеющей балльно-уровневую систему оценки и возможность автоматизированной компьютерной обработки результатов тестирования. Предложенная нами программа актуальна с точки зрения удобства в использовании, возможности наглядного представления результатов тестирования, а также построения адекватной педагогической стратегии на основе анализа данных комплексной диагностики компонентов языковой системы и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Практическая направленность: диагностическая программа предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста, владеющих вербальными средствами общения, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени сформированности всех сторон речи (получения речевого профиля), что позволяет обоснованно формулировать направления как индивидуальной, так и фронтальной коррекционной работы, комплектовать подгруппы детей на основе общности структуры речевых нарушений, отслеживать динамику развития ребенка и результативность логопедической работы.

Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. Программа может использоваться не только учителями-логопедами, но и педагогами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами ДОУ при условии точного соблюдения требований методики. Программа может быть использована в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов детей. Очевидно наличие межпредметных связей программы с занятиями по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и обучению грамоте, а также с психологическими занятиями в детском саду. Воспитатели и специалисты ДОУ могут использовать данные, полученные при диагностике речевых особенностей детей, с целью оказания более дифференцированного коррекционно-развивающего воздействия

Цель программы: первичная, промежуточная, итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 4-6 лет, владеющих вербальными средствами общения.

Задачи:

1. определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало, середину и конец учебного года;

2. уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

3. сформулировать направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы;

4. скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;

5. отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.

Программа адресована учителям-логопедам ДОУ для использования в процессе диагностики речи детей дошкольного возраста (4-6 лет), владеющих вербальными средствами общения.

Продолжительность курса: программа рассчитана на учебный год. В соответствии с Положением о работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ поэтапно проводится первичная, промежуточная и итоговая диагностика речи дошкольников.

Ожидаемые результаты программы. Точная и своевременная диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы дошкольников 4-6 лет с возможностью осуществления качественно-количественного анализа и наглядного представления результатов обследования.

Сведения о практической апробации программы: реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Василек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей городского округа Новокуйбышевск Самарской области. Срок апробации программы – 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные годы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.120.202 (0.013 с.)