Детский сад №2 «Василек» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г.о. Новокуйбышевск 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский сад №2 «Василек» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г.о. Новокуйбышевск



Детский сад №2 «Василек» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г.о. Новокуйбышевск

 

 

Программа

Тестовой экспресс-диагностики

Устной речи дошкольников 4-6 лет

 

Цикл рассчитан на учебный год

 

Реализуется на базе

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 2 «Василёк»

городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

 

 

Составители:

 

Юмаева Ольга Николаевна,

учитель-логопед МДОУ № 2 «Василёк» г.о. Новокуйбышевск;

 

Болонина Василина Владимировна,

методист «Ресурсного центра»

г. Новокуйбышевска

 

г.о. Новокуйбышевск, 2010

Оглавление

Стр.

1. Отзыв администрации МДОУ № 2 «Василек» г.о. Новокубыщевск..… 3

2. Аннотация ……………………………………………………………….….….7

Программа тестовой экспресс-диагностики устной речи

дошкольников 4-6 лет:

- Пояснительная записка …………………………………………… ………....10

-Основное содержание программы ………………………………………….…37

4. Список литературы ……………………………………………………….…..56

5. Методические рекомендации ………………………………………………..59

6. Приложение (фотоматериалы, формы протоколов обследования …………………………………………………………………..

Отзыв на программу тестовой экспресс-диагностики

Устной речи дошкольников 4-6 лет

 

В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), одним из важных условий которого является использование новых информационных технологий в деятельности педагога.

Практика показывает, что компьютерные технологии эффективно применяются в процессе диагностики особенностей познавательной и личностной сфер обучающихся, воспитанников с ОВЗ и помогают решать самые трудные в традиционной практике задачи, связанные с направлениями личностно-ориентированного обучения. Поскольку в нашем учреждении созданы и функционируют интегрированные группы для детей с речевыми нарушениями, особенную актуальность приобрел вопрос о возможности разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных.

Программа тестовой экспресс-диагностики устной речи дошкольников 4-6 лет, разработанная учителем-логопедом МДОУ № 2 «Василек» Юмаевой О.Н. совместно с методистом «Ресурсного центра» Болониной В.В., направлена на оптимизацию процесса диагностики речи детей с ОВЗ, получающих коррекционную помощь в условиях логопункта.

Достоинством данной разработки являетсяразнообразие речевых проб с обоснованными чёткими критериями оценки и возможностью обработки результатов с помощью компьютера. Творчески переработав тестовую методику диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой с учетом требований образовательной программы и возрастных норм речевого развития детей 4-6 лет, авторы программы дополнили ее разделом, посвященным обследованию словарного запаса дошкольников, что позволило учителю-логопеду комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка. Применение информационных технологий при обработке и анализе результатов минимизирует временные и трудовые затраты специалиста, что позволяет осуществлять качественный и количественный анализ эффективности коррекционной работы по итогам полугодия и учебного года.

Программа четко структурирована по этапам диагностической работы и имеет 5 основных тесно взаимосвязанных разделов. В ней предусматривается возможность оценки уровня сформированности всех сторон речи дошкольников на начало, середину и конец учебного года, получения речевого профиля каждого ребенка и группы в целом, облегчающего составление индивидуальных программ развития, а также отслеживания динамики в речевом развитии воспитанников и оценки эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы, что отвечает требованиям к работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.

Поскольку в деятельности ПМПк важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений коррекционно-педагогической работы с ним, то важное значение приобретает и форма представления результатов, полученных в процессе диагностики. Практическую значимость для учителей-логопедов ДОУ имеет представленная Ольгой Николаевной и Василиной Владимировной возможность создания автоматизированной формы протокола обследования речи ребенка в компьютерной программе Excel, что помогает наглядно увидеть как индивидуальную, так и групповую картины уровня речевого развития дошкольников с ОВЗ и продвижение каждого ребенка в овладении речевыми навыками.

Апробируя программу в дошкольном учреждении с 2007 года, мы увидели, что количественный анализ результатов логопедической диагностики с применением автоматизированной системы компьютерной обработки значительно облегчает процедуру планирования индивидуальной и групповой коррекционной работы, комплектования групп детей, посещающих логопедические занятия, на основе общности структуры дефекта, а также позволяет наглядно представить результативность педагогического воздействия.

В процессе реализации программы тестовой экспресс-диагностики устной речи дошкольников 4-6 лет Ольга Николаевна показала высокий уровень знаний в области психодиагностики, логопедии, возрастной и специальной психологии, математической статистики, а также владение информационными технологиями.

Хочется отметить, что данная программа может быть использована специалистами для работы с детьми 4-6 лет, посещающих общеобразовательные учреждения, интегрированные группы.

 

Заведующий МДОУ №2 «Василек» Н.Г. Дмитриева

 

 

Аннотация

Научно-практическая новизна программы состоит в том, что речевые пробы тестовой методики Т.А. Фотековой были адаптированы для детей дошкольного возраста в соответствии с нормами развития речи в каждом возрастном периоде;

Разработаны и апробированы тестовые задания и критерии оценки для более глубокого исследования словарного запаса и навыков словообразования дошкольников;

Разработана автоматизированная форма обработки результатов обследования на базе компьютерной программы Microsoft Excel и методические рекомендации по созданию формы таблицы Excel с приложением речевого профиля обследуемых.

Научная обоснованность: В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние речи детей дошкольного возраста, которые, как правило, предусматривают качественный анализ данных обследования. Т.А. Фотековой совместно с Л.И. Переслени на основе речевых проб, предложенных Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), А.Р. Лурия (2000), впервые была разработана и апробирована стандартизированная тестовая методика обследования речи младших школьников, которая в дальнейшем была переработана и дополнена некоторыми нейропсихологическими методами при участии Т.В. Ахутиной с опорой на современные положения нейропсихологии (Л.С. Цветкова, Н.М. Пылаева). В своей работе по адаптации к дошкольному возрасту и дополнению методики Т.А. Фотековой мы руководствовались такими методологическими принципами, как принцип системного анализа речевых нарушений, принцип динамического изучения ребенка, учета возраста и ведущей деятельности, принцип единства диагностики и коррекции развития, принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе диагностики.

Актуальность и перспективность: Традиционный подход к логопедической диагностике предусматривает использование определенной схемы обследования речевых функций ребенка в соответствии с речевой картой. В условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения учитель-логопед сталкивается с необходимостью динамического обследования детей разного возраста (4-6 лет), имеющих различную структуру дефекта, в связи с чем актуальным является вопрос о разработке унифицированной методики экспресс-диагностики речи, имеющей балльно-уровневую систему оценки и возможность автоматизированной компьютерной обработки результатов тестирования. Предложенная нами программа актуальна с точки зрения удобства в использовании, возможности наглядного представления результатов тестирования, а также построения адекватной педагогической стратегии на основе анализа данных комплексной диагностики компонентов языковой системы и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Практическая направленность: диагностическая программа предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста, владеющих вербальными средствами общения, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени сформированности всех сторон речи (получения речевого профиля), что позволяет обоснованно формулировать направления как индивидуальной, так и фронтальной коррекционной работы, комплектовать подгруппы детей на основе общности структуры речевых нарушений, отслеживать динамику развития ребенка и результативность логопедической работы.

Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. Программа может использоваться не только учителями-логопедами, но и педагогами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами ДОУ при условии точного соблюдения требований методики. Программа может быть использована в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов детей. Очевидно наличие межпредметных связей программы с занятиями по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и обучению грамоте, а также с психологическими занятиями в детском саду. Воспитатели и специалисты ДОУ могут использовать данные, полученные при диагностике речевых особенностей детей, с целью оказания более дифференцированного коррекционно-развивающего воздействия

Цель программы: первичная, промежуточная, итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 4-6 лет, владеющих вербальными средствами общения.

Задачи:

1. определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало, середину и конец учебного года;

2. уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

3. сформулировать направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы;

4. скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;

5. отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.

Программа адресована учителям-логопедам ДОУ для использования в процессе диагностики речи детей дошкольного возраста (4-6 лет), владеющих вербальными средствами общения.

Продолжительность курса: программа рассчитана на учебный год. В соответствии с Положением о работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ поэтапно проводится первичная, промежуточная и итоговая диагностика речи дошкольников.

Ожидаемые результаты программы. Точная и своевременная диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы дошкольников 4-6 лет с возможностью осуществления качественно-количественного анализа и наглядного представления результатов обследования.

Сведения о практической апробации программы: реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Василек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей городского округа Новокуйбышевск Самарской области. Срок апробации программы – 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные годы.

Пояснительная записка

Актуальность:

Проблема выбора оптимальных методов диагностики речевого развития ребенка остро стоит перед учителями-логопедами, поскольку от точности и объективности результатов обследования зависит успешность коррекционной работы с детьми. В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать такие нарушения речи дошкольников, как ОНР, ФФН, предусматривающие, как правило, качественный анализ данных. В соответствии с традиционным подходом к логопедической диагностике специалисты используют определенную схему обследования речевых функций ребенка в соответствии с речевой картой. Однако в процессе динамического наблюдения за ребенком с целью отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности проведенной коррекционной работы может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, позволяющая выразить результат не только в качественной, но и в количественной формах.

В условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения учитель-логопед сталкивается с необходимостью обследования детей разного возраста (4-6 лет), имеющих различную структуру дефекта, 2-3- раза в год (в начале, середине и конце учебного года). В связи с этим актуальным является вопрос о разработке унифицированной методики экспресс-диагностики речи, отвечающей следующим требованиям:

ü Минимум временных и материальных затрат;

ü Информативность;

ü Системность;

ü Объективность, наличие чётких критериев оценки;

ü Наличие дифференцированной системы оценки речевых возможностей детей разного возраста (4-6 лет);

ü Удобство обработки результатов (быстрота, доступность, использование компьютерных технологий);

ü Наглядность представления результатов диагностики с помощью таблиц, графиков;

ü Возможность оценить количественный и качественный результаты в динамике;

ü Возможность оценить индивидуальный и коллективный результат (индивидуальный речевой профиль ребёнка и профиль группы).

Анализ методической литературы, посвященной вопросам логопедической диагностики, показал, что Т.А. Фотековой разработана тестовая методика, отвечающая большинству из перечисленных требований, однако предназначена она для обследования младших школьников. На ее основе авторским коллективом (Л.П. Анисимова, Н.И. Белоглазова, Е.В. Попова, С.Н. Сазонова) были разработаны примерные методики диагностики дошкольников с отклонениями в развитии, адресованные членам психолого-медико-педагогических консультаций и, к сожалению, не распространенные среди учителей-логопедов ДОУ. Таким образом, в поисках соответствующей нашим требованиям системы диагностики речи детей дошкольного возраста мы столкнулись с необходимостью разработки собственного варианта тестовой методики, имеющей балльно-уровневую систему оценки и возможность автоматизированной компьютерной обработки результатов тестирования.

Предложенная нами программа актуальна с точки зрения удобства в использовании, возможности наглядного представления результатов тестирования, а также построения адекватной педагогической стратегии на основе анализа данных комплексной диагностики компонентов языковой системы и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Цель программы: первичная, промежуточная, итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 4-6 лет, владеющих вербальными средствами общения

Задачи:

1. Определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало, середину и конец учебного года;

2. Уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

3. Сформулировать направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы;

4. Скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;

5. Отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.

Структура и содержание программы:

Программа предполагает многоэтапную деятельность по систематическому отслеживанию уровня сформированности компонентов языковой системы дошкольников (мониторинг).

Структура методики

Серия I. «Исследование сенсомоторного уровня речи» включает 4 группы заданий.

Первая группа состоит из 5 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической прак­тике этот прием традиционно используется для проверки фоне­матического восприятия. Однако при интерпретации результатов следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляют­ся в инертности, «застревании» на каком-либо слоге.Таким образом, первое задание носит комплексный харак­тер.

Вторая группа проб нацелена на исследование состояния артику­ляционной моторики путем выполнения 5 движений и цепочек движений по показу экспериментатора.

Третья группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобран­ных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях. Оценка произношения производится в соответствии с 5 группами звуков (свистящие, шипящие, Л и Л', Р и Р', остальные звуки).

Известно, что стойким и плохо поддающимся коррекции призна­ком системной речевой патологии является нарушение звуко-слоговой структуры слова, т.е. количества и последовательности зву­ков и слогов в слове, ударности и строения отдельных слогов (Т.А. Титова, 1983). На выявление соответствующих нарушений направ­лена четвертая группа заданий серии, включающая 5 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

Максимальное количество баллов за выполнение первой, третьей и четвертой групп заданий соответствует количеству входящих в них проб (5, 5 и 5 баллов), наивысший балл за звукопроизношение ра­вен 15. Таким образом, максимальная оценка за всю серию — 30 баллов.

II серия — Исследование активного словаря — состоит из 9 групп заданий, выявляющих, в какой мере у ребенка сформирован предикативный, номинативный и атрибутивный словарь и на­выки актуализации слов.

Первая группа заданий направлена на оценку состояния предикативного словаря и предусматривает:

А) подбор глаголов к существительным. Ребенку предлагается назвать действие, которое совершается при помощи названного предмета (Что делают карандашом?), а затем – действие самого предмета (Как передвигается рыба?);

Б) подбор антонимов к словам, обозначающим действия предметов;

В) владение словами-действиями, близкими по значению (шьет – вяжет – вышивает), умение дифференцировать такие слова в речи.

Вторая группа заданий направлена на оценку состояния номинативного словаря:

А) ребенку предлагается назвать предметы на картинках;

Б) подобрать обобщающее слово к группе предъявленных предметных картинок;

В) назвать части предметов. В этом задании дифференцировано оцениваются ответы детей 4 лет (максимальная оценка – 3 балла) и 5-6 лет (максимальная оценка за это задание достигает 4 баллов).

Третья группа речевых проб предусматривает оценку состояния атрибутивного словаря ребенка и выявляет:

А) знание названий основных и оттеночных цветов;

Б) умение подбирать слова-признаки к словам-предметам;

В) умение подбирать антонимы к прилагательным.

Максимальная оценка за серию — 34-35 баллов (для детей 4 и 5-6 лет соответственно).

III серияИсследование навыков словообразования — состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 5 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей животных, и умения образовывать та­кие формы от названия взрослого животного.

Вторая группа состоит из 5 проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова.

Третья группа заданий самая большая: в ней 15 проб, преду­сматривающих образование качественных, относительных и при­тяжательных прилагательных от существительных.

Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю серию равен 25.

IV серия — Исследование навыков словоизменения — состоит из пяти групп заданий, по 5 проб в первых четырех заданиях и 10 проб – в последнем задании.

Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингви­стов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка. При анализе выполнения проб на повторение следует обратить внимание не только на грамматичес­кие, но и на лексические ошибки, такие как пропуск слов, сло­весные замены.

Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить пра­вильность предложений, составленных как в соответствии с нор­мами языка, так и с их нарушениями.

Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказы­вания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой пато­логией.

Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы су­ществительных множественного числа в именительном и родитель­ном падежах.

Максимальное количество баллов за всю серию составляет 30 баллов.

Ответы Иры К. Дата обследования: 16.09.2009.

Серия I

1. БА-ПА ПА-ПА (неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками – 0,25)

ТА-ДА-ТА ТА-ДА-ТА (первый член воспроизведен правильно, второй уподобляется 1-му – 0,5)

КОТ-ДОТ ГОД-ГОД (0,25)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3 б.

2. Все задания выполнены верно (по 1 баллу)

Итог: 5 б.

3. [р]- недостаточно автоматизирован – 1,5

Остальные ответы – верные (по 3 балла)

Итог: 13,5 б.

4. «тем пе ра тура» - (послоговое замедлен. произнес.-0,5 б.)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 4,5 б.

Серия II

1. а) лошадь бежит – 0,25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

б) засыпает – спит - 0,25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

в) поиск с нахождением правильного ответа (вышивает) - 0,5. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 8 б.

2. а) учитель - поиск с нахождением правильного ответа - 0,5. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

б) инструменты – невыполнение – 0, транспорт = «машины» - 0,25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

в) циферблат – не ответила, 0, корпус= коробочка – 0. 25. Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 9 б.

3. а) коричневый – поиск слова – 0,5

б) лук – поиск – 0,5

в) веселый – невеселый – 0,25

Итог: 11,25

Серия III

1. Все ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 5 б..

2. ведро – ведрочко (0), гнездо - с помощью (0,5).

3. а) «соломная» - неверн. (0,25)

«ледовая» - самокоррекция (0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3,75 б.

2 б) «морозный» (вместо холодный) – 0,25

«жаркий» (теплый) – 0,25

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3,5 б.

2 в) медвежий – «медведин» (0), заячий – с помощью (0,25). Остальные ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 2,25 б.

Серия IV

1. Все ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 5 б.

2. Милиционер стоит на п о сте. (неверно образ…0,25)

Мама склонилась над коляск у. (самокоррекция - 0,5)

Собака зашла в будку. (самокоррекц – 0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу) Итог: 3,25 б.

3. Синичка сидит на дереве. (привнесение – 0,25)

Осень дождь часто идёт. (незначит смыслов неточность, аграмматизм – 0,25)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 3,5 б.

4. Почки распустились в деревьях. (после стимулир помощи – 0,5)

Пёс сидит в конуре. (после стимул вида пом – 0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 4 б.

5. (1) зверь – (несколько) зв е рья (после стим помощи – 0,5)

(1) звезда – много чего? – звезд ов (после стим пом – 0,5)

Остальные ответы – верные (по 1 баллу)

Итог: 4 б.

Серия V

1. Мальчик проснулся, оделся, умылся, почистил зубы, покушал, собрался и сказал собаке: «Ничего не делай тут. Вот когда я приду, я посмотрю, как ты слушаешься», - и ушёл. Когда мальчик пришёл, собака сдёрнула скатерть у стола, кастрюля с половником упала и разбилась. А когда мальчик пришёл, он сделал кастрюлю, заклеил, убрался в квартире. А собачка заснула.

5+2,5+5=12,5 б. (2,5 б – стереотипность оформления, повторы конструкций).

2. Белый козлёнок побежал через речку, а черный козлик – по мостику. Они не могли вдвоём перелезть. По одному они перелезли по мостику. Первый (чёрный) козлик утонул. Белый взял палку большую и толстую и спас его. Он побежал к своей маме, а белый козлик – к своей маме. И так и жили они.

1+5+5=11 б.

(1 б – искажение смысла, включение посторонней информации)

По результатам тестирования заполняется таблица Excel и автоматически строится речевой профиль:

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПО ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКЕ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
Фамилия ребенка: Ира С. Возраст 6 лет Группа Дата обследования 16.09.08 24.05.09
Речевые пробы Максимально возможное количество баллов Кол-во баллов на начало года Кол-во баллов на конец года Уровень успешности на начало года Уровень успешности на конец года
Серия I. Уровень моторной организации высказывания   26,0 25,6 87% 85%
1. Фонематическое восприятие   3,0 4,1 60% 82%
2. Звукопроизношение   13,5 14,0 90% 93%
3. Артикуляционная моторика   5,0   100% 68%
4. Звуко-слоговая структура слова   4,5   90% 82%
Серия II. Состояние активного словаря   27,3 32,3 78% 92%
1. Словарь действий   8,0 8,8 80% 88%
а) подбор глаголов к существительным   3,3 3,5 81% 88%
б) подбор антонимов к словам-действиям   2,3 3,0 75% 100%
в) называние семантически близких слов-действий   2,5 2,3 83% 75%
2. Предметный словарь   8,0 11,5 67% 96%
а) называние предметов   3,5 4,0 88% 100%
б) подбор обобщающих слов   2,3 3,5 56% 88%
в) называние частей предметов   2,3 4,0 56% 100%
3. Словарь признаков   11,3 12,0 87% 92%
а) называние основных и оттеночных цветов   3,5 4,0 88% 100%
б) подбор прилагательных к существительным   5,5 5,0 92% 83%
в) подбор антонимов к прилагательным   2,3 3,0 77% 100%
Серия III. Словообразование     22,7 72% 91%
1. Названия детенышей   5,0 4,1 100% 82%
2. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суфф.   3,5 4,1 70% 82%
3. Образование относительных прилагательных   2,8 5,0 55% 100%
4. Образование качественных прилагательных   4,5 4,5 90% 90%
5. Образование притяжательных прилагательных   2,25 5,0 45% 100%
Серия IV. Словоизменение   24,8 28,9 83% 96%
1. Повторение предложений   5,0 4,8 100% 96%
2. Верификация предложений   3,3 4,7 65% 94%
3. Составление предложений из слов в н. ф.   3,5 4,4 70% 88%
4. Дополнение предложений предлогами   4,0 5,0 80% 100%
5. Образование мн.ч. существительных   9,0 10,0 90% 100%
Серия V. Связная речь   26,0 28,0 87% 93%
1. Составление рассказа по серии картинок   12,5 15,0 83% 100%
2. Пересказ текста   11,0 13,0 73% 87%
За весь тест   119,6 137,5 83% 92%

 

Из протокола обследования в начале учебного года следует, что речевой дефект Иры С. Характеризуется недоразвитием фонематических процессов, недостаточным уровнем сформированности словаря и навыков словообразования, а также навыков пересказа. На основании количественных и качественных данных, полученных в ходе обследования, определяются направления работы с ребенком на текущий учебный год: Развитие фонематического восприятия и представлений; обогащение словарного запаса, совершенствование навыков словообразования, связной речи.

Таким образом, речевой профиль позволяет ясно представить «западающие» звенья речевой системы, нуждающиеся в коррекции.

 

Приведем пример речевого профиля группы детей, имеющих речевую патологию:

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ПО ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКЕ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
Группа № 1 Возраст Группа Дата обследования 10.09.09 16.01.10
Речевые пробы Максимально возможное количество баллов Кол-во баллов на начало года Кол-во баллов на середину года Уровень успешности на начало года Уровень успешности на середину года
Серия I. Уровень моторной организации высказывания   18,5 24,8 62% 83%
1. Фонематическое восприятие   2,6 3,9 52% 78%
2. Звукопроизношение   9,5 12,5 63% 83%
3. Артикуляционная моторика   3,1 4,4 62% 88%
4. Звуко-слоговая структура слова   3,3 4,0 66% 80%
Серия II. Состояние активного словаря   21,3 30,1 61% 86%
1. Словарь действий   6,0 8,3 60% 83%
а) подбор глаголов к существительным   2,5 3,5 63% 88%
б) подбор антонимов к словам-действиям   2,0 2,5 67% 83%
в) называние семантически близких слов-действий   1,5 2,3 50% 75%
2. Предметный словарь   7,5 10,5 63% 88%
а) называние предметов   3,0 3,5 75% 88%
б) подбор обобщающих слов   2,0 3,5 50% 88%
в) называние частей предметов   2,5 3,5 63% 88%
3. Словарь признаков   7,8 11,3 60% 87%
а) называние основных и оттеночных цветов   2,3 3,5 56% 88%
б) подбор прилагательных к существительным   4,0 5,0 67% 83%
в) подбор антонимов к прилагательным   1,5 2,8 50% 93%
Серия III. Словообразование   16,5 20,8 66% 83%
1. Названия детенышей   3,0 3,5 60% 70%
2. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суфф.   3,0 4,0 60% 80%
3. Образование относительных прилагательных   3,5 4,5 70% 90%
4. Образование качественных прилагательных   3,5 4,5 70% 90%
5. Образование притяжательных прилагательных   3,5 4,3 70% 86%
Серия IV. Словоизменение   15,5 22,3 52% 74%
1. Повторение предложений   2,6 3,8 52% 76%
2. Верификация предложений   2,5 4,0 50% 80%
3. Составление предложений из слов в н. ф.   2,4 3,5 48% 70%
4. Дополнение предложений предлогами   2,0 3,5 40% 70%
5. Образование мн.ч. существительных   6,0 7,5 60% 75%
Серия V. Связная речь   15,5 22,5 52% 75%
1. Составление рассказа по серии картинок   8,0 10,0 53% 67%
2. Пересказ текста   7,5 12,5 50% 83%
За весь тест   87,3 120,5 58% 80%

Сравним профиль группы детей экспериментальной группы с профилем контрольной группы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.133 с.)