Родительство в изменяющихся социокультурных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительство в изменяющихся социокультурных условиях



По одноименной статье Гурко и немного из хорошей статьи Доерти У.Дж., Кунески Э.Ф., Эриксон М.Ф. Ответственное отцовство: обзор и основные понятия.

Одной из важных особенностей сегодняшнего российского общества является переход к «широкому» типу культурной социализации, предполагающему плюрализм, вариативность, личностную независимость, индивидуализацию жизненный стилей. В связи с этим предполагается и институциональная вариативность, в том числе и вариативность внутри института родительства. Проще говоря, нельзя уже выделить какой-то доминирующий тип родительства, а происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми. Перечислим некоторые моменты: увеличение разводов и внебрачных рождений à семьи с одним родителем или неполные семьи (сейчас увеличивается доля отцов-одиночек) à резкое уменьшение контактов с другим родителем. Также все чаще single parents вступают в повторные браки. Нуклеаризация семей. Малодетность, однодетность как норма и тенденция. Расширение диапазона рождений как за счет юных матерей, так и позднородящих.

Определим, что же такое «родительство». «Родительство» определяется И.С. Коном как «система взаимосвязанных явлений: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям: б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.» В англоязычной литературе используются два термина. Первый из них - parenthood -чаще применяют специалисты, анализирующие институциональные характеристики родительства. Второй - parenting - употребляется для раскрытия собственно родительских ролей, включая отклонения от одобряемых в данной конкретной культуре моделей обращения с детьми: пренебрежение основными потребностями детей (neglect), злоупотребления (abuse), насилие (violence).

Гурко выбрала для изучения материнство и в далеком 94-95-м провела исследование с целью проанализировать установки матерей с точки зрения социокультурных норм в сфере родительства. 3 города средней величины и Москва; 980 подростков-девятиклассников и 450 их матерей из нуклеарных однодетных семей. Выводы:

Матери чаще контактируют с детьми в плане прогулок, занятий с ними, посещения школы, нежели отцы. Отчимы еще меньше внимания уделяют детям. ***Из хорошей статьи: такая характеристика не столько зависит от самих отцов, сколько от отношений их с матерью и социокультурных факторов. Во-первых, так как матерей-одиночек больше, нежели отцов, то отцы либо не могут, либо не хотят контактировать с ребенком, то есть для отца важно условие рядом-с-ребенком-бытия и зачастую еще статус официального отцовства (так как мужчине важно осознать себя в роли отца). Во-вторых, чрезвычайно велико влияние матери – многие из них не хотят, чтобы отец сильно ввергался в «исконно материнскую» сферу воспитания детей. А уж отчим, по мнению многих, вообще не имеет права вторгаться в этот процесс. Также частота контактов зависит от того, работает ли мать и работает ли отец (в том числе и растущая тенденция модели «мать работает, отец с детьми дома»). Важно еще, в официальном ли браке состоят, какие отношения между родителями. Ну и контекстуальные факторы: культурные ценности, занятость, расово-этническая и религиозная принадлежность, а также насколько поддерживается институт отцовства в государстве/обществе. Исследование Гурко утверждают, что в случае, если отец не живет с детьми, инициатором встреч чаще становятся дети, если ребенок рожден вне брака, то встречи вообще очень редки.

Чем дети недовольны в своих родителях? И девочки и мальчики недовольны, что мать ругает «не за что», кричит, «пилит», а также тем. что «не дает самостоятельности», «слишком беспокоится», «лезет в мои дела». В семьях с отчимами девочек не устраивает характер матери (19%), мальчиков (12%) - то, что она мало дает денег. В отношении отцов претензии несколько иные. И девочкам и мальчикам не нравится грубость отца (мальчиков отцы «доводят», некоторые его боятся), несправедливость, строгость и сердитость, претензии на абсолютную правоту (традиционные отцовские качества в крайнем выражении). С отцами дети хотят «быть чаще», жалуются на его отсутствие дома. Девочки чаще, чем мальчики, отмечают пьянство отца и его привычки (их «бесит» то, что он неопрятен, ленив, зануден).

Не подтвердилась гипотеза о том, что в неполных семьях матери более детоцентричны. В целом более половины матерей имеют максимальные показатели по шкале «концентрация на ребенке».

Гурко выделила 3 основных типа материнского контроля в зависимости от того, кто принимает решения: в основном родители, совместные решения, сам подросток: авторитарный, партнерский, бесконтрольный (попустительский), полученным данным сегодняшние подростки достаточно самостоятельны, причем не выявлено существенных различий между мальчиками и девочками. В определенной мере это и свидетельство безнадзорности в условиях, когда родители, в том числе матери, вынужденные повышать низкий уровень жизни дополнительными заработками, не могут уделить ребенку столько времени, сколько считают нужным. Матери в большей мере считают себя контролирующими, нежели сами подростки. Последние несколько переоценивают свою самостоятельность (но не настолько, как это принято считать). Сферы, в которых больше всего расходятся мнения, вероятно, наиболее проблемные: «говорить ли родителям, где он/она будет уходя из дома», «можно ли зарабатывать деньги», «с кем проводить свободное время», «когда ложиться спать в будние дни», «выполнять ли домашнюю работу».

Нет доминирующего взгляда матерей на то, каким должен стать ее ребенок (девочка или мальчик), когда он вырастет. Некоторые ратуют за традиционные Вуз и Свадьба, кому-то важно, чтобы дети стали разносторонними; кто-то указывал лишь на черты, которые должны быть характерными для мальчика или девочки.

Как говорит Зара J, социализация и исполнение когнитивной функции в семье не должны быть односторонними. Многие матери отметили, что дети пытаются их учить/ обучать (имеется в виду и морализаторство, и технические навыки). Есть матери, которые с пониманием относятся к этому процессу, а есть те, кто считают, что «мал, чтобы учить».

Ну и последнее – тревожная российская тенденция. Лишь небольшая доля опрошенных (менее 20%) идентифицировала себя с одним или обоими родителями, то есть указали, что в будущем походить на родителя/лей (для сравнения: на западе ок 75%). Значительная часть опрошенных (48% девочек и 35% мальчиков) хотят быть самими собой, не походить ни на кого.

14. Эмоционально – психологическая функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать - это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья - это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус.

Также эту функцию называют функцией эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.006 с.)